Программы и учебные материалы


Рабочая программа дисциплины
СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

К.ф. н., доцента Дорофеева Д. Ю.

Кафедра философии

Семинары-16
Лекциии--32

Цель и задачи изучения дисциплины:

Цель: введение в историю, специфику и основную проблематику социальной антропологии; рассмотрение этапов формирования антропологического знания, его методов, форм, основных понятий и представителей; исследование взаимосвязей "общество-социальные механизмы-история-язык-человек" в условия повседневного существования.

Основные знания:

Понимание студентом специфики антропологической парадигмы и истории ее формирования в европейской культуре; ознакомление с многообразным применением этой парадигмы в 20 веке(социальная, культурная, истрическая, философская, структурная антропология); изучение разных сторон жизненного мира как пространства исследований социальной антропологии; представление о характере взаимоотношений между человеком и социумом на личном, общественном и историческом уровнях; выявление механизмов конституирования человека как члена социума; рассмотрение способов социального конструирования реальности.

Тематический план дисциплины: Лекции

Название темы Часы

1. Главные этапы в развитии антропологического знания

в истории европейской культуры; формы антропологического знания. 2

2. Становление идеи социума: мифология "земного рая", античный полис,

средневековый "град бодий" и город-крепость.. 2

3. Предпосылки формирования социальной философии в Европе

(гуманизм, рационализм, либерализм, христианство и т.д.). 2

4. Социальные роли человека в повседневной жизни. 2

5. История, знание, социум: исследование их взаимосоотнесенности в существовании человека на "археологическом" уровне(Фуко); язык в пространстве коммуникации. 2

6. Социология знание: русский(Бердяев, Франк, Бахтин, Сорокин), 4 европейский(Шелер, Мангейм), американский структурно-функциональный(Мертон, Парсонс) и интегративный(Бергер, Лукман) подходы. 2

7. Анализ взаимоотношений социальной реальности, историчности и экзистенциальности человеческого бытия как фундамент социальной антропологии.2

8. Социология и феноменология жизненного мира человека(Шютц); социальные механизмы жизненного мира. 2

9. Взаимодействие человека и социума на уровне повседневного сознания: нормативное и маргинальное в обществе и культуре. 4

10. Социальное, антропологическое и онтологическое значение основных периодов человеческой жизни(детство, юность, зрелость, старость) и основных жизненных актов(труда, познания, любви, религиозной веры). 2

11. Социально-антропологический взгляд на основные пространства жизненного мира: приватное(дом), публичное(улица) и профессиональное(работа). 2

12. Социальная антропология первобытного мышления Леви-Брюля, Леви- Стросса и Мосса.

13. Легитимация, институализация, социальная идентификация и идентичность. 4

Всего: 32.

Содержание дисциплины.

Тема 1.

Проблема классификации антропологического знания. Объяснение идеала мира в мифопоэтическом мышлении как земного рая. От мифа к логосу--рождение философии в Древней Греции. Объяснение средствами разума мира. Характеристка досократовской философии: взаимоотношения Мира, Логоса, Полиса и человека. Человек как микрокосм. Зарождение человеческой субъективности и открытие самосознания(софисты, Сократ), расцвет демократии как условие развития философии(Э. Берти). Прямая взаимосвязь между пониманием космоса и социумом в Древней Греции: человек как гражданин, "общественное животное". Античная, средневековая и новоевропейская коррелятивность "человек-социум". Классификация разного понимания человека на протяжении европейской истории по Шелеру: пять идей человека в европейской истории. Влияние изменения струтур общественных и производственных отношений на изменения человеческого самосознания: общество, история и человек у Маркса. "Смерть Бога" Ницше и рождение нового бога в качестве "сверхчеловека"--критика моральных норм и обязательств("Генеология морали"); характеристика этих норм и обязательств как форм власти подавления и принуждения.

Тема 2.

