|
Леви-Стросс Клод (род. 1908) |
Отношения симметрии между ритуалами и мифами соседних
народов Уникальное место,
занимаемое сочинениями Эванса-Притчарда в этнологической литературе,
объясняется, как мне кажется, той гармонией, которая царит в них между
двумя основными тенденциями, присущими нашим исследованиям. Хорошо известная
склонность нашего коллеги к истории никогда не чуралась формального
анализа. Без сомнения, никому не удалось с такой строгой элегантностью
описать сущностные черты системы верований и практик, представить ее
костяк и заставить играть механизм его сочленений. Но в то же время
Эванс-Притчард всегда внимателен к произвольным путям, предпринятым
событиями, для того чтобы воссоздать физиономию, присущую какому-либо
обществу, придать ему оригинальный характер на каждом этапе его становления.
Его метод лучше, чем любой другой, опровергает ложное утверждение о
том, что невозможно вникнуть в Для выражения признательности мне показалось удобным избрать тему, выявляющую солидарность истории и структуры, проясняющую, каким образом они влияют друг на друга. Для такой попытки весьма подходят два племени Центрального плато Северной Америки. Действительно, благодаря недавним достижениям археологии было получено много информации об их прошлом, а благодаря двум восхитительным томам А. У. Бауэрса, дополняющим более ранние наблюдения, сейчас мы располагаем обстоятельным анализом их мифов, ритуалов и цикла их церемоний. В начале XVIII в.,
когда белые люди прибыли в верховья Миссури, у так называемых деревенских
племен, устроившихся в долинах, пересекающих плато, была общая культура.
Арикара языка каддо, мандан и хидатса языка сиу занимали смежные территории,
соответствующие в нынешних Штатах Южной и Северной ДакоТе. Летом они
жили в хижинах, покрытых дерниной, сгруппированных в Другие группы прибыли позднее и заменили прямоугольные полуземлянки на округлые конструкции, которые затем и утвердились здесь в качестве жилища. Что касается хидатса, положение представляется еще сложнее. Одна группа, прибывшая с северо-востока, аватикса, достигла Миссури примерно в XV или XVI в. и проживала вблизи мандан, от которых заимствовала их образ жизни и верования.' {2} В свою очередь,
две другие группы оставили лесистые районы на западе от Великих озер
в начале XVIII в., чтобы устроиться на плато. Как и аватикса, аваксави
были древними земледельцами, но собственно хидатса занимались главным
образом Охотой и собирательством, даже в историческую эпоху, когда эти
различия поразили первых путешественников. В традициях мандан и хидатса
придается значение этому различию в происхождении. У хидатса описывается,
как Мы видели, что деревенские
племена жили двойной экономикой в сезонном режиме. Этого сказать недостаточно,
ибо летний период сам имел два аспекта; с одной стороны, земледельческие
работы внизу. у подножия деревни; с другой стороны, когда высота маиса
достигала колена, - кочевая охота, на месяц уводившая население на плато
с целью преследования бизоньих стад. Если летние деревни, окруженные
земляными заграждениями и изгородями, были практически неприступны,
то охотничьи экспедиции уподоблялись военным походам, а иногда тому
и предоставлялся случай, ведь бывало, что охотники наталкивались на
вражеские группы. Итак, летние работы отмечены антитетическими характеристиками:
оседлая жизнь в защищенной деревне и кочевые проходы по открытой местности;
земледелие, с одной стороны, охота и война - с другой; последние тесно
связаны ввиду пространственной смежности и морального сходства, поскольку
речь идет о типах насильственной деятельности, полных опасности, сопровождающихся
пролитием крови и с этой точки зрения Но эта система,
вводящая в действие сложные оппозиции, в свою очередь, противопоставляется
в целом зимней экономике. Зимой деревню, где заготовленных запасов пищи
было недостаточно, чтобы уберечь людей от голода, почти совершенно не
покидали. В это время все надежды возлагались на усиление холода и штормы,
прогонявшие бизонов с плато и заставлявшие их- искать убежище по соседству
с зимниками, в защищенных лощинах, где находились пастбища, еще не покрытые
снегом. После сигнала о приближении стад требовалось, чтобы в деревне
воцарилась абсолютная тишина, за чем наблюдали группы порядка. Люди
со своими собаками запирались в хижинах, воздерживались Рассмотрим сначала
мифы и ритуалы летней охоты. В отличие от своих соседей хидатса и других
племен плато, мандан не праздновали летом танец солнца (Sun Dance)*.
