Мунье Эмманюэль (1905-1950)

 

Сочинения

        Э. Мунье

Персонализм: Краткое введение к вопросу

                                       О ЛИЧНОСТНОМ УНИВЕРСУМЕ

Слово “персонализм” вошло в обиход недавно. В 1903 году Ренувье обозначил им свою философию. Впоследствии, однако, оно вышло из употребления. В Америке это слово стало использоваться вслед за Уолтом Уитменом, который обратился к нему в “Демократических далях” (1867). В начале 30-х годов термин “персонализм” вернулся во Францию, правда, уже в ином контексте — для обозначения первых исследований журнала “Эспри”[1] и родственных ему групп (“Новый порядок” и др.), возникших в условиях политического и духовного кризиса, который разразился тогда в Европе. Лаланд в пятом издании своего “Философского словаря” (1947) узаконил слово “персонализм” в качестве понятия. “Ларусс”, воп­реки реальному смыслу, сделал слово “персонализм” си­нонимом эгоцентризма. Мы видим, что персонализм шел путем извилистым и неопределенным: это было учение, которое постепенно обретало себя, определяя направление собственного движения.

Итак, то, что сегодня называют персонализмом, от­нюдь не новое изобретение. Универсум личности — это универсум человека, и было бы странным, если бы до наступления XX века никто не занялся его исследовани­ем, пусть даже используя другие понятия. Современный персонализм, как мы увидим далее, укоренен на почве давней традиции.

Персонализм не есть система. Персонализм — это философия, а не только позиция, философия, но не система.

Разумеется, персонализму не обойтись без системати­зации. Мышлений должно быть упорядочено: понятия, логика, схемы используются не только для того, чтобы фиксировать и передавать мысль, которая в противном случае распалась бы на отдельные смутные интуиции; они служат для глубинной переработки самих интуиции и одновременно являются инструментом анализа и изложения[2]. Именно потому, что персонализм прибегает к систематизации своих идей, он является не только позицией, но и философией.

Центральное положение персонализма — это сущест­вование свободных и творческих личностей, и он предпо­лагает наличие в их структурах принципа непредсказуемости, что ограждает от жесткой Систематизации. Ничто не может быть столь противоположным этому принципу, как распространенное сегодня стремление к строго упорядоченному мышлению, к сугубо функциональному, ав­томатическому действованию в соответствии с принятыми решениями и инструкциями, как отказ от исследований, полных сомнения и риска. Кроме того, новая рефлексия не должна слишком поспешно и жестко ограничивать круг собственных проблем.

Таким образом, говоря в целях удобства о персонализ­ме как единичном явлении, мы тем не менее утверждаем, что существуют различные виды персонализма, и отдаем должное каждому из них. Христианский и агностический  персонализм, например, значительно отличаются друг от друга по своим внутренним структурам, и они бы ничего не выиграли, если бы искали какого-то единого для себя пути. У них есть много общего, если говорить об опреде­ленных сферах мышления, фундаментальных позициях или некоторых практических выводах, касающихся индивидуального или коллективного опыта, и этого достаточно, чтобы обозначить их одним общим термином.

Общее представление о личностном универсуме. От нас ждут, что мы начнем изложение персоналистской философии с определения личности. Однако определять можно только внешние по отношению к человеку пред­меты, те, что доступны наблюдению.

Если исходить из этого, то личность не есть объект. Личность — это то в каждом человеке, что не может рассматриваться как объект. Вот мой сосед. Он весьма специфически воспринимает собственное тело,  и этот л опыт мне недоступен. Но я могу наблюдать его тело извне, изучать его особенности, наследственные признаки и болезни,  короче говоря,  я  рассматриваю его как некий материальный предмет — с точки зрения физиологиче­ской, медицинской и т.п. Мой сосед — служащий, у него и вид служащего,  и психология служащего, и я могу изучать его в качестве такового, хотя все перечисленное не исчерпывает его полностью. Он еще и француз, бур­жуа, одержимый социалист, католик и т.д. К тому же мой сосед не просто некий Бернар Картье, но вполне определенный Бернар Картье. Я могу тысячей способов определить его в качестве единичного индивида, и это помогает мне понять и — что весьма важно — приноровиться к нему, узнать, как мне вести себя с ним. Но всякий раз я имею дело с отдельными аспектами его существования. Множество фотографий, как бы мы ни располагали их одну по отношению к другой, не дадут нам человека, который ходит по земле, о чем-то думает, имеет те или иные желания. Было бы ошибкой считать, будто персона­лизм требует изучать людей не серийно, а исключительно с учетом их мельчайших отличий. “Лучший из миров” Хаксли тот, где полчища медиков и психологов берутся описывать каждого индивида, опираясь на подробнейшие сведения о нем. Властно формируя человека, сводя людей к хорошо отлаженным, четко действующим механизмам, этот сверхиндивидуализированный мир тем не менее противостоит личностному универсуму, поскольку все в нем обустроено, ничто не создается вновь и не пускается в приключения, как это бывает там, где есть свобода и ответственность. Он превращает человеческий мир в огромный идеально организованный питомник.

Нельзя, следовательно, человека ставить в один ряд с камнями, деревьями, животными и трактовать его как дерево, способное перемещаться в пространстве, или как коварного хищника. Личность — это не объект, пусть даже самый совершенный, который, как и всякие другие, мы познавали бы извне. Личность — единственная реальность, которую мы познаем и одновременно создаем  изнутри. Являясь повсюду, она нигде не дана заранее.

Однако не будем обрекать личность на неизвестность. Богатый опыт личности, разлитый в мире, непрестанно выражается в творчестве ситуаций, правил и установлений. Внутренние ресурсы личности не предопределены заранее: то, что она выражает, не исчерпывает ее, то, что обусловливает, не порабощает. Существенно отличаясь от доступного наблюдению объекта, она не является ни имманентным субстратом, ни субстанцией, определяю­щими наше поведение, ни абстрактным принципом, руководящим нашими конкретными поступками. Все это было бы так, если бы речь шла о способе существования  объекта или об иллюзии объекта. Личность есть живая активность самотворчества, коммуникации и единения с другими личностями, которая реализуется и познается в действии, каким является onыт персонализации. И ничто не может навязывать личности этот опыт или понуждать к нему. Заставить человечество пробудиться от глубокого сна, отказаться от жалкого прозябания может только тот, кто понял смысл личностного существования и зовет к его вершинам. Если индивид не внемлет этому зову и не вступает на путь личностной жизни, он теряет сам смысл жизни, как теряет чувствительность бездействующий орган. Тогда он ищет этот смысл в бесплодном умничаний или бегстве от действительности.

