Макарий
Великий
Слово 3. О молитве
1. Главное во всяком добром речении и верх преспеяний есть прилежание
к молитве, которою приобретаем и все прочее, когда Призываемый нами
простирает к нам содействующую руку; потому что молитвою в удостоившихся
совершается общение таинственной действенности, посредством несказанной
любви ко Господу сочетание расположения к святости пред Богом и самого
ума. Ибо сказано: дал еси веселие в сердце моем (Пс. 4, 8). И сам Господь
говорит: царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Словами же: внутрь
вас царствие, что иное означается, как не то, что небесное веселье Духа
в душах достойных выражается явственно? Ибо достойные души чрез действенное
общение Духа здесь еще приемлют залог и начатки того наслаждения, той
радости, того духовного веселья, которых Святые в царстве Христовом
приобщаться будут в вечном свете. Сказано: сердце мое и плоть моя возрадовастася
о Бозе живе (Пс. 83, 3). Слова: яко от тука и масти да исполнится душа
моя (Пс. 62, 6), и другие согласные с сим изречения ведут к той же мысли
и дают разуметь действенное веселье и утешение, подаваемые Духом.
2. Как дело молитвы
выше других; так и у прилежного к молитве велика должна быть попечительность,
чтобы, неприметным образом, не окрала его злоба. Ибо у кого попечение
о большом добре, того большему искушению подвергает лукавый; почему,
нужно будет много трезвенности, чтобы плоды любви, смиренномудрия, простоты,
благости и рассудительности ежедневно возрастали в том, кто пребывает
в молитве, и как в нем самом производили явственное преспеяние и возрастание
в Божественном, так и других призывали к равной ревности.
3. Непрестанно молиться
и постоянно пребывать в молитве научают нас, как и сам божественный
Апостол (1 Сол. 5, 17), так и сказанное Господом: кольми паче Бог сотворит
отмщение вопиющих к Нему день и нощь (Лк. 18, 7); и еще: бдите и молитеся
(Мф. 26, 41). Посему, подобает всегда молитися и не стужати (Лк. 18,
1). Но как постоянно пребывающий в молитве избрал для себя самое главное
из всех дело; так надлежит ему пребывать в великом подвиге и неослабном
напряжении; потому что встретит много препятствий, поставляемых злобою
прилежанию к молитве: сон, уныние, тяжесть в теле, преобладание помыслов,
непостоянство ума, расслабление и прочие начинания злобы, а потом скорби
и восстания самих лукавых духов, упорно воюющих с нами и противоборствующих
нам и недопускающих приблизиться ко Христу душу, которая поистине непрестанно
взыскует Бога.
4. Со всяким рачением,
с трезвенностью, с терпением, с душевным борением и телесным утруждением
надлежит мужаться попечительному о молитве, чтобы не ослабеть в духе,
предавшись рассеянности помыслов, или многосонливости, или унынию, расслаблению,
смущению, и занявшись шумными и непристойными речами, или обратив мысль
на что-либо подобное, удовлетворяясь одним постоянным стоянием и преклонением
колен, а уму позволяя блуждать где-либо вдали от совершаемого наружно.
Ибо, если строгим трезвением не приуготовит кто себя, противясь множеству
излишних помыслов, подвергая каждый из них испытанию и разбору, и всегда
вожделея Господа; то ничто не воспрепятствует, чтобы или неприметно
различными способами уловляла его злоба, или сам он превознесся над
теми, которые не могут еще постоянно пребывать в молитве. А в следствие
таковых ухищрений злобы испортит он прекрасное делание, и предаст оное
лукавому демону,
5. Если смиренномудрие
и любовь, простота и благость не будут в нас тесно соединены с молитвою;
то самая молитва, лучше же сказать, эта личина молитвы, весьма мало
может принести нам пользы. И сие утверждаем не об одной молитве, но
и о всяком подвиге и труде, девстве, или посте, или бдении, или псалмопении,
или служении, или о каком бы то ни было делании, совершаемом ради добродетели.
