ѕлатон (427 - 347 до н.э.)
 

»сследовани€ - комментарии - ссылки

ѕЋј“ќЌ (428 или 427 до н. э. - 348 или 347), древнегреческий философ. ”ченик —ократа, ок. 387 основал в јфинах школу (см. јкадеми€ платоновска€). »деи (высша€ среди них - иде€ блага) - вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преход€щего и изменчивого быти€; вещи - подобие и отражение идей. ѕознание есть анамнесис - воспоминание души об иде€х, которые она созерцала до ее соединени€ с телом. Ћюбовь к идее (Ёрос) - побудительна€ причина духовного восхождени€. »деальное государство - иерархи€ трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, кресть€не и ремесленники. ѕлатон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней быти€. ¬ истории философии воспри€тие ѕлатона мен€лось: "божественный учитель" (античность); предтеча христианского мировоззрени€ (средние века); философ идеальной любви и политический утопист (эпоха ¬озрождени€). —очинени€ ѕлатона - высокохудожественные диалоги; важнейшие из них: "јпологи€ —ократа", "‘едон", "ѕир", "‘едр" (учение об иде€х), "√осударство", "“еэтет" (теори€ познани€), "ѕарменид" и "—офист" (диалектика категорий), "“имей" (натурфилософи€).
* * *
ѕЋј“ШќЌ (427-347 или 348 до н. э.), древнегреческий мыслитель, нар€ду с ѕифагором, ѕарменидом и —ократом - родоначальник европейской философии; глава философской школы јкадеми€.
∆изнь
ѕроисходил из аристократической семьи, принимавшей активное участие в политической жизни јфин (род его отца јристона, по преданию, восходил к мифическому царю  одру; среди предков матери, ѕериктионы, - законодатель —олон; после победы спартанцев в ѕелопоннесской войне д€д€ ѕлатона, ’армид, - один из ƒес€ти ставленников Ћисандра в ѕирее в 404-403,  ритий - один из “ридцати тиранов в јфинах).
ѕолучил традиционное дл€ аристократического юноши хорошее воспитание (физическое и мусическое). ¬ юности слушал софиста гераклитовской ориентации  ратила, в 20 лет познакомилс€ с —ократом, начал регул€рно посещать его беседы и отказалс€ от реальной политической карьеры. ќтличалс€ крайней застенчивостью и замкнутостью.
ѕосле смерти —ократа (399) ѕлатон уезжает в ћегары. ѕринимает участие в  оринфской войне, в походах в “анагру (395) и  оринф (394). ¬ 387 посещает ёжную »талию, Ћокры Ёпизефирские - родину древнейших записанных законов «алевка (из Ћокр происходит пифагореец “имей, именем которого назван знаменитый диалог ѕлатона, путешествие вообще задумывалось прежде всего ради знакомства с пифагорейцами). ¬ —ицилии (—иракуза), он знакомитс€ с ƒионом, приближенным правител€ —иракуз ƒиониси€ I —таршего. ѕо возвращении из —ицилии (387) основал в јфинах свою философскую школу - в гимнасии јкадеми€. «накомство с ƒионом, попавшим под оба€ние личности ѕлатона и его образа мыслей, способствовало тому, что в 367-366 и 361 ѕлатон совершил еще две поездки в —ицилию.
Ўкола ѕлатона
»спользование общественных гимнасиев дл€ зан€тий науками и ораторским искусством было обычным дл€ јфин 5-4 вв.; "школа ѕлатона", веро€тно, формировалась постепенно, по названию гимнаси€ она также стала именоватьс€ јкадемией. —реди принадлежавших к платоновскому кружку - его плем€нник —певсипп, ставший во главе јкадемии после смерти ѕлатона,  сенократ, третий схоларх јкадемии, знаменитый математик и астроном ≈вдокс  нидский, остававшийс€ во главе школы во врем€ второй поездки ѕлатона в —ицилию. ¬ 366 в јкадемии по€вл€етс€ јристотель и остаетс€ там вплоть до смерти ѕлатона.
—очинени€
ƒо нас дошло издание сочинений ѕлатона, предприн€тое пифагорейцем “расиллом јлександрийским, придворным астрологом императора “ибери€ (ум. 37), разбитое на тетралогии:
"≈втифрон", "јпологи€", " ритон", "‘едон".
" ратил", "“еэтет", "—офист", "ѕолитик".
"ѕарменид", "‘илеб", "ѕир", "‘едр".