Главную мысль персонализма можно выразить двояко.

Можно начать с изучений мира объектов и доказывать, что личностный способ существования есть наивысшая форма сущест­вования и вся эволюция природы ведет к возникновению творчества, знаменующего собой завершение Вселенной. Отсюда следует, что суть Вселенной — в процессе персонализации, а безличностные или в той или иной мере обезличенные реальности (материя, живые существа, идеи) — это результат того, что природа, ступив на путь персонализации, замедлила свое движение. Насекомое, уподобляющее себя сучку, дабы забыться в неподвижности, является прообразом человека, укрывающегося в конформизме, чтобы не отвечать за свои поступки, человека, погружающегося в общие рассуждения или сентиментальные излияния, только бы не сталкиваться ни с миром, ни с людьми. В той мере, в какой это описание остается объективным, оно дает лишь приблизительное пред­ставление о реальности, изначально не являющейся объективной.

Другой путь — когда кто-либо из нас сам станет открыто жить личностной жизнью, пытаясь увлечь за собой тек, кто живет подо­бно деревьям, животным или машинам. Бергсон в этой связи взы­вал к “герою или святому”. Но это не должно вводить в заблуждение: личность рождается в глубинах и самой униженной жизни.

Здесь обнаруживается главный парадокс личностного существования: оно есть собственно человеческий способ бытия и вместе с тем должно быть нескончаемым завоеванием; сознание медленно высвобождается из мира минералов, растений и животных, которые продолжают жить в нас. История личности будет идти параллельно истории персонализации. Она будет развертываться не только как сознание, но — во всей своей полноте — и как усилие по гуманизации человечества.

Краткая история понятия личности и условий ее существо­вания[3]. Если говорить только о Европе, то здесь понятие личности, зародившееся в античности, пребывает в эмбриональном состоя­нии вплоть до начала христианской эры. Античный человек неот­делим от ближайшего окружения и семьи, подчиненный слепой и безымянной Судьбе, стоящей выше самих богов. Рабство не шоки­рует даже самые возвышенные умы того времени. Философы це­нят одно обезличенное мышление и его неизменный порядок, управляющий и природой и идеями. Своеобразие считалось тогда чем-то вроде изъяна в природе и сознании. Платон пытался свести индивидуальную душу к тому, что причастно и природе и со­циуму, — отсюда его “коммунизм”. Для него, как и для Сократа, индивидуальное бессмертие — это лишь прекрасная и смелая ги­потеза. Аристотель утверждал, что реально только индивидуаль­ное, но его бог не в состоянии ни индивидуально желать чего-либо, ни познавать с помощью особенных сущностей, ни любить избира­тельной любовью. Согласно Плотину, всякая индивидуальность создана как бы по ошибке, и спасение виделось в возврате к утра­ченному Единому и Вневременному.

Тем не менее греки обладали острым чувством человеческого достоинства, что порой нарушало их бесстрастный порядок. Об этом свидетельствуют свойственное им чувство гостеприимства и культ умерших. Софокл, по крайней мере однажды (см. “Эдип в Колоне”), попытался заменить идею слепой Судьбы идеей божественной справедливости, основанной на различении. Антигона взывает к вечности, свидетельствуя против произвола власти. В “Тро­ячках” идея неизбежности войн противопоставляется представле­нию об ответственности людей. Сократ на место утилитарных ре­чей софистов ставил всепроникающую иронию, приводящую собеседника в замешательство, подвергающую сомнению как его знание, так и его самого. Формула “Познай самого себя” явилась первым революционным призывом персоналистского содержания. Но в тех условиях этот призыв мог получить лишь слабый отклик. Наконец, не следует забывать ни мудреца “Никомаховой этики”, ни стоиков с их смутным предчувствием caritas generis humani.

Христианство с первых своих шагов решительно выдвигает на первый план понятие личности. Сегодня нам трудно предста­вить, какой переворот это произвело в мыслях и чувствах греков.

  1. 1. В то время, когда множественность была для духа неприемлемым злом, христианство возводит ее в абсолют, утверждая творение ex nihilo и предназначение каждой отдельной личности. Высшее существо, опирающееся в своих деяниях на любовь, уже не тождественно мировому единству, порождаемому некой абстрактной идеей; единство мира создается его безграничной способностью бесконечно умножать эти отдельные акты божественной” любви. Множественность не является свидетельством несовершенства; напротив, она рождена от избыточности и любви и несет  в себе. Но еще долгое время дерзкая мысль о множественности душ будет наталкиваться на пережитки античного мировосприятия, и даже Аверроэс испытывает потребность вообразить душу, общую всему роду человеческому.
  1. 2. Человеческий индивид не является лишь средоточием ряда реальностей общего характера (материя, идеи и т.п.), он представляет собой неделимое целое, единство которого важнее множественности, ибо имеет корни в абсолютном.
  1. 3.Над личностями господствует уже не абстрактная власть Судьбы, Царство идей или Безличная идея, равнодушные к индиви­дуальным судьбам, но Бог, который сам, хотя и в высшем смысле, является личностью и “отдал часть себя”, чтобы взять на себя судьбу человека и изменить ее; вместе с тем он предлагает каждой личности внутренне приобщиться к божественному; Бог, который утверждает себя, не отторгая человека (современный атеизм в лице Бакунина и Фейербаха убежден в обратном), а, напротив, даруя ему свободу, подобную собственной, и воздавая великодушием за великодушие.
  1. 4.Глубинный смысл человеческого существования состоит не в том, чтобы слиться с абстрактной всеобщностью Природы или Царства идей, но в том, чтобы переменить “тайну своей души” (metanoia), чтобы принять в нее Царство Божие и воплотить его на Земле. Тайна души, которая решается на такой личностный выбор, на подобное преобразование Вселенной, неприкосновенна; о ней никто не может судить, никто не знает ее, даже ангелы, только Бог.
  1. 5.К такому поступку человек призван в свободе. Он — существо сотворенное, но его конституирующим началом является сво­бода. Бог создал творение настолько совершенное, насколько это вообще возможно. Однако он предпочел призвать человека, чтобы тот, пользуясь свободой, сам взрастил свою человечность и чтобы жизнь его стала отражением жизни божественной. Подлинное и
    полное осуществление свободы предполагает также и право чело­века отказаться от своего предназначения, иными словами, не исключает его право на греховность. Поэтому грех не только не является пороком — его отсутствие вело бы к отчуждению человека.
  1. 6.Подобная абсолютизация личностного начала не отделяет человека ни от мира, ни от других людей. Вочеловечение Бога освящает единство земли и неба, плоти и духа, искупительную жертву человеческого деяния, осененного благодатью. Таким образом, единство человеческого рода оказывается полностью утвержденным и дважды оправданным: каждая личность создана по образу и подобию Божию, каждая личность призвана участвовать в создании мистического тела Церкви, осененного милостью Христовой. Коллективная история человечества, о которой греки не имели ни малейшего представления, отныне приобретает свой, по сути космический, смысл. Сама концепция Троицы, дававшая пищу для споров на протяжении двух столетий, приводит к идее о Высшем Существе, внутри которого осуществляется диалог личностей, что уже само по себе является отрицанием одиночества.

