Программы и учебные материалы


Наименование учебной программы: Психология художественного творчества.

1. Направление курса: культурология.

2. Курс: 3.

3. Форма обучения6 дневная.

4. Семестр: 6.

5. Количество часов: 34 ( в том числе и практические занятия).

5а. Составитель программы: Дорофеев Даниил Юрьевич.

6. Цель: Курс ориентирован на рассмотрение условий, процесса, взаимодействия формы и содержания; влияния культурно-исторических традиций на художественное творчество; значение отношений "автор-читатель"; генезис понятий гений, талант, способный.

7. Задачи: Задачами курса является конкретный анализ многосторонних форм мировой культуры и особенностей понимания значения литературы в разных культурах и в разное время. Важной задачей является исследование проблемы "внешнего-внутреннего" в культуре. Значительный акцент будет делаться на рассмотрение проблем "философии и антропологии культуры", а также тенденций современного мира, ведущих к унификации культур и глобализации мира.

8. Принципы отбора содержания: Критериями отбора являются принципы современной философии культуры, социологии культуры, философской и культурной антропологии, истории культуры, философии искусства. Художественное творчество европейской культуры рассматривается через анализ наиболее значимых и актуальных произведений 20 в. Большое место будет уделяться современной семиотики, диалогичности культуры. Основными остовами курса будут такие авторы, как Бахтин, Хайдеггер, Лотман, Р. Барт и др.; основными школами будут выступать экзистенциализм, феноменология, структурализм и постструктурализм, философия языка и знака, философии жизни и человека.

9. Организация учебного материала: Учебный материал организуется с учетом наиболее продуктивной степени овладения и понимания предлагаемой литературой, а также учитывая реальные возможности ее освоения. Материал будет включать наиболее распространенные и доступные книги по истории, психологии и философии культуры, творчества и человека.

10. Формы текущей аттестации: контрольные вопросы следующие: культурная, философская и психологическая антропология; философия языка, искусства и онтологии культуры Хайдеггера; Философия и художественное творчество Камю и Сартра; Литература и повседневная жизнь; Истоки европейской культуры; Художественное творчество Античности, Средневековья, Нового времени; Взаимодействие литературы с религией, философией и политикой.

11. Формы итоговой аттестации: зачет.

12. Основное содержание: рассмотрение понимания философии культуры, творчества и человека в произведениях наиболее значимых произведениях философов, поэтов и писателей, культурологов и историков культуры.

13. Основные понятия: философская и культурная антропология; искусство и повседневная жизнь; структуры культуры, искусства и жизни; личность, массы и художник; язык и языки культуры; кино и архитектура в 20 веке.

14. Организация самостоятельной работы: самостоятельная работа будет включать в себя работу над отдельными произведениями, наиболее важных для понимания культурных и антропологических тенденций в контексте европейского творчества.

15. Рекомендуемая литература: А) Основная литература: Ю. М. Лотман, Семиосфера, Спб, 2000; тот же автор, История и типология русской культуры, Спб, 2002; М. Фуко, Слова и вещи. Археология гуманитарных наук, Спб, 1994; М. Хайдеггер, Исток художественного творения. М., 1993; М. Бахтин, Проблемы творчества/ поэтики Достоевского, Киев, 1994. Б) Рекомендуемая литература: Р. Барт, М., 1989; Бергер и Лекман, социальное конструирование реальности, М., 1995; М. Шелер, Избранные работы, М.. 1995; Ж. Батай, Литература и зло; А. Арто, Театр и его двойник, М.. 1993; К. Ясперс, Смысл и назначение истории, М.. 1994.

Формы взаимодействия кафедр: участие в совместных конференциях, на общих заседаниях кафедр и в издающихся сборниках по соответствующим темам с кафедрами истории философии и эстетики.

Воспитательная работа: ориентирована на диалогичное отношение к разным культурам, религиям, традициям, взглядам и позициям людей в современном мире, что является актуальным и чрезвычайно значимым для существования в 21 веке.

Структура учебной программы.

Наименование учебной программы: Философская и мистическая антропология(Проблема человека в культуре).

1. Направление курса: философия.

2. Курс: 2.

3. Форма обучения: дневная.

4. Семестр: 4.

5. Количество часов: 34.

5а. Составитель программы: Дорофеев Даниил Юрьевич.