Вместо этого у них была сложная церемония, растягивавшаяся на несколько
дней, которую они называли окипа, или "имитация". Эта церемония,
обосновывающий миф которой был приблизительно такой же, как миф, касающийся
земледельческих работ, выполняла двойную функцию: с одной стороны, ознаменование
мифологических событий, а с другой - стимулирование плодовитости бизонов.
Следовательно, она имела синкретический характер, и ее влияние должно
было продолжаться в течение нескольких месяцев: столько, сколько длится
у бизонов период беременности. Хотя обычно она проходила в И напротив, ритуал
"маленький сарыч" (Small Hawk)* служил либо для войны, неважно
в какой период года, либо для охоты, но тогда только с июня по август.
В обосновывающем мифе (Beckwith, 1938, р. 63-76; Bowers, 1950, р. 270-281)
рассказывается, как одна нелюдимая девица по имени Шелк-Маиса (Corn-Silk)**,
обиженная родителями, упрекавшими ее за то, что оставалась незамужней,
В этот период две
женщины вошли в его жизнь. Одна была шатенкой, пришла с севера и принесла
сушеного мяса, ее звали Женщина-Бизон. Другая, по имени Шелк-Маиса,
как и мать героя, была блондинкой, пришла с юга и принесла шарики из
маисовой муки. Он женился на них обеих. Но хотя Шелк-Маиса была терпеливой
и великодушной, ревность и подозрительность Женщины-Бизон подорвали
гармонию семейного очага. Женщины поссорились по поводу тех услуг, которые
Шелк-Маиса убедила
мужа отправиться на поиски исчезнувшей женщины. Она была в силах выдержать
его отсутствие, оставаться ему верной и оберегать его издали. Наконец
герой достиг свойственников-бизонов; он преодолел испытания, которым
они его подвергли, и добился от бизонов обещания, что отныне они будут
снабжать людей пищей. Когда он вернулся в деревню, там царил голод,
ибо дичи не хватало, а урожаю грозила засуха. Герой доставил бизонов-кормильцев
и Едва ли требуется
интерпретировать этот миф, настолько эксплицитно он выявляется по всем
пунктам. С самого начала героиня Шелк-Маиса нагружена социологической
значимостью, ведь ее поведение ставит в корреляцию и оппозицию два крайних
типа брака: одного экзогамного, с людоедом, живущим на краю света; другого
эндогамного, с собственным сыном. Но сама она воплощает После летней охоты
рассмотрим теперь зимнюю. Церемония Красной палки (Red Stick) с декабря
по май использовалась, чтобы привлечь бизонов поближе к деревне. Известно,
что по сути она состояла в передаче молодыми мужчинами их супруг, голых
под меховой накидкой, старцам, воплощавшим бизонов. По ходу церемониального
соития, которое осуществлялось реально либо символически, Напротив, обосновывающие мифы различались от племени к племени, ибо каждое из них отводило главную роль только одной из двух женщин, фигурирующих в мифе, обосновывающем летний ритуал, в качестве жен героя. И, как и следовало ожидать, исходя из противопоставленных характеристик летней и зимней охоты, социологические функции женщин инвертировались при переходе от племени к племени. В мифе мандан о Красной палке Шелк-Маиса - не более чем капризная и эксцентричная девушка; в подобном же мифе хидатса Женщина-Бизон превращается в национальную героиню. Это не все. Ибо
если миф мандан о Красной палке (Bowers, 1950, р. 319-323) начинается,
как и миф о маленькой сарыче, с истории о девице, не желавшей выходить
замуж и попадающей во власть людоеда, то продолжение ею иное: героиня
убегает от своего похитителя; на обратном пути она удочеряет маленькую
славную девочку (Первую Хорошенькую Женщину) и приводит ее в деревню.
