Пико делла Мирандола (1463-1494)
 

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА ДЖОВАННИ Ит. Giovanni Pico della Mirandola (1463-1494) - философ эпохи Возрождения, представитель платоновской Академии во Флоренции, один из самых ярких персонажей итальянского Ренессанса, мыслитель, как никто другой выразительно сформулировавший основную гуманистическую интуицию о Человеке - творце самого себя и своей собственной судьбы.
Рассматривая различные философские доктрины как аспекты единой Истины, П. поддержал начатую Фичино выработку единого "общечеловеческого" философско-религиозного миросозерцания, но перевел интерес из сферы религиозной истории в область собственно метафизики. Пытаясь синтезировать христианство с каббалой и аверроизмом, он подготовил и послал в Рим "Философские, теологические и каббалистические выводы", содержащие 900 тезисов "обо всем, что познаваемо" (отчасти заимствованные, отчасти самостоятельные) , которые собирался защищать в диспуте с христианскими учеными "всей Европы". Папская курия признала их еретическими, диспут не состоялся. Известным для широких кругов своих современников П. стал благодаря "Речи о достоинстве человека", замысленной как преамбула к готовившейся дискуссии.
Философия П., с одной стороны, интегрирует основные понятия возрожденческого неоплатонизма, с другой - содержит идеи, выходящие за рамки платоновской (идеалистической) традиции как таковой, близкие волюнтаризму и персонализму. Человек, по П., представляет особый мир в созданном Богом универсуме. Бог творит бытие для человека и ставит его в "центре" мира. Человек - существо "срединно-подвижное", он способен опускаться до уровня животных и даже растений (пифагорейские "метаморфозы" П. трактовал буквально) и подниматься к ангелам и Богу, оставаясь при этом тождественным самому себе - "неиным". Это возможно, ибо человек - создание "неопределенного образа", в которое Отец вложил "зародыши" всех тварей. Таков замысел творца, который создает человека существом "не смертным, но и не бессмертным, не небесным, но и не только земным, дабы тот, чуждый каких-либо стеснений, сам сделал себя творцом и выковал свой окончательный образ".
Философия П. вырастает как гуманистическая интерпретация христианской идеи богоподобия человека. Понятие человека формулируется на основе интуиции Абсолютного, характерной для позднего средневековья и определившей категориально-мифологический строй мистики Экхарта (творящий и познавший себя Абсолют) и Николая Кузанского (Бог как "совпадение противоположностей", "неиное", "возможность-бытие"). Рассматривая воззрения П. на уровне их категориальной структуры, можно сказать, что он прилагает обрисованный выше образ Абсолютного к человеку, поэтому человек в его доктрине предстает обладающим неисчерпаемой потенцией и перманентно трансцендирующим за свои пределы субъектом.
Концепция П. символизирует собой едва ли не самое радикальное (наряду с Бруно) звено "коперниканского переворота" в религиозно-нравственном сознании западно-христианского мира. Она формулирует религиозно-онтологическое обоснование всего идейно-мифологического комплекса гуманистической культуры: опорная парадигма духовной практики средневековья - Спасение - уступает место творчеству. Не спасение, а творчество - смысл человеческой жизни, оно нужно не для спасения (в качестве средства преображения порабощенной грехом человеческой природы), а напрямую - для Бога.
При значительном увлечении идеями внехристианской духовности, концепция человека, предложенная П., не является языческой: человек - субъект истории, а не элемент космического круговорота, жизнь которого протекает под знаками фатума (сам Бог наделяет человека статусом творца). П. придает идее человека - творца вещей и событий, выработанной средневековым христианским сознанием, предельно сильное выражение, трансформируя ее в понятие человека, создавшего самого себя (как бы продолжающего творение, начатое Богом). Еще более радикальным шагом, сделанным в этом направлении секулярной гуманистической культурой, станет образ человека, творящего Бога: от "если бы Бога не было, Его следовало бы выдумать" Вольтера, до Фейербаха, Ницше, Маркса, Фрейда, которые по-разному сформулировали идентичное в сущности представление о Боге, как "иллюзии", созданной человеком и им же разоблаченной.
Мистика "рождения Бога в человеке" представлена Бемэ и особенно Шефлером (Ангелусом Силезиусом). Стремление вскрыть положительный религиозно-онтологический смысл человеческого творчества, исходя из христианских понятий, представляет собой опыт русской религиозной философии Х1Х-ХХ столетий. В частности, идея творчества как божеского "задания" человеку стала одной из важнейших у Н.Бердяева.

Д. К. Бурлака

Возврат:    [начальная страница]   [список авторов]


Все содержание (C) Copyright РХГА