|
Франческо
Петрарка (1304 — 1374)
|
|
ЖИЗНЬ И ТВОРЕНИЯ Франческо ПЕТРАРКА (Francesco
Petrarca, 1304 - 74) - знамен, итал. поэт и гуманист, род. в Ареццо,
где нашел себе убежище его отец, флорентийский нотариус Петракко ди
Parenzo: изгнанный из Флоренции одновременно с Данте, за принадлежность
к партии "белых" (гибеллинов). После долгих скитаний по мелким
городам Тосканы, родители 9-летнего П. переселились в Авиньон, а затем
его мать - в соседний Карпантра. Здесь П. поступил в школу, научился
латинскому языку и получил вкус к римской литературе. По окончании курса
(1319) Петрарка, по желанию отца, начал изучать право сначала в Монпеллье,
а потом в болонском университете, где оставался до смерти отца (1326).
Но право совсем не интересовало Петрарку, который все более и более
увлекался классическими писателями. По выходе из университета он не
сделался юристом, а посвятился в священники, чтобы найти средства к
жизни, так как по наследству от отца он получил только рукопись сочинений
Цицерона. Поселившись в Авиньоне, П. сблизился с могущественной фамилией
Колонна, один из членов которой, Джиакомо, был его университетским товарищем,
а в следующем году (1327) впервые увидел Лауру, неразделенная любовь
к которой составила главный источник его поэзии и послужила одною из
причин его удаления из Авиньона в уединенный Воклюз. Покровительство
Колонн и литературная известность доставили ему несколько церковных
синекур; он приобрел домик в долине речки Сорги, где, с перерывами,
прожил 16 лет (1337 - 1353). Между тем письма П. и его литературные
произведения сделали его знаменитостью, и он почти одновременно получил
приглашение из Парижа, Неаполя и Рима принять коронование лавровым венком.
П. выбрал Рим и был торжественно венчан на Капитолии (1341). Прожив
около года при дворе пармского тирана Аццо ди Корреджио, он снова вернулся,
в Воклюз. Будучи пламенным патриотом, П. увлекся попыткою Кола ди Риенцо
и писал ему сочувственные письма, что испортило его отношение к Колоннам
и побудило его переселиться в Италию. После двух продолжительных путешествий
по Италии (1344 - 45 и 1347 - 51), где он завязал многочисленные дружеские
связи, между прочим с Боккаччо, П. навсегда покинул Воклюз в 1353 г.,
когда на папский престол вступил Иннокентий VI, считавший П. волшебником,
в виду его занятий Вергилием. Отклонив предложенную ему кафедру во Флоренции,
П. поселился в Милане, при дворе Висконти; исполнял разные дипломатические
миссии и, между прочим, был в Праге у Карла IV, которого П. посетил,
по его приглашению, еще во время его пребывания в Мантуе. В 1361 г.
П. оставил Милан и, после неудачных попыток вернуться в Авиньон и переселиться
в Прагу, поселился в Венеции (1362 - 67), где жила его незаконнорожденная
дочь, с мужем. Отсюда он почти ежегодно предпринимал продолжительные
путешествия по Италии. Последние годы жизни П. провел при дворе Франческо
да Каррара, отчасти в Падуе, отчасти в подгородной деревеньке Арква,
где и умер, Произведения П. распадаются на две неравные части: итальянскую
поэзию (Canzoniere) и разнообразные сочинения, написанные по-латыни.
Канцоньере П. заключает в себе сонеты и канцоны, изображающий любовь
П. к Лауре при ее жизни и после ее смерти, несколько стихотворений разного
содержания, преимущественно политического и религиозного, и аллегорическая
картина любви поэта - Триумфы (Trionfi), в которых изображается победа
любви над человеком, целомудрия над любовью, смерти над целомудрием,
славы над смертью, времени над славой и вечности над временем. Канцоньере,
выдержавшее уже до начала XVII в. ок. 200 изданий и комментированное
целой массой ученых и поэтов, от Л. Марсильи в XIV в. до Леопарди в
XIX в., определяет значение П. в истории итальянской и всеобщей литературы.
