|
Платон (427 - 347 до н.э.)
|
|
ПЛАТОН (Platon) (428 или 427 до н. э., Афины,- 348 или 347, там же), древнегреческий философ. Род. в семье, имевшей аристократич. происхождение. Ок. 407 познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников. После смерти Сократа уехал в Мегару. По преданию, посетил Ки-рену и Египет. В 389 отправился в Юж. Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В Афинах П. основал собственную школу-Академию платоновскую. В 367 и 361 вновь посетил Сицилию (в 361 по приглашению правителя Сиракуз Дионисия Младшего, выразившего намерение проводить в своём гос-ве идеи П.); эта поездка, как и предыдущие попытки П. вступить в контакт с власть имущими, окончилась полным крахом. Остальную часть жизни П. провёл в Афинах, много писал, читал лекции. Почти все сочинения П. написаны в форме диалогов (беседу в большей части ведёт Сократ), язык и композиция к-рых отличаются высокими художеств, достоинствами. К раннему периоду (приблизительно 90-е гг. 4 в. до н. э.) относятся диалоги: "Апология Сократа", "Критон", "Эвтифрон", "Лазет", "Лисий", "Хармид", "Протагор", 1-я кн. "Государства" (сократовский метод анализа отд. понятий, преобладание моральной проблематики); к переходному периоду (80-е гг.) - "Горгий", "Менон", "Эвтидем", "Кратил", "Гиппий меньший" и др. (зарождение учения об идеях, критика релятивизма софистов), к зрелому периоду (70-60-е гг.) - "Федон", "Пир", "Федр", II-X кн. "Государства" (учение об идеях), "Теэтет", "Парменид", "Софист", "Политик", "Филеб", "Тимей" и "Критий" (интерес к проблемам кон-структивно-логич. характера, теория познания, диалектика категорий и космоса и др.); к позднему периоду -"Законы" (50-е гг.). Философия П. не изложена систематически в его произведениях, представляющихся совр. исследователю скорее обширной лабораторией мысли; систему П. приходится реконструировать. Важнейшей её частью является учение о трёх осн. онтологич. субстанциях (триаде): "едином", "уме" и "душе"; к нему примыкает учение о "космосе". Основой всякого бытия является, по П., "единое", к-рое само по себе лишено к.-л. признаков, не имеет частей, т. е. ни начала, ни конца, не занимает к.-л. пространства, не может двигаться, поскольку для движения необходимо изменение, т. е. множественность; к нему неприменимы признаки тождества, различия, подобия и т. д. О нём вообще ничего нельзя сказать, оно выше всякого бытия, ощущения и мышления. В этом источнике скрываются не только "идеи", или "эйдосы", вещей (т. е. их субстанциальные духовные первообразы и принципы, к-рым П. приписывает вневременную реальность), но и сами вещи, их становление. Вторая субстанция - "ум" (нус) является, по П., бытийно-световым порождением "единого" - "блага". Ум имеет чистую и несмешанную природу; П. тщательно отграничивает его от всего материального, вещественного и становящегося: "ум" интуитивен и своим предметом имеет сущность вещей, но не их становление. Наконец, диалектич. концепция "ума" завершается космологич. концепцией. "Ум" есть мысленное родовое обобщение всех живых существ, живое существо, или сама жизнь, данная в предельной обобщённости, упорядоченности, совершенстве и красоте. Этот "ум" воплощён в "космосе", а именно в правильном и вечном движении неба. Третья субстанция - "мировая душа" - объединяет у П. "ум" и телесный мир. Получая от "ума" законы своего движения, "душа" отличается от него своей вечной подвижностью; это - принцип самодвижения."Ум" бестелесен и бессмертен; "душа" объединяет его с телесным миром чем-то прекрасным, пропорциональным и гармоничным, будучи сама бессмертной, а также причастной истине и вечным идеям. Индивидуальная душа есть образ и истечение "мировой души". П. говорил о бессмертии или, вернее, о вечном возникновении также и тела вместе с "душой". Смерть тела есть переход его в др. состояние. "Идеи" - это предельное обобщение, смысл, смысловая сущность вещей и самый принцип их осмысления. Они обладают не только логич., но и определённой художеств, структурой; им присуща собственная, идеальная материя, оформление к-рой и делает возможным понимать их эстетически. Прекрасное существует и в идеальном мире, это такое воплощение идеи, к-рое является пределом и смысловым предвосхищением всех возможных частичных её воплощений; это своего рода организм идеи или, точнее, идея как организм. Дальнейшее диалектич. развитие первообраза приводит к уму, душе и телу "космоса", что впервые создаёт красоту в её окончат, виде. "Космос", к-рый в совершенстве воспроизводит вечный первообраз или образец ("парадигму"), прекраснее всего. К этому примыкает платоновское учение о космич. пропорциях. Материя для П.