|
Плеснер Хельмут
(1892-1985) - один из видных представителей и основоположников немецкой
школы философской антропологии, основанной Максом Шелером. Свое образование
начал в университетах Фрайбурга, Гейдельберга и Берлина с обучения медицине,
зоологии и философии - в дальнейшем биологическая составляющая будет одним
из главных оснований его философской антропологии. Проходит школу гуссерлевской
феноменологии, с которой близко знакомится в 1914 г. в Геттингене, где
тогда был основоположник феноменологического учения. С 1920 по 1933 г.
преподает в университете Кельна, где знакомится с Шелером и становится
его последователем. В 1933 г. Плеснер как лицо "неарийского происхождения"
был уволен, в результате чего ему пришлось эмигрировать из Германии, сначала
в Турцию, а потом в Голландию. В 1952 году получает приглашение стать
профессором социологии Геттингенсого университета, где и завершает свой
жизненный путь.
В своих основных философско-антропологических сочинениях - "Ступени
органического и человек"(1928) и "Смех и плач"(1941) руководящей
для Плеснера идеей было понимание человека как существа эксцентрического,
постоянно стремящегося к выходу за рамки непосредственного существования
и бесконечного самоизменения - как существа экстатического в формулировке
Хайдеггера и трансгрессивного в понятии Батая. Человеческий эксцентризм,
в котором сливаются в неразделимое единство духовная и физическая сфера,
определяет отношение каждого как к самому себе, так и к другому и окружающему
миру в целом. Исходным и определяющим понятием философской антропологии
Плеснера является понятие жизни, на что повлияла, будучи переосмысленной,
концепция среды живого организма знаменитого биолога Икскюля. Впрочем,
Плеснер исследует и пограничный опыт(понятие границы вообще является крайне
важным для него, особенно в связи с проблемой тела. Которое как раз и
можно понять как такую границу) человеческого существования, в котором
человек выступает посредником между жизнь и сферой трансцендентного -
например, в опыте смеха и плача. Для Плеснера в человеке нет ничего однозначно
стабильного и определенного, он весь и всегда есть неустойчивость и самоотчужденность
что он стремиться показать не через метафизические спекулятивные конструкции,
какие он находил у Шелера, а через раскрытие биофизического и духовного
единства человека. Впрочем, следует признать. что антиметафизическая установка
Плеснера не обрела должного фундаментального воплощения и не привела к
философски основополагающему рассмотрению человека, а значит можно констатировать,
что его антропология лишь претендовала на подлинный статус философской,
на самом деле ограничившись позитивистски-феноменологическим описанием
некоторых сторон существования человека, оставив задачу формирования остова
философской антропологии будущему.
Д.Ю.
Дорофеев.
|