Родо-племенной строй как предшественник общественной организации человеческого существования. Жизненная потребность в объединении людей в совместное целое в целях выживания. Иерархическая и упорядоченная структура этого целого. Осознания древними греками Космоса(cosmos--порядок) по образцу своего полиса. Порядок и законы как онтологическая основа миропорядка, включая и общество. Значение полиса для жизни и мысли древнего грека. Появление идеальной утопии общественной организации у Платона, понимающего порядок как беспрекословное подчинение божественному разуму. Социальная модель Аристотеля как соразмерность; формы общественного устройства по Аристотелю. Христианская модель: светская и церковная власть, их соотношение между собой. Патриарх и император в Византии; патриарх и великий князь(позже-царь и император) на Руси. Государство как земной образ "Святого Града". "О граде Божьем" Августина. Структура средневекового христианского общества. Возрождение и Новое Время. Проект Макиавелли "Государь": тираническая власть как условие сохранения и процветания общества. Европейские монархии и их особенности. "Материальная цивилизация, экономика и капитализм 15-18 веков, в трех томах" Ф. Бродель(с экскурсом в историческую школу "Анналов"). Взаимосвязь протестантизма и капитализма по М. Веберу. Философия и государство--осмысление взаимоотношений власти, порядка и свободы. Демократические институты власти, их становление и формирование в Европе. Единое европейское государство--единый европейский союз(Единая Европа).

Тема 3.

Сравнение европейской, восточной и азиатской системы общественного устройства. Порядок общественной организации как следствие той или иной культурной организации. Априорные условия в культуре, влияющие на общественное устройство. Положение человека в мире; характер, способ и форма когнитивной жизни; принципы человеческих взаимоотношений; принципы доминирующей религиозности; отношение к свободной человеческой субъективности и пассивной анонимной подчиненности; понимание обществнной организации как данной и неизменной или как формирующейся и становящейся.

Тема 4.

Онтология и философская антропология. Специфика человеческого способа существования по сравнению с способом существования животного. Аристотель: человек "существо общественное" и "существо, причастное языку". Проблема коммуникации. Различие человечекого языка и животного способа коммуникации; слово и знак(Бенвенист). Различие человеческого сообщества и высоко организованного иерархического сообщества животных--пчел и муравьев по работам Метерлинка "Жизнь пчел", "Разум цветов", "Двойной сад". Конечность человеческого Я--интерсубъективность человеческого общества; проблема диалога(Бахтин, Бубер, Гадамер). Открытие философией феномена жизненного мира(Lebenswelt), понимания бытия человека как бытия-в- мире и бытия-в-истории(Хайдеггер). Социальность как неотъемлемая составляющая человеческого бытия и необходмое условие формирование человеческой личности.

Тема 5.

Анализ работ Мишеля Фуко в качестве примера современного осмысления взаимодействий истории, знания и социума, в первую очередь: "Слова и вещи", "Археология знания", "Порядок дискурса". Постановка проблемы власти("Рождение клиники", "История безумия в классическую эпоху", "История сексуальности"). Рассмотрение жизненного существования человека изнутри определяющих это существования общественных структур власти и порядка. "Социальное априори". Историчность, жизненность и социальность сознания, самосознания и бессознательного(Гегель, Маркс, Ницше, Фрейд). Введение в структурализм, пострструктурализ и постмодернизм в контексте проблематики социальной антропологии. Власть и идеология в социальных режимах 20 века. Французкий "переворот" 1968 года. Новое понимание взаимоотношений между человека и государством, протест против власти; появление "онтологии власти" в 80-х(Фуко, Делез, Бланшо и т.д.). Положение о "смерти человека". Перспектива дальнейшего сосуществования поддерживающей порядок государственной власти и самоценной человеческой личности.

Тема 6.

М. Шелер как основатель социологии знания. Взаимосвязь общества(как условия, основания и контекста познания) и знания(как результата познания). Социология религии Г.Зиммеля. Язык как "историческое априори" Структуры зарождения и формирования знания--язык, культура, история, сообщество. "Языковые игры" Витгенштейна. Язык и положение человека в социальной иеархии общества. Проблема социального класса и образование. Рассмотрение взаимоотношений слова и мысли: от платоновского разделения на "внутреннее слово" и "внешнее слово" до понимания слова в концепции "смерти автора" у Р.Барта. Общество как пространство формирования мысли, языка, человека(поэто и философ как двигатели развития языка). Повседневный способ существования--проблема анализа повседневного языка. Социология и лингвистика, лингвистика и психология.

Тема 7.