"јлкивиад I", "јлкивиад II", "√иппарх", "—оперники".
"‘еаг", "’армид", "Ћахет", "Ћисид".
"≈втидем", "ѕротагор", "√оргий", "ћенон".
"√иппий Ѕольший", "√иппий ћеньший", "»он", "ћенексен".
" литофонт", "√осударство", "“имей", " ритий".
"ћинос", "«аконы", "ѕослезаконие", "ѕисьма".
ѕомимо этого под именем ѕлатона дошел р€д других диалогов.
Ќачина€ с конца 17 в., корпус текстов ѕлатона, подвергалс€ тщательному критическому рассмотрению с точки зрени€ их подлинности и хронологии.
Ћитературна€ де€тельность ѕлатона
—вои размышлени€ о государстве ѕлатон в неизвестной нам форме обнародовал еще до 392 (когда были поставлены "∆енщины в народном собрании" јристофана, содержащие пародию на проект платоновского государства). ѕисать он начал в распространенном в начале 390-х гг. жанре судебной речи. ¬ центре "јпологии —ократа" (392) - первом законченном и дошедшем до нас тексте ѕлатона - проблема несовместимости индивидуальной добродетели и существующего государственного устройства. ќн пишет также речи, вошедшие потом в диалоги "ћенексен", "‘едр", "ѕир". ѕостепенное оформление "школы ѕлатона" во 2-й пол. 380-х гг. позволило ему найти адекватную литературную форму - диалоги, пересказанные самим —ократом или кем-то из его учеников и содержащие рамку, в которой описывалось место действи€ и его участники, их характеры и реакци€ на ход беседы. ѕравила этой литературной игры предполагали отказ от изображени€ современности и обращение к реали€м ушедшего 5 века. ѕервый такой диалог, продолживший тему справедливости и государства, - "ѕротагор"; тема политики объединена здесь с темой воспитани€. ѕосле этого ѕлатон, завершив "ѕир", пишет "‘едона", начинает работу над "√осударством", (уже как над пересказанным диалогом), создает "≈втидема", "’армида" и "Ћисида". ¬се эти диалоги рассчитаны на широкий круг слушателей.
ќднако параллельно с этим (начина€ примерно с "‘едона") в кружке ѕлатона обсуждаютс€ отдельные темы, имеющие интерес преимущественно дл€ членов кружка (в "‘едоне" - четыре доказательства бессмерти€ души). ¬ русле этой тенденции по€вл€ютс€ диалоги "ћенон" (подчеркнувший значение математики), " ратил" (с его учением о природе имени) и "“еэтет", где впервые декларируетс€ переход к пр€мой драматической форме диалога.
— начала 380-х гг. в јкадемии развиваетс€ (при участии или под вли€нием самого ѕлатона) литературное творчество других членов платоновского кружка, которые также пишут либо пересказанные диалоги ("—оперники", "Ёриксий"), либо используют пр€мую драматическую форму (" литофонт", "Ћахет", "јлкивиад I", "‘еаг", "√иппий ћеньший", "»он", "≈втифрон"). “аковы тексты, созданные ѕлатоном и его школой к началу 360-х годов.
ћежду 2-й и 3-й сицилийскими поездками ѕлатон завершает "√осударство", начинает "«аконы" и пишет диалог "ѕарменид".
ѕосле 3-й —ицилийской поездки ѕлатон задумывает монументальные трилогии, но осуществл€ет свои замыслы только отчасти: "“имей", " ритий" (не завершен), "√ермократ" (не написан), "—офист", "ѕолитик" (не написан). —ократ перестает быть ведущим участником беседы ("“имей" - монолог пифагорейца “име€ о создании мира и человека, " ритий" - монолог  рити€ об јтлантиде), а в "«аконах" —ократа вообще нет. ≈динственный традиционный сократический диалог этого периода - "‘илеб" (под именами ‘илеба и ѕротарха ѕлатон вывел ≈вдокса и јристотел€). — гибелью ƒиона (в 354) св€зано написание VII ѕисьма - первой в европейской литературе традиции автобиографии.
ќдновременно неизвестные нам ученики јкадемии пишут "√иппи€ Ѕольшего", "√иппарха", "—изифа", "ћиноса", "ƒемодока" и р€д писем, а также "ќ добродетели" и "ќ справедливости".
ќсновные проблемы платоновской философии
