Программы и учебные материалы


Наименование учебной дисциплины: Маргинальное литературное творчество 18-20 вв.(Мировая художественная культура).

1.Направление курса: культурология.

2. Курс: 2.

3. Форма обучения: дневная.

4. Семестр: 4.

5. Количество часов: 34 (в том числе и практические занятия).

5а. Составитель программы: Дорофеев Даниил Юрьевич.

6. Цель: Спецкурс предполагает ознакомить студентов с теми представителями литературного творчества 18-20 вв., чей взгляд на культуру, человека, общество, историю, творчество, повседневную жизнь был в значительной мере революционным для своего времени. Поэтому целью спецкурса является рассмотрение и анализ особенностей отношений между представителями революционных и традиционных тенденций в творчестве. Также важным моментом является прояснение исторического аспекта в так называемых, используя понятие Лотмана, "взрывах" культуры. Нельзя не подчеркнуть происходящее в спецкурсе раскрытие малоизвестных биографических и творческих деталей таких "литературных бунтарей", как, например, Блейк, Рембо или Жене. Предполагается и детальный анализ важных литературных(как поэтических, так и прозаических) произведений.

7. Задачи: Ознакомить студентов с литературными тенденциями 18-20 вв.; раскрыть историко-культурный контекст литературного творчества этого времени; акцентировать внимание на проблемы отношений "маргинального" и "традиционного" в культуре(главным образом в литературе и философии).

8. Принцип отбора содержания: Автор программы отбирает таких представителей литературы 18-20 вв., которые могут быть интересны современному студенчеству своими жизненными и творческими позициями; значение которых является значительным для развития европейской культуры в целом; чьи концепции отличались и отличаются до сих пор оригинальностью и актуальностью; чей жизненный и литературный путь отличался непростыми отношениями с властью, общепринятыми взглядами и общественным мнением. В первую очередь это Сад, Блейк, Эмили Бронтэ, Рембо, Рильке, Пруст, Жене, Батай, Бланшо.

9. Организация учебного материала дисциплины: Организация материала следует хронологическому принципу, показывая развития сознания, мышления, культуры в творчестве революционных по имеющимся взглядам для своего времени авторов.

10. Формы текущей аттестации: зачет: вопросы по наиболее актуальным проблемам отдельных художественных произведений; проверка знания текстов художественных произведений, заданных на конкретное занятие; сравнительный анализ тем, проблем, форм, установок произведений авторов различных исторических этапов.

11. Форма итоговой аттестации: Сюда входят следующие контрольные вопросы: Понятия маргинального и традиционного; Художник и власть; Художник, исторический контекст настоящего и перспективы будущего; Литература и революция; Культурная стагнация и культурный "взрыв"; Значение французской революции для литературы 18-19 вв.; Позиция литературных "бунтарей" к "абсолютным ценностям"; Литературное творчество в условиях бюргерства, индустриально-технического развития и виртуальной реальности; Взаимодействия литературы и философии в 20 век.

12. Основное содержание: Анализ жизни, творческой биографии, мировоззренческих установок; форм и особенностей отношений с властью, классическими авторами; рассмотрение проблемы устоев, границ, ценностных опор( и их преодоления); соотношение творчества и жизни, одиночества и любви; изучение значений традиционного и революционного для маргинальных литературных авторов 18-20 вв.(указаны выше).

13. Основные понятия дисциплины: маргинальное, классическое, традиционное, власть, абсолютные ценности, здравый смысл общественного сознания, границы, самотрансцендирование, взрыв и прорыв в культуре; стагнация; нивелирование и ничтожение; свобода и личность; революционное творчество как условие реализации свободы.

14. Организация самостоятельной работы: Этот процесс будет основан на конкретной литературе, задаваемой лектором студентам для прояснения конкретных тем, проблем и задач, встающих на соответствующей лекции.

15. Рекомендуемая литература: а) Основная литература: Ж. Батай, Литература и Зло, М., 1994; Танатография Эроса, Спб, 1994; Ю. М. Лотман, "Культура и взрыв", М., 1992 б) Дополнительная литература: Р. Барт, Избранные произведения, М., 1989; Самосознание европейской культуры 20 века, М., 1991; Борхес, Письмена Бога, М., 1992; Ж. Батай, Ненависть к поэзии, М., 1999; Ж. Жене, Кэрель, Спб, 1995; М. Бланшо, Последний человек, Спб, 1997.

Формы взаимодействия кафедр: предполагается обмен информацией, литературой, анализом проблем с кафедрами истории философии и с кафедрой эстетики, которые наиболее близки читаемому спецкурсу, который может осуществляться на конференциях, заседаниях кафедр, лекционных занятиях, в публикуемых в городе изданиях.

Воспитательная работа: Спецкурс ориентирован на воспитание в студентах открытого отношения и восприятия самых разных форм культуры, творчества, жизни, даже если они отличаются принципиальной инаковостью от их собственных позиций.