Он создал истинно художественную форму для итальянской лирики: поэзия
впервые является у него внутренней историей индивидуального чувства.
Этот интерес к внутренней жизни человека проходит красной нитью и через
латинские произведения П., которые определяют его значение, как гуманиста.
Сюда относятся, во-первых, две его автобиографии: одна, неоконченная,
в форме письма к потомству ("Epistola ad posteros"), излагает
внешнюю историю автора, другая, в виде диалога П. с блажен. Августином
("De coutemptu mundi" или "De secreto conflictu curarum
suarum"), изображает его нравственную борьбу и внутреннюю жизнь
вообще. Источником этой борьбы служит противоречие между личными стремлениями
П. и традиционной аскетической моралью; отсюда особый интерес П. к этическим
вопросам, которым он посвятил 4 трактата ("De remediis utriusque
fortunae", "De vita solitaria", "De otio religioso"
и "De vera sapientia"). Оставаясь строго верующим католиком,
П. в этих трактатах, а также в переписки и др. произведениях, старается
примирить свою любовь к классической литературе (латинской, так как
по-гречески П. не научился) с церковной доктриной, при чем резко нападает
на схоластиков и на современное ему духовенство (особенно в "Письмах
без адреса" - "Epistolae sine titulo"). Критическое отношение
П. к церковной современности с одной стороны и к древней литературе
с другой служит проявлением его повышенного самосознания и критического
настроения вообще: выражением первого служат его полемические сочинения
- инвектива против медика, который осмелился поставить свою науку выше
поэзии и красноречия ("Contra medicum quendam invecivarum libri
IV"), инвектива против французского прелата, порицавшего возвращение
в Рим Урбана V ("Contra cujusdam Galli anonymi calumnias apologia"),
такая же инвектива против одного французского прелата, нападавшего на
сочинения и поведение П. ("Contra qaendam Gallum innominatum, sed
in dignitate positum") и полемический трактат против авероистов
("De sui ipsius et multorum ignorantia"). Критицизм П. и его
интерес к этическим вопросам обнаруживается и в его исторических сочинениях
- "De rebus memorandis libri IV" (сборник анекдотов и изречений,
заимствованных из латинских авторов и современности, расположенных по
этическим рубрикам, напр. об уединении, о мудрости и т. п.) и "Vitae
virorum illustrium" - биографии знаменитых римлян. Особенно важное
значение имеет обширная переписка П. ("Epistolae de rebus fami
iaribus et variae libri XXV" и "Epistolae seniles libri XVII"),
составляющая главный источник для его биографии и дополнение к его произведениям;
многие из его писем представляют собою моральные и политические трактаты,
иные - публицистические статьи (напр. письма по поводу переселения пап
в Рим и переворота Кола ди Риенцо;. Менее значения имеют речи П., произнесенные
им при разных торжественных случаях, его путеводитель в Палестину (Itinerarium
Syriacum") и латинская поэзия - эклоги, в которых он аллегорически
изображает события из своей личной жизни и современной ему политической
истории ("Васоlicum carmen in XII aeglogas distinctum), эпическая
поэма " Африка", где воспеваются подвиги Сципиона, покаянные
псалмы и несколько молитв. Значение П. в истории гуманизма заключается
в том, что он положил основание всем направлениям ранней гуманистической
литературы, с ее глубоким интересом ко всем сторонам внутренней жизни
человека, с ее критическими отношением к современности и к прошлому,
с ее попыткою найти в древней литературе основание и опору для выработки
нового миросозерцания и оправдания новых потребностей. Опубликовано в кн.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона |
Возврат: [начальная страница] [список авторов]
Все содержание
(C) Copyright РХГА