Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716)

 

 


Лейбниц Готфрид Вильгельм(1646-1716)-великий немецкий философ, завершающий собой череду философских титанов 17 века. Интересы Л. были многоранны: помимо философии, он оставил серьезный след в логике, математике и физике(так, например, он независимо от Ньютона разработал дифференциальное и интегральное исчисление), занимался также юриспруденцией, историей и языкознанием. Юридическое образование получил в Лейпцигском университете философское-в Йенском и Парижском; свои сочинения писал на немецком и французском языках. Являясь членом Лондонского Королевского Общества, Парижской Академии Наук, Академии естествознания в Риме, он в 1700 г. был основателем и первым президентом Берлинской Академии Наук.
Л. очень продуктивно и критично перереботал идеи основных европейских философов от Платона и Демокрита до Декарта и Гоббса, заложив своими исследованиями базис для развития немецкой классической философии. Основными требованиями, критериями и основоположениями для философии, выдвигаемыми Л., были универсальность и строгость рассуждений, достижение которых обеспечивалось выполнением четырех априорно-онтологических принципов: 1. Непротиворечивость возможного, или мыслимого, бытия(закон противоречия);2. Логический примат возможного над действительным, или существующим; 3. Достаточная обоснованность в существовании именно этого, а не другого мира или события(закон достаточного основания-именно Л. вводит его в каечстве полноправного логического закона); 4. Оптимальность и совершенство данного мира как основание его существования.
Л. строго различает мир умопостигаемый, или мир подлинно сущего, и мир феноменальный, чувственно воспринимаемый. Основой бытия являются бесчисленные неделимые субстанции-монады. Каждая монады обладает сущностными характеристиками "стремления к" и "восприятия", развиваясь в строгом соответствии со своей индивидуальность. При этом ни одна из монад не может влиять или воздействовать на другую, но каждая из них гармонично связана с другой благодаря так называемой "предустановленной гармонии", установленной Богом; философское осмысление теологических проблем Л. дает в "Теодиции"(1710). Не имея возможности проникать в жизнь другой монады, каждая монада своей замкнутой целостности представляет и отражает все другие и весь мир, выступая таким образом "зеркалом Вселенной". Предустановленная гармония монад являет собой некую иерархическую лестницу, во главе которой находится человек, обладающий способностью не только к стремлению и восприятию, но и к самосознанию. О своей теории монад Л. говорит в разных сочинениях, но прежде всего в "Монадологии"(1714). Особо нужно подчеркнуть, что именно лейбницевская монадология стала основой для феноменологически разрабатываемой в 20 в. теории интерсубъективности. Гуссерль, например, особо выделял Л. как философа, которому он серьезно обязан в формировании своей феноменологии интерсубъективности, представленной в 5-ом размышлении "Картезианских размышлений". Этот аспект крайне важен для современной философской антропологии.
Теория познания Л. представлена в "Новых опытах о человеческом разуме"(1704), где он, стремясь учитывать как декартовский рационализм, так и локковский эмпиризм, развивает свою оригинальную концепцию. Признавая, что без чувственного восприятия интеллектуальная деятельность была бы невозможна, он выступает против детерминирования ума чувственным опытом. Рассматривая известный постулат английского эмпиризма-"Нет ничего в разуме, чего не было бы прежде в чувствах"-Л. дополняет его принципиальным положением: "кроме самого разума". Такой подход позволял Л. уделять большое внимание и значение возможному знанию, что соответствовало и его онтологическим приоритетам. Не удивительно поэтому, что он выступил зачинателем и разработчиком теории вероятностей и теории игр, а в работе "Об искусстве комбинаторики" предвосхитил некоторые положения современной математической логики. В целом же философия Л. отличается фундаментальностью и продуктивностью, активно привлекающими к ней и современных философов, с уже иными установками и принципами философствования-в качестве примера можно назвать книгу Ж.Делеза "Лейбниц, складка и барокко". Это подтверждает жизненность философии Л.

Дорофеев Д.Ю.

 

Возврат:    [начальная страница]   [список авторов]


Все содержание (C) Copyright РХГА