Онтологическое и социальное значение историчности человеческого существования. История как вид астрономии(А. Лосев) в Античности, круговое равномерное движение; человек как микрокосм, полис как образ Космоса. Древний грек как гражданин полиса, у стоиков--как гражданин всего мира. История как форма раскрытия вечности и осуществления божественной воли(христология как основание историчности). Формирование исторического самосознания у немецких спекулятивных мистиков(школа Экхарта)--понимание мира и человека как становящегося Бога. Значение историчности в немецкой философии. Государство, история и сознание у Гегеля. Историческое значение практики и труда в формирование человека у Маркса. Сущность и историческое существование человека. Человек и Бог у Кьеркегора. Экзистенциализм и история у Ясперса; экзистенциализм и проблема межчеловеческого общения у Камю и Сартра(в том числе и в их художественных произведениях--"Посторонний", "Чума", "Тошнота", "Стена" и др.). Проблема одиночества в 20 веке. Человек и техника(значение феномена "компьютеразации жизни" для человека).

Тема 8.

Основные принципы, понятия и сторонники феноменологии. Ранний и поздний Гуссерль . Становление понятия "жизненного мир" в феноменологии. "Жизненный мир" Гуссерля и "бытие-в-мире" Хайдеггера. "Забота" как основа человеческого бытия у Хайдеггера и любовь(эмоциональное априори) как основа человеческого бытия в мире у Шелера. Экзистенциальная аналитика жизненного бытия человека у Сартра в трактате "Бытие и Ничто". Человек и мир--жизненные интенциональности в экзистенциальной феноменологии Мерло-Понти и его осмысление социологии. Взаимосвязь феноменологии сознания, феноменологии истории и феноменологии жизненного мира. Понятие переживания, его возможности и границы; переживание и язык. "Психологические типы" Юнга. Социальная типология переживаний, ее зависимость от повседневного способа и образа жизни. Феноменология и социология в работе Шютца "Проблема социальной реальности": методология социальных наук; феноменология социальных наук; символ, реальность и общество.

Тема 9.

Сознание и бессознательное. Дискурс, рефлексия, повседневный дообъективный опыт. Научные и вненаучные формы знания. Аристотелевские понятия praxis и phronesis как предшественники понятия common sense(здравого смысла). Внелогические основания знания(восприятие, переживание, жизненный опыт, "логика повседневноо мышления"). Тетическое и нететическое сознание. Прорыв к допредикативному опыту(Мерло-Понти). Субъектно-объектная парадигма. Сознательное планирование и регулирование своей социальной роли. Социальное самосознание. Феномен общественного мнения, механизмы его сознательного и бессознательного формирования, процедура социологического опроса. Общество в повседневной жизни человека--реклама и средства массовой информации как средство манипуляции.

Тема 10.

Время и временность человеческого существования. Становление человека как процесс изменения форм его жизни и способов участия в ней. На каждом этапе--свой характер взаимосвязи человека и общества. Изменение в связи с этим "языковых игр" и горизонта жизненного мира. Проблема памяти(Бергсон, Пруст) и проблема планирования своего будущего. Определяющее значение детства(психоанализ, социальная сторона в концепции Фрейда). Человек в переходном возрасте--на перепутье, выбор пути развития своей дальнейшей жизни. Зрелость--оформление своего характера и личной судьбы: социальной аспект семейной жизни. Период активной социализации и отход от нее. Возможность полноправной жизни в обществе пожилых людей. Способы самоосуществления--труд, любовь, познание, религия; их социальная основа. В качестве примера--сравнение буддистской отрешенности и жизненной общественной активности христианства(особенно протестантизма). Социальное и личностное значение любви и дружбы в человеческой жизни; разновидности любви(агапе, филиа, эрос и т.д.). Познание и творчество как способ жизни--философия, искусство, наука.

Тема 11.

Жизненный мир человека как полифоничное пространство существования человека. Неоднородность социальных ролей, нормативность и парадигма. Специфичность поведения человека дома, на улице и на работе в контексте взаимоотношения с людьми и собственного самоощущения. Функции и значение этих трех жизненных пространств. Произведение Г. Башляра "Система вещей" и А.Лосева "Диалектика мифа"--человек в повседневном окружающем мире. Повседневный ритм жизни--порядок и структуры повседневности. Место праздника в жизни человека. Социальное, общественное и политическое значение феномена спорта(человек на стадионе и вне его). "Homo ludens" Хейзинги--игра, общество и культура.

Тема 12.

Конкретный анализ социальной составляющей архаических обществ в антропологии первобытного мышления на примере исследований Леви-Брюля("Первобытное мышление"), Мосса( "Социальная антропология") и Леви-Стросса("Неприрученная мысль" и "Структурная антропология"). Их влияние на развитие социальной антропологии в 20 веке. Обнаружение архаического наследия в мышлении, жизни и обществе современного человека; проблема мифа. "Истина мифа" Хюбнера. Критика установки мыслителей Просвещения по отношению к мифу--миф как неотъемлемая социальная часть человеческого сознания(А.Лосев).

