Макарий
Великий
Слово 5. О возвышении ума
1. Блаженный Моисей в той славе Духа, которая сияла на лице его, и на
которую не мог взирать ни один человек, представил нам образ, как в
воскресение праведных прославлены будут тела Святых тою славою, какую
верные души Святых еще ныне сподоблены иметь во внутреннем человеке.
Ибо сказано: мы откровенным лицем, то есть во внутреннем человеке, славу
Господню взираем, в той же образ преобразующеся от славы в славу (2
Кор. 3, 18). О Моисее написано еще, что сорок ночей и столько же дней
не вспомнил он ни о пище, ни о питии; а это свойственно не человеческой
природе, разве только Моисей приобщался духовной пищи, — той самой,
какой святые души еще ныне причащаются от Духа.
2. Та слава, какою
здесь еще обогащаются души Святых, в воскресение покроет и облечет нагие
тела, и восхитит их на небеса; и тогда уже будут они вместе и телом
и душею непрестанно упокоеваться в царствии Божием. Бог, сотворив Адама,
не дал ему телесных крыл, как птицам, потому что намерен был по воскресении
даровать ему духовные крыла, чтобы на них воспарял и восхищаем он был,
без сомнения, куда восхощет Дух. Сии же умные крыла дано еще ныне иметь
душам Святых, и они восторгают Святых к небесному мудрствованию; потому
что у христиан иной мир, иные одеяния, иная трапеза, иное наслаждение.
Ибо знаем, что Христос придет с небес воскресить почивших от начала
века, как учат и Божественные Писания, и что разделит Он воскрешенных
на две части, и так далее.
3. У кого в попечении,
как можно совершеннее, преуспеть в христианской жизни, тем преимущественно
надлежит со всею рачительностию позаботиться о смысле, рассудке и о
владычественной силе души, чтобы, в точности произведя различение хорошего
и худого, и от чистой природы отделив страсти привзошедшие вопреки природе,
могли они жить непреткновенно, рассудком пользуясь, как оком, и в состоянии
были не соглашаться на побуждения к пороку. Ибо в душе есть желание
— телесные члены соблюдать чистыми от испорченности чувств, ограждать
себя от мирских развлечений, охранять сердце, чтобы помыслов своих не
рассеивало по всему пространству мира, но отвсюду их собирало и удерживало
от земных попечений и удовольствий. Посему, Господь, когда видит, что
человек живет таким образом, ведет себя с такою строгостию и готов служить
Ему со страхом и трепетом, тогда подает ему помощь благодати Своей.
Но что было бы делать Богу с тем, кто добровольно предает себя миру
и ходит во след его удовольствий?
4. Пять оных трезвившихся
дев, которые в сосуды сердца взяли необычайный для их природы елей,
то есть благодать Духа, возмогли войти с Женихом в брачный чертог. Другие
же юродивые и злые девы, удовлетворившись собственною своею природою,
не трезвились и не потщились в сердца свои взять тот же елей радования,
но как бы предались сну по причине нерадения, лености и самомнения о
своей праведности; почему и чертог царства для них заключен. Ибо явно,
что были они задержаны какими-нибудь мирскими узами и мирскою приязнью,
а потому и не оказали небесному Жениху совершенной своей любви и приверженности.
А души, взыскавшие сей необычайной для природы их святыни Духа, всею
своею любовью прилепившиеся ко Христу, там ходят; там молятся, там рассуждают,
там размышляют, удалившись от всего прочего. Ибо пять душевных чувств:
разумение, ведение, рассудительность, терпение, милость, если приимут
свыше благодать и святыню Духа, будут истинно мудрыми девами. Если же
остаются при своей природе; то подлинно делаются юродивыми, и оказываются
чадами мира.
5. Как порок есть
нечто странное для нашей природы, — он вкрался в нас вследствие преступления
первого человека, и мы приняли его, и со временем сделался он для нас
как бы природою: так сим необычайным для нашей природы (разумею дар
небесного Духа) надлежит нам опять изгнать порок из естества нашего,
и восстановить себя в первобытную чистоту. Почему, если не достигнем
сего многими молениями, верою, внимательностью и отвращением от мирского,
и если оскверненная пороком природа наша не будет освящена оною любовию,
то есть, Господом, и не пребудем до конца непреткновенными, исполняя
Божественные Его заповеди; то не возможем получить небесного царства.