Такое видение было слишком новым и радикальным, чтобы сразу обнаружились все его последствия. Представ в глазах христиан зародышем историчности, оно приведет их к мысли и о конце истории.

На протяжении всего средневековья социально - идеологические предрассудки греческой античности оказывают этому видению постоянное сопротивление. Потребовалось несколько веков, чтобы перейти от реабилитации раба в сфере мысли к его дейст­вительному освобождению; что касается идеи о равенстве душ, то мы до сих пор не пришли еще к реальному равенству социальных воз­можностей; там. где речь идет об огромных массах, духовное не в состоянии опережать телесное; не знающая техники феодальная эпоха не дает средневековому человеку возможности высвободиться из плена тяжелого физического труда и полуголодного существова­ния и создать гражданское общество по ту сторону социальных и сословных перегородок. Хотя христианство с самого начала активно вступило в борьбу с разного рода дуализмом, мысль о нем до сих пор сохраняется в нашем восприятии. В период раннего средневековья эта тенденция поддерживала живучесть платоновских заблужде­ний, которым противостоял реализм Альберта Великого и Фомы Аквинского, вновь заговоривших о достоинстве материи и единстве человеческого начала. Между тем уже во II—VI веках понятие лич­ности постепенно начинает заявлять о себе благодаря тринитарным и христологическим спорам; оно оказалось более созвучным греческой духовности, тогда как римский юридический ригоризм, придавав­ший понятию личности большую формальность, в глубине своей продолжал ему сопротивляться. Каждое значительное учение до­бавляло этому понятию новые штрихи. Однако концептуально-ло­гическое наследие греков, со своими градациями и всеобщностями, затрудняло его становление.

Обычно с Декартом связывают современный рационализм и идеализм, растворяющие конкретное существование в идее. При этом не учитывают всего содержательного богатства декартовского Cogito, способного принимать решение. В качестве акта субъекта и интуиции ума Cogito является утверждением бытия, останавлива­ющего нескончаемое движение идеи и настоятельно полагающего себя в существовании. Эти пути уже были проложены волюнтаризмом от Оккама до Лютера. Философия отныне перестает быть уроком для заучивания, какой она была в поздней схоластике, и превращается в размышление о личности, к которому она призы­вает всех и каждого. Подобно Сократу, она направляет свою мысль к существованию[4].

В то же время нарождающаяся буржуазия расшатывала сковывающие ее феодальные структуры. Но застывшему в своей не­подвижности обществу она противопоставила изолированного ин­дивида, тем самым положив начало экономическому и духовному индивидуализму, тягостные последствия которого мы ощущаем еще и сегодня. Декарт своим Cogito также посеял семена метафи­зического идеализма и солипсизма, подрывавших классический персонализм от Лейбница до Канта и кантианцев, несмотря на множество глубоких идей, которые принесло с собой их развитие.

Гегель навсегда сохранит за собой славу великого и бесстраст­ного архитектора всемогущей и безличной идеи. Все вещи и все существа растворяются в ней. И не случайно в конечном итоге Гегель провозглашает полное подчинение индивида государству. Но не следует забывать и того, чем персонализм обязан Лейбницу и Канту, а диалектика личности — всему рефлексивному направле­нию идеалистической мысли. Паскаль, отец современной диалек­тики и экзистенциального сознания, стал бы величайшим из вели­чайших мэтров, если бы влияние янсенизма не толкало его к про­поведи высокомерного одиночества, что произошло впоследствии и с Кьеркегором. Стоит помнить и о Мальбранше, о его “Трактате о нравственности”; о Руссо, разделяющем непоследовательный рационализм просветителей, сбитом с толку индивидуализмом, но возродившем значение одиночества и заложившем основы воспи­тания личности. Отметим также актуальность Гете, который ищет в деятельности динамическое единство духа и материи. В XIX веке необходимо выделить трех мыслителей, признание к кото­рым приходит, правда, лишь в следующем столетии — настолько трудно им было дышать в идейном климате своего времени.

Мэн де Биран является непосредственным предшественником французского персонализма. Он отвергает механицизм идеологов Просвещения, растворявших конкретное существование в псевдоэлементах мышления, и ищет “Я” в усилии, посредством которого мы воздействуем на мир. Этот опыт, представляющий собой единство внутреннего побуждения и мускульных усилий, выявляет во всяком сознании его связь с непреложной и объективной реально­стью; нельзя, следовательно, противопоставлять сознание и про­странство; любое сознание выходит в пространство, утверждает себя в нем. Идеи Мэн де Бирана  замечательным образом высветили истоки личности и сферу ее проявления.

Кьеркегор, в свою очередь, выступая против Системы, олицет­воряемой Гегелем, и ее спиритуалистических истолкований, говорит о неотвратимости возникновения свободы. Глашатай парадоксального, драматического величия человека, боровшийся против опьяняющего буржуазного комфорта и прекраснодушия, он, к сожалению, не смог отказаться от горделивого одиночества и выйти к миру и людям. Тем не менее на закате эпохи, готовой согласиться на любое порабощение в обмен на своего рода вегетативное спокой­ствие, Кьеркегор довел до высшего значения смысл свободы, радикальным образом связав ее с абсолютом.

