Хельмут Плеснер
 

 

Плеснер Хельмут (1892-1985) - один из видных представителей и основоположников немецкой школы философской антропологии, основанной Максом Шелером. Свое образование начал в университетах Фрайбурга, Гейдельберга и Берлина с обучения медицине, зоологии и философии - в дальнейшем биологическая составляющая будет одним из главных оснований его философской антропологии. Проходит школу гуссерлевской феноменологии, с которой близко знакомится в 1914 г. в Геттингене, где тогда был основоположник феноменологического учения. С 1920 по 1933 г. преподает в университете Кельна, где знакомится с Шелером и становится его последователем. В 1933 г. Плеснер как лицо "неарийского происхождения" был уволен, в результате чего ему пришлось эмигрировать из Германии, сначала в Турцию, а потом в Голландию. В 1952 году получает приглашение стать профессором социологии Геттингенсого университета, где и завершает свой жизненный путь.
В своих основных философско-антропологических сочинениях - "Ступени органического и человек"(1928) и "Смех и плач"(1941) руководящей для Плеснера идеей было понимание человека как существа эксцентрического, постоянно стремящегося к выходу за рамки непосредственного существования и бесконечного самоизменения - как существа экстатического в формулировке Хайдеггера и трансгрессивного в понятии Батая. Человеческий эксцентризм, в котором сливаются в неразделимое единство духовная и физическая сфера, определяет отношение каждого как к самому себе, так и к другому и окружающему миру в целом. Исходным и определяющим понятием философской антропологии Плеснера является понятие жизни, на что повлияла, будучи переосмысленной, концепция среды живого организма знаменитого биолога Икскюля. Впрочем, Плеснер исследует и пограничный опыт(понятие границы вообще является крайне важным для него, особенно в связи с проблемой тела. Которое как раз и можно понять как такую границу) человеческого существования, в котором человек выступает посредником между жизнь и сферой трансцендентного - например, в опыте смеха и плача. Для Плеснера в человеке нет ничего однозначно стабильного и определенного, он весь и всегда есть неустойчивость и самоотчужденность что он стремиться показать не через метафизические спекулятивные конструкции, какие он находил у Шелера, а через раскрытие биофизического и духовного единства человека. Впрочем, следует признать. что антиметафизическая установка Плеснера не обрела должного фундаментального воплощения и не привела к философски основополагающему рассмотрению человека, а значит можно констатировать, что его антропология лишь претендовала на подлинный статус философской, на самом деле ограничившись позитивистски-феноменологическим описанием некоторых сторон существования человека, оставив задачу формирования остова философской антропологии будущему.

Д.Ю. Дорофеев.

Возврат:    [начальная страница]   [список авторов]


Все содержание (C) Copyright РХГА