Макарий
Великий
Слово 1. О хранении сердца
1. Как может, кто бы то ни был, сказать: "поелику пощусь, веду
странническую жизнь, раздаю имение свое; то я свят?" Ужели кто
свят, не очистив внутреннего человека? Ибо очищение есть не одно воздержание
от худых дел, но приобретение совершенной чистоты, чистоты в совести.
Напряги, человек, помыслы свои, и войди к этому пленнику и рабу греха
— уму твоему, и рассмотри этого, на самом дне твоего ума, во глубине
помыслов, в так называемых тайниках души твоей, пресмыкающегося и гнездящегося
змия, который убил тебя, поразив главнейшие члены души твоей; потому
что сердце есть необъятная бездна. И если убьешь сего змия; то хвались
чистотою пред Богом. А если нет; то, смирившись, как нуждающийся и грешный,
умоляй Бога о тайных твоих.
2. Истинная смерть
сокрывается внутри, в сердце; и человек умерщвлен внутренне. Посему,
если кто в тайне прешел от смерти в живот (Иоан. 5, 24); то истинно
во веки он живет, и не умирает. Даже если тела таковых и разрушаются
на некоторое время; то, поелику они освящены, восстанут со славою. Почему,
успение Святых и называем сном.
3. Все усилие сопротивника
в том, чтобы придти ему в состояние отвлечь ум наш от памятования о
Боге и от любви Божией, употребляя к тому земные приманки, и от действительно
прекрасного отвращая нас к мнимо, а недействительно, прекрасному. Ибо
всякое доброе дело, если и сделает человек оное, лукавый готов очернить
и осквернить, усиливаясь примешать к заповеди собственное всеяние тщеславия
или самомнения, чтобы делаемое добро совершалось не ради Бога, и не
по доброму только усердию.
4. Итак, что же,
и как начать нам, никогда не входившим в сердце? Стоя вне, будем ударять
постом и молитвою, как повелел Господь, сказав: толцыте, и отверзется
вам (Мф. 7, 8). Ибо если пребудем в слове Господнем, в нищете, в смиренномудрии,
во всех заповедями требуемых добродетелях, день и ночь ударяя в духовную
дверь Господню: то возможем приобрести искомое; потому что можно получить
избавление чрез сию дверь всякому, кто хочет избежать тьмы. Там обретает
он свободу души, восприемлет ее помыслы и возможность стяжать небесного
Царя Христа.
5. Когда ум забывает
духовную и благочестную скорбь; тогда забывает и заповеди. Оттого, думая
идти вперед, совращается с гладкого пути, ходит по стезям кривым; а
потому, встречает диких зверей. Если бы не прерывали мы сего труда пребывать
в молитве и уповании; то не подвергались бы заблуждениям. Ибо о скорбящих
душею говорит Писание: верен Бог, Иже не оставит вас искуситися паче,
еже можете (1 Кор. 10, 13); а не вразумляемых срящут злая (Втор. 31,
29).
6. Как внешние очи
издали видят терния и стремнины: так и прозорливый ум, будучи быстр,
предусматривает козни и предуготовления сопротивной силы, и предостерегает
душу, служа ей как бы оком.
7. Много потребно
борения и тайного невидимого труда, чтобы испытывать помыслы, и изнемогшие
чувствия души нашей обучить долгим учением в рассуждение добра же и
зла (Евр. 5, 14). Непрестанным возбуждением ума к Богу должно оживлять
изнемогшие члены в душе; потому что ум наш призывается к тому, да будет,
по изречению Павлову, всегда един дух с Господем (1 Кор. 7, 17). Сие
же тайное борение, и размышление о Господе, и труд сей надобно нам иметь
день и ночь при всяком исполнении заповеди, молимся ли мы, едим ли,
служим ли, пьем ли, другое ли что делаем, чтобы всякое доброе начинание,
нами совершаемое, совершалось в славу Божию. Ибо все сообразные с заповедями
дела наши освящаются и в чистоте нами совершаются непрестанным памятованием
о Боге, страхом и любовию к Нему; и тогда бывает уже вне влияний сквернящего
делаемое по заповедям Божиим.
