|
Локк Джон(1632-1704)-яркий
продолжатель традиций английского просвещения, эмпиризма и материализма,
заложенных Ф. Бэконом и Т. Гоббсом. Родился в семье мелкого землевладельца.
Окончил Вестминстерскую школу и колледж в Оксфорде, где позже и преподавал.
В 1668 г. избран в Лондонское Королевское Общество, а годом раньше становится
домашним врачом, а затем и личным секретарем лорда Эшби(графа Шефтсбери),
благодаря которому и приобщается к активной политической жизни. Интересы
Л., помимо философии, проявлялись в занятих медициной, экспериментальной
химией и метеорологией. В 1683 г. был вынужден эмигрировать в Голландию,
где сблизился с кругом Вильгельмма Оранского, и после его провозглашения
королем Англии в 1689 г. возвращается на родину.
Теория познания занимает у Л. центральное место. Идя по стопам Бэкона,
он критикует картезианство и университетскую схоластическую философию.
Свои основные взгляду в этой области он представил в произведении "Опыты
о человеческом разумении"(1690). В нем он отрицает существование
"врожденных идей", а источником для всего знания признает
исключительно опыт-внешний опыт, складывающийся из ощущений, и внутренний,
формирующийся благодаря рефлексии; это знаменитое учение о "чистой
доске", tabula rasa. Фундамент знания составляют "простые
идеи", возбуждаемые в уме первичными качествами тел(протяженность,
плотность, движение) и вторичными(цвет, звук, запах). Из соединения,
сопоставления и абстрагирования простых идей образуются сложные идеи(модусы,
субстанции, отношения). Критерием истинности идей признается из ясность
и отчетливость. Само познание делится Л. на интуитивное(направленное
на самоочевидные истины нашего существования), демонстративное(положения
математики и этики) и сенсативное(существование единичных вещей); последнее
оценивается как наиболее смутное и неопределенное.
Государство Л, взлед за Гоббсом, рассматривает как результат взаимного
соглашения, но выдвигает на первый план не столько правовые, сколько
морально-нравственные критерии поведения людей, понимая в качестве главного
условия благополучного государства "власть морали и нравственности".
Нормы морали устанавливаются по скрытому и молчаливому согласию и являются
тем фундаментом, на котором строются человеческие взаимоотношения. Этому
способствует то, что. по Л., естественные влечения людей направлены
именно в сторону добра.
В религиозных вопросах Л. стоит на позициях веротерпимости как основоположения
религиозной свободы; в этом и других, следуемыз отсюда положениях, он
близок протестантизму. Но также у него присутствует склонность к деизму,
которая заявляет себя в трактате "Разумность христианства"(1695),
хотя он и признает по причине конечности человеческого разума необходимость
божественного откровения.
Социально-политические взгляды Л. выражены в "Двух трактатах о
государственном правлении"(1690), первый из которых посвящен критике
божественной основы абсолютной короловской власти, а второй-развитию
теории конституционной парламентской монархии. Локк не признает абсолютной
монистичной власти государства, признавая необходимость ее разделения
на законодательную, исполнительную и "федеративную"(занимающуюся
внешними сношениями государства) и допуская право народа ее не поддерживать
и даже ниспровергать не справляющееся со своими обязанностями правительство.
Дорофеев
Д.Ю.
|