|
Лейбниц Готфрид
Вильгельм(1646-1716)-великий немецкий философ, завершающий
собой череду философских титанов 17 века. Интересы Л. были многоранны:
помимо философии, он оставил серьезный след в логике, математике и физике(так,
например, он независимо от Ньютона разработал дифференциальное и интегральное
исчисление), занимался также юриспруденцией, историей и языкознанием.
Юридическое образование получил в Лейпцигском университете философское-в
Йенском и Парижском; свои сочинения писал на немецком и французском
языках. Являясь членом Лондонского Королевского Общества, Парижской
Академии Наук, Академии естествознания в Риме, он в 1700 г. был основателем
и первым президентом Берлинской Академии Наук.
Л. очень продуктивно и критично перереботал идеи основных европейских
философов от Платона и Демокрита до Декарта и Гоббса, заложив своими
исследованиями базис для развития немецкой классической философии. Основными
требованиями, критериями и основоположениями для философии, выдвигаемыми
Л., были универсальность и строгость рассуждений, достижение которых
обеспечивалось выполнением четырех априорно-онтологических принципов:
1. Непротиворечивость возможного, или мыслимого, бытия(закон противоречия);2.
Логический примат возможного над действительным, или существующим; 3.
Достаточная обоснованность в существовании именно этого, а не другого
мира или события(закон достаточного основания-именно Л. вводит его в
каечстве полноправного логического закона); 4. Оптимальность и совершенство
данного мира как основание его существования.
Л. строго различает мир умопостигаемый, или мир подлинно сущего, и мир
феноменальный, чувственно воспринимаемый. Основой бытия являются бесчисленные
неделимые субстанции-монады. Каждая монады обладает сущностными характеристиками
"стремления к" и "восприятия", развиваясь в строгом
соответствии со своей индивидуальность. При этом ни одна из монад не
может влиять или воздействовать на другую, но каждая из них гармонично
связана с другой благодаря так называемой "предустановленной гармонии",
установленной Богом; философское осмысление теологических проблем Л.
дает в "Теодиции"(1710). Не имея возможности проникать в жизнь
другой монады, каждая монада своей замкнутой целостности представляет
и отражает все другие и весь мир, выступая таким образом "зеркалом
Вселенной". Предустановленная гармония монад являет собой некую
иерархическую лестницу, во главе которой находится человек, обладающий
способностью не только к стремлению и восприятию, но и к самосознанию.
О своей теории монад Л. говорит в разных сочинениях, но прежде всего
в "Монадологии"(1714). Особо нужно подчеркнуть, что именно
лейбницевская монадология стала основой для феноменологически разрабатываемой
в 20 в. теории интерсубъективности. Гуссерль, например, особо выделял
Л. как философа, которому он серьезно обязан в формировании своей феноменологии
интерсубъективности, представленной в 5-ом размышлении "Картезианских
размышлений". Этот аспект крайне важен для современной философской
антропологии.
Теория познания Л. представлена в "Новых опытах о человеческом
разуме"(1704), где он, стремясь учитывать как декартовский рационализм,
так и локковский эмпиризм, развивает свою оригинальную концепцию. Признавая,
что без чувственного восприятия интеллектуальная деятельность была бы
невозможна, он выступает против детерминирования ума чувственным опытом.
Рассматривая известный постулат английского эмпиризма-"Нет ничего
в разуме, чего не было бы прежде в чувствах"-Л. дополняет его принципиальным
положением: "кроме самого разума". Такой подход позволял Л.
уделять большое внимание и значение возможному знанию, что соответствовало
и его онтологическим приоритетам. Не удивительно поэтому, что он выступил
зачинателем и разработчиком теории вероятностей и теории игр, а в работе
"Об искусстве комбинаторики" предвосхитил некоторые положения
современной математической логики. В целом же философия Л. отличается
фундаментальностью и продуктивностью, активно привлекающими к ней и
современных философов, с уже иными установками и принципами философствования-в
качестве примера можно назвать книгу Ж.Делеза "Лейбниц, складка
и барокко". Это подтверждает жизненность философии Л.
Дорофеев
Д.Ю.
|