Если не увидим в себе плодов любви, мира, радости, кротости, присовокуплю
еще, смиренномудрия, простоты, искренности, веры, сколько должно великодушия,
дружелюбия: то трудились мы без пользы; потому что для того и предприемлем
труды, чтобы воспользоваться плодами; а когда не оказывается в нас плодов
любви, тогда, без сомнения, делание напрасно. Почему, таковые ничем
не отличаются от пяти юродивых дев, которые за то, что здесь еще не
имели в сердцах духовного елея, то есть, духовной действенности исчисленных
выше добродетелей, наименованы юродивыми, и жалким образом оставлены
вне царского брачного чертога, ничем не воспользовавшись от подвига
девства. Как при возделывании виноградника все попечение и весь труд
прилагаются в надежде плодов; а если плода не бывает, напрасным оказывается
делание: так, если не увидим в себе, по действию Духа, плодов любви,
мира, радости, всего прочего, перечисленного Апостолом (Гал. 5, 22),
и не возможем признать их в себе со всею несомненностью и по духовному
чувству, то излишним окажется подвиг девства, молитвы, псалмопения,
поста и бдения. Ибо труды сии и подвиги душевные и телесные должны совершаться,
как сказали мы, в надежде духовных плодов; а плодоношение добродетелей
есть духовное наслаждение нерастленным удовольствием, неизреченно производимое
Духом в сердцах верных и смиренных. Почему, труды и подвиги должны быть
почитаемы, каковы они и действительно, трудами и подвигами, а плоды
— плодами. Но если кто, по скудости ведения, делание свое и подвиг почтет
плодами Духа; то оказывается, что он явно обольщается, сам себя обманывая,
и таким своим мнением лишая себя великих подлинно плодов Духа.
6. Как всецело предавшийся
греху с наслаждением и удовольствием, как нечто согласное с природою,
усвояет себе противуестественныя постыдные страсти то есть, распутство,
блуд, любостяжание, ненависть лесть и прочие порочные начинания: так
и тот, кто поистине и в совершенстве христианин, с великим наслаждением
и с духовным удовольствием без труда уже и легко, как нечто естественное
приобретает все добродетели, и все сверхъестественные духовные плоды,
то есть, любовь, мир терпение, веру, смирение и прочие, подлинно золотые
добродетели всякого рода, неборимый уже вредоносными страстями; потому
что совершенно избавлен от них Господом, и от благого Духа приял в сердце
полный мир Христов и радование. Он прилепился ко Господу, и пришел в
един Дух с Ним.
7. Тем, которые,
по духовному младенчеству, не могут вполне посвятить себя любви духовной,
надлежит принять на себя служение братьям с благоговением, с верою и
со страхом Божиим, и служить как Божией заповеди и как делу духовному,
а не ожидать себе от людей награды, или чести, или благодарности, вовсе
не давать места ропоту, или высокоумию, или нерадению и разленению,
чтобы не осквернилось и не повредилось доброе сие дело, но тем паче
было благоугодно Богу по нашему благоговению, страху и радости.
8. С таким-то человеколюбием
и благостью (подлинно велико Божественное милосердие!) снисходит Господь
к людям, промышляя о том, чтобы никого не оставить без награды за доброе
дело, но всякого от малых добродетелей возводить к большим, и за чашу
студеной воды не лишать воздаяния. Ибо сказал: иже аще напоит чашею
студены воды, токмо во имя ученика, аминь глаголю вам, не погубит мзды
своея (Мф. 10, 42); и еще: понеже сотвористе единому сих, Мне сотвористе
(Мф. 25, 40). Пусть токмо делаемое делается по Богу, а не для славы;
ибо присовокупил: токмо во имя ученика, то есть, со страхом, из любви
Христовой. А тех, которые делают добро напоказ, Господь укоряет, и подтверждая
слово решительным приговором, присовокупляет им: аминь глаголю вам,
восприемлют мзду свою (Мф. 6, 5).
