|
Речь,
составленная Мессером Джаноццо Манетти
и произносимая другими перед высокой синьорией
и ректорами во дворце,
в коей они побуждаются управлять справедливо
Любите справедливость, судьи земли, почтенные ректоры, мессер подеста3
и мессер капитан народа4, христианнейшие и достойнейшие капитаны партии
гвельфов5, великодушные десять свободы 6, благоразумнейшие шесть торговли7
и остальные советники. По воле наших славных и могущественнейших синьоров,
которые занимают должности гонфалоньеров компаний8, я пришел сюда держать
речь согласно обычаю, установленному нашими предками. Выступать я буду
на вольгаре, чтобы проявить должное почтение в отношении славных и могущественнейших
членов Синьории и подчиниться их суждению и исправлениям, в которых,
надо думать, буду нуждаться. Ведь полагается, чтобы сегодня утром выступали
люди ученые, обладающие памятью, умом и красноречием, чего я лишен,
поскольку ведь перед вами человек необразованный.
Любите справедливость, судьи земли. Поскольку мы будем говорить об этой
знаменитой и необходимой добродетели справедливости, которой держится
небо и управляется земля и ад, прежде всего нам следует знать, что есть
справедливость сама по себе. Она является не чем иным, как вознаграждением
добра и наказанием зла, что н делает господь наш бог; но вознаграждение
дается им по милости, а наказание дается с состраданием. Далее, необходимо
знать, где эту справедливость следует проявлять и каковы должны быть
ее служители. Древние мудрецы, как сообщают, предполагали, а верховный
князь философов Аристотель доказал, что существуют три законных типа
государственного устройства, которыми управляется род человеческий:
первым и наиболее достойным из них является монархия, вторым --- правление
лучших людей, третьим - демократия. Он говорил также, что монарху надлежит
прежде всего и больше всего заботиться о пользе тех, кем он управляет,
что в противном случае его не следует именовать монархом, но можно и
должно называть тираном. Лучшими людьми являются те, кто за добродетель
и природный ум, а также за приобретенные знания по достоинству облечены
с государстве правительственной властью и магистратурами.
В вашем ведении находится справедливость, относящаяся к обмену и обращению
(commutativa giustitia), благоразумнейшие шесть торговли и другие советники,
ведь строй нашего города установлен купцами и ремесленниками, которые
ведут дела не с помощью торжественных нотариальных документов, но на
основе простых записей в своих книгах, и вам нет необходимости вникать
в право цехов и корпораций (quantita), как делают судебные инстанции
в отношении гражданского права. И да будет вашей целью чистая и простая
истина. Я хочу в этой связи напомнить вам пример, который приводит пророк
Исайя: однажды, когда вместе собралось много образованных молодых людей,
их спросили, что превыше всего. Одни сказали - царь, другие - женщина,
третьи - вино; и все аргументировали своими примерами и доводами. Один
же из них сказал, что превыше всего истина, которая могущественнее царя,
женщины и вина. Потому-то и говорит господь наш Иисус Христос: Ego sum
via, veritas et vita9. Исходя из этого можно сказать, что блаженствует
тот город, который оберегает господь бог своим милосердным взором; ему
он дает спокойствие, богатство, славу, любовь соседей и расположение
рода человеческого. Когда же справедливость из-за многих страстей, произрастающих
в душе человеческой, извращается, начинается мор, наступает бесплодие
матери-земли и человеку отказано во всем, в чем он нуждается.
Другая справедливость - распределительная (giustitia distri-butiva).
Речь идет не о распределении земельных угодий, построек или денег, но
о раздаче должностей, званий и почестей. Так как, насколько мне известно,
здесь никогда не вели речь о таковой справедливости, лишь нравоучительно
расхваливая и одобряя ее деяния, я позволю себе подробнее остановиться
на ней. Итак, я обращаю ваше внимание на то, что вам надлежит хранить
эту справедливость, великолепные и славные члены Синьории, наши почитаемые
коллеги, капитаны партии гвельфов и другие магистраты и советники. Если
бы вы отдали магистратуры в нашем городе людям порочным, кои добивались
их коварством, тогда порочные, следуя дурному примеру, стали бы отважными
и сильными, а хорошие, видя, что в городе больше всего награждается
порок и коварство, а не добродетель и добронравие, - боязливыми и робкими.
