ЛЕВИ-СТРОСС
(Levi - Strauss) Клод
(р. 1908) -франц. философ, социолог и этнограф, лидер структурализма,
создатель структурной антропологии, исследователь первобытных
систем родства, мифологии и фольклора. Его работы получили мировую
известность и оказали большое влияние во многих областях философско-культурологич.
исследований. Окончил Париж. ун-т. В 1935-39 проф. социологии
ун-та в Сан-Паоло (Бразилия); предпринимает экспедиции для исследования
бразильских индейцев. В 1942-45 проф. в Нью-Йорке, с 1946 преподает
во Франции. В 1959 возглавил кафедру социальной антропологии в
Коллеж де Франс. Член Франц. и многих иностр. академий. Его первая
большая работа “Элементарные структуры родства” (1949) была встречена
с одобрением, однако только после появления “Печальных тропиков”
(1955), “Структурной антропологии” (1958) и “Мышления дикарей”
(1962) Л.-С. получил широкую известность, и структурализм был
признан самостоят, направлением.
Стремясь создать
рационалистич. философию человека, он принципиально отверг субъективистский
и психологизаторский подход экзистенциализма и феноменологии и
в поисках объективной основы знания обратился к социологии и этнологии.
Посредством изучения жизни и культуры первобытных народов Л.-С.
надеялся найти решение проблем становления человеч. об-ва и формирования
мышления. Поэтому даже его этногр. полевые исследования носили
методич. и методол. характер, а не узкоэмпирический.
Формирование
структуралистских представлений происходило у Л.-С. под влиянием
разл. источников: структурно-функциональных исследований социальных
институтов первобытного об-ва в этнографии, фрейдизма, гештальт-психологии,
формального языкознания, марксизма, структурной лингвистики.
Стремясь преодолеть
недостатки традиц. рационализма и эмпиризма, Л.-С. предлагает
свой подход, основанный на интеграции чувства и разума, — суперрационализм:
его гл. идея в том, что универсальность человеч. природы заложена
в подсознании, исследуя к-рое можно получить объективное знание
о человеке, составляющее содержание новой науки — “структурной
антропологии”. Положение, что структурные модели, используемые
в лингвистике (и во многом аналогичные моделям антропологии) коренятся
в бессознательном, или в структуре человеч. ума, Л.-С. воспринял
от лингвистов: де Соссюра,
Якобсона и Н.Хомского. В рамках своей антропол. теории Л.-С.
попытался наметить контуры общесоциол. теории, предполагающей
объяснение человека и человеч.об-ва.
Он говорит
о необходимости научной триады (этнографии, этнологии и антропологии),
позволяющей, начав с регистрации конкр. фактов, перейти к первой
стадии синтеза путем сравнит, метода, а затем к более высокой,
конечной стадии синтеза — стадии структурной антропологии, выявляющей
структурные элементы, совокупность к-рых составляет бессознат.
структуру человеч.разума.
Многоплановость
характерна не только для содержат. стороны сложной системы научных
воззрений Л.-С., но и для эволюции его научных исследований. В
них прослеживаются три осн. этапа: анализ структурной организации
первобытных племен; совершенствование понятийного аппарата разрабатываемой
им структурной антропологии; рассмотрение особенности “мышления
дикарей” и сопоставит, анализ мифов амер. индейцев для более детального
и углубленного изучения универсальных структур, лежащих в человеч.
подсознании.
Для объяснения
скрытых структур социокультурных явлений первобытного строя Л.-С.
применил принцип “взаимности”, предложенный одним из учеников
Дюркгейма Моссом, считавшим этот принцип основой
древнейшего обычая обмена подарками; также он опирался на исследования
Радклифф-Брауна и Малиновского. Введя его в этнологию, Л.-С. стал
рассматривать ее как науку, исследующую разные виды обменов в
человеч. об-ве и тем самым сблизил ее с науками, исследующими
обмены сообщениями, в том числе словесными, — с семиотикой и лингвистикой.
В конечном счете Л.-С. склонился к рассмотрению этнологии как
части семиотики. Ключевым для Л-С. является исследования типологии
мифов. Все это позволяет говорить о Л.-С. как одном из выдающихся
представителей социальной антропологии 20 в.
Е.Г.
Балагушкин
|