8. И Патриарх Авраам
лучшее из добычи принес в дар священнику Божию Мелхиседеку, и таким
образом, получил от него благословение. Что же иное дает гадательно
разуметь чрез это Дух? Не указывает ли на высшее умозрение, как превосходнейшее
и самые кости из целого срастворения нашей природы, то есть, самый ум,
самую совесть, самое расположение, самый помысл, самую силу любви в
душе, начаток целого нашего человека, во всякое время посвящающего себя
одному и тому же памятованию и размышлению о Боге, должны мы прежде
всего приносить всегда Богу, как священную жертву сердца, как драгоценнейшее
и лучшее из добрых помыслов? И в таком случае, вспомоществуемые Божией
благодатью, возможем ежедневно возрастать и преспевать, и бремя заповедями
требуемой праведности покажется для нас легким; потому что все заповеди,
при содействии самого Господа, будем исполнять чисто и неукоризненно
нашею в Него верою. Касательно же видимого подвижничества и того, какое
доброе предначинание выше и есть самое первое, знайте, возлюбленные,
что все добродетели одна на другой держатся, и взаимно между собою связаны,
и как бы в некоей священной духовной цепи одна от другой зависят: молитва
от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения,
смирение от служения, служение от упования, упование от веры, вера от
послушания, послушание от простоты. Как и с противной стороны, пороки
один другим производятся: ненависть раздражительностью, раздражительность
гордостью, гордость тщеславием, тщеславие неверием, неверие жестокосердием,
жестокосердие нерадением, нерадение разленением, разленение небрежностью,
небрежность унынием, уныние малодушием, малодушие сластолюбием, и прочие
пороки взаимно один от другого зависят: так и на доброй стороне добродетели
во взаимной между собою зависимости. Глава же всякой добродетели и верх
добрых дел есть постоянное пребывание в молитве; чрез нее, испрашивая
у Бога, можем ежедневно приобретать и прочие добродетели.
9. Если не будут
украшать нас смиренномудрие, простота и благость; то никакой не принесет
нам пользы молитвенная наружность. Говорим это не только о молитве,
но и о всяком подвиге, или труде, или девстве, или молитве, или о каком
бы то ни было подвиге и делании, совершаемом ради добродетели. Если
не находим в себе обильных плодов любви, мира, радости, кротости, смирения,
простоты, искренности, веры и долготерпения: то тщетны и напрасны были
все наши подвиги; потому что всякое таковое делание и все сии подвиги
должны совершаться ради плодов. Если же не оказывается в нас плодов
любви и мира; то вотще и напрасно совершается все делание. Делающие
без плодов в день суда окажутся подобными пяти юродивым девам, которые,
поелику в сосудах сердца не принесли отсюда духовного елея, то есть,
исчисленных выше добродетелей, то за сие самое названы юродивыми, и
не допущены в духовный чертог царствия. За недостаток добродетелей,
за то, что не имели в себе явственного обитания Духа, и самый подвиг
девства вменен ни во что. Как при возделывании виноградника все попечение
прилагается для того, чтобы насладиться плодами; а как скоро не оказывается
плодов в винограднике, — весь труд возделывания становится тщетным и
напрасным: так, если, при действенности Духа, духовным чувством со всей
несомненностью не познаем в себе плодов любви, мира, радости, смирения
и прочих, исчисленных Апостолом, добродетелей (Гал. 5, 22), то напрасен
подвиг девства, и труд молитвы, псалмопения, поста, бдения оказывается
ни к чему не служащим; потому что душевные и телесные сии труды должны
быть совершаемы в надежде духовных плодов. Плодоношение же Духа в добродетелях
есть духовное наслаждение ими с нерастленным удовольствием для сердец
верных, в которых действует Дух. С великою разборчивостью разумения
да оцениваются делание, труд и все естественные подвиги, чрез веру и
упование производимые в достойных Духом Святым. Прекрасное дело — пост,
бдение, странническая жизнь; даже это — цвет доброго жития. Впрочем,
есть более внутренний чин христиан, и никто не должен возлагать упование
на сии одни дела. Случается же, что некоторые бывают причастниками благодати,
и живущий еще в них порок хитрит, добровольно уступает место и не действует,
но заставляет человека думать, что ум его стал чист и вводит уже его
в самомнение, и говорит он: "совершенный я христианин". А
потом, когда человек подумает о себе: "я уже свободен" и предастся
нерадению; тогда кроющийся порок наступает на человека разбойнически,
искушает его и низводит до преисподних земли. Если и люди, не раз занимавшиеся
разбоем, или бывшие воинами, умеют хитрить над неприятелями, делают
засады, скрываются, заходят в тыл врагам, и внезапно их окружают и убивают;
то кольми паче злоба, которая столько тысячелетий занимается сим делом
и губит столько душ, умеет укрыться в сердце, не действовать до времени,
чтобы ввести душу в самомнение о своем совершенстве.