6. Намереваюсь по
возможности изложить некоторое тонкое и глубокое учение. Беспредельный
и бесплотный Господь по беспредельной благости плототворит Себя; Великий
и Пресущественный, как сказал бы иной, умаляется, чтобы прийти в возможность
срастворяться с умными Своими тварями — душами, разумею Святых и Ангелов,
чтоб и для них сделалось возможным причащаться бессмертной жизни Его
Божества; потому что всякая тварь, и Ангел, и душа, и демон, по собственной
своей природе, есть тело. Ибо хотя они утонченны; однако же, в существе
своем и по отличительным чертам и по образу соответственно утонченности
природы своей, суть тонкое тело, тогда как это тело в существе своем
дебело. Так и душа, будучи тонким телом, обложилась и облеклась членами
сего тела, облеклась оком, которым смотрит, облеклась и этим ухом, которым
слышит, и рукою, и ноздрями, и одним словом, душа облеклась всеми членами
тела и срастворилась с ними; вследствие чего и совершает все отправления,
какие предлежат ей в жизни. Подобным же образом, неизглаголанная и недомыслимая
благость Христова умаляет, плототворит себя, срастворяется с верными
и любящими Христа душами, объемлет их и, по изречению Павлову, бывает
с ними един дух (1 Кор. 6, 17), душа, так сказать, в душу и ипостась
в ипостась, чтобы таковая душа могла жить Его Божеством, достигнуть
бессмертной жизни и наслаждаться нерастленным удовольствием и неизреченною
славою.
7. Для такой души
Господь, когда угодно Ему, бывает огнем, пожигающим в ней все негодное
и совне привзошедшее, как и Пророк говорит: Бог наш огнь потребляяй
есть (Втор. 4, 24); а иногда бывает неизреченным упокоением, иногда
же радостью и миром согревает и объемлет душу. Ей только должно прилагать
старание любить Его и угождать Ему добрыми нравами, и на самом опыте,
для самого чувства осязательным образом, увидит она те неизреченные
блага, ихже око не виде и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша
(1 Кор. 2, 9), и какими только бывает Дух Господень то в упокоение,
то в радость и наслаждение и в жизнь душе, оказавшейся Его достойною;
потому что плототворит Себя как в духовную пищу, так и в ризу и в неисповедимые
лепоты, чтобы таким образом исполнить душу духовного веселья. Ибо говорит:
Аз есмь хлеб животный (Ин. 6, 51), и: пияй от воды, юже Аз дам, будет
в нем источник воды текущия в живот вечный (Ин. 4, 14).
8. Так Бог являлся
каждому из иереев и Святых, как Его была на то воля, и как полезно было
сподобившемуся видения; например: иначе являлся Аврааму, иначе Исааку,
иначе Иакову, Ною, Даниилу, Моисею, Давиду и каждому из Пророков, умаляя
и плототворя Себя, как сказано, преображаясь, и сим любящим Его, по
великой и недомыслимой любви, какую имел к ним, давая Себя видеть, не
каков Он Сам в Себе, потому что Бог невместим, но соответственно их
вместимости и силе.
9. Душа, сподобившаяся
вместить в себе силу свыше и оный Божественный огнь, имея в членах своих
срастворенную любовь небесного благого Духа, совершенно отрешается от
уз порока. Как железо, или свинец, золото и серебро, вложенные в огонь
распускаются и твердость своего естества пременяют в мягкость и, пока
бывают в огне от силы огня делаются неупорными, уступчивыми, сложившими
с себя естественную свою твердость: так душа, прияв в себя небесный
огнь духовной любви, устраняется от всякого пристрастия к духу мира,
освобождается от уз порока, отлагает естественную свою греховную жесткость,
все мирское почитая малым и недостойным уважения. Сказываю же, что,
если будут у ней крайне любимые братья, и станут ей препятствовать в
оной любви, то и от них отрекается душа, плененная такою любовью. Ибо,
если плотская любовь вступающих в брачный союз разлучает с отцем, с
матерью, с братьями, и если кто любит кого из них, то любит не много,
все же расположение и всю привязанность устремляет к сожительнице своей,
и если плотская приязнь так отрешает от всякой другой мирской приязни:
то предавшиеся оной бесстрастной любви едва ли могут быть задержаны
чем-либо мирским.
10. Бог, как благий
и человеколюбивый, долготерпелив и весьма ожидает покаяния от каждого
из согрешающих, обращение кающегося вменяя в небесный праздник. Ибо
Сам говорит: радость будет на небеси о едином грешнице кающемся (Лк.
