Риккерт Генрих

 

 
Риккерт Генрих(1863-1936)-немецкий философ, один из основоположников баденской школы неокантианства. Родившись в Гейдельберге, работал в университетах Фрайбурга и Гейдельберга; особое влияние на него оказал Виндельбанд, другой лидер неокантианства. Р. отказывается от кантовского понимания "вещи-в-себе", признавая подлинную действительность имманентной сознанию. Трансцендентной же сознанию является религиозная реальность и прежде всего Бог как предмет веры. Все, кроме Бога, является по сути результатом деятельного конституирования безличностного трансцендентального сознания, которое направлено прежде всего на природу и культуру. Всеобщие законы природы понимаются Р. как априорные правила рассудка, исторические е науки направлены не на всеобщие законы, а на единичные, уникальные, неповторимые события, явления, личности. Как можно увидеть в основополагающей работе "Науки о природе и науки о культуре", Р. в значительной степени опирается на В. Дильтея, методологически разделяющего науки о природе и науки о духе. Понимание истории, центральной из наук и культуре, немыслимо без ценностных установок, в чем абсолютно не нуждаются науки о природе. Свое отношение к природе и культуре Р. воплотил в важной работе "Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки".
Саму философию Р. понимает как науку о ценностях, которые сами по себе независимы от субъектно-объектной дифференциации, представляя собой мир трансцендентного смысла. Баденская школа неокантианства в целом исходит из трансцендентальной философии ценности. В связи с этим особое место занимает проблема отношения человека, сознания и его мировоззрения к ценностному видению мира, истории, жизни в целом. Такой подход способствует обращению позднего Р. в некоторых вопросах к феноменологии-это заметно в таких его работах, как "Философия истории" и "Философия жизни"(очень важно, что феноменологию ценностей разрабатывал и Макс Шелер, основоположник современной философской антропологии). Что касается онтологических исследований, то Р. наряду с бытием выделяет 6 сфер(логика, эстетика, мистика, этика, эротика и религия) и соответствующие им типы ценностей(истина, красота, надличностная святость, нравственность, счастье и личная святость). Последние работы Р. были связаны с критикой онтологических концепций М. Хайдеггера и Н. Гартмана и интересом к проблеме сущности метафизики.


Дорофеев Д.Ю.

 

Возврат:    [начальная страница]   [список авторов]


Все содержание (C) Copyright РХГА