Маркссиных, чем Кьеркегор, позиций упрекал Гегеля за то, что он сделал субъектом истории абстрактный дух, а не конкретного человека, свел к Идее живую реальность человеческого существова­ния. Согласно Марксу, такое отчуждение является следствием от­чуждения, господствующего в капиталистическом мире, который превращает трудящегося человека — производителя в объект исто­рии и тем самым как бы отторгает его от него самого, равно как и от природного мира. Наступление на обезличивающие силы, начатое в XIX веке, можно было бы, вероятно, назвать революцией в духе Сократа; оно пошло по двум направлениям: от Кьеркегора, призыва­ющего человека, выбитого из колеи научными открытиями и наси­лием над окружающей средой, к осознанию своей субъективности и свободы; от Маркса, разоблачающего мистификации, порождаемые социальными структурами, выросшими из материальных условий существования, и напоминает человеку, что мало болеть за свою судьбу, — ее надо строить засучив рукава. Роковой разрыв! Обе линии в дальнейшем расходятся все больше и больше, и задача нашего века, думается, состоит не в том, чтобы соединять их там, где они не могут соединиться, а в том, чтобы стать выше расхождений, подняться к единству, которое было отвергнуто.

В свете великих событий XIX века необходимо было бы про­следить постепенное вызревание социальных условий для подлин­но человеческого существования. При всех оговорках относитель­но Великой французской революции очевидно, что она знаменует собой важнейший этап социального и политического освобождения, хотя и ограниченного ее индивидуалистическим контекстом. С этого момента некоторого рода фатальность начинает набирать силу. С одной стороны, находя благоприятную почву в победно шествующем капитализме, со стремительной скоростью развивается индивидуализм. Либеральное государство закрепляет это развитие в своих кодексах и институтах, проповедуя вместе с тем моральный персонализм (в кантовском духе) и персонализм политический (буржуазного толка) и создавая таким образом конкретные условия для социального, экономического, а вслед за ним и политического порабощения народных масс. Романтизм содействует всестороннему развитию чувств индивида, однако заводит его в такие тупики, где ему не остается ничего иного, как выбрать безысходное одиночество или утрату желаний. Отступая перед лицом этой новой опасности и боясь проявить свои разрушительные силы, мелкобуржуазный мир стремится скрыть их за ширмой сомнительных удовольствий, установив господство осмотрительного индивидуализма. Но как раз в это время бурное развитие техники раздвигает узкие рамки жизни индивида, открывает пе­ред ним широкие перспективы, вовлекая в коллективные отноше­ния. Теряющий опору индивидуализм страшится одновременно и анархии, в которую погружается, и коллективизма, который ему угрожает. Он пытается прикрыть свои тылы идеей “защиты лич­ности”. Уже Ренувье считал в равной мере опасными как страсть к метафизике, так и поиск единства политическими средствами Личность для него — это прежде всего отрицание, неприсоедине­ние, возможность противостоять, испытывать сомнения, сопротивляться опьянению мышлением и, соответственно, отвергать все формы утверждающейся коллективности — теологические или социалистические. Это, разумеется, вполне здоровая реакция на опасность, но она рискует оказаться во власти анархизма. Именно последний обрек на бесплодность поиски Прудона. Страстный анархизм Ницше драматизировал ситуацию, усилив негативные тенденции, которые впоследствии войдут составной частью в неко­торые экзистенциалистские концепции.

Между тем действительный выбор происходит отнюдь не меж­ду слепым имперсонализмом, этой разросшейся губительной рако­вой опухолью, и потерявшими надежду гордецами, которые до конца будут стоять на своем. Страх перед этими мистическими чудовищами стал рассеиваться, когда началась разработка более богатого понятия личности, ее отношений с миром и его творения­ми. Речь идет прежде всего о Лотце, о работах Макса Шелера и М.Бубера, появившихся во французском переводе и совпавших по времени с выходом книг Бердяева, который не захотел приносить в жертву ни свободу духа, ни технику, как в свое время Бергсон, не отрекшийся ни от свободы, ни от строгой науки. Вслед за Лабертоньером Морис Блондель говорит о диалектике духа и действия, разрушающей все спиритуалистические мистификации. В то вре­мя как в лирике Пеги начинают звучать все темы, которые мы проанализируем ниже, Ж.Маритен для решения актуальных проблем обращается к разоблачительному реализму, заимствуя его у Св. Фомы; Габриэль Марсель и К. Ясперс, один христианин, другой — агностик, вносят существенный вклад в описание струк­тур личностного универсума. К ним весьма близок и П. Л.Ландсберг, жизнь и творчество которого были насильственно прерваны.

Если иметь в виду собственно персоналистские исследования, которые начиная с 1932 года постоянно публикует журнал “Эспри”, то на них оказывали влияние, с одной стороны, экзистенциа­листские, с другой — марксистские разработки. Экзистенциали­сты настоятельно требовали обсуждения персоналистских проблем: свобода, внутренний мир личности, коммуникация, смысл истории. Марксисты призывали современное мышление освободиться от идеа­листических мистификаций, стать на твердую почву в осмыслении реальных проблем человека и связать самую возвышенную фило­софию с актуальными вопросами современности. Таким образом, можно говорить о трех близких персонализму направлениях: экзистенциалистском (к нему примыкают Бердяев, Ландсберг, Рикёр, Недонсель), марксистское (нередко конкурирующим с первым) и более традиционном, связанном с французской рефлексивной традицией (Лашез-Рей, Набер, Ле Сенн, Мадинье, Ж.Лакруа).

За пределами Франции во многих странах формируются тече­ния, провозглашающие себя персоналистскими. Есть и такие близ­кие к ним концепции, которые прямо не заявляют о своей привер­женности идеям персонализма. В Англии называют себя персона­листскими несколько журналов, а также группа Дж. Б.Коатса. Они ищут вдохновения прежде всего у Дж.Макмарри, Дж.Мидлтона, Мюрри, Н.Бердяева и М.Бубера; не следует забывать и о Ньюмене. Религиозный субъективизм, политический либерализм и антитехницизм (в духе Рёскина и Г.Рида) нередко уводят их в сторону от французского персонализма, однако диалог с ними воз­можен. В Голландии рожденное в 1941 году в лагере заложников персоналистское движение развивалось исключительно в полити­ческом плане и пыталось построить и “новый социализм” силами “Нидерландского народного движения”, которое впоследствии пришло к власти и слилось с социалистической партией. В США также набирает силу довольно заметное персоналистское направление (от Ройса и Хоуисона до Боуна, Брайтмена и Флюэллинга). В Швейцарии, где еще жива память о Секретане, выходят “Швей­царские тетради “Эспри”. Близкие персонализму группы создаются и в странах, освободившихся от фашизма.

Поскольку личность является не объектом, который можно было бы отделить от мира и изучать извне, но центром, на который должна ориентироваться объективная Вселенная, нам необходимо сосредоточить свой анализ на создаваемом ею универсуме, выявить его структу­ры и различные аспекты, постоянно помня о том, что это всего лишь наше видение реальности. Каждый обладает истиной не иначе, как во взаимосвязи со всеми другими.