15, 7). Но, если кто, видя сию благость и долготерпение, видя, что,
Бог не наказывает за каждый грех, ожидая, как сказали мы, покаяния,
презрит заповедь и самую благость, — увы! — обратит в повод к небрежению,
присовокупляя грех ко греху, на одном грехопадении созидая другое, леность
прилагая к лености; то исполнит он меру грехов, и уловлен уже будет
таким грехом, из которого невозможно ему восстать, и он погибает, вотще
спасаясь от сокрушения и в конец преданный лукавому. Так было с Содомлянами;
они исполнили, даже превзошли, меру грехов; и, когда не осталось в них,
так сказать, искры покаяния, — по суду Божию стали добычею огня. Так
было при Ное. Предавшись необузданным стремлениям к пороку, не показывая
в себе никакого покаяния, люди собрали для себя такое бремя грехов,
что совершенно растлили в совокупности всю землю. Так к Египтянам, которые
много согрешали и оскорбляли народ Божий, Бог был благ, не предавал
их совершенному истреблению, но разными казнями вел к покаянию. Когда
же, едва обратившись к Богу, снова возвращались к пороку, предавались
прежнему неверию, и напоследок погнались за изведенным Божиим народом:
тогда суд Божий истребил и погубил их совершенно. Так, когда Израиль
много согрешал и убивал Пророков Божиих, — Бог сохранял обычное Ему
долготерпение. Но когда Израильтяне до того преуспели в злобе, что не
устыдились достоинства Владыки, но и на оное возложили убийственные
руки: тогда навсегда они отвержены и низринуты; отняты у них пророчество,
и священство, и богослужение, и даны уверовавшим язычникам.
11. Усердно притечем
к зовущему Христу, изливая пред Ним сердца, не будем с упорством отчаиваться
в своем спасении. Ибо и это ухищрение лукавого — напоминанием о прежних
грехах доводит до отчаяния. Но нам должно представлять, что если Господь,
пришедши, был врачом и целителем слепых, расслабленных и глухих, воскрешал
подвергшихся уже тлению мертвецов; то кольми паче исцелит слепоту ума,
расслабление души и глухоту нерадивого сердца; потому что не иной кто,
но Он же Сам, сотворивший тело, сотворил и душу. И если так благоволил
и милостив был к тому, что разрушается и умирает; то не тем ли паче
человеколюбиво уврачует бессмертную душу, которая была одержима недугом
порока и неведения, и потом к Нему притекает и Его просит? Ибо Его это
слово: Отец Мой небесный не сотворит ли отмщение вопиющих к Нему день
и нощь? Ей глаголю вам, сотворит отмщение их вскоре (Лк. 18, 7). И также:
просите, и дастся вам (Мф. 7, 7); еще: аще и не даст ему, зане друг
ему есть: но за безочство его востав даст ему, елика требует (Лк. 11,
8). А сим убеждает Он просить неотступно и постоянно; потому что ради
грешников и пришел, чтобы их обратить к Себе. Только мы, отступив от
прежних худых дел, предадимся Господу; а Он не презрит, но готов будет
подать нам Свою помощь.
12. Как в рассуждении
одержимых болезнью и немощью, когда тело их не в состоянии уже принимать
пищи и пития, ведет сие к отчаянию и служит признаком смерти; почему,
друзья и родные начинают при сем плакать: так Бог и Ангелы достойными
великой скорби и слез признают те души, которые не в состоянии питаться
небесною пищею. Посему, если сделался ты престолом Божиим, и Бог восседает
в тебе, если душа твоя стала вся духовным оком, вся — светом, насыщена
оною пищею Духа, напоена живою водою, духовным вином, веселящим сердце,
если облек ты душу в ризу неизреченного света, если опытно и несомненно
дознал все сие внутренний твой человек: то живешь уже ты вечною жизнью,
и в настоящее время упокоеваясь во Христе. Если же не получил ты сего
и не вошел в обладание сим; то проливай горячие слезы и рыдай, что не
имеешь еще такого богатства, и да будут у тебя и забота и непрестанное
моление о нищете твоей. И о если бы хотя ощущение своего убожества явилось
в том, кто пребывает в оном, и не вел бы он себя беззаботно, как пресытившийся
Божественным богатством! Ибо сказано: ищай обретает и толкущему отверзется
(Мф. 7, 8).