ѕлатон развил основные тенденции предшествующей философии: противопоставление божественной и человеческой мудрости, учение о бессмертии души и о должном воспитании философа (поскольку душа не берет с собой на тот свет ничего, кроме "воспитани€ и образа жизни"), парменидовское противопоставление мира подлинного быти€ и закона миру становлени€ и мнени€; идущее от софистов и —ократа убеждение в необходимости "воспитывать людей", а также внимание к происхождению государства и права.
”чение о душе и государстве
ѕлатон сравнивает человеческую душу с колесницей, в которую запр€жены белый и черный кони (благородное и низменное начало в человеке), управл€емые возничим (разумом).  огда возничему удаетс€ смирить низменное начало, душа может подн€тьс€ и вместе с богами созерцать подлинное бытие. ѕлатон насчитывает помимо душ богов дев€ть разр€дов человеческих душ: мудреца, цар€, практического де€тел€, врачевател€ тел, прорицател€, поэта и художника, ремесленника, софиста, тирана, а также души животных ("‘едр").
“рем началам души - вожделению, пылу и рассудительности соответствуют добродетели: здравомыслие, мужество и мудрость. »х согласование дает справедливость как в отдельной человеческой душе, так и в государстве, которое устроено аналогичным образом: в нем труд€тс€ ремесленники, их защищают мужественные воины, а управл€ют всем мудрые правители-философы ("√осударство"). ѕоэтому душа и государство равно образуютс€ с помощью правильно построенного педагогического процесса: его граждане получают благодар€ искусству грамоты, пени€ и игры на кифаре элементарное мусическое, а благодар€ учителю гимнастики и врачу хорошее физическое воспитание, а лучшие по своим природным задаткам должны изучать военное и полководческое искусство, а также арифметику, геометрию, астрономию и музыку. ¬енчает этот набор искусств диалектика, подвод€ща€ философов-правителей к постижению беспредпосылочного начала, или подлинного сверхсущего блага, (оно есть благо каждого отдельного существа, государства и мира в целом), и позвол€юща€ им справл€тьс€ с искусством законодател€ и судьи. ¬ отличие от них мнимые искусства, или негодные сноровки (рассмотренные в "√оргии") вред€т телу (поваренное и косметическое искусства) и душе (софистика и риторика).
¬ зависимости от преобладающего в нем начала государство может быть правильным (монархи€ и аристократи€) или неправильным (тимократи€, олигархи€, демократи€, тирани€). »деалом государства служит жизнь прежних поколений при  роносе, когда родом людей управл€ло божество посредством демонов, пасших отдельные группы людей, и не было ни войн, ни раздоров, но все имели возможность философствовать ("ѕолитик"). Ќо живущему "в царстве «евса" ѕлатону приходитс€ в "«аконах", во-первых, рассмотреть исторически существовавшие типы государственного устройства (—парты,  рита, »лиона, дорийцев, Ћакедемона, ѕерсии, јттики) и, во-вторых, продумать подробное законодательство. ѕри этом три основные начала души рассматриваютс€ теперь как нити, за которые божество дергает людей-кукол ради не€сной им цели. ѕлатон подробно регламентирует воспитание, начина€ с младенческого возраста, подчеркивает наличие не только добрых, но и злых побуждений в индивидуальной человеческой душе, постулиру€ существование злой души дл€ мира в целом. ¬ результате он дает детально продуманную систему наказаний и полностью отрицает индивидуальную инициативу, не санкционированную законом.
»ерархи€ быти€
ѕарменидовское противопоставление истинного быти€ и мира становлени€ разработано ѕлатоном в виде р€да иерархических структур. ¬ "ѕире" рассмотрена иерархи€ красоты, увод€ща€ нас от плотской красоты к красоте души, нравов и обычаев, наук и прекрасного самого по себе, выше которого только благо и к которому причастны все прочие виды прекрасного. ¬ "‘едоне" здешней земле (подобию) противопоставлена истинна€ (образец-парадигма). ¬ "√осударстве" бытие, ум-образец, иде€ в качестве прекрасного подчинены благу, которому в чувственном мире соответствует —олнце. ¬ "“имее" благой демиург, тождественный со сферой ума-парадигмы, представл€ющей область нетварного вечного быти€, творит (рождает) мировую душу и поручает богам создание отдельных душ, осуществл€€ тем самым переход к сфере становлени€ и времени.
