Программы и учебные материалы


Русская христианская гуманитарная академия

Программа курса

Религиозная антропология

Автор: Уваров Михаил Семенович

Цели курса


В спецкурсе рассматриваются проблемы взаимовлияния светского и религиозного опыта в духовной ситуации XX века. Анализируются основные тенденции отношения к христианству со стороны внерелигиозных форм сознания. Большое внимание уделяется проблеме "христианство и постмодернизм", а также общим тенденциям развития христианской антропологии в конце XX века.
Источниковедческой базой анализа являются тексты Священного Писания, отцов христианской церкви, средневековой христианской апологетики, философско-религиозные трактаты Нового и Новейшего времени. Особое внимание уделяется феномену русской философско-религиозной традиции (философы и культурологи XIX-XX веков), а также творчеству выдающихся мыслителей, искавших в христианском учении о человеке ответы на наиболее трагические вопросы бытия (И. Кант, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, Н. Гоголь, В. Несмелов, Ф. Достоевский, В. Розанов, П. Флоренский, Л. Шестов и др.). В религиозно-антропологической перспективе рассматриваются некоторые проблемы современной философской антропологии (М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен, Г.-Э. Хенгстенбергер, М. Хайдеггер и др.)

Задачи курса


Задачей спецкурса является ознакомление студентов с главными направлениями и историей развития религиозных антропологических учений. Основное внимание уделяется проблемам христианской антропологии. На основе компаративного анализа различных подходов к проблеме человека в православной, католической и протестантской традиций рассматриваются философские аспекты религиозного видения мира. Большое внимание уделяется антропологическому смыслу христианской догматики и апологетики, проблемам теодицеи и антроподицеи. Специальный раздел спецкурса посвящен истории исповедальных текстов в христианстве.

Тематический план

1. Основные проблемы и принципы религиозной антропологии.
2. Проблема антропологических оснований мировых религий (христианство, мусульманство, буддизм).
Тема 3. Мессианизм, мессия, Спаситель, Христос.
4. Бог и Адам, Адам и Христос.
5. "Понять человека можно только лишь в его отношении к Богу" (Н. Бердяев).
6. Антиномизм и Богопознание.
7. Проблема универсальности моральных принципов.
Тема 8. Конфессиональные особенности понимания человека в рамках христианской антропологии.
9. Психоанализ и религия. "Женские" и "мужские" религии.
10. Религия и пост(не)классические типы рациональности.
11. Эстезис религиозного опыта.


Программа

Тема 1. Основные проблемы и принципы религиозной антропологии.


Типы религиозных антропологических учений. Рефлексия и внутренний духовный опыт. Вера и разум, рациональное и иррациональное. Культ и культура. Антроподицея и теодицея. Человек и эйдос. Миф и Логос. Дух и Душа. Проблема антроподицеи в истории богословия и философии. Антропология "после "Освенцима и ГУЛАГа". Тезис Ницше "Бог мертв" и его судьба в XX веке. Идея смерти в культуре XX века. Религиозная антропология на рубеже веков. Судьба христианства. Проблема Холокоста.

Тема 2. Проблема антропологических оснований мировых религий (христианство, мусульманство, буддизм).


Специфика понимания проблемы человека в христианстве, исламе и иудаизме. Монотеизм как проблема. Идея Завета. Особенности Ветхозаветного и Новозаветного видения мира. Философия Библии. Книга Экклезиаста. Иудейская апокалиптика. Гностицизм. Символа веры. Психологические корреляты религиозного опыта и его многообразие.

Тема 3. Мессианизм, мессия, Спаситель, Христос.


Мессианизм как проблема исторической антропологии. Церковь и мир. Время, вечность и человеческая судьба. Богочеловек и Богочеловечество. Религиозное сознание и экзистенциальное одиночество. "Имена Христа". Иисус как личность и личность Христа. Бог Слово. Христос и Антихрист. Проблема искушения Религия страдающего Бога. Мистерия Голгофы. Символика искупления, жертвоприношения и воскресения.. Смерть и бессмертие.

Тема 4. Бог и Адам, Адам и Христос.


Творение и эманация. Тварное ничто. Бытие и небытие. Небытие как привилегия твари. Тело (плоть) и дух. Религия и пол. Любовь. Грехопадение, добро и зло. Учение о родовом грехе. Метафизика страсти. Страстное и мирское. Смысл религиозной аскезы. Исихия как духовная практика. Метафизика аскезы. Проблема чуда.

Тема 5. "Понять человека можно только лишь в его отношении к Богу" (Н. Бердяев).

Основы христианской догматики и апологетики. Пространства священного и профанного. Специфика христианской антропологии. Образ и подобие Божие. Проблема Богочеловека. Исторические и философские основания христианского учения о человеке. Религиозный идеал и его смысл. Богосознание и Богопознание. "Интеллектуальная техника" религиозного акта. Вера как выбор. Проблема достоверности выбора. Самоидентификация и "удостоверение" личности.

