|
МАРКС
(Marx) Карл (1818-1883) - немецкий социолог, философ,
экономист. Изучал право, философию, историю, историю искусств в Бонне
и Берлине (1835-1841). Докторская степень философского факультета Йенского
университета (1841). Основные сочинения: "К критике гегелевской
философии права. Введение" (1843); "К еврейскому вопросу"
(1843); "Экономическо-философские рукописи" (условное название
необработанных черновиков молодого М., написанных в 1844, опубликованы
в 1932 одновременно Д. Розановым и на немецком языке под названием "Исторический
материализм" С. Ландшутом и И. Майером); "Святое семейство"
(1844-1845); "Немецкая идеология" (1845-1846); "Нищета
философии: реплика на книгу Прудона "Философия нищеты" (1847);
"Манифест коммунистической партии" (совместно с Энгельсом,
1848); "Классовая борьба во Франции" (1850); "Восемнадцатое
Брюмера Луи Бонапарта" (1852); "К критике политической экономии.
Предисловие" (1859); "Господин Фогт" (1860); "Капитал"
(т. 1- 3: 1-й том опубликован в 1867, 2-й - в 1885, 3-й - в 1894); "Гражданская
война во Франции" (1871); "Критика Готской программы"
(1875) и др. (В 1905-1910 Каутский отредактировал и издал под названием
"Теории прибавочной стоимости" 4-томные заметки и черновые
наброски М., - видимо, предполагавшийся им 4-й том "Капитала").
Адекватный анализ содержания работ М. затруднен рядом нетрадиционных
(для процедур историко-философских реконструкций) обстоятельств: 1)
Десятки тысяч профессиональных ученых и просветителей конца 19-20 в.
обозначали собственную философско-социологическую и иногда даже профессиональную
принадлежность как "марксист", тем самым стремясь присвоить
себе исключительное право "аутентичной" трактовки концепции
М. 2) Отсутствие объемлющего корпуса опубликованных произведений, ряд
из которых (особенно в СССР) в процессе переизданий подвергались существенным
трансформациям идеологического порядка. 3) Придание учению М. статуса
одного из компонентов государственной идеологии, в одних случаях, и
опорного элемента идеологий политических движений, в других, неизбежно
результировалось, соответственно, либо в его упрощении и схематизации
для усвоения народными массами, либо в его бесчисленных модернизациях
и эстетизациях гурманами от политики. 4) "Разноадресность"
работ М., могущих выступать и как предмет полемики в ученых кругах ("Капитал"),
и как пропедевтические заметки для близких по устремлениям неофитов
("Критика Готской программы", статьи в периодической печати).
Столь же условное, сколь и распространенное в неортодоксальной марксоведческой
традиции вычленение творчества "молодого" (до "Немецкой
идеологии" и "Манифеста...") и "зрелого" М.
не может заретушировать то, что несущей конструкцией всей его интеллектуальной
деятельности оставалась высокая философская проблема поиска и обретения
человеческим сообществом самого себя через создание неантагонистического
социального строя. (Хотя этот вопрос из проблемного поля философии истории
М. нередко пытался решать не совсем адекватным социологическим и экономическим
инструментарием.) Как социолог основную задачу своего творчества М.
видел в научном и объективном объяснении общества как целостной системы
через теоретическую реконструкцию его экономической структуры в контексте
деятельностного подхода. В отличие от Конта, исследовавшего индустриальные
общества и трактовавшего противоречия между предпринимателем и рабочим
как преходящие, М. изначально постулировал их значимость как центральных
в социуме, более того, как ведущего фактора социальных изменений. Таким
образом, по М., социально-философское исследование противоречий современного
ему общества оказывалось неизбежно сопряженным с прогнозами об его исторических
судьбах. (M. не употреблял в своих трудах понятия "капитализм",
ставшего популярным на рубеже 19-20 вв.) Полагая человеческую историю
историей борьбы между собой больших общественных групп ("Манифест..."),
М. пришел к выводу о том, что эволюция производительных сил буржуазного
общества сопровождается противоречивым в собственной основе процессом
роста богатства немногих и обнищанием пролетарского большинства. Революция
последнего, по мнению М., будет впервые в истории революцией большинства
для всех, а не меньшинства ради себя самого. "Когда в ходе развития
исчезнут классовые различия и все производство сосредоточится в руках
ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический
характер. Политическая власть в собственном смысле слова - это организованное
насилие одного класса для подавления другого. Если пролетариат в борьбе
против буржуазии непременно объединяется в класс, если путем революции
он превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего
класса силой упраздняет старые производственные отношения, то вместе
с этими производственными отношениями он уничтожает условия существования
классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем самым и
свое собственное господство как класса. На место старого буржуазного
общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация,
в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития
всех". Сформулировав всеобщую теорию общества (см. Исторический
материализм), М. не сумел корректно преодолеть заметный европоцентризм
своей концепции, оставив открытым вопрос о соотношении "азиатского",
с одной стороны, и античного, феодального и буржуазного способа производства,
с другой. (Это позволило в дальнейшем некоторым критикам М. не без оснований
проинтерпретировать главную особенность "азиатского" общественного
устройства - зависимость всех без исключения трудящихся от государства,
а не от класса эксплуататоров - как закономерный итог марксовой идеи
обобществления средств производства и, следовательно, как реальную перспективу
социальных экспериментов такого рода.) Исторический опыт показал, что
в индустриальном обществе (тем более, планируемом) немыслима редукция
политической организации к экономической системе. Даже в качестве экономических
мечтаний идея "превращения пролетариата в господствующий класс"
не может выступить моделью аналогичного переустройства властных и управленческих
институтов, обязательно основанных на разделении труда. Революционный
императивизм неизбежного саморазрушения буржуазного строя в границах
своей философско-социологической доктрины М. выводил из концепции всевозрастающей
пауперизации населения, сопряженной с ростом производительных сил общества.
Эта идея, дополняемая тезисами о "технологической" безработице
и росте "резервной армии" труда, оказалась не вполне корректной
как в экономическом, так и в исторических аспектах. (Хотя, безусловно,
ведущие "болевые точки" буржуазного общества именно 19 в.
М. обозначил точно.) Сформулированный "молодым" М. вопрос
путей и средств достижения человеком, искалеченным общественным разделением
труда, гармоничной целостности, обрел более счастливую судьбу. Выступив
в дальнейшем в облике проблемы человеческого отчуждения и самоотчуждения
(предпосылку которых М. усматривал в частной собственности на средства
производства и анархии рынка), эта идея спровоцировала появление весьма
мощной интеллектуальной традиции, в значительной мере обусловившей состав
доминирующих парадигм человековедения 20 в. Не будучи особо влиятельными
при жизни М., его идеи, пройдя региональную и национальную адаптацию
и модернизацию (зачастую весьма кардинальную): А.Лабриола в Италии,
Г.Плеханов и В.Ленин в России, К.Каутский и Р.Люксембург в Германии
и др. - стали смысловым, доктринальным и моральным ядром идеологий,
теорий и программ деятельности практически всех революционистских движений
20 в., провозглашавших собственные мессианизм и социальную исключительность.
Организациям такого типа оказался более чем приемлем потаенный дискурс
доктрины М.: мир людей атрибутивно делим на "своих" и "несвоих",
находящихся в состоянии антагонистического конфликта; ситуация эта кардинально
разрешима только через захват "своими" государственной власти;
достижим посредством "перманентной" революции, т.е. гражданской
войны планетарного масштаба. [См. также "Немецкая идеология"
(Маркс, Энгельс).]
A.
A. Грицанов
|