9. Прежде всего
простота и искренность, и взаимная любовь, и радость, и смирение всеми
способами да будут полагаемы как бы некиим основанием в братстве, чтобы
не соделать нам подвига бесполезным, превозносясь друг пред другом и
ропща друг на друга. И кто непрестанно пребывает в молитвах, тот да
не превозносится над неспособным еще делать тоже. И кто посвятил себя
на служение, тот да не ропщет на пребывающего в молитве. Если с таковою
простотою и с таким расположением будут обходиться между собою братия;
то избытки пребывающих в молитве вознаградят недостатки служащих, и
наоборот, избытками служащих восполнятся недостатки пребывающих в молитве.
И таким образом, всего лучше соблюдено будет равенство, по сказанному:
не преизбыточествова, иже много, и иже мало, не мнее прият (Исх. 16,
18).
10. Тогда бывает
воля Божия, яко на небеси и на земли, когда, как сказано, не превозносимся
друг пред другом, когда не только без ревности, но и в общении простоты,
любви, мира и радости, соединены бываем между собою, преспеяние ближнего
почитая своим собственным, сколько должно, и лишение его вменяя в утрату
себе самим. Кто ленив в молитве и в служении братьям, и в другом каком-либо
деле, совершаемом ради Бога, ведет себя лениво и нерачительно, того
Апостол, прямо называя человеком праздным, оглашает недостойным и самого
хлеба; ибо сказал: праздный ниже да яст (2 Сол. 3, 10). И инде сказано:
праздных и Бог ненавидит; и: праздный не может быть даже верным. И Премудрость
изрекла: мнозей злобе научила праздность (Сирах. 33, 28). Посему, надобно,
чтобы каждый плодопринес какое бы то ни было дело, совершаемое ради
Бога, и хотя бы к чему-нибудь одному доброму расположен был ревностно;
а иначе, оказавшись совершенно бесплодным, будет вовсе непричастным
вечных благ.
11. Утверждающим,
что невозможно достигнуть совершенства и полного освобождения от страстей,
хотя бы и сподобился кто причастия и исполнения благим Духом, необходимо
представить свидетельство из Божественных Писаний и доказать, что худо
знают они дело и говорят ложно, а вместе и с опасностью для себя. Господь
говорит: будите убо и вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен
есть (Мф. 5, 48), означая сим совершенную чистоту. И: хощу, да идеже
есмь Аз, и тии будут со мною, да видят славу Мою (Ин. 7, 24). Это слова
Рекшего: небо и земля мимоидет, словеса же Моя не мимоидут (Мф. 24,
35). К той же мысли ведет и сказанное Апостолом: да представим всякаго
человека совершенна о Христе (Кол. 1, 28); и: дондеже достигнем вси
в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста
исполнения Христова (Еф. 4, 13). А таким образом, имеющие в виду совершенство
достигают двух прекрасных приобретений: в усиленном и непрерывном подвиге
стремятся они к концу в надежде прийти в сию меру и даже присовокуплю:
в надежде восхождения; и не уловляются кичливостию, но скромно о себе
думают и признают себя малыми, как недостигшие еще совершенства.
12. Утверждающие
сказанное выше причиняют весьма великий вред душе тремя способами: во-первых,
оказываются неверующими Божественным Писаниям. Во-вторых, не предположив
себе высшей и совершенной цели Христианства, и не усиливаясь достигнуть
оной, не могут иметь труда и рачения, алкать и жаждать правды; но, удовлетворяясь
внешними образами и обычаями и малыми какими-нибудь заслугами, лишены
блаженного упования, и совершенства, и всецелого очищения от всех страстей.
В-третьих, думая о себе, что достигли преспеянием в малых, как сказано,
добродетелях самого верха и не стремясь к совершенству, не только всего
менее могут иметь смирение, нищету и сердечное сокрушение, но оправдывая
сами себя, как уже достигшие цели, неспособны к ежедневному преспеянию
и возрастанию.
13. Почитающих невозможным
сие преспеяние, совершаемое в людях Духом, и которое есть новая тварь
чистого сердца. Апостол явно уподобляет тем, которые за неверие не сподобились
войти в землю обетования, и ихже кости за сие падоша в пустыни (Евр.