- лишь принцип частичного функционирования идеи, её сокращения, уменьшения, затемнения, как бы "воспреемница" и "кормилица" идей. Сама по себе она абсолютно бесформенна, не есть ни земля, ни вода, ни воздух, ни вообще к.-л. физич. стихия; материя - это не сущее, сущее же -только идея. П. подверг резкой критике разрыв идей и вещей и формулировал те самые аргументы, к-рые Аристотель позднее направил против предполагаемого платоновского дуализма. Подлинным бытием для П. является идеальное бытие, к-рое существует само по себе, а в материи только "присутствует". Материя же впервые получает своё существование оттого, что подражает ему, приобщается к нему или "участвует" в нём. В последние годы жизни П. переработал учение об идеях в духе пифагореизма, усматривая теперь их источник в "идеальных числах", что сыграло исключит. роль в развитии неоплатонизма. В основе теории познания П. лежит восторг любви к идее, так что восторг и познание оказывались неразрывным целым, и П. в яркой художеств, форме рисовал восхождение от телесной любви к любви в области душ, а от последней -к области чистых идей. Этот синтез любви ("эроса") и познания он понимал как особого рода неистовство и экстаз, эротич. энтузиазм. В мифологии, форме это познание трактовалось у П. как воспоминание душ о своей небесной родине, где они непосредственно воспринимали всякую идею. Осн. наукой, определяющей собой все прочие, является для П. диалектика -метод разделения единого на многое, сведения многого к единому и структурного представления целого как едино-раздельной множественности. Диалектика, вступая в область спутанных вещей, расчленяет их так, что каждая вещь получает свой смысл, свою идею. Этот смысл, или идея вещи, берётся как принцип вещи, как её "ипотеса", закон ("номос"), ведущий у П. от рассеянной чувственности к упорядоченной идее и обратно; именно так понимается у П. логос. Диалектика поэтому является установлением мысленных оснований для вещей, своего рода объективных априорных категорий или смысловых форм. Эти логос - идея - ипотеса - основание трактуются и как предел ("цель") чувственного становления. Такой всеобщей целью является благо в "Государстве", "Филе-бе", "Горгии" или красота в "Пире". Этот предел становления вещи содержит в себе в сжатом виде всё становление вещи и является как бы его планом, его структурой. В связи с этим диалектика у П. является учением о неделимых целостностях; как таковая она сразу и дискурсивна, и интуитивна; производя всевозможные логич. разделения, она умеет и всё сливать воедино. Диалектик, по П., обладает "совокупным видением" наук, "видит всё сразу". Индивидуальная душа обладает тремя способностями: умственной, волевой и аффективной - с приматом первой из них. В этике этому соответствуют три добродетели - мудрость, мужество и просветлённое состояние аффектов, к-рые объединяются в одну цельную добродетель, представляющую их равновесие, - "справедливость". Такое же тройное деление П. проводил и в политике, в теории трёх сословий: философов, к-рые на основании созерцания идей управляют всем гос-вом; воинов, осн. цель к-рых охранять гос-во от внутр. и внеш. врагов, и работников, т. е. крестьян и ремесленников, к-рые поддерживают гос-во материально, доставляя ему жизненные ресурсы. П. выделял три осн. формы правления - монархию, аристократию и демократию. Каждая из них, в свою очередь, делится на две формы. Монархия может быть законной (царь) или насильственной (тиран); аристократия может быть владычеством лучших или худших (олигархия); демократия может быть законной или беззаконной, насильственной. Все шесть форм гос. власти П. подверг резкой критике, выдвинув утопич. идеал гос. и обществ, устройства. По П., цари должны философствовать, а философы царствовать, причём таковыми могут быть только немногие созерцатели истины. Разработав подробную теорию обществ, и личного воспитания философов и воинов, П. не относил её к "работникам". П. проповедовал уничтожение частной собственности, общность жён и детей, гос. регулируемость браков, обществ, воспитание детей, к-рые не должны знать своих родителей. Утопию П. в "Государстве" К. Маркс характеризовал как "...