10. Основанием Христианству
служит то, чтобы человек, если и совершит дела правды, не упокоевался
на них, и не почитал себя великим, но был нищ духом; и, если соделается
причастником благодати, не думал о себе, будто бы приобрел нечто, не
признавал себя чем-то важным и не начинал учить, но при добром странничестве,
при хорошем житии, много постясь, странствуя, молясь, став причастником
благодати, не высоко ценил душу свою; особенно же тогда, как полагается
в нем начаток благодати, пребывал в труде, в жажде, не сознавал себя,
как пресытившийся, праведным, или обогатившимся благодатью, но плакал
и проливал слезы. И как, если бы матерь имела у себя единородного сына,
обучила его, и ему, когда он пришел в мужеский возраст, приключилась
смерть; то сколько ни было бы утешителей у матери, все они побуждали
бы ее к большему плачу, и матерь оставалась бы безутешною: так и христианину
надобно оплакивать падение свое и непрестанно проливать слезы, паче
же всего иметь сокрушенное сердце.
11. Если царский
дом имеет много помещений, разные дворы, множество преддверий и внутренних
храмин, где пребывает сам царь, где хранятся его порфира и сокровища;
то вошедший во внешние дворы не подумает, что вошел уже во внутренние
храмины, где слава царева, и порфира, и сокровища. Так и в духовном.
Постящиеся, пребывающие во бдении, в пении, в молитве да не подумают
о себе, что вошли уже в упокоение; потому что входят только в преддверия
и во дворы, а не туда, где порфира и сокровища. Посему, братия не должны
много полагаться на внешний образ жизни и говорить о себе: "я значу
нечто". Хотя бы и соделался кто причастником благодати не должен
думать о себе, что он уже достиг цели, или сделался весьма близким к
Царю; потому что пребывает еще во внешних обителях. Не должно каждому
допытываться: нашел ли он сокровище в скудельном сосуде, облекся ли
в порфиру Духа, обрел ли Царя и упокоился ли? Потому что душа такова:
в ней есть какая-то глубина и составов у ней много. Вошедший в нее грех
обладает уже всеми ее составами и сердечными помышлениями. Потом, когда
взыщет человек, приходит к нему благодать и овладевает двумя составами
души. Почему, неопытный, возбуждаемый благодатью, думает, что пришедшая
благодать овладела всеми составами души, и грех искоренен; тогда как
большая часть души обладается грехом, и только одна часть обладается
благодатью; и человек обманывается, и пребывает в неведении. Нередко
благодать действует в человеке непрестанно, подобно тому, как и глаз
в теле. Но вместе пребывает в человеке и грех, и в обольщение вводит
ум. И нерассудительный, как уже достигший цели, много мечтает о себе
и надмевается, как соделавшийся свободным. А на деле бывает не то; потому
что, как сказал я, сатана скрывается в тайне, не действуя до времени,
чтобы заставить человека подумать о себе: "я чист и совершен".
Кто насаждает виноградник, тот не вдруг собирает с него грозди, и выделывает
вино. Кто сеет семя в землю, не тотчас уже и жнет, и получает плоды.
И новорожденное дитя не вдруг может прийти в совершенного мужа. Или,
новобранец в войске не тотчас уже делается начальником; ему надобно
прежде потрудиться и, вступив в битву, одержать победу и быть увенчанным.
12. Прекрасное дело
— нестяжательность, псалмопение, пост, бдение; прекрасно — сподобиться
Божией благодати. Но кто не начал еще рыть и полагать основание, как
должно (а ум и в этом должен быть неукоризненным и причастным благодати),
тот много уже мечтает о себе, и высоко ценит душу свою. Воззри на Иисуса:
от какой славы и до каких страданий и распятия нисшел Он, Божий Сын
и Бог! И за сие-то смиренномудрие превознесен и посажен одесную Отца.
Змий вначале посеял в Адаме возношение: "будешь, как Бог".