Тема 6. Антиномизм и Богопознание.


Основная антиномия религиозного сознания. Религия и классическая рациональность. Бог и Трансцендентное. Категорический императив И. Канта в зеркале христианской морали. Метафизический смысл Нагорной проповеди. Категорический императив и Нагорная проповедь Кант и Псалмопевец. Человеческая нравственность в призме евангельского учения.

Тема 7. Проблема универсальности моральных принципов.


Притчевая парадигма в Библии. Завет и Заповедь. Патриархи и пророки. Бог и Моисей. "На весах Иова" (метафизический смысл "Иов - ситуации"). "Жест Авраама" и проблема "рыцаря веры" (С. Кьеркегор). Мораль Божественная и человеческая. Метафизика греха. Смертный грех. Грех гордыни. Грех отчаяния.

Тема 8. Конфессиональные особенности понимания человека в рамках христианской антропологии.


Откровение, Св. Писание, Св. Предание. Апофатическое и катафатическое богословие в отношении к проблеме человека Проблема христианской экзегетики (бл. Августин и последующие). Спор о Filioque. Метафизический смысл таинства крещения и его интерпретация. Грех и искупление греха. Реформация и "протестантский человек". Эразм Роттердамский и Мартин Лютер. Протестантская этика и ее судьба в XX веке. Протестантизм и Россия.

Тема 9. Психоанализ и религия. "Женские" и "мужские" религии.
Психоаналитические практики и проблема исповеди. "Идеал - Я". Психологические факторы религиозного ритуала. Ритуал и невроз. Эдипов комплекс. Символ, миф и догмат. Психология религиозного слова. Тема исповеди в духовном опыте человечества. Проблема "участного мышления" (М. Бахтин). Формы и виды исповедальных практик. Покаяние, исповедь и проповедь. Архитектоника и метафизика исповедального слова.

Тема 10. Религия и пост(не)классические типы рациональности.


Христианство и постмодернизм. Антихристианские тенденции в культуре и социальная мифология XX века. Основные идеи современной религиозно-философской антропологии (М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен, Г-Э. Хенгстенбергер, К. Ранер, Ф. Хамер, Э. Корет и др.). Проблема нового "религиозного универсализма". "Сатанизм для интеллигенции"? Рерихи и христианство.

Тема 11. Эстезис религиозного опыта.


Художественное творчество и религия. Откровение и творчество. Метафизический смысл свободы и эстетические идеалы православия. Проблема Достоевского (на примере "Легенды о Великом инквизиторе"). Христианские мотивы в мировом искусстве. "Умозрение в красках": историко-философский и религиозно-антропологический смысл православной иконы.


Литература

1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. М.: Изд-во Московской патриархии, 1989
2. Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М.: Изд-во "Канон", 1995
3. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993
4. Бердяев Н.А. Философия свободного духа: Проблематика и апологетика христианства. М.: Республика, 1994
5. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995
6. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990
7. Всемирное писание: Сравнительная антология священных текстов. М.: Республика, 1995
8. Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2 т. М.: Мысль, 1976 (Жизнь Иисуса, Дух христианства и его судьба, Фрагмент системы 1800 г.).
9. Горичева Т. Христианство и современный мир. СПб.: Изд-во "Алетейя", 1996
10. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1993 (или другое издание, 1998-2002)
11. Жильсон Э. Разум и Откровение в Средние века // Богословие в культуре средневековья. Киев: Изд-во "Путь и истина", 1992
12. Иисус Христос в документах истории. СПб., 1998
13. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере: В 3 т. М.: Изд-во Российского госуд. гуманитарного унив-та, 1997
14. Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты. М., 1980.
15. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993
16. Кюнг Х. Религия и культуры. СПб., 1999.
17. Лютер М. О рабстве воли // Роттердамский Э. Философские произведения (приложение, с. 290-545). М.: наука, 1987
18. Мистическое богословие. Киев: Изд-во "Путь и истина", 1991
19. Несмелов В.И. Наука о человеке: В 2 т. Казань, 1898-1906 (репринт - 1994, 2000)
20. О Великом Инквизиторе: Достоевский и последующие. М.: "Молодая гвардия", 1991
21. От Бытия до Откровения: Пятикнижие Моисеево. М., 1993
22. Позов А. Основы древнецерковной антропологии: В 2 т. Мадрид, 1965
23. Тиллих П. Мужество быть. Динамика веры. М., 1995
24. Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного: Трансперсональные состояния и психотехника. СПб.: центр "Петербургское востоковедение", 1997
25. Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории // Трубецкой С.Н. Сочинения. М.: Мысль, 1994
26. Уваров М.С. Архитектоника исповедального слова. СПб: Алетейя, 1998
27. Учение. Пятикнижие Моисеево. М.: Республика, 1993
28. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990
29. Христос и культура: Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. М.: Изд-во "Юристъ", 1996
30. Шестов Л.И. Афины и Иерусалим // Шестов Л.И. Сочинения: В 2 т. Т.1. М.: Наука, 1993