Следовательно, в этом мифе Шелк-Маиса вносит голод в деревню. Однако версии хидатса (Bowers, 1965, р. 452-454) инвертируют всю систему: они замещают Шелк-Маиса, выведенную за пределы деревни, Женщиной-Бизон, находящейся внутри. Вместо того чтобы Шелк-Маиса, отважная героиня, приносила голод из своего дальнего путешествия, Женщина-Бизон, осторожная героиня, вводит зимних бизонов для индейцев, ставших ее "согражданами"*, -- это средство избегнуть голода. В мифе об основании
у мандан ритуала летней охоты герою удается присоединиться к своей жене
Женщине-Бизон и избежать преследований со стороны свойственников благодаря
пособничеству его юного сына, который, таким образом, оказывается противоположностью
людоеда. Приемная дочь вместо законного сына, манифестирующая смертельно
опасное отсутствие бизонов - Если встать на формальную
точку зрения, то мы заметим и другие связи между мифами и ритуалами
- среди тех, что касаются зимней или летней охоты. И в том, что касается
мифа, и в том, что касается ритуала, цикл о Белой Бизон был общим для
мандан и хидатса; последние, как предполагается, получили это от первых
(Bowers, 1965, р. 205). Мы не могли бы сказать так о цикле Красной палки,
общем только по ритуалу, а мифы об основании, как мы видели, различны
для каждого Хидатса были известны слабые варианты мифа о Маленьком сарыче (см. Beckwith, 1938, р. 77-78), касающиеся, как мы помним, летней охоты, но, кажется, без проведения ими соответствующего ритуала. Чтобы укомплектовать систему отношений мифов и ритуалов двух племен, следовало бы найти у хидатса эквивалент либо субститут ритуалов летней охоты. {6} Ритуалы охоты у хидатса связаны с мифологией холмов и пригорков, вздымающихся здесь и там на плато. Один из них укрывал двух главных духов: Ласточку (Swallow) и Сарыча (Hawk), обеспечивавших хорошую охоту неудачливым индейцам (Beckwith, 1938, р. 234-238; Bowers, 1965, р. 433-436). Однако герой мифа мандан о летней охоте - сарыч, и он оказывает предпочтение буграм: "...отдыхая, он предпочитал сидеть на скалистой громаде холмов, располагавшихся за деревней" (Bowers, 1950, р. 275). Как протеже главных птиц, согласно мифу хидатса, он также относится пренебрежительно к зимнику и предпочитает разбивать лагерь со своими сородичами в верхней части лощин. Наконец, хидатса все свои верования соотносили с летней охотой (Bowers, 1965, р. 436-437). Итак, мы располагаем
совпадающими показаниями, убеждающими в том, что эти ритуалы, называемые
Имя Земли (Earthnaming), соответствовали у хидатса ритуалам Маленького
сарыча у мандан. Однако, согласно хидатса, хозяином бугров была сова
- персонаж, давший свое имя одному из ритуалов зимней охоты у мандан:
Снеговая сова (Snow Owl). Следовательно, все происходит, как если бы
При таких условиях
представляется значимым, что мандан ассоциируют Снеговую сову не с буграми,
возвышающимися над уровнем земли, а с символической лощиной: с ямой-ловушкой,
где прячется охотник на орлов. Действительно, герой мифа был завален
в подобной яме обрушившейся скалой, и, пробираясь под землей, он приходит
к сове (Beckwith, 1938, р. 149; Bowers, 1950, р. 286). Этого Мы отмечали, что летняя охота и война имеют двоякую аналогию - одновременно под углом зрения сходства и смежности: "...в период охоты на бизонов бывали случаи смерти индейцев от врагов либо от ран, нанесенных бизонами" (Bowers, 1950, р. 277). Это уподобление объясняет то, что мандан и хидатса мыслят собственно войну как каннибальскую охоту, где люди становятся дичью для Солнца и его сестер - небесных людоедок, которые кормятся оставленными трупами. Поскольку мифы, обосновывающие зимнюю охоту, имеют для. каждого племени инвертированные характеристики и поскольку сама зимняя охота является инверсией летней охоты, то отсюда следует, что должны проявляться симметричные инверсии, с одной стороны, между мифами мандан и хидатса, соответствующими Людям сверху, а с другой стороны - между мифами войны у одной группы и мифами, относящимися к зимней охоте, в другой группе. Начнем с этого второго
пункта. И даже не вникая обязательно в детали длинных и сложных мифов,
с первого взгляда можно заметить сближение между мифом о Людях сверху
у мандан, обосновывающим ритуалы войны, и мифом о Красной палке у хидатса,
обосновывающим ритуалы зимней охоты. В обоих мифах затрагивается спор
между братьями Солнцем и Луной либо по поводу Женщины-Собаки, людоедки,