 

Часть

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНОГО УНИВЕРСУМА 

Глава I

ВОПЛОЩЕННОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ

Современные спиритуалистические концепции делят мир и человека на две независимые части — материаль­ную и духовную. Одни считают независимость этих двух частей очевидным фактом (психофизический паралле­лизм), но, признавая существование закономерностей в материальной сфере, сохраняют за ними право на абсо­лютное законодательство и в царстве духа; в таком случае соединение двух указанных миров необъяснимо. Другие отрицают реальность материального мира до такой степе­ни, что видят в нем лишь проявление духа, что граничит с парадоксом.

Персоналистский реализм начинает с того, что перечеркивает эту схему.

Личность погружена в природу. Человек — это тело, но и дух, он весь — тело, как и весь — дух. Самые элементарные свои потребности, такие, как потребность в пище и продолжении рода, он превратил в утонченные искусства (кулинарное искусство, искусство любви). Ког­да болит голова, трудно философствовать, а у Св. Хуана де ла Круса во время исступленных занятий подступала рвота. Расположение моего духа и мысли мои формируются под влиянием климата, местоположения на земной поверхности,  наследственности и,  может быть,  по ту сторону всего этого, под мощным воздействием космиче­ских лучей. На эти влияния накладываются затем психологические и коллективные закономерности. Человек весь от земли, в его жилах течет кровь. Исследования показали, что великие религии идут тем же путем, что опустошительные эпидемии. Зачем же пренебрежительно относиться к этому? Великие проповедники, как я самые обыкновенные люди, ступали по грешной земле.

Такова лишь часть (правда, довольно значительная истины, полученной с помощью материалистического анализа. И это общеизвестно. Нерушимый союз души тела — вот ось христианского мышления. Оно и в современной версии не противопоставляет дух и тело, или материю. Для него дух — в там смысле, как его сегодня трактует спиритуализм, — одновременно и мышление (noys), и душа (psyche), и дыхание жизни, и дух в существовании сливается с телом. Когда это целое противостоит сверхприродному призванию человека, христианство говорит о плоти, обозначая этим словом силу, сковывающую как душу, так и чувства. Устремляясь к Богу тело и душа действуют сообща в царстве Духа (Рпеуmа — в Царстве Божием, а не в эфирном царстве духа Первородный грех исказил человеческую, природу, а тем самым затронул и само “человеческое”: начиная с Евангелия анафеме предавались скорее злой умысел И искажения духа, а не “плоть” как таковая. Христианин, с презрением относящийся к телу, к материи, посягает на главнейшую традицию своей веры. Согласно средневековой теологии, мы можем получить доступ к высшим духовным реальностям, и даже к Богу, лишь превзойдя материю и оказав на нее воздействие. Но случилось так что презрение древних греков к материи, передаваемое из века в век, дошло до наших дней в виде ложного тезиса христианства.

Сегодня необходимо устранить этот опасный дуализм из нашей жизни и мышления. Человек — бытие природ­ное; благодаря своему телу он является составной частью природы, и тело его неотрывно от него. Из этого необхо­димо извлечь соответствующие выводы.

Природа  —  речь идет  о внешней, дочеловеческой природе, о психологическом бессознательном, о безлич­ностной социальной связи — не является для человека злом: воплощение не есть грехопадение. Но поскольку природа — это средоточие безличностного и объектив­ного, она несет в себе постоянную угрозу отчуждения. И нищета и изобилие одинаково угнетают нас, и мы постоянно у них в плену. Марксизм прав, считая, что уничтожение материальной нищеты положит конец отчуждению как необходимому этапу в развитии чело­вечества. Но уничтожение материальной нищеты — еще не конец всякого отчуждения, тем более если речь идет о природе.

Личность превосходит природу. Человек — бытие природное. Но только ли природное? И не является ли он игрушкой в руках природы? Погруженный в природу и возникший из ее недр, не превосходит ли он ее?

Нам трудно описать понятие трансценденции. Наш разум сопротивляется тому, чтобы представить себе реальность, которая, подобно нашему конкретному существованию, целиком возникнув из другой реально­сти, тем не менее превосходила бы ее. Как говорил Леон Брюнсвик, нельзя находиться в одном и том же здании одновременно на двух этажах. Смешно пред­ставлять себе с помощью пространственного образа опыт, который не может быть представлен пространственно. Мир полон людей, совершающих одни и те же поступки в одних и тех же условиях, но каждый из них несет в себе и образует вокруг себя целую вселенную, и эти вселенные похожи друг на друга не более, чем различные созвездия.

Но приглядимся внимательнее к природе. Откажемся от материалистического мифа о природе как безличност­ной Личности, обладающей неограниченными возможностями; отбросим романтический миф о святой и непод­вижной Матери- благодетельнице, хотя это грозит обвине­нием в святотатстве и подрыве основ. В обоих случаях человек как активная личность оказывается подчиненным вымышленному безличностному началу. Действительно природа предстает вашему рациональному знанию ж иначе, как бесконечно сложное переплетение детерминизмов, о которых мы ничего не знаем, даже если по ту сторону систем, в каких мы действуем, удовлетворяя наши потребности, они и могут быть сведены к логиче­скому единству. Что дает нам основание уподоблять себя таким символам, как, например, совокупность взаимо­связанных рефлеков, как это делает Павлов?

Если мы хотим понять человека как такового, его нужно рассматривать в целостном жизненном опыте и  всеобъемлющей активности. Опыты Павлова осуществлялись в искусственных условиях, в лаборатории — их результаты механистичны, поскольку в них человек был поставлен в полностью механические условия. Человеку не свойственно находиться в таком положении. “...Чело­век — не только природное существо, он есть человече­ское природное существо...”[5]. Стало быть, человек обособляется от природы, порывает с ней. благодаря двоякой способности: он единственный, кто познает окружающий мир, и единственный, кто его преобразует; при этом из всех живых существ он самый слабый и самый неприспо­собленный. Но он изначально предрасположен к любви, и в этом значительно превосходит всех остальных. Христианин добавит к этому: человек — пришелец от Бога, умелый его соратник. Нельзя, конечно, забывать о слюн­ных рефлексах, но все-таки не стоит и полностью отда­вать себя во власть этих рефлексов.