Посему, знаешь, до какого бесчестия чрез это высокомудрие дошел род
Адамов. Ищу человека нищего духом, и не нахожу. Как иной богач, имея
в доме своем сокровища, представляется нуждающимся и нищим, ходит и
просит у всех: так и христиане имеют благодать, богатеют в Бога, но
нищи духом, как бы не имеющие у себя ничего. Например: человеку должно
приобрести сто литр золота, и он, получив пять литр, удовольствовался
тем. А у иных, если можно так сказать, есть десять унций благодати,
и мысленно делают из них сто, чем и хвалятся. И иные не редко имея у
себя пять унций греха, делают из них полунции. Сие же бывает с ними,
или по неведению, — потому что, обманываясь в рассуждении самой благодати,
не знают дела, или по тщеславию, когда стыдятся сказать, что действует
в них зло; потому что провозглашают уже себя совершенными. Человек должен
и делать и говорить правду, исповедывать в себе и дары благодати и действие
греха. Лжет, кто говорит, что имеет чистое сердце. На деле бывает не
так, чтобы вдруг, едва благодать посетила, человек стал уже чист. Предается
он врагам и искушениям для упражнения и обучения, как Иов был в искусе;
потому что и злое, хотя не по доброму изволению, содействует доброму.
А христианин, имея пять унций греха, должен говорить: "имею двадцать
и переполнен худым". И имея в себе, например, двадцать унций добра,
должен говорить: "у меня только полунции". Но если из тщеславия
стыдится сказать это: то пусть говорит правду, исповедует действенность
благодати; но пусть исповедует с другой стороны и грех. А как сказал
я выше о душе, что юна глубока; то, с помощью подобий, изобразим ее
составы. Как есть солнце, и от него много выходит лучей; или, есть высокое
дерево, и у него много ветвей; или есть великий город, и окружен многими
сопредельными странами: так и умная сущность, бессмертная душа, есть
красота досточестная более всех созданий, образ и подобие Божие. Теперь
приходящая благодать двумя лучами просиявает в душе; или от целого дерева
озаряет две ветви; или от всего города — две сопредельные страны; но
весьма многие части души одержимы еще грехом, душа же думает, что она
вся и всецело принадлежит к доброй части, вся в благодати и во светлости;
и кто, например, приобрел пять литр золота, воображает о себе, что приобретено
им сто литр. Разве зародыш в матерней утробе стал уже совершенным человеком?
Или положивший один камень в основание кончил уже здание? Или семя,
зарытое в землю, стало уже колосом? Разве купец, едва начав торговать,
тотчас и наполнил свою кладовую? И причастившийся малой доли благодати
стал уже от сего христианином? Даже первые и великие в отношении к совершенству
тоже, что низший чиновник пред главным начальником, или малый ручей
пред рекою Евфратом. Кто имеет намерение идти в город, отстоящий на
тридцать переходов, тот, если отойдет на два, или на три перехода, не
подумает, что пришел уже в город. Поелику же сопротивная сила только
побуждает, а не принуждает; то и благодать Божия побуждает, по причине
свободы и трезвенности естества. Если теперь человек, побуждаемый сатаной,
будет делать зло; то не сатана осуждается вместо его, но терпит истязание
и наказание сам человек, как по собственной воле подчинившийся пороку.
Подобным образом, если человек обратится к добру, и Божия благодать
превозможет: то благодать не себе приписывает доброе, но воздает за
оное человеку, и прославляет его; потому что человек сам для себя виновник
добра (такова природа его); и приходящая к нему благодать нимало не
связывает его воли принуждающею силою, и не делает его неизменным в
добре, хотя бы он хотел, или не хотел того. Напротив того, и присущая
в человеке Божия сила дает место свободе, чтобы обнаружилась воля человека,
уважает ли, или не уважает он душу, согласуется ли, или не согласуется
с благодатью. Многие оказали уважение и согласие, а иные уклонились;
ибо Апостол говорит: наченше духом, ныне плотию скончаваете (Гал. 3,
3). Закон положен не естеству, но свободному произволению, которое может
склоняться на доброе и на худое. Посему-то Господь говорит: огня приидох
воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся (Лк. 12, 49). Господь
хочет, чтобы возгорелся небесный огнь в сердцах человеческих; и одни
хотят сего, а другие не хотят. Подобно сему говорит еще: колькраты восхотех
собрати вас, якоже кокош птенцы своя, и не восхотесте (Мф. 23, 37).
