|
Одоевский Владимир
Федорович [1(13).8.1803, Москва, - 27.2(11.3).1869, там же], русский писатель,
философ, педагог, музыкальный критик. Последний представитель древнего княжеского
рода. Образование получил в Московском университетском благородном пансионе (1816-22).
В 1823-25 был председателем организованного им общества любомудрия (см. "Любомудры").
В 1824-25 вместе с В. К. Кюхельбекером издавал альманах "Мнемозина",
в 1827-30 - один из основных деятелей журнала "Московский вестник",
был соредактором пушкинского "Современника". В 1826 переехал в Петербург.
С 1846 помощник директора Публичной библиотеки и директор Румянцевского музея;
с 1861 сенатор в Москве. Общественная деятельность О. весьма разностороння: он
был одним из создателей и главных деятелей благотворительного общества посещения
бедных, издателем журнала для крестьян "Сельское чтение", активно выступал
с поддержкой реформ 1860-х гг. и др. Философско-эстетические взгляды О. весьма
противоречивы. Воспитанный в атмосфере рационализма и просветительства, О. испытал
затем сильное влияние немецкой идеалистической философии и эстетики, особенно
Ф. В. Шеллинга. В художественном творчестве О. выступал и как продолжатель традиции
просветительской сатиры, автор дидактических апологов и повестей ("Бригадир",
1833; "Княжна Мими", 1834; "Княжна Зизи", 1839), и как признанный
мастер фантастической романтической повести ("Импровизатор", 1833; "Сильфида",
1837; "Саламандра", 1840; "Косморама", 1840). Среди неоконченных
произведений О. - научно-фантастический роман-утопия "4338-й год" (опубликован
в 1926), романы "Иордан Бруно и Петр Аретино", "Самарянин",
"Русские ночи" (1844) - цикл из десяти новелл, обрамленных философскими
беседами, - итоговое произведение русского философского романтизма 1830-х гг.,
отразившее характерную для него атмосферу исканий, дум об основных проблемах бытия
и судьбах России. С середины 40-х гг. О. отошёл от литературной деятельности.
В 1830-40-х гг. О. проделал эволюцию, аналогичную пути Шеллинга от "философии
тождества" к "философии откровения" (что подтвердилось во время
их личной встречи в 1842), в частности под воздействием французского философа-мистика
18 в. Л. Сен-Мартена. С конца 1850-х гг. характерен возрастающий интерес О. к
"опытному познанию" мира. В мировоззрении О. своеобразно переплетаются
славянофильские и западнические мотивы. О. явился одним из основоположников
русского классического музыкознания. Он был первым истолкователем творчества М.
И. Глинки, пропагандировал произведения А. Н. Верстовского, А. Н. Серова и др.,
обосновывал национальную самобытность русской музыки. Ему принадлежат исследования
в области народной песни и древне-русской церковной музыки. Ряд статей О. посвящен
творчеству В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Г. Берлиоза, Р. Вагнера. В своих произведениях
он часто обращался в духе романтической традиции к темам музыкального творчества
и образам музыкантов (новеллы "Себастиан Бах", "Последний квартет
Бетховена"). Участвовал в деятельности Русского музыкального общества, в
создании Петербургской и Московской консерваторий. Автор ряда музыкальных сочинений.
О. - один из видных русских педагогов 19 в., автор ряда учебников, многочисленных
методических сочинений и наставлений и т.д. Соч.: Сочинения, ч. 1-3, СПБ.
1844; Русские ночи, М., 1913; Избранные педагогические сочинения, М., 1955; Музыкально-литературное
наследие, М., 1956; Повести и рассказы, М., 1959. Лит.: Белинский В. Г., Сочинения
кн. В. Ф. Одоевского. Полн. собр. соч., т. 8, М., 1955, с. 297-323; Сакулин П.
Н., Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский, т. 1, ч. 1-2, М., 1913;
Манн Ю. В., В. Ф. Одоевский и его "Русские ночи", в его кн.: Русская
философская эстетика, М., 1969; История русской литературы 19 века. Библиогр.
указатель, М. - Л., 1962, с. 510-15; Passage Ch. E., The Russian Hoffmannists,
The Hague, 1963. В. И. Сахаров. |