|
Риккерт Генрих(1863-1936)-немецкий
философ, один из основоположников баденской школы неокантианства. Родившись
в Гейдельберге, работал в университетах Фрайбурга и Гейдельберга; особое
влияние на него оказал Виндельбанд, другой лидер неокантианства. Р.
отказывается от кантовского понимания "вещи-в-себе", признавая
подлинную действительность имманентной сознанию. Трансцендентной же
сознанию является религиозная реальность и прежде всего Бог как предмет
веры. Все, кроме Бога, является по сути результатом деятельного конституирования
безличностного трансцендентального сознания, которое направлено прежде
всего на природу и культуру. Всеобщие законы природы понимаются Р. как
априорные правила рассудка, исторические е науки направлены не на всеобщие
законы, а на единичные, уникальные, неповторимые события, явления, личности.
Как можно увидеть в основополагающей работе "Науки о природе и
науки о культуре", Р. в значительной степени опирается на В. Дильтея,
методологически разделяющего науки о природе и науки о духе. Понимание
истории, центральной из наук и культуре, немыслимо без ценностных установок,
в чем абсолютно не нуждаются науки о природе. Свое отношение к природе
и культуре Р. воплотил в важной работе "Границы естественнонаучного
образования понятий. Логическое введение в исторические науки".
Саму философию Р. понимает как науку о ценностях, которые сами по себе
независимы от субъектно-объектной дифференциации, представляя собой
мир трансцендентного смысла. Баденская школа неокантианства в целом
исходит из трансцендентальной философии ценности. В связи с этим особое
место занимает проблема отношения человека, сознания и его мировоззрения
к ценностному видению мира, истории, жизни в целом. Такой подход способствует
обращению позднего Р. в некоторых вопросах к феноменологии-это заметно
в таких его работах, как "Философия истории" и "Философия
жизни"(очень важно, что феноменологию ценностей разрабатывал и
Макс Шелер, основоположник современной философской антропологии). Что
касается онтологических исследований, то Р. наряду с бытием выделяет
6 сфер(логика, эстетика, мистика, этика, эротика и религия) и соответствующие
им типы ценностей(истина, красота, надличностная святость, нравственность,
счастье и личная святость). Последние работы Р. были связаны с критикой
онтологических концепций М. Хайдеггера и Н. Гартмана и интересом к проблеме
сущности метафизики.
Дорофеев
Д.Ю.
|