|
Плутарх из Херонеи (ок. 45 - ок. 127) - древнегреческий философ,
биограф, моралист.
Плутарх на
своей родине был облечен полномочиями правителя; был священником в Дельфах.
Его философские сочинения и произведения по различным отраслям науки
объединены под общим заголовком "Морали". Плутарх призывал,
размежевавшись со Стоей и эпикуреизмом, сделать частную и общественную
жизнь разумно-гармонической. Его сравнительное жизнеописание греческих
и римских полководцев и государственных деятелей служит, в частности,
также и ярким примером образцовой нравственности. Личность и произведения
Плутарха оказывали влияние на последующее развитие вплоть до наших дней.
Плутарх написал фундаментальный исторический труд "Сравнительные
жизнеописания", в котором изложил биографии героев и правителей
Древнего Рима и Древней Греции. В "Сравнительных жизнеописаниях"
сравниваются биографии великих греков с великими римлянами. Плутарх
нашёл много общего в жизни Солона и Попликолы, Пирра и Мария, Александра
Македонского и Юлия Цезаря и других великих людей древнего мира.
Плутарх был знаменитый греческий моралист, родился в богатой семье в
Херонее (в Беотии), получил высшее образование в Афинах, где примкнул
к академическому философу Аммонию. Ему удалось побывать и в Александрии.
Он учился физике и естественным наукам, в молодости занимался и риторикой,
но вскоре отстал от неё и, как приверженец Платона, находился в решительной
вражде с общим софистическим направлением своего века.
В Риме он бывал несколько раз; впервые пришёл он туда ещё молодым человеком
при императоре Веспасиане. Он достиг некоторого влияния при дворе императоров;
есть известие, что Траян требовал от наместников Ахайи, чтобы они в
управлении провинцией руководились указаниями Плутарха Адриан также
покровительствовал ему, но известие о том, что Плутарх был воспитателем
этого императора, вымышлено в средние века.
В родном своем городе Плутарх был избираем смотрителем построек и архонтом;
может быть, он был и беотархом. С дельфийскими жрецами Плутарх поддерживал
тесную связь; Афины дали ему право гражданства. Он был примерным семьянином,
жил в полном согласии с согражданами и находился в дружбе и переписке
со многими римлянами и греками. Большую часть своего досуга он уделял
обучению сыновей и других молодых людей, не устраивая, однако, настоящей
школы. Часть его бесед с учениками вошла в записи его сочинений.
Большая часть его сочинений дошла до нашего времени; они очень многочисленны.
Как видно из каталога некоего Ламприи, предполагаемого ученика Плутарха,
в древности насчитывалось их всего 210. Сохранившиеся произведения Плутарха
делятся на два главных класса: биографии, или исторические труды, и
философско-публицистические сочинения, известные под общим названием
"Moralia". Из первой группы дошло до нас 46 параллельных биографий,
к которым примыкают ещё 4 отдельных жизнеописания (Артаксеркса, Арата,
Гальбы и Отона); несколько биографий утеряно.
Соединение двух параллельных жизнеописаний - биография грека с биографией
римлянина - соответствовало давнему обычаю биографов, заметному ещё
у Корнелия Непота, и притом очень подходило ко взглядам Плутарха, который
всей душой был предан прошлому своего народа, но охотно признавал изумительную
силу римской государственности и одинаково считал в числе своих ближайших
друзей и греков, и римлян.
В большинстве пар причина соединений понятна сама по себе (соединены,
напр., величайшие ораторы - Цицерон и Демосфен, древнейшие законодатели
- Ликург и Нума, знаменитейшие полководцы - Александр и Цезарь). У 19
пар Плутарх дает ещё в заключение биографий краткое указание общих черт
и главнейших различий сравниваемых мужей. Автор нигде не является историком,
критически исследующим факты; его цель - дать философские характеристики,
представить данную личность возможно всесторонне, чтобы нарисовать поучительную
картину, побудить читателей к добродетели и воспитать их к практической
деятельности.
Этой целью объясняется большое количество фактов из частной жизни изображаемых
лиц, анекдоты и остроумные изречения, изобилие моральных рассуждений,
разнообразные цитаты из поэтов. Недостаток исторической критики и глубины
политической мысли не мешали и до сих пор не мешают биографиям Плутарха
находить многочисленных читателей, интересующихся их разнообразным и
поучительным содержанием и высоко ценящих теплое гуманное чувство автора.