Видишь ли, Господь хочет; но люди опять не хотят приблизиться ко Господу,
и обрести милость?
13. Кто хочет прийти
ко Господу, сподобиться вечной жизни, стать жилищем Божиим и удостоиться
Святого Духа, тот, чтобы ему быть в состоянии неукоризненно и чисто
творить плоды по заповедям Господним, должен положить такое начало.
Во-первых должно ему твердо уверовать в Господа, всецело посвятить себя
словесам заповедей Его, во всем отречься от мира, чтобы ум совершенно
не был занят ничем видимым; всегда надлежит ему пребывать в молитве
и не отчаиваться, ожидая непрестанно посещения и помощи от Господа и
во всякое время имея сие целью ума своего. Потом надобно ему всегда
принуждать себя ко всему доброму, к соблюдению всех заповедей Господних,
хотя бы и не желало того сердце по причине пребывающего в нем греха;
например, принуждать себя быть смиренномудрым пред всеми людьми, почитать
себя всех низшим и худшим, не ища ни от кого чести, или похвалы, или
славы, как написано в Евангелии (Ин. 5, 44), но иметь всегда пред очами
единого Господа и заповеди Его, желая угождать Ему единому. Подобно
сему пусть, хотя бы и не хотело сердце, принуждает себя к кротости,
как говорит Господь: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем,
и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29); а также, по мере сил, с принуждением
пусть приучает себя быть милостивым, снисходительным, человеколюбивым,
добрым, как говорит Господь: будьте добры и снисходительны, якоже и
Отец ваш небесный милосерд есть (Лк. 6, 36); и еще говорит: аще любите
Мя, заповеди Моя соблюдите (Ин. 14, 15); и еще: принуждайте себя; потому
что нуждницы восхищают царствие небесное (Мф. 11, 12), и: подвизайтеся
внити сквозе тесная врата (Лк, 13, 24). Да имеет же человек всегда пред
очами, как незабвенный образец во всегдашней памяти, Господне смирение
и жизнь, и обращение с людьми. И, сколько есть сил, да принуждает себя
постоянно пребывать в молитвах, во всякое время прося с верою, чтобы
Господь пришел и вселился в нем, усовершил и укрепил его во всех заповедях
Своих, и чтобы душа его соделалась обителью Иисуса Христа. И таким образом,
если что делает теперь с принуждением и против желания сердца, стараясь
приобучать себя на всякий час к добру, всегда памятовать о Господе и
ежечасно ожидать Его в великой благости и любви; то Господь, видя такое
его произволение и доброе рачение, как он непрестанно принуждает себя
к памятованию о Нем и ко всему доброму, к смиренномудрию, к кротости,
к любви, как стесняет не хотящее сердце и, сколько есть сил, понуждает
себя идти вперед, то, говорю, Господь сотворит с ним милость Свою, избавит
его от врагов его и от живущего в нем греха, исполняя его Духом Святым.
И таким образом, без принуждения уже и без всякого труда всегда будет
он в самой истине исполнять заповеди Господни, лучше же сказать, сам
Господь совершит в нем заповеди Свои и плоды Духа, как скоро человек
плодоприносит в чистоте. Но надобно, чтобы приступающий к Господу, даже
против желаний сердца, сперва принуждал себя к добру, постоянно с несомненною
верою ожидая милости Господней; принуждал себя быть милосердым, иметь
сострадательное сердце, принуждал себя переносить пренебрежение, быть
великодушным, когда уничижают, или бесчестят, не гневаться, по сказанному:
не себе отмщающе возлюбленнии (Рим. 12. 19), принуждал себя к молитве,
не имея еще молитвы духовной. И тогда Бог, видя, что подвизается он
столько и с усилием, даже против воли сердца, направляет себя к доброму,
даст ему истинную Христову молитву, даст утробы щедрот, истинную доброту,
одним словом, соблюдет ему плод духовный. А если кто, не имея молитвы,
принуждает себя только к молитве, чтобы получить благодатную молитву,
а к смиренномудрию, к любви и к соблюдению прочих Господних заповедей
не принуждает себя; то иногда, по прошению его, дается ему благодатная
молитва, даже отчасти в упокоении и весельи, но нравами уподобляется
он тому же, чему и прежде был подобен. Ибо не имеет он кротости, потому