И в этих условиях они отошли бы от руководства. государством, как сделал,
по собственному признанию в одном из писем, афинский философ Платон
10. Следует иметь в виду, что он был вдохновителем и сторонником учения,
согласно которому каждый хороший гражданин должен участвовать в управлении
своим городом, дабы дурные граждане не заняли место хороших; и тем не
менее сам он никогда не занимал в городе никакой должности, хотя очень
часто родственники и друзья призывали и побуждали его к этому. Поэтому
будьте в высшей степени осмотрительны и не отдавайте ваши голоса за
людей порочных, чтобы число их в вашем городе не возрастало и они не
угрожали бы большими бедствиями. Ибо иначе начнутся громкие скандалы,
войны, заговоры, исход граждан, высылка их, разрушение домов и тому
подобные ужасные несчастья, о которых лучше умолчать, так как, пожелай
я их поименовать, не хватило бы времени. Но нужно, чтобы хорошие граждане
были многочисленны и пользовались почетом, занимая те места, где раньше
сидели отцы, и не только чьи-то, но и государства. Убедительно поучает
нас в этом господь наш бог в XVIII и XIX главах книги Бытия. Призвав
Авраама, он сказал: "Дошло до меня зловоние мерзких грехов Содома
и Гоморры; посему задумал я небесным огнем испепелить их жителей".
Сказал Авраам: "Прошу тебя, господи, не делай этого, побереги праведных
и добрых, кои живут в них". И спросил господь: "Сколько их?"
Ответил Авраам: "Если их пятьдесят, простишь ли ты их?" Сказал
господь: "Если их сорок пять, если их тридцать, если их двадцать,
если их по крайней мере десять, я прощу всех". И ангелы стали искать,
и не нашли они праведника, кроме Лота и его дочерей ". Из этого
видно, что праведные и хорошие люди допущены к богу; поэтому охранители
и защитники города должны находиться не только на месте отцов, но и
перед лицом всевышнего.
Но продолжим нашу речь и разъясним, откуда проистекают эти три законные
формы правления. Начнем с той, о которой говорит Юстин, аббревиатор
Трога Помпея, известного историографа 12. Первоначально власть над людьми
была у царей. Они достигли такого высокого положения не по милости народа,
но в результате избрания добрыми людьми лучших, прославленных своей
доблестью. Желание царя для людей было законом. Но так как цари стали
развращать свои души грабежами, убийствами и другими великими злодействами,
многие города, в том числе большинство греческих, предпочли установить
правление лучших людей (оптиматов); афиняне же и их последователи -
народное. Рим сочетал в себе и то и другое, так как наряду с сенатом,
который наследовал оптиматам, были также народные трибуны. В Венеции
правление от народа перешло к лучшим людям. Во Флоренции правление отчасти
в руках народа, отчасти в руках лучших людей. Вместе с тем нашим предкам
не нравилось заниматься уголовными и гражданскими делами, так как они
боялись приучиться пить кровь своих сограждан. Они предпочли иметь людей
опытных, добродетельных, известных, вместе с обученными членами городского
правления (assessors), не из нашего города, каковыми и являетесь вы,
мессер подеста и мессер капитан народа, а также каждый из нас в соответствии
со своим положением и достоинством. Итак, любите справедливость, судьи
земли, и пусть прозвучит этот священный псалом: "Ты возлюби,"
справедливость и возненавидел беззаконие; поэтому бог умастил тебя елеем
радости более близких твоих" 13.
И всем вам, здесь созванным, от имени наших славных членов Синьории
приказываю блюсти справедливость и обещаю их благосклонность, которая,
как надеюсь, будет проявлена в отношении вас, сер имярек 14. Аминь.
Опубликовано в кн.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения
(XV век). Под ред. Л.М. Брагиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. С. 138-140.
|