Как бы дополнением к биографиям являются "Апофегмы царей и полководцев",
к которым в рукописях присоединяется подложное письмо Плутарха к Траяну
и столь же подложные мелкие собрания разных иных "апофегм".
Некоторое отношение к истории имеют и описания странных обычаев римлян
и греков, заимствованные Плутархом у Варрона, Аристотеля и других, а
также несколько риторических опытов об афинянах, Александре Великом,
римлянах. Философские сочинения Плутарха называются обыкновенно "моральными"
(Moralia); есть между ними, однако, и трактаты религиозные, политические,
литературные и естественноисторические. По форме между этими трактатами
преобладают диалоги. Мы имеем здесь, прежде всего, ряд сочинений, в
которых даются педагогические указания и советы молодым людям, приступающим
к занятию философскими науками.
Далее, несколько сочинений посвящено объяснению трудных мест в диалогах
Платона и полемике со стоиками и эпикурейцами. Диалог "Против Калота"
многочисленными своими выдержками из Гераклита, Демокрита, Парменида,
Эмпедокла и эпикурейцев весьма важен для истории греческой философии.
Специально этике посвящено Плутархом около 20 сочинений, являющихся
в большинстве случаев как бы проповедями, в которых автор старается
"научить добродетели" множеством примеров из жизни и цитат
из поэтов. Они схожи с некоторыми сочинениями Сенеки.
На определённые случаи написаны Плутархом три "утешительные речи":
одна к собственной его жене по случаю смерти дочери, другая к изгнанному
из родины другу, третья к отцу, потерявшему сына. Мораль у Плутарха
всегда тесно связывается с религией; он стремится к очищению веры и
культа и к согласованию их с философией. Плутарх восставал против суеверий,
а также и против атеизма эпикурейцев и прагматического рационализма
евгемеристов.
Собственная его религиозная система составлена из демонологии, мантики
и аллегорического объяснения мифов. Очень глубок по мысли и богат содержанием
диалог "О позднем наказании безбожника", подобно "Политии"
Платона оканчивающийся фантастическим изображением загробного мира.
К теософическим сочинениям Плутарха относится также диалог "О демонионе
Сократа". Из естественноисторических сочинений Плутарха наиболее
значителен диалог "О видимом на диске луны лице", в котором
сохранены любопытные известия о предшественнике Коперника, астрономе
Аристархе Самосском.
Характерны для Плутарха его сочинения о животных, в душевную жизнь которых
он пытается проникнуть; он сильно восстает против мучения людьми животных.
Плутарх был врагом эпикурейского принципа "живи в тиши" и
настаивал на необходимости общественно-политической деятельности. На
эту тему им написано несколько рассуждений, многие из которых вызваны
случайными поводами.
Основой государства Плутарх считал семью, восхвалению которой посвящены
им особые сочинения. Плутарху принадлежат также комментарии к Гесиоду,
Арату и Никандру, дошедшие до нас в отрывках, критическая статья о Геродоте,
сравнение Аристофана с Менандром и важный для истории диалог с большими
выдержками из лучших писателей о музыке, Аристоксена и Гераклида. Более
всего отразилась личность Плутарха в его "Застольных беседах",
которые в 9 книгах дают непринуждённые рассуждения о самых разнообразных
предметах: об удобоваримости пищи, о воздержании евреев от свинины,
о венках, о числе муз, о видах танцев и т. д., причем все эти рассуждения
переплетаются с обильными и удачными цитатами из поэтов и прозаиков.
В рукописях Плутарха содержится "Пир семи мудрецов", принадлежащий
Плутарху, как теперь доказано, столь же мало, как и "Биографии
10 ораторов", "Жизнеописание Гомера", сочинения "О
догматах философов", "О реках" и многие другие сочинения,
раньше приписывавшиеся Плутарху. Плутарх был характерный представитель
многих лучших сторон эллинского миросозерцания; его отличительные свойства
- добродушная искренность, нравственная теплота, спокойная умеренность
в суждениях, оптимистичный взгляд на вещи. Жалкое положение современной
ему Эллады отразилось, однако, и на нём: он далек от свободолюбивых
мечтаний и горячего стремления вперед, консервативен во всех своих воззрениях,
обо всем судит с односторонней этической точки зрения и ни в чём даже
и не старается пролагать новых путей.
|