Новалис Гейнрих фон Офтердинген (1772-1801)

 

АФОРИЗМЫ

Всякий любимый нами предмет есть средоточие рая... Миросоздания мало для чувств проницательных; только Любящим сердцем спасен вечно стремя щийся дух.
София, или о женщинах
С любовью дело обстоит так же, как и с философией - она является и должна являться всем и каждым для всех. Итак, любовь есть Я [1] - идеал всякого устремления.
Ты есть лишь только с тем, что любишь ты.
Потребность в любви уже выдает в нас известное раздвоение. Потребность всегда выдает слабость.
С любовью обстоит так же, как с убеждениями - сколь многие полагают, что убеждены в чем-либо, а на деле не убеждены. Только в истинном можно быть действительно убежденным; только милое можно действительно любить.
Все достойное любви есть предмет (вещь). - Бесконечно достойное любви есть бесконечная вещь - нечто такое, что можно обрести лишь непрестанной, бесконечной деятельностью. Лишь вещью можно обладать.
Любовь есть конечная цель мировой истории - вселенское Аминь.
Объятие есть дифиранб среди всех чувственных действий. Следовательно, и оценивать его нужно по законам его природы.
Упоение чувств так же относится к любви, как сон относится к бодрствованию.
Учение о духах. Подлинная невинность есть абсолютная эластичность - ее не одолеть.
Всякое очарование есть искусственно вызванное безумие. Всякая страсть есть очарование. Всякая привлекательная девушка - более реальная чаровница, чем обычно думают.
Этика. Всякой добродетели соответствует специфическая невинность. Невинность есть моральный инстинкт. Добродетель есть проза, невинность - поэзия. Грубая невинность; образованная невинность - добродетель должна вновь исчезнуть и стать невинностью; Иметь склонности и быть их господином похвальнее, чем избегать склонностей.
Мужчина полагает себя всегда в качестве объекта, женщина - в качестве субъекта. Мужчина должен превращать свои ощущения в понятия, женщина же - свои понятия в ощущения. Его не обманет понятие, ее ощущение.
Прекрасная тайна женщин, делающая их столь несказанно привлекательными, есть предчувствие материнства, предугадание будущего мира, который дремлет в ней и развернется из чрева ее. Она есть самая удачная аллегория будущего.
Любовь возникла вместе с женщинами, а женщины - вместе с любовью, - поэтому-то нельзя понять одно без другого. Кто хочет найти женщин, которые бы не любили, и любовь без женщин, тот поступает подобно философам, рассматривавшим влечение помимо объекта, а объект - без влечения, и не усмотревшим единства обоих понятий в понятии действия.
Брак есть высшее таинство. Брак у нас стал популяризированным таинством. Печально, что у нас есть лишь выбор между браком и одиночеством. Это ведь крайности, - но как мало людей способны на действительный брак, - сколь немногие могут также вынести одиночество. - Есть самые разные способы соединения. Бесконечное соединение есть брак. - Является ли женщина целью мужчины, и является ли она сама бесцельною? Брак обозначает собою новую, высшую эпоху любви, - любовь общения - любовь принуждения - живую любовь. Философия возникает вместе с браком.
Гамизм [2] есть основа патриотизма.
Всякое неправое действие, всякое недостойное восприятие есть неверность своей любимой - есть прелюбодеяние.
Страстная теплота - страстная холодность.
Мужчины естественнее всего могут хорошо развлечь разговором женщин, а женщины мужчин.
Любовь может, через посредство абсолютной воли, перейти в религию.
Если мы сделаем возлюбленную богом, это будет прикладная религия.
Среди людей нужно искать Бога. В человеческих делах, в человеческих мыслях и ощущениях отчетливее всего заметно откровение духа небесного... Религию нельзя проповедовать иначе, чем любовь и патриотизм.
Искусство все превращать в Софии - и наоборот.

1. Абсолютное Я, которому здесь уподобляется любовь фихтеанцем Новалисом, есть центральная категория философии позднего Фихте, у которого она близка понятию божественного Абсолюта христианства.
2. Под этим термином имеется, очевидно, в виду моногамный брак как принцип. У Фихте имеется специальная дедукция моногамного брака, из чего ясно, что он был для него единственно нравственным, если не единственно возможным вообще видом брака. Новалис же, как видите, предполагает хотя возможность других его форм.

Возврат:    [начальная страница]   [список авторов]


Все содержание (C) Copyright РХГА