что не взыскал ея с трудом, и не приуготовлял себя быть кротким; не
имеет смиренномудрия, потому что не просил и не принуждал себя к этому;
не имеет любви ко всем, потому что не имел о сем попечения, и не искал
сего усильно в молитвенном прошении. Ибо каждому, кто приневоливает
и нудит себя, даже против желания сердца, к молитве, надобно также принуждать
себя и к любви, и к кротости, и ко всякому терпению, и великодушию,
по написанному, с радостью; а таким же образом надобно принуждать себя
к уничижению, к тому, чтобы почитать себя худшим и низшим всех, чтобы
не беседовать о неполезном, но всегда поучаться в словесах Господних
и их изрекать устами и сердцем. Еще надобно принуждать себя к тому,
чтобы не раздражаться, по сказанному: всяка горесть, и гнев, и клич
да возмется от вас со всякою злобою (Еф. 4, 31), чтобы таким образом
Господь, видя произволение человека, дал ему без труда и принуждения
совершать все то, что прежде едва мог сохранять с принуждением, по причине
живущего в нем греха. И все сии начинания добродетели обратятся для
него как бы в природу; потому что приходит к нему, наконец, Господь,
приходит и пребывает в нем, и Сам творит в нем заповеди Свои без труда,
исполняя его духовных плодов.
14. Если же кто
принуждает себя к молитве, пока не приимет дарования от Бога, а к этому,
то есть к смиренномудрию, к любви, к кротости и к прочим добродетелям
не приневоливает и не нудит себя в той же мере: то бывает иногда к нему
Божия благодать по его молитве и прошению; потому что благ и милостив
Бог, и просящим у Него дает просимое. Но, не приуготовив и не приучив
себя к исчисленным выше добродетелям, или утрачивает он благодать, или
приемлет и падает, или не преуспевает от высокоумия; потому что не предает
себя от всего произволения заповедям Господним. Обитель, или упокоение
Духа есть смиренномудрие, любовь, кротость и прочие заповеди Господни.
Посему, намеревающиеся истинно благоугождать Богу, восприять от Него
небесную благодать, возрастать и усовершаться в Духе Святом, должны
прежде принуждать себя к тому, чтобы, даже против воли сердца, сохранять
все добродетели, по сказанному: сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся
(Пс. 118, 128). Как приневоливает и нудит себя иной к постоянному пребыванию
в молитве, пока не преуспеет в этом, так да приневоливает и нудит себя
и ко всем предначинаниям добродетели, да приобучается к доброму навыку.
И таким образом, если постоянно просит и умоляет Господа и получает
просимое, возрастает и цветет в нем дарование духовное; и сие данное
ему дарование, упокоеваясь в его смиренномудрии и в прочих добродетелях,
научает его истинному смиренномудрию, истинной любви, истинной кротости,
к чему прежде принуждал себя и чего домогался. И таким образом, когда
возрастет и усовершится в Боге; тогда сподобится быть наследником небесного
царствия. Ибо смиренный никогда не падает: да и куда ему пасть, когда
он ниже всех? Великая высота есть смирение, и почесть, и достоинство
есть смиренномудрие. Будем же и мы, даже против желания сердца, приобучать
и понуждать себя к смиренномудрию, прося и умоляя Бога с верою, надеждою
и любовью, в непрерывном чаянии того, что пошлет Духа Своего в сердца
наши; и будем молиться и покланяться Отцу Духом, и сам Дух будет молиться
в нас, сам Дух научит нас истинной молитве, смиренномудрию, кротости,
любви, и чего теперь не можем делать и с принуждением, милосердию, благости,
научит нас истинно исполнять все заповеди Господни без труда и принуждения,
— научит, исполняя нас, как ведает сам Дух, Своих плодов. А таким образом,
когда заповеди Господни будут в нас исполнены самим Духом, Который один
ведает волю Христову, и очищает нас от греховной скверны, тогда представит
Он нас Христу, как прекрасных, чистых и непорочных невест, и будем упокоеваться
в Боге, и Христос почиет в нас в бесконечные веки.
Слава щедротам Его,
милости и любви Его, что такой чести сподобил род человеческий, именуя
и соделывая нас Своими братьями и сынами небесного Отца! Слава Отцу
и Сыну и Святому Духу во веки веков! Аминь.