которая поедает людей, либо по поводу Женщины-Бизон, Двумя способами
можно выявить аналогичную связь между альтернативными мифами. Сначала
косвенно: как и миф хидатса о Людях сверху, миф хидатса о Красной палке
рассказывает о конфликте между небесными каннибалами и людьми, откуда
берут свое начало азартные игры, война и воинские ритуалы. Эта идентичная
арматура' не исключает различий, к которым мы позднее вернемся. В Где же мы находимся? Мы установили, что охотничьи ритуалы мандан и хидатса образовывали, каждый по-своему, систему; затем, что эти две системы имели относительно друг друга симметричный характер, вроде того, какой может представлять собой сеть их реципрокньгх отношений (см. нижеприведенную схему). Главные охотничьи
мифы каждого из племен занимают вершины тетраэдра. Они соответствуют
противоположным вершинам. Так, симметричные отношения соединяют по два
мифы о Людях сверху (выведенных как охотники-каннибалы); мифы о Красной
палке, везде это зимний ритуал; миф об Имени земли и миф о Маленьком
сарыче, принадлежащие соответственно для хидатса и мандан, к лету. 1. Две продольные оси, пересекающиеся в центре фигуры, относятся соответственно к зиме и к лету. На двух крайних точках оси зимы находим ритуалы Красной палки, идентичные в обоих племенах, но ввиду инверсии обосновывающих мифов занимающие противоположные вершины. 2. И так же на двух крайних точках оси лета мы находим миф о Маленьком сарыче - для мандан и об Имени земли - для хидатса. Мы видели, что эти ритуалы соответствуют друг другу в нескольких отношениях: дуальность героя (Ласточка и Сарыч) или героини (Шелк-Маиса и Женщина-Бизон); наличие и здесь и там героя, называемого Сарыч, который предпочитает холмистые (выступающие) участки земли; наконец, ассоциация обоих ритуалов с летней охотой. 3. Мифы о Людях
сверху занимают две крайние точки третьей оси, перпендикулярной двум
другим и проходящей через точку их пересечения. Действительно, если
ритуалы Красной палки. Маленького сарыча и Имени земли имели сезонный
и периодический характер, то ритуалы Людей сверху могли 4. Из предыдущего
следует, что у хидатса имеется прямая связь между мифом о Людях сверху,
об основании военных ритуалов, и мифом об Имени земли, об основании
ритуалов летней охоты. И здесь и там одни и те же главные духи. Информаторы
хидатса уточняют, что события, сообщение о которых содержится в мифе
о Людях сверху, происходят в начале истории, продолжение которой 5. В мифах мандан наблюдаются связи того же типа. В мифе о Людях сверху и в мифе о Красной палке героиня, которая является также "согражданкой", называемая каждый раз Шелк-Маиса, уходит, чтобы выйти замуж за людоеда, живущего на краю света - либо высоко (вертикальная ось), либо очень далеко (горизонтальная ось), - или уводит своего законного сына, чтобы ему не стать каннибалом (Bowers, 1950, р. 300-301), или удочеряет девочку, хотя та и каннибалка (Ibid., p. 321). Шелк-Маиса - также героиня мифа о Маленьком сарыче, где она составляет пару в качестве вегетарианки с плотоядной Женщиной-Бизон, дочерью и сестрой каннибалов. В мифе о Людях сверху она составляет пару с женщиной-каннибалкой, у братьев которой такие же аппетиты. Бизоны из первого мифа инвертируют охоту в войну, каннибалы из второго - инвертируют войну в охоту, поскольку у них враги съедаются (Ibid., p. 301). Наша схема имеет две замечательных характеристики: с одной стороны, предельная симметрия всего целого; с другой стороны, хрупкость звена, соединяющего две подсистемы, которые, кажется, держатся лишь на волоске. Но на деле, как следует из наших предшествующих замечаний, их прочное сцепление осуществляется иным образом. Во-первых, зимняя ось дублируется по всей своей длине циклом Белой Бизон, одинаково присущим и мандан и хидатса, как мифу, так и ритуалу (см. выше,). К этому статическому сцеплению добавляется другое, динамическое. Ведь цикл о Снеговой сове, имеющийся в обоих племенах, выполняет там попеременно зимнюю и летнюю функции, связанные то с лощинами, то с холмами. Итак, если цикл о Белой Бизон не знает оппозиции двух подсистем и усиливает их солидарность, то цикл о Снеговой сове делает явной их симметрию и играет ту же самую роль, хотя и другими средствами. В подтверждение
этой интерпретации надо показать, что в формальном плане циклы оказываются
в отчетливой оппозиции. Из всех охотничьих ритуалов ритуал Белой Бизон