3, 17). Ибо что там, видимым образом, земля обетования, то здесь, по
таинственному знаменованию, избавление от страстей, которое, и по указанию
Апостола, есть конец всякой заповеди. И это есть истинная земля обетования;
ее то ради все оное предано в образах. Посему-то и богомудрый Павел,
заботясь о безопасности учеников, чтобы не был кто уловлен мудрованием
неверия, говорит: блюдите, братие мои, да не когда будет в некоем от
вас сердце лукаво неверия, во еже отступити от Бога жива (Евр. 3, 12).
Слово же отступити употребил он в означение не отречения, но неверия
Божиим обетованиям. И именно, иносказательно описывая, что было с Иудеями
прообразовательно, и применяя сие к самой истине, продолжает он: Нецыи
бо слышавше Его прогневаша, но не вси изшедшии из Египта с Моисеом.
Коих же негодова четыредесять лет? Не согрешивших ли? Ихже кости падоша
в пустыни. Которым же клялся не внити в покоище Его, яве, яко противльшимся?
И видим, яко не возмогоша внити за неверствие (Евр. 3, 16-19). И еще
присовокупляет: Да убоимся убо, да не когда оставлену обетованию внити
в покой Его, явится кто от вас лишився. Ибо нам благовествовано есть,
якоже и онем: но не пользова онех слово слуха, не растворенное верою
слышавших. Входим бо в покой веровавшии (Евр. 4, 1-3). И несколько ниже
продолжает еще: потщимся убо внити в оный покой, да не кто в туже притчу
противления впадет (11). Какое же иное упокоение христианам, кроме избавления
от греховных страстей, самого полного и действенного вселения благого
Духа в чистом сердце? Посему, возводя их опять к вере, говорит: да приступаем
со истинным сердцем во извещении веры, окроплени сердцы от совести лукавыя
(Евр. 10, 22); и еще: кольми паче кровь Иисусова очистит совесть вашу
от мертвых дел, во еже служити Богу живу и истинну (Евр. 9, 14). Посему,
надлежит нам, как признательным рабам, исповедывать обетованную в сих
речениях безмерную благость Божию к людям, и обетования сии признавать
истинными и твердыми, чтобы, если, по недеятельности и немощи произволения,
несовершенно посвящали мы себя Создавшему, и не стремились достигнуть
высоких и совершенных степеней добродетели; то, по крайней мере, могли
получить хотя некоторую милость за правый и непревратный образ мыслей
и за здравую веру.
14. Дело молитвы
и служения слову, совершаемое надлежащим образом, выше всякой добродетели
и заповеди. И сему свидетель сам Господь. Ибо когда пришел в дом Марфы
и Марии, и Марфа занята была служением, а Мария сидела у ног Его, и
наслаждалась сладостию Божественных уст Его, сестра же порицала ее,
что не помогает ей, и потому приступила с жалобою ко Христу: тогда,
отдав преимущество главнейшему пред второстепенным, Господь сказал;
Марфо, Марфо печешися и молвиши о мнозе: едино же есть на потребу, Мария
же благую часть избра, яже не отымется от нея (Лк. 10, 41-42). Сие же
Он сказал, как заметили уже мы, не дело служения осуждая, но отдавая,
без сомнения, преимущество большему пред меньшим. Иначе, допустил ли
бы Он сие служение? Почему и Сам оказывается исполнителем сего, умыв
ноги ученикам? Но Господь столько далек от намерения воспрещать служение,
что и ученикам повелевает таким же образом поступать друг с другом.
А можешь также видеть, что и сами Апостолы, которые сначала совершали
служение при трапезах, предпочли сему высшее дело, разумею молитву и
служение слову. Ибо сказали: несправедливо нам, оставльшим слово Божие,
служити трапезам. Но помолившись, мужи исполнены Духа Святаго поставим
над службою сею: мы же в служении слова пребудем и в молитве (Деян.
6, 2-4). Видишь, как первое предпочли второму, хотя знали, что то и
другое суть отрасли одного доброго корня.