Мы не напрасно говорим о действующих вокруг нас закономерностях. Но понятие закономерности, отнюдь не изгнанное из науки, как в этом пытаются нас уверить, применимо лишь к материальным явлениям, расположенным на определенной ступени уходящей ввысь лестницы.  При этом явления доатомного уровня свидетельствуют против этого понятия, а биологические феномены далеко (выходят за его пределы. Для физиков на их узенькой ступеньке существует только “слабая каузальность”, так что “одна и та же причина может вызвать то или иное возможное действие с определенной степенью вероятности” (Л. де Бройль). Человеческая же судьба не подчиня­ется подобным закономерностям. Хотя мы реально подвержены воздействию многочисленных жестких детерминизмов, каждый новый из них, открываемый учеными, вводит вместе с тем в нашу жизнь еще одну степень свободы. Пока люди не знали законов аэродинамики, они лишь мечтали о полетах; когда же их мечта переросла в настоятельную потребность, они полетели. В нотном ста­не всего семь нот, а между тем уже несколько веков с помощью этих семи нот создаются разнообразные музы­кальные произведения. Тот, кто ссылается на фатальность природы, чтобы отрицать человеческие способно­сти, поддерживает ложный миф или оправдывает собст­венное поражение.

Всемирная история свидетельствует о возникновении творческой личности в результате борьбы двух противо­положных тенденций.

Одна из них — постоянно действующая тенденция к деперсонализации. Она проявляется не только как утра­та личностных основ или как безразличие, ведущие лич­ность к нивелировке (упадок энергии), самоудовлетворен­ности или к движению по кругу. Она направлена против самой жизни, умеряет ее порыв, создает скопище беско­нечно повторяющих друг друга особей, лишает открытия новизны, отводит жизненный поток в безопасные зоны, откуда он продолжает по инерции движение, которое в итоге оборачивается против него. Она, наконец, лишает социальную и духовную жизнь напряженности, ведет к расхлябанности, рутине, пустой болтовне, общим словам.

Другая тенденция — это движение персонализации, которое, строго говоря, начинается только с появ­лением человека, к чему, однако, он подготовлен всей историей Вселенной[6] Уже явления радиоактивности свидетельствуют о начале разрыва с монотонной фатальностью, господствующей в материи. Затем возникает жизнь, аккумулирующая себя во все более усложняющихся узлах организованной энергии, где какой бы то ни было детерминизм исключается; таким образом открывается целый спектр возможностей, которые биологические образования предлагают индивиду на выбор и тем самым ведут к возникновению личностных цент ров. Лишенные качеств, частицы атома, даже несмотря на то, что отделены друг от друга, не способны к опыт индивидуализации. Это общепризнанный факт с того времени, как квантовая теория наложила запрет на локализацию атома в определенной точке пространства. Эмбрион индивидуальности зарождается вместе атомом, с его структурой, состоящей из частиц. Живому организму индивидуальность более обеспечена, однако, умножая ее, природа обходится с ней не по-хозяйски, щедро расточая в огромных количествах: и двух миллионов мушиных яиц только две особи достигают взрослого состояния. Животное не знает рефлексивного сознания и взаимности сознаний. В конфликт ной ситуации судьба индивида всегда подчинена судьбе рода. С появлением человеческой личности все это движение получает свое значение, но отнюдь не объяснение.

Возникновение личностного универсума не прерывает естественную историю; оно вовлекает ее в историю чело века, не подчиняя полностью одну другой. Порой мы говорим о “первобытном человеке”, как если бы он был погребен в глубине веков. Когда мы придем к ясному, опрокидывающему все прежние представления осознанию личностной реальности, наши истоки покажутся нам куда более близкими. Мы разыгрываем спектакль, где главные действующие лица — мир и нравственность, но им тайно режиссируют наши инстинкты, интересы, по­требности; когда говорят о “жизни духа”, то стараются спрятать за кулисами этих тайных режиссеров. Отчасти прав материализм, когда говорит об историчности и кон­кретности: человечество — это не ценностный абсолют, а определенный этап развития, и в большинстве случаев, исключая возможные отклонения, биологическая природа и экономика в значительной степени все еще управляют нашим поведением. Отдельные индивиды и целые движе­ния с незапамятных времен, как человек стал человеком, разбивают эти оковы: в одиночку и сообща, то там, то здесь люди совершают отдельные броски к вершине чело­вечества, прежде чем начнется массовое восхождение к ней. Говорить о личностном универсуме можно только применительно к будущему: сегодня существуют лишь отдельные индивидуальные или коллективные его образования. Поступательное расширение этого универсума и есть человеческая история.

Выводы. Из сказанного вытекают следующие важней­шие требования.

  1. 1.           Нельзя ни порицать, ни восхвалять ни науку о “материи”, ни науку о “духе”, не соотнося их ценности реальностью.
  1. 2.                  Персонализм не есть спиритуализм, он противопо­ложен спиритуализму. Он рассматривает любую человеческую проблему в контексте конкретного существования, от глубинных материальных основ до наивысших духовных проявлений. Крестовые походы, несмотря на своеобразие каждого из них, явились важным следствием рели­гиозных чувств и вместе с тем экономических движений эпохи нисходящего феодализма. Несомненно, изучая инстинкты (Фрейд) или экономические закономерности (Маркс), можно приблизиться к объяснению всех человеческих проявлений, вплоть до наивысших. Но, с другой стороны, ни одно из этих проявлений, даже простейшее не может быть понято без учета ценностей, структур противоречий личностного универсума, имманентного как цель, любому человеческому духу, всякой деятельности человека в мире. Спиритуализм и морализм бесплодны, поскольку отрицают биологические и экономически закономерности. Но не менее бесплоден здесь и материализм. Как говорит сам Маркс, “абстрактный материализм” и “абстрактный спиритуализм” сходятся, и речь идет не о том, чтобы выбрать одно или другое, а о “истине”, соединяющей их по ту сторону расхождений Шаг за шагом наука и рефлексия дают нам образ мира, который не может обойтись без человека, и образ челове ка, который не может обойтись без мира.
  1. 3.                       То, что мы только что сказали об объяснении необходимо повторить и относительно деятельности. При возникновении любой практической задачи надо прежде всего обеспечить ее решение в плане биологическом экономическом. Ваш ребенок необыкновенно вял, пассивен. Прежде чем бранить его, давайте посмотрим, все л у него в порядке с эндокринными железами. Вы говорите народ возмущается. Давайте изучим его платежеспособность, прежде чем упрекать его в материализме. И если вы хотите видеть народ более добродетельным, обеспечьте ему сначала материальную защищенность; если последняя не передается по наследству от отца к сыну, ваша социальная стабильность может быть нарушена — вот чем вы забываете.