имеет наиболее подчеркнутый периодический характер. Не имели права упоминать
о нем за рамками сезона, из страха - даже в августе, - чтобы не наступили
холода и не погубили огороды. Проводить его можно было только в период
зимнего солнцестояния, в самые короткие дни года (Bowers, 1950, р. 324- Итак, представляется,
что ритуалы, которые можно назвать "белыми" (Белая Бизон,
Снеговая сова), осуществляли двойную блокировку, пассивную и активную,
"красных" ритуалов (Красная палка), а обосновывающие мифы
последних, ввиду их дивергентных черт, устанавливали шаткую связь. В
связи с этим отметим, что одна из версий мифа хидатса о Красной палке
уточняет, что бизоны-охранители Вспоминается, что
предрасположение героя к холмам служило соединительной чертой между
мифом мандан о Людях сверху и мифом хидатса об Имени земли. Действительно,
холмы, доминирующие на плато, образуют символ, соответствующий медиации
между небом и хтоническим миром. Но тогда для Следовательно, в одном случае холмы играют роль позитивного медиатора между верхом и низом, а в другом участок ложбин - инверсия холмов - играет роль негативного медиатора. Можно проследить тройственную трансформацию: от плана воображения к эмпирическому плану, с переходом через символический план: Второе доказательство
когерентности системы надо отыскать в этическом коде. Мы неоднократно
отмечали, что мифы противополагают одновременно: формы экономической
деятельности, типы социальных и политических отношений и поведенческие
действия, определяемые семейной моралью. Миф о Маленьком сарыче объясняет
происхождение непостоянства (Bowers, 1950, р. 281); наоборот, Это гипотетико-дедуктивное
допущение, а что же говорит этот миф? В нем излагается история (Bowers,
1965, р. 434-435) одного принятого в племя чужеродца, рискующего жизнью,
чтобы спасти своих "сестер", похищенных у хидатса его сородичами:
похвала братской верности, превосходящей, таким образом, и план сексуальной
жизни, и план племенных границ - в противоположность мифу о До какой степени
мандан и хидатса осознавали эти сложные отношения корреляции и оппозиции,
симметрии и антисимметрии между их соответствующими мифами? Чтобы попытаться,
в виде заключения, ответить на этот вопрос, следует сначала подчеркнуть,
что мифология обоих народов имела в придачу к тем различиям, что мы
обнаружили, общие моменты. Им были известны мифы друг Итак, в истоке различий, введенных в мифологические системы, лежат сходства, воспринятые в плане ритуалов, служащих, так сказать, сцепкой форм технической и экономической деятельности с идеологией. {11} Ритуалы мандан и хидатса сходны друг с другом, поскольку последние, прибыв на Миссури, позаимствовали их от первых, и одновременно и образ жизни, проблемы которого эти ритуалы помогали обойти, а противоречия - сокрыть. Следовательно, в каком-то смысле тот способ, каким мифы, обосновывающие ритуалы, противополагаются от племени к племени как виды в рамках одного рода, отображает двоякую очевидность их различного исторического происхождения - для каждого племени, озабоченного сохранением своей индивидуальности и единой практики, которую под водительством той же истории реализуют оба народа. Однако не всегда
ли верно, что, даже и среди нас доброе соседство требует партнеров,
которые становятся сходными до какого-то определенного пункта, оставаясь
в нем различными? Туземная философия осознавала эту диалектическую необходимость,
хотя и формулировала ее скорее в терминах истории, чем структуры. Мандан
называли словом миннетарее - означающим на их Это высокое наставление
из политической философии, повторенное почти в тех же самых выражениях
с интервалом в столетие, определяет в географических и исторических
терминах структуральную конфигурацию, проистекавшую, должно быть, из
ее практического употребления, и которую наш ретроспективный анализ
просто вновь обнаружил. Не представляет ли собой симметрия - для существ,
которых она объединяет, при этом же и противопоставляя, - наиболее элегантное
и
Beckwilh M. W. Mandan-Hidatsa Myths and Ceremonies // Memoirs of the American Folklore Society. 1938. XXXII. Bowers A. W. Mandan Social and Ceremonial Organization. Chicago, 1950. Bowers A. W. Hidatsa Social and Ceremonial Organization // Smithsonian Institution, Bureau of American
Ethnology. 1965. Bulletin M 194. |
Возврат: [начальная страница] [список авторов]
Все содержание
(C) Copyright РХГА