13. Если и оный
составный елей имеет столько силы, что помазанные им вступают уже в
царственную славу; то кольми паче те, у которых ум и внутренний человек
помазаны освящающим елеем радования, и которые прияли залог благого
Духа, взойдут в меру совершенства, то есть, царства и сыноположения
Христова, соделавшись сотаинниками самого Царя, когда угодно, имея право
входить ко Отцу и исходить от Него. Ибо хотя и не получили они совершенного
наследия, будучи обложены еще тяготою плоти: однако же, по причине залога
Духа, несомненно для них уповаемое, и что воцарятся со Христом и будут
в обилии и полноте Духа, не сомневаются они в этом, потому что, находясь
еще в плоти, испытали уже оную силу и оное наслаждение. Ибо нисходящая
благодать чрез очищение внутреннего человека и ума совершенно отъемлет
покрывало сатаны, наложенное на людей преслушанием, и отревает от души
всякую скверну и всякий нечистый помысл, с тою целию, чтобы душа соделалась
чистою и, прияв собственное свое естество, ясными очами и невозбранно
взирала на славу истинного света. И таковые здесь еще бывают восхищены
в оный век, и созерцают тамошние красоты и чудеса. Как телесное око,
когда ничем не страждет и здорово, смело смотрит на солнечные лучи:
так и они, имея просвещенный и чистый ум, во всякое время созерцают
непреступное сияние Господа. Но таковая степень нелегко достигается
людьми; напротив того, потребны для сего продолжительные труды, неисчислимые
подвиги и поты. Ибо много таких, в которых присутствует действующая
благодать, и от которых также нимало не отступал кроющийся в них порок,
напротив же того, два духа — дух света и дух тьмы действуют в одном
и том же сердце. А сказанное: кое общение свету ко тме (2 Кор. 6, 14),
и: свет во тме светится и проч. (Ин. 1, 5), должно принимать в различных
отношениях, а не односторонним образом. Иные в такой мере упокоеваются
благодатью Божиею, в какой могут владеть собою и не уступать над собою
победы живущему в них греху. И случается, что иногда, пребывая в прилежной
молитве, они упокоеваются, а потом подвергаются действию нечистых помыслов
и окрадываются грехом, хотя в них же пребывает и самая благодать. Почему,
люди легкомысленные и не постигшие в точности, сколько действует в них
Божественная благодать, думали, что вовсе истреблен в них грех; имеющие
же рассудительность и ум не будут отрицать, что, когда обитает в них
и Божия благодать, приводятся они в колебание скверными и неуместными
помыслами.
14. Нередко видели
мы, что некоторые из братии получали богатую благодать, и, в продолжение
пяти или шести лет действия, похоти совершенно в них увядали и угасали,
а потом, когда думали, что достигли пристани и тишины, порок, как бы
явившись из засады, так неприязненно и свирепо нападал на них тогда,
что приводило их сие в изумление и недоумение. Посему, никто из людей
проницательного разума не осмеливался говорить о себе: "поелику
пребывает со мною благодать; то свободен уже я от греха;" потому
что, по сказанному выше, в одном и том же уме действуют два духа. И
хотя люди легкомысленные и невежды, имея в себе какую-нибудь тонкую
духовную нить, говорят уже: "мы победили!" однако же, кажется
мне, в действительности бывает дело так. Когда и чисто сияет солнце,
— нашедший вдруг потемненный воздух, или туман, помрачает прекрасный
свет его. В таком же почти положении бывают и те, которые сподобились
благодати Божией, но не во всей полноте очистили себя, и во глубине
одержимы еще грехом; почему, действительно нужно много рассудительности,
чтобы поверить это самым совершенным опытом.
15. Как без глаз,
языка, ушей и ног невозможно видеть, или говорить, слышать, или ходить:
так без Бога и от Него подаваемой действенности равно невозможно соделаться
причастником Божественных таин и познать Божию премудрость, или обогатиться
по духу. Мудрые у еллинов занимаются словесными науками и усердно проводят
время в словопрениях; а рабы Божии, хотя и незнакомы бывают с словесными
науками, усовершаются Божественным ведением и Божиею благодатью.
16. С уверенностью
же сказываю, что и самые оные Апостолы, исполненные благого Утешителя,
не были вполне свободны от забот, но за весельем и неизреченною радостью
следовал некоторый и страх в следствие самой даже благодати, а не потому,
чтобы давали они предлог действовать в них злобе. Ибо сама благодать
поставляла их в безопасность даже от малейшего уклонения с пути правого.