афинскую идеализацию египетского кастового строя" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 379). В эстетике П. красота понимается как абс. взаимопронизанность тела, души и ума, слиянность идеи и материи, разумности и удовольствия, причём принципом этой слиянности является мера. Познание не отделяется у П. от любви, а любовь - от красоты ("Пир", "Федр"). Всё прекрасное, т. о., видимо и слышимо, внешне или телесно, оно оживлено своей внутр. жизнью и содержит в себе тот или иной смысл. Подобная красота оказывалась у П. правителем и вообще источником жизни для всего живого. Красота жизни и реального бытия для П. выше красоты искусства. Бытие и жизнь есть подражание вечным идеям, а искусство есть подражание бытию и жизни, т. е. подражание подражанию. Поэтому П. изгонял Гомера (хотя и ставил его выше всех поэтов Греции) из своего идеального гос-ва, поскольку оно есть творчество жизни, а не вымыслов, хотя бы и красивых. П. изгонял из своего гос-ва печальную, разнеживающую или застольную музыку, оставляя только военную или вообще мужественную и мирно деятельную музыку. Благонравие и приличие являются необходимым условием красоты. Не отвергая богов традиц. мифологии, П. требовал филос. очищения их от всего грубого, безнравственного и фантастического. Он считал недопустимым для восприимчивого детского возраста ознакомление с большинством мифов. Миф, по П.,- это символ; в мифологич. форме он излагал периоды и возрасты космоса, космич. движение богов и душ вообще и т. д. Историч. значение философии П. определяется тем, что он последовательно продумал осн. принципы объективного идеализма, на основании чего В. И. Ленин назвал всю идеалистич. линию в философии "линией Платона" (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 131). Идеи П. послужили исходной основой многовековой традиции платонизма и неоплатонизма. А. Ф. Лосев Платон Годы жизни - 428-348 гг. до н. э. Древнегреческий психолог и философ Платон в построении своей теории опирался как на идеи Сократа, так и на некоторые положения пифагорейцев, в частности на их обожествление числа. Над воротами Академии Платона было написано: "Не знающий геометрии да не войдет сюда". Стремясь создать универсальную концепцию, объединяющую человека и космос, Платон приходит к объективному идеализму. Он считал, что окружающие предметы являются результатом соединения души, идеи, с неодушевленной материей. Душа, по его мнению, не только идея, но и цель вещи. То есть Платон приходит к выводу, что существует идеальный мир, в котором расположены души или идеи вещей, то есть те совершенные образцы, которые становятся прообразами реальных предметов. Совершенство этих образцов недосягаемо для этих предметов, но заставляет их стремиться быть похожими, соответствовать им. Таким образом, душа является не только идеей, но и целью реальной вещи. В принципе идея Платона является общим понятием, которого, действительно, нет в реальной жизни, отображением которого являются все вещи, входящие в это понятие. Так не существует какого-то обобщенного человека, но каждый из людей является как бы вариацией понятия человек. Так как понятие неизменно, то и идея или душа, с точки зрения Платона, постоянна, неизменна и бессмертна. Не менее важным для Платона являлась и связь души с этикой, так как он считал, что душа человека отличается тем, что она является хранительницей его нравственности. Будучи рационалистом, Платон считал, что поведение должно побуждаться и направляться разумом, а не чувствами и выступал против Демокрита и его теории детерминизма, утверждая возможность свободы человека, свободы его разумного поведения. Платон считал, что душа состоит из трех частей - вожделеющей, страстной и разумной. Он разработал этический критерий, по которому делил душу на части, так как вожделеющая и страстная души должны подчиняться разумной, которая одна может сделать поведение нравственным. В