Джон Локк (1632-1704)

 

 

Локк Джон(1632-1704)-яркий продолжатель традиций английского просвещения, эмпиризма и материализма, заложенных Ф. Бэконом и Т. Гоббсом. Родился в семье мелкого землевладельца. Окончил Вестминстерскую школу и колледж в Оксфорде, где позже и преподавал. В 1668 г. избран в Лондонское Королевское Общество, а годом раньше становится домашним врачом, а затем и личным секретарем лорда Эшби(графа Шефтсбери), благодаря которому и приобщается к активной политической жизни. Интересы Л., помимо философии, проявлялись в занятих медициной, экспериментальной химией и метеорологией. В 1683 г. был вынужден эмигрировать в Голландию, где сблизился с кругом Вильгельмма Оранского, и после его провозглашения королем Англии в 1689 г. возвращается на родину.
Теория познания занимает у Л. центральное место. Идя по стопам Бэкона, он критикует картезианство и университетскую схоластическую философию. Свои основные взгляду в этой области он представил в произведении "Опыты о человеческом разумении"(1690). В нем он отрицает существование "врожденных идей", а источником для всего знания признает исключительно опыт-внешний опыт, складывающийся из ощущений, и внутренний, формирующийся благодаря рефлексии; это знаменитое учение о "чистой доске", tabula rasa. Фундамент знания составляют "простые идеи", возбуждаемые в уме первичными качествами тел(протяженность, плотность, движение) и вторичными(цвет, звук, запах). Из соединения, сопоставления и абстрагирования простых идей образуются сложные идеи(модусы, субстанции, отношения). Критерием истинности идей признается из ясность и отчетливость. Само познание делится Л. на интуитивное(направленное на самоочевидные истины нашего существования), демонстративное(положения математики и этики) и сенсативное(существование единичных вещей); последнее оценивается как наиболее смутное и неопределенное.
Государство Л, взлед за Гоббсом, рассматривает как результат взаимного соглашения, но выдвигает на первый план не столько правовые, сколько морально-нравственные критерии поведения людей, понимая в качестве главного условия благополучного государства "власть морали и нравственности". Нормы морали устанавливаются по скрытому и молчаливому согласию и являются тем фундаментом, на котором строются человеческие взаимоотношения. Этому способствует то, что. по Л., естественные влечения людей направлены именно в сторону добра.
В религиозных вопросах Л. стоит на позициях веротерпимости как основоположения религиозной свободы; в этом и других, следуемыз отсюда положениях, он близок протестантизму. Но также у него присутствует склонность к деизму, которая заявляет себя в трактате "Разумность христианства"(1695), хотя он и признает по причине конечности человеческого разума необходимость божественного откровения.
Социально-политические взгляды Л. выражены в "Двух трактатах о государственном правлении"(1690), первый из которых посвящен критике божественной основы абсолютной короловской власти, а второй-развитию теории конституционной парламентской монархии. Локк не признает абсолютной монистичной власти государства, признавая необходимость ее разделения на законодательную, исполнительную и "федеративную"(занимающуюся внешними сношениями государства) и допуская право народа ее не поддерживать и даже ниспровергать не справляющееся со своими обязанностями правительство.

Дорофеев Д.Ю.

 

Возврат:    [начальная страница]   [список авторов]


Все содержание (C) Copyright РХГА