Как ребенок, бросив небольшой камень в стену, ничего ей не сделает,
или как слабая стрела нимало не повредит крепкую броню: так и какая-либо
часть порока, приразившись к ним, оказывалась недейственною и тщетною;
потому что хорошо были ограждены Христовою силою. Однако же и при всем
совершенстве была в них свобода произвола. И неразумно говорят некоторые,
что после благодати бывает отрешение и освобождение от забот. Господь
и у совершенных взыскует душевного изволения на служение Духу, чтобы
взаимное было согласие. Ибо Апостол говорит: Духа не угашайте (1 Сол.
5, 19).
17. Передать дело
словом простым всякому по силам и удобно. Так, скажем для примера, всякому
легко сказать, что хлеб приготовлен из пшеницы; но, чтобы подробно описать
его приготовление, не у всякого достанет знания, и могут сделать сие
только люди опытные. Подобно сему сказать просто о бесстрастии и совершенстве
нетрудно и удобно, но дознать дело опытом значит тоже, что самым делом
и на самой истине постигнуть, как приобретается совершенство.
18. Тех, которые
предлагают духовное учение, не вкусив и не изведав опытом, уподобляю
человеку, который летом, во время самого полдня, идет по пустынной и
безводной равнине, потом, при сильной и палящей жажде, представляет
в уме своем, что близ него находится прохладный источник с сладкою и
прозрачною водою, и воображает, что он без всякого препятствия наслаждается
водою в сытость; или, уподобляю человеку, который не вкушал и капли
меда, но пытается объяснить другим, какова его сладость. Таковы поистине
и те, которые, не дознав на самом деле и по собственному своему удостоверению,
что такое совершенство, святыня и бесстрастие, хотят растолковать сие
другим. Ибо если Бог даст им получить хотя малое сознание о том, о чем
рассуждают они; то, без сомнения, узнают, что истина и самое дело несходны
с их толкованием, но весьма много отличны. Евангелие решительно повелевает
всякому человеку одно делать, а другое не делать, чтобы стать угодным
человеколюбивому Царю. Ибо говорит: не гневайся, не пожелай: аще кто
тя ударит в десную ланиту, обрати ему и другую (Мф. 5, 39). Апостол
же, постепенно объясняя заповеданное, наставляет и в том, как мало помалу
должно совершаться дело очищения, а именно, с терпением и великодушием,
и сперва питает млеком, как младенцев, потом приводит в возрастание
и наконец в совершенство. И, сказать так для примера, Евангелие предписало:
сделай из волны совершенный хитон. Апостол же прекрасно объяснил, как
должно прясть волну, соткать и приготовить хитон.
20. Иные воздерживаются
от явного блуда, татьбы, любостяжания и подобных худых дел, и потому
ставят себя в числе Святых; но им многого не достает, чтобы стать святыми
на самом деле и поистине; потому что нередко в уме еще скрывается, живет
и пресмыкается порок, и вовсе не удалялся от них. Святый же есть тот,
кто освятил и совершенно очистил внутреннего человека. Некто из братьев,
молясь вместе с другими братьями, пленен был Божественною силою и в
восхищении видел горний град Иерусалим, светлые тамошние жилища, беспредельный
и неизреченный свет, слышал голос, который говорил: "вот место
упокоения праведных"! Потом надмившись и возымев высокое о себе
мнение, впал в глубину греха, и в последствии стал добычею великих зол.
Если же так было с ним; то возможно ли простому человеку сказать: "поелику
пощусь, веду странническую жизнь, раздаю имение, сохранил себя от упомянутых
худых дел, то ничего уже не остается, чтобы и мне быть Святым?"
Воздержание от видимых худых дел не есть еще совершенство, как сказано;
но очищение ума — вот совершенство!
21. Ты, предполагающий
это, при бдительном надзоре над своими помыслами, войди к уму твоему,
пленнику и рабу греха и рассмотри, что есть на дне его, во глубине твоих
помыслов, — этого, разумею, змия, гнездящегося в так называемых тайниках
души твоей и умерщвляющего тебя в главнейших членах души твоей. Ибо
сердце подлинно есть необъятная бездна. Посему, если убил ты сего змия,
если очистил себя от всякого беззакония, изринул из себя грех; то похвались
о Боге чистотою; а в противном случае, смирившись, как скудный еще и
грешный, приступи ко Христу, молясь о тайных твоих. Ибо все ветхое и
новое Писание рассуждает, по-видимому, о чистоте; и всякому человеку,
Иудею и Еллину, слово о чистоте вожделенно, хотя и не во всех действенно.
Достигнуть же сего, то есть, чистоты сердца, не иначе возможно, как
чрез единого Иисуса. Ибо Он есть ипостасная и сущая Истина, и без сей
Истины невозможно как познать истину, так и улучить спасение.