 ритерий и метод познани€
 ритерий, позвол€ющий правильно ориентироватьс€ в мире чувственных данностей, ѕлатон задолго до  анта формулирует так "... не во впечатлени€х заключаетс€ знание, а в умозаключени€х о них, ибо, видимо, именно здесь можно схватить сущность и истину, там же - нет" ("“еэтет"). Ќи ощущени€, ни правильные мнени€, ни объ€снени€ их не дают еще знани€ как такового, хот€ и необходимы дл€ подступа к нему. Ќад ними стоит рассудочна€ (дискурсивна€) способность, а ее превосходит созерцающий подлинное бытие ум. Ётой иерархии познавательных способностей соответствуют: им€, словесное определение, мысленный образ вещи (т. е. возникающее в нас представление о ней), или ее иде€, независимое от нас бытие которой мы изначально предполагаем.
¬ "ѕармениде" ѕлатон обсуждает проблемы, возникшие в ходе школьных дискуссий относительно онтологического статуса идей и их познавательной функции. Ќе€сно, например, у каких вещей-подобий есть идеи-образцы, у каких нет (например, когда речь идет о гр€зи, соре и т. п.). ƒалее, вещи не могут приобщитьс€ ни к идее в целом, потому что тогда они раздроб€т ее, ни к ее части, поскольку тогда едина€ иде€ окажетс€ многим. ћногие вещи должны быть причастны сразу нескольким противоположным иде€м. Ќаконец, идеи соотнос€тс€ с иде€ми и как таковые подобны одна другой, а не вещам; точно так же и вещь может быть подобна другой вещи, но никак не идее. ѕоэтому облада€ опытом вещей, мы ничего не сможем сказать об иде€х, а от идей никак не перейдем к вещам.
¬ "ѕармениде" ѕлатон говорит о необходимости сохранить идеи и диалектику как основной метод упражнени€ в философии. ¬ " ратиле" диалектиком называетс€ тот, кто умеет задавать вопросы и давать ответы, в "√осударстве" - кто "постигает пон€ти€ каждой сущности"; но в чем состоит этот метод и как постигаютс€ эти "сущности", остаетс€ не€сным. ¬ "—офисте" и "ѕолитике" ѕлатон разрабатывает метод диэрезы или разделени€ рода до неделимых далее видов, в "‘илебе" - метод смешени€, при котором все, допускающее "больше" или "меньше", рассматриваетс€ как то или иное сочетание беспредельного и предела. ќтсутствие строгой системы рационального знани€ все более остро ощущалось и в јкадемии и самим ѕлатоном, и он не мог победить в споре с јристотелем, подвергшим все эти методы сокрушительной критике, проанализировавшим всю сферу €зыковых выразительных средств и создавшим соответствующие науки (топику, аналитики, риторику, учение о €зыковом выражении и категори€х). ѕри этом победа јристотел€ была всего лишь одним из €влений школьной жизни јкадемии при жизни ее первого схоларха.

»сторическое значение
ѕлатон четко продумал и письменно зафиксировал два своих грандиозных проекта: идеальное государственное устройство и законодательство, которому "вр€д ли когда-нибудь выпадет удобный случай дл€ осуществлени€" ("«аконы"). —озданна€ им философска€ школа, которую он противопоставил софистическим и риторическим школам, - единственна€, просуществовавша€ до конца античности (закрыта эдиктом ёстиниана в 529). ѕлатоники продолжали непрерывно учить вплоть до 10 века в  аррах (в ћесопотамии, недалеко от Ёдессы). “ем самым платонизм сохранил реальные достижени€ античной философии не только дл€ западного средневековь€ и ¬изантии, но и дл€ арабо-мусульманской традиции, обеспечив единство всей европейской мысли.

ё. ј. Ўичалин

 


¬озврат:    [начальна€ страница]   [список авторов]


¬се содержание (C) Copyright –’√ј