своих диалогах Платон уподобляет душу колеснице, запряженной двумя конями. Черный конь- вожделеющая душа, не слушает приказов и нуждается в постоянной узде, так как он стремится перевернуть колесницу, сбросить ее в пропасть. Белый конь, благородный (страстная душа), хотя и старается идти своей дорогой, но также не всегда слушается возницу и нуждается в постоянном присмотре. И наконец, разумную часть души он отождествляет с возницей, который ищет правильный путь и направляет по нему колесницу, управляя движением коней. В описании души Платон придерживается четких, черно-белых критериев, доказывая, что есть как бы плохие и хорошие части души, причем разумная часть для него является однозначно хорошей, в то время как вожделеющая и страстная-плохими, более низкими частями. Так как душа постоянна и человек не может ее изменить, то и содержание тех знаний, которые хранятся в душе тоже неизменно и открытия, совершаемые человеком, не являются по сути открытиями чего-то нового, но. лишь осознанием того, что уже хранилось в душе, хотя и не осознавалось человеком. Таким образом, процесс мышления Платоном понимается как припоминание того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. И само мышление, которое он считал главным, когнитивным процессом, по сути является мышлением репродуктивным, а не творческим, хотя он и оперирует понятием интуиция, ведущим для творческого мышления. Исследуя познавательные процессы, Платон говорит о ощущении, памяти и мышлении, причем он является первым ученым, заговорившим о памяти как о самостоятельном психическом процессе. Он дает ей определение - <отпечаток перстня на воске> и считает ее одним из важнейших этапов в процессе познания окружающего; Важная роль памяти связана и с тем, что сам процесс познания у Платона, как уже упоминалось, представал в виде припоминания, таким образом, память являлась хранилищем всех знаний, как осознаваемых, так и не осознанных в данный момент. Однако несмотря на такое внимание к этому процессу, Платон считал память, как и ощущения, пассивным процессом и противопоставлял их мышлению, подчеркивая его активный характер. Активность мышления обеспечивается его связью с речью, о чём говорил еще Сократ. Платон развивает идеи Сократа, доказывая, что мышление есть диалог души с собой, то есть по сути мышление для него отождествляется с внутренней речью. Однако этот развернутый во времени и осознанный процесс логического мышления не может передать всю полноту знаний о вещи, так как опирается на исследование окружающих предметов, то есть копий настоящих знаний о предметах. Описывая процесс познания, Платон приводит в пример людей, замурованных в пещере, которые по теням и отблескам внешнего мира, проникающим в пещеру, стараются составить суждение о этом мире. Так и человек по одним копиям предметов хочет понять их настоящую суть и обречен в таких попытках на неудачу. Тем не менее такая возможность проникнуть в истинную суть вещей у человека существует и связана она с интуитивным мышлением, с проникновением в глубину души, которая хранит истинные знания. Они открываются человеку сразу, целиком и этот мгновенный процесс в какой-то степени похож на <инсайт>, который позднее будет описан гештальтпсихологией. Тем не менее, несмотря на процессуальную схожесть интуитивного мышления с <инсайтом>, они совершенно различны по содержанию, так как озарение Платона не связано с открытием нового, но лишь с осознанием старого, того, что уже хранилось в душе. Исследования Платона заложили новые тенденции не только в философии, где он является создателем теории объективного идеализма, но и в психологии. Он впервые выделил этапы в процессе познания, открыв роль внутренней речи и активность мышления. Он также впервые представил душу не как целостную организацию, но как определенную структуру, которая испытывает давление противоположных тенденций, конфликтующих мотивов, диктуемым вожделеющей и страстной душой, которые не всегда возможно примирить при помощи разума. Эта идея Платона о внутреннем конфликте души станет особенно актуальной в психоанализе, в то время как его подход к проблеме познания отразится на позиции рационалистов. Т.Д. Марцинковская, М.Г. Ярошевский
|
Все
содержание (C) Copyright РХГА