Тема 13.

Характер социальной общности и способ существования в ней. Культурное значение феномена оседлости и странничества в развитии европейской цивилизации. Жизнь древнегреческого полиса по П. Гиро("Частная и общественная жизнь древних греков"). Христианский город-крепость(анализ по работе Ж. де Гоффа "Цивилизация Средневекового Запада"). Развивающийся капитализм как основа зарождения нового типа европейского города--центра культуры, торговли и промышленности(указанная выше работа Ф. Броделя, книга Б.В. Маркова "Храм и рынок", статьи Марка Блока и Люсьена Февра). Современный мегаполис-- социальные проблемы(перенаселение, экологическая катастрофа, сложности в человеческих взаимоотношениях и т.д.) и перспективы.

Тема 14.

Наука, искусство и философия как способы познания мира и самопознания человека. Их цели, средства, возможности, границы, формы осуществления. Социальное значение и общественное влияние науки(на примере "коперниканской революции" 17 века и революционных изменений в 20 веке; см. Уайтхед "Наука и современный мир"), искусства(на примере золотого века русской литературы 19 века и живописи в 20 веке; о искусстве в 20 веке: Ортега-и-Гассет "Дегуманизация искусства") и философии(на примере первых веков зарождения философии в Древней Греции и социальной роли философов во второй половине нашего века, преимущественно во Франции). Философия техники--конфликт человека и техники. Разнообразие продуктивных форм осуществления человеком своих возможностей. Продуктивность гениальных людей по Гете. Феномен гения в жизни и истории. Трансцендентность человеческого бытия при имманентной форме его проявления в жизни. Жизнь в мире и результаты вы-явления себя в нем как "лакмусовая бумажка" того, что представляет собой человек в социуме.

Тема 15.

Подведение итогов. Рассмотрение друг через друга и в конечном единстве социальной, культурной, исторической и философской антропологии. Человек и мир, человек и история, человек и общество, человек(Я) и человек(Ты). Онтологизация и социологизация присутствия человека в мире, проявлением которого и является его существование во всей полноте продуктивных форм его осуществления. Становление конкретного человека(феномен временности) и формирование условий его социальной жизни(феномен историчности). Язык как пространство общения и смыслополагания в культуре. Формы власти и свободы в государственном образовании. Поле исследований социальной антропологии--общество и повседневное существование человека в нем, взятое во всей его полноте.

Вопросы к зачету:

Проблематика и основные понятия социальной антропологии.

Формы и специфика антропологического знания.

Мифологема "земного рая" как социальная утопия.

Древний грек в Космосе и Полисе.

Модель средневекового образа: Бог-государство\церковь-человек.

Власть как принцип государственного устройства у Н. Макиавелли.

Новоевропейская социальная философия: общая характеристика.

Значение языка в пространстве социальной коммуникации.

Социальные роли человека в повседневной жизни.

Я и Другой: проблема отчуждения, обособленности и диалога в обществе.

Социальные механизмы конституирования жизненного мира человека: легитимация и институализация.

Нормативное и маргинальное в обществе и культуре.

Индивидуальное и социальное в перспективе человеческой свободы: проблема взаимосоотнесенности.

Литература к курсу "Социальная антропология":

М. Блок, Апология истории, М., 1994.

П. Бергер, Т. Лукман, Социальное конструирование реальности, М., 1995.

Ф. Бродель, Структуры повседневности, М., 1991.

М. Вебер, Избранные произведения, М., 1990.

Д. Гильдебрандт, Метафизика коммуникации, Спб, 2000.

А. Волошинов, Марксизм и философия языка, Спб, 1995.

Очерки по социальной философии, Спб, 1996.

Проблема человека в современной философии, М., 1988.

П. Гиро., Общественная и частная жизнь греков., Спб, 1996.

А. Шютц, Смысловая структура повседневного мира, М., 2003.

Философская антропология как интегративная форма знания, Спб, 2001.

В.В. Шаронов, Основы социальной антропологии, Спб, 1997.

М. Фуко, История безумия в классическую эпоху, М., 1998.

М. Шелер, Избранные произведения, М., 1998.

К. Леви-Строс, Первобытное мышление, М., 1994.