Соответственно, в экономическом или биологическом плане решение человеческих проблем индивида, как бы они ни соответствовали элементарным потребностям, будут неполными и неосновательными, если не соотносятся с глубинными характеристиками человека. Духовное — это тоже целая инфраструктура. Психологические рас­стройства, как и душевные переживания, связанные с экономическим разладом, могут со временем свести на нет успехи, достигнутые в экономике. Однако и самая что ни на есть рациональная экономическая структура, если она образуется вопреки фундаментальным требованиям личности, несет в себе собственную гибель.

Воплощенное существование. Персонализм, стало быть, противостоит идеализму как таковому, то есть 1) сведению материи (или тела) к проявлениям человече­ского духа, поглощенного чисто идеальной деятельно­стью; 2) сведению личности как субъекта к геометриче­ским или познавательным отношениям, откуда его существование затем изгоняется или становится не чем иным, как точкой регистрации объективной данности.

В противоположность этому, персонализм утверждает:

  1. 1)                 сколь изобретательным и проницательным ни был бы человеческий разум в своей способности доходить до наитончайших артикуляций во Вселенной, материальное существует в ней автономно по отношению к сознанию, не сводится к нему, противостоит ему. Материальное не может стать внутренним содержанием сознания. Именно последнее Маркс и Энгельс называли материализмом. Но оно сообразуется с самым что ни на есть традиционным реализмом, не чурающимся обращения к позитивным моментам в критике идеализма. Что наиболее чуждо сознанию, так это чистое, слепое и непроницаемое, суще­ствование. Мы можем говорить об объекте, а тем более о мире, только по отношению к воспринимающему их сознанию. Сводить материю к совокупности отношений — значит говорить ни о чем. Что это за отношения, которых мы не воспринимаем? Диалектическое отношение между материей и сознанием неустранимо, как не устранимо само их существование.

2) “Я” выступает как личность уже в наипростейших своих проявлениях, и мое воплощенное существование, отнюдь не обезличивая меня, является сущностным фактором моего личностного равновесия. Мое тел< не есть объект среди других,  пусть даже наиболее  близких мне    объектов;  в  противном случае каким образом оно могло бы присоединиться к моему субъективному опыту? В действительности оба опыта нераздельны: “Я” существует телесно и “Я” существует  субъективно — это один и тот же опыт[7]. Я не могу мыслить, не обладая бытием, и не могу обладать бытием, не имея тела; с помощью тела я предстаю пepeд самим собой,  перед миром,  перед другими людьми благодаря телу я не одинок в своем мышлении, которое в противном случае было бы мышлением о мышлении Не позволяя мне быть полностью прозрачным пepeд самим собой, тело постоянно выталкивает меня вовне бросает в мир, вовлекает в борьбу. Своей устремленностью к смыслу оно вводит меня в пространство, своим старением оно говорит о течении времени, своей смертью ставит  меня  один  на  один  с вечностью.  Тело отягощает нас, мы зависим от него, но в нем же — исток нашего сознания и духовности. Оно — вездесущий посредник в жизни духа. В этом смысле можно вслед за Марксом сказать, что “непредметное существо есть невозможное, нелепое существо”[8], добавив, однако, что, будь человек только предметным бытием, ему недоставало бы завершенности бытия, то есть личностной жизни.

Персонализация природы. Личность не может удов­летвориться тем, что подчинена природе, в которой роди­лась, тем, что лишь испытывает ее воздействие. Она обращается к природе, чтобы шаг за шагом преобразовы­вать ее и приспосабливать к своим потребностям.

На первых порах личностное сознание утверждает себя, осваивая природную среду. Согласие с реальным — первое условие любого творчества. Кто отрицает это, тот мелет вздор и в своей деятельности сбивается с пути.

Но согласие — лишь первый шаг. Сверх меры при­спосабливаться к вещам — значит попадать к ним в рабство. Человек комфорта — это домашнее животное; он — раб предметов, обеспечивающих комфорт. Человек, сведенный к своей производительной или социальной функции, всего лишь винтик в системе. Использование природы имеет целью не добавлять к системе детерминизмов еще и систему условных рефлексов, а открывать перед творческой свободой все возрастающей массы лю­дей наивысшие возможности. Только жизнеутверждаю­щая сила личности сметает препятствия и прокладывает новые пути. Для этого ей надо отвергнуть природу как данность и утвердить ее как личностное деяние, как опору персонализации. Тогда принадлежность к природе оборачивается господством над нею и мир входит в саму плоть человека и его судьбу.

Смысл личностного деяния в природе можно описать и так.

Личность не может без катастрофических последствий дове­ряться магии собственного движения вперед. Когда Форда спра­шивали, почему он постоянно расширяет свое производство, он отвечал: “Потому что я не могу остановиться”.

Личность не относится к вещам, как господин к своим рабам. Личность освобождает себя, освобождая все вокруг. Она призвана освободить как вещи, так и все человечество. Маркс говорил о капитализме, что он низводит вещи до уровня товара, превращает их в машины по производству прибыли, затеняет в них то, делает их собственно вещами и что только поэт в состоянии постичь. Мы всякий раз содействуем этой деградации тем, что усматриваем в вещах препятствия, которые надо преодолеть, косную материю, которой надо овладеть и над которой необходимо господствовать. Безраздельная власть, которой мы подчиняем вещи, переносится и на человеческие отношения, что ведет к тиран исходящей, однако, не от вещей, а от человека. Точка зрения марксизма, утверждающего, что миссия человека заключается том, чтобы, гуманизируя природу, вернуть вещам их совпадает с христианской позицией, согласно которой ч призван искупить себя в труде и тем самым искупить материю которую он в своем падении увлек за собой в бездну. Учение Mapкса о ценности практической деятельности (praxis) есть с рода обмирщенная христианская концепция труда[9].

Отношение личности к природе не является сугубо внешним, оно — диалектическое отношение обмена восхождения. Человек воздействует на природу, чтобы покорить ее, подобно тому, как самолет борется с силой тяготения, чтобы преодолеть эту силу. С первых свои: шагов на земле, “чтобы возделывать” ее[10] и дать имя каждой живой душе,  человек  повел себя так,  что результате не осталось чистой природы, природы, которую он не очеловечил бы. То, что мы называем природой; соткано из наших усилий. Едва научившись понимать мир и приспособившись к нему, мы сразу приступаем раскрытию его тайн — тайн материи, жизни, психики. Это — решающий шаг. Как торжественно провозглашается в “Тезисах о Фейербахе”, “философы лишь раз­личным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его”. Вместе с трудом придет мудрость, но он же породит и безумие; созидать — вот в чем сущность человеческой деятельности,  но при одном лишь условии: если она осуществляется в тоталь­ной перспективе, откуда черпаются самые сокровенные цели божественного происхождения, возвышающие че­ловечество.   Производственная деятельность,   направ­ленная поначалу на скорейшее удовлетворение элемен­тарных потребностей, а затем увлеченная корыстными интересами или опьяненная собственными успехами, должна в конце концов перерасти в освободительную деятельность, соответствующую всем требованиям личности.  Производственная деятельность ценна только своей наивысшей целью — наступлением эры личностей. Цель эта не зависит ни от уровня технической оснащенности,  ни от количества продуктов труда, ни от достигнутого благосостояния.