6. Цель: Анализ проблемы человека с позиций философской и мистической антропологии в 20 веке. Целью является и разъяснение роли человека в условиях индустриально-технического развития современного общества, а также те принципиальные изменения, которые происходили на протяжении развития европейской культуре. Сравнительное исследование таких форм понимания человека, как философская, культурная, религиозная и социальная антропология. Большее значение в качестве цели курса будет придаваться пониманию фундаментального различия между такими понятиями, как личность, индивид, гражданин. Также будет сравниваться понимание человека в христианстве с пониманием человека в буддизме, иудаизме и исламе.

7. Задачи: задачи спецкурса определяются углублением в понимание соотношения человека и Бога в мистике христианского персонализма; анализом мистических категорий и их значения для понимания человека; соотношением мистического богословия христианства и философской антропологии; исследованием истории развития христианской мистики (на Западе и на Востоке); сравнением понимания человека в экзистенциальной философии, феноменологии и постструктурализме; рассмотрением философской антропологии как "первой философии" в 20 в.; различием философской антропологии Шелера и "фундаментальной онтологии" Хайдеггера; пониманием взаимосоотнесения знакового и непосредственного в жизненном опыте существования; развитием мистики личности и формами ее воплощения в повседневной жизни.

8. Принципы отбора содержания: Содержание отбирается по принципы наиболее актуального воплощения проблемы человека в философии 20 века и мистике христианства.

9. Организация учебного материал: Учебный материал организуется в соответствии со значением темы человека для наиболее актуальных философских течений. Это в первую очередь христианская и философская мистика, философская антропология и феноменология человека, экзистенциализм и "философия повседневности", структурализм и постструктурализм.

10. Формы текущей аттестации: контрольные вопросы по текущей аттестации предполагаются по следующим темам: философская антропология как направление и "первая философия"; личностное и фундаментально онтологическое понимание человека Шелера и Хайдеггера; Мистические категории христианства; мистика и философия немецкой и русской традиций; Ницше как основание современного видения человека; свобода и мистика в "внутреннем опыте" Ж. Батая.

11. Формы итоговой аттестации: зачетные вопросы курса: Человек в мистическом христианстве; Идея человека в: Античности; Средневековье; Новом времени; Просвещении; мире техники и виртуальности; Язык и общество; Власть и ценности; Мораль и разум; трансценденция и Ничто; человек в повседневном существовании; Значение Батая для нового понимания человека; "Смерть бога" и "Смерть человека": Ницше и Фуко; Человек в структурализме и постмодернизме.

12. Основное содержание: содержание курса фундировано анализом проблемы человеческой личности в 20 веке, которое пришло из глубин мистической антропологии и мистического богословия христианства. Рассматривается конфликт человека как личности и человека как части массы.

13. Основные понятия: личность человека; трансценденция Бога и трансцендентная имманентность человека; мистические категории; философский и мистический персонализм; экзистенциалы повседневной жизни; свобода и структуры жизни; бытие и сущее; Я и Другой; язык и жизненный мир.

14. Организация самостоятельной работы: Будут задаваться книги по философской и мистической антропологии, где анализируется понятия личности. Акцент в самостоятельной работе студентов будет ставиться на исследования по генезису понятия личности; сравнения понимания личности в философской антропологии и персонализме и христианской мистике; выявления форм, в которых формируется и осуществляется личность в повседневной жизни и предельном опыте.

15. Рекомендуемая литература: а) Основная литература: Э. Андерхилл, мистицизм, М., 2000; М. Шелер, Избранные произведения, М.. 1995; М. Хайдеггер, Время и Бытие, М., 1993; Э. Мунье, Персонализм, М., 1999; Проблема человека в западной философии, М., 1989; В. Лосский, Очерк мистического богословия восточной церкви, М., 1991; Сумерки богов, М.. 1989; Ж. Батай, Внутренний опыт, М., 2000; М. Экхарт, Об отрешенности, М., 2001. Б) Рекомендуемая литература: Л. Шестов, Апофеоз беспочвенности, Ленинград, 1991; М. Фуко, Слова и вещи, Спб, 1994; Ф. Ницше, Сочинения, М.. 1990; Э. Юнгер, Рабочий, Спб, 2002; М. Бубер, Я и Ты, М.. 1992.

Формы взаимодействия кафедр: совместное участие в конференциях, в издаваемых сборниках, на заседаниях кафедр, в подготовке новых проектов-таковы формы взаимодействия с кафедрами истории философии и эстетики.

Воспитательная работа: Акцент будет делаться на понимание человека в педагогической антропологии, т.е. на такие проблемы понимания человека, которые являются актуальными в образовательном процессе(например, диалог, плюрализм мнений, оценка и самооценка, умение вести спор и признавать свою неправоту и т. д.).