|
Морис
Мерло-Понти (1908-1961)
|
|
Мерло-Понти Морис (1907 - 1961) - французский философ и психолог, один из самых ярких представителей французской школы феноменологии. Поступив в Высшую нормальную школу в 1926 г, знакомится в ней с Сартром, разрыв с которым произошел в 1953 г. по политическим соображениям. Развивая крайне оригинальную версию феноменологии, М. был открыт и экзистенциальным направленностям, стремясь при этом, однако, не связывать себя исключительно рамками феноменологии и экзистенциализма. В дальнейшем преподает в лицеях, Лионском университете, Сорбонне, Коллеж де Франсе. М. постоянно выступал против субъект-объектного дуализма Декарта, который, с его точки зрения, доминирует даже в философии Сартра. Опираясь на идею допредикативной интенциональности Гуссерля и учение Хайдеггера о человеческом существовании как бытии-в-мире, М. выводит описание мира как поле опыта, описание мира как поля опыта(прежде всего телесного, в котором неразрывно взаимосоотнесены человек и мир. М. очень тонко и глубоко показывает всю сложность характера этой взаимосоотнесенности, стремясь сохранить при ней суверенную несводимость каждой из сторон; об этом он пишет уже в первой своей известной работе «Структуры поведения»(1942). Поэтому он говорит о интенциональности как о характеристики не только сознания человека, но и и всей человеческойцелостности, которая полагает свое отношение к миру на дорефлексивном телесном уровне. Человек и мир предстают здесь двумя полюсами единого «феноменального поля». Которое он вскрывает в своеобразной диалектике трансцендентного и имманентного. Любая попытка представить мир объектов является всегда производной от первоначального отношения к миру, которое М. обнаруживает в теле. В "Феноменологии восприятия" (1945) тело рассматривается ни как субъект, ни как объект, но как особый способ существования, направленный на познание. Большое значение он придавал интерсубъективному аспекту существования человека в жизненном мире. Для объяснения рациональной деятельности субъекта М. выдвинул теорию радикальной рефлексии, которая оперирует данными нерефлексивного опыта. Радикальная рефлексия является альтернативой методу анализа и синтеза. Контакт тела с миром является первичным по отношению к любой процедуре анализа. М. ввел понятие о досознательном ""телесном") существовании, которое осмысленно и открыто миру, а не замкнуто в себе как вещь. Очень важной в феноменологии М. отводится языку, который предстает онтологическим полем взаимодействия сокрытия и открытия, слова и молчания, подчеркивая, в отличии от Хайдеггера, активную роль в нем не бытия, а самого человека(см. его работу 1952 года «Язык несказанного и голоса безмолвия» и работа 1960 г. «Знаки»). В своей поздней работе «Видимое и невидимое» М. старается уже выйти за границы феноменологии. Лит.: Феноменология восприятия. СПб., 1999; в защиту философии, М.. 1996; Видимое и невидимое, М., 2006.
Дорофеев Д.Ю.
|
Возврат: [начальная страница] [список авторов]
Все содержание
(C) Copyright РХГА