В этой перспективе мы постигаем глубинный смысл технического развития. Человек — единственное живое существо, способное производить орудия труда и созда­вать на их основе целые системы машин, которые, в свою очередь, формируют коллективное тело человечества. В XX веке люди обезумели от обладания этим новым все­могущим телом.  На деле машина имеет ужасающую отчуждающую силу, разрушая человеческие связи, она сильнее, чем что-либо другое, приводит к забвению, а юрой и к уничтожению человека, вызвавшего ее к жизни. Существующая объективно и доступная познанию, она лишает тайны все интимное, заповедное, невыразимое; она дает в руки безумцев оружие, последствия применения которого трудно  предвидеть,  завораживает своим могуществом, чтобы скрыть жестокость. Сама по себе машина способна превратиться в мощную обезличивающую силу. Но происходит это только при условии, если она лишается всего того, что превращает ее в орудие освобождения человека от темных сил природы, в средство покорения природы. Чисто негативная позиция по отношению к техническому  прогрессу обнаруживает свою несостоятельность, свою близость к идеалистической концепции “судьбы”, которой нам не понять ни за что на свете. Техническая эра несет с собой наибольшие опасности для процесса персонализации, наподо­бие того, как бурное физическое развитие подростка рискует нарушить сбалансированность его организма Но никакие заклинания здесь не помогут. Технический прогресс — это вовсе не роковая ошибка европейской цивилизации, он может стать средством, с помощью которого человек однажды покорит Вселенную, распространит на нее свое влияние и — хочется верить — перестанет быть парадоксальным существованием, за терянным в пространстве[11].

Что мешает делу персонализации природы. Трагиче­ский оптимизм. Намечая широкие перспективы, откры­вающиеся перед персонализирующей деятельностью, нельзя забывать, что будущее не наступит автоматически. В каждое мгновение сталкиваясь со все новыми трудно­стями, будущее зависит от личностного выбора каждого из нас, и любое отступничество компрометирует его Материя оказывает нам сопротивление, она вовсе не пассивна, не инертна, она — агрессивна. Персонализм, согласно Морису Недонселю, не есть “философия, кото­рой предаются на досуге”. Всюду, где личность распрост­раняет свое влияние, природа, тело, или материя, заявля­ют о своих правах, будь то формула ученого, очевидность разума, бескорыстие любви. Всюду, где верх берет свобо­да, она отягощается тысячью зависимостей. Сокровенное выносится вовне, выставляется напоказ, становится “об­щим местом”: в чувственном восприятии чувство засты­вает, разные виды живого предстают как попятный ход жизни, привычки — как утрата изобретательности, а благоразумие — как охлаждение любви[12]. Окруженная личностным универсумом, природа сама постоянно угро­жает ему блокадой. В отношениях личности и мира ничто не говорит в пользу гармонии, о которой мечтал Лейбниц. Незащищенность, озабоченность — таков наш удел. И в обозримом будущем ничто не дает нам надеяться на окончание этой борьбы[13], как нет никаких оснований сомневаться в том, что в этой борьбе — наша судьба. Теперь понятно, что совершенствование, воплощенного универсума и совершенствование порядка в мире совсем не одно и то же, как того хотели бы философы (и политики), полагающие, что придет день, когда человек сможет подчинить себе всю Вселенную. Это — совершенствование борющейся свободы, совершенствование самого борца, который умеет извлекать уроки и из поражения.  Собственно человеческий удел — это отмеченный величи­ем и борьбой трагический оптимизм, это обретение чело­веком меры того, что он есть, и путь его пролегает между скороспелым оптимизмом либеральной или революционной иллюзии и ожесточенным пессимизмом фашизма.

.

 



[1] Журнал “Эспри” основан в 1932 г. См. подборку номеров, а также: Mounier E. Manifeste аи service du personnalisme. Paris: Aubier, 1936; Idem. Qu'est-ce que le personnalisme? Paris: Editions du Seuil, 1947; Idem. Personnalisme catholique. — “Esprit”, 1940, fevrier—mars—avril; последняя работа опубликована отдельным изданием: Mounier E. Liberte sous conditions. Paris: Editions du Seuil, 1946.

 

[2] См.: Lacroix J. Systeme et existence. — “Vie Intellectuelle”, 1946. juin.

[3] 0писание этой истории можно найти в статье: Plaquevent J. Individu et personne. Esquisse des notions. — “Esprit”, 1938, Janvier. Во Франции и США готовятся работы, посвященные истории персонализма.

 

[4] См.: Chastaing M. Descartes, introducteur a la vie personnelle. — “Esprit”, 1937, juillet.

 

[5] Marx. Economie politique et philosophie. Editions Coste, p.78.

[6] Oб этом см. работы П.Тейара де Шардена. 26

 

[7] Это — основная тема работ Габриэля Марселя и Мэн де Бирана; см. также: Madinier G. Conscience et mouvement. Paris Alcan, 1938.

 

[8] Marx. Economic politique et philosophiе. Editions Coste, VI

[9] См. специальный выпуск “Эспри” — “Esprit”, 1933 juillet: travail et l'homme.

 

[10] Кн. Бытия, II, 15.

[11] Об этом см.: Mounier E. La petite peur du XX-e siecle. Paris: Editions du Seuil, 1948.

 

[12] 0б объективации см., в частности: Berdiaeff N. Esprit et liberte. Paris: Je sers, 1933; Idem. La destination de l'homme. Paris: Je sers, 1935; Idem Cinq meditations sur 1'existence. Paris: Editions Montaigne, 1936

 

[13] Этьен де Грэф высказывается на этот счет более пессимистично. См.: Greff E. de. Notre destinee et nos instincts. Paris: Plon; Idem. Les instincts de defense et de sympathie. Paris: Presses Universitaires de France.

 

 

Возврат:    [начальная страница]   [список авторов]


Все содержание (C) Copyright РХГА