|
КУЗАНСКИЙ НИКОЛАЙ
Лат. Nicolaus
Cusanus (наст. фамилия Кребс; 1401-1464) - последний великий философ средневековья
и первый - эпохи Возрождения и гуманистической культуры в целом. Родился в крестьянской
семье (местечко Кузы в Юж. Германии), рано познакомился с народными мистическими
движениями, получил хорошее светское (математика, медицина) и богословское образование.
Приняв священство, К. достиг высших постов в иерархии Римо-католической церкви
- кардинала и легата по всей Германии (1450), а при папе Пие II -генерального
викария в Риме. При этом богословско-философские новации К. подвергались критике,
особенно после выхода в свет его основной работы "Об ученом незнании"
(1440). Смысл их так и не был понят современниками отчасти из-за "провинциальной
латыни", на которой писал К., но в большей степени по причине принципиальной
новизны основных интуиций мыслителя, вышедшего за пределы средневекового миросозерцания.
К. был весьма деятельным иерархом, дефицит теоретического времени в период зрелого
творчества привел к созданию небольших по объему, но концептуально насыщенных
произведений, созданных с учетом критики - "Апология ученого незнания"
(1449), "О видении Бога" (1452), "О неином" (1452), "О
возможности-бытии " (1460), "О вершине созерцания" (1464). Планы
К. провести некоторые реформы изнутри церкви не имели успеха. К. оказал непосредственное
влияние на немногих современников (Бруно) и был мало известен вплоть до XIX века,
"открывшего" немецкого мыслителя; Гегель, разрабатывавший сходную модель
внутренне противоречивого динамичного Абсолюта, не ссылается на К. Значение философии
К., эксплицировавшим (частично в терминах средневекового мышления) важнейшие интуиции
гуманизма, в смысле нового типа духовности и обусловленного им стиля культурно-исторической
жизни, развернутые последующими философами, осознается в ХХ в., когда гуманистическая
цивилизация выходит к анализу своих духовных оснований и исторических предпосылок.
Метафизика К., с одной стороны, представляет собой синтез ряда основных, выработанных
богословско-философским сознанием западного христианского мира образов, понятий
и символов, переплавленных в качественно новую концепцию Абсолютного, с другой
- в свернутом синкретическом виде содержит в себе принципы последующих философских
и религиозно-философских концепций (от Пико и Бруно до Шеллинга и Гегеля, от Беме
до С. Франка и Л. Карсавина). Теоретические истоки философии К: 1) апофатическая
мистика в линии Ареопагита - Экхарта, в частности, концепция тождества света и
тьмы, знания и незнания на вершинах богопознания, а также тенденция онтологического
интерпретирования категории "небытия"; 2) схоластика, из которой К.
усваивает толкование Бога как абсолютного Бытия, а также мира как нисходящей иерархии
субстанций (реализм), и каждой вещи как неповторимой индивидуальности (номинализм),
но при этом фактически отодвигает на задний план понимание Бога, как абсолютной
действительности (Акта); 3) античность, воспринимаемая К. в линиях пифагорейской
мистики числа, космологии Анаксагора (принцип "все во всем"), идеи эманации.
Наследуя из мистической традиции образ Бога, как света, нисходящие потоки
которого являют собой видимый мир, и Его интуицию как таинственной, неисповедимой
бездны, образующей предмирную возможность всего сущего, К. существенно переосмысливает
идею субстанциальной инородности Бога миру. В результате картина космоса у К.
оказывается средневеково-возрожденческой. Мир - иерархия субстанций, каждая из
которых тематизируется в горизонте понятий формы, идеи, энергии, числа. По своему
бытию всякая вещь индивидуально- самостоятельна, но по сущности - "все во
всем под формой каждого". Например, человеческая рука в сущностно-функциональном
плане содержит в себе все органы тела. Бог - онтологический центр мира, свет Его
ума оформляет сущее как математически исчислимую и геометрически наглядную красоту
пропорций. Отсюда специфический, изобилующий математической символикой и аналогиями
язык немецкого кардинала (признаны заслуги К. в развитии математики: бесконечно
малые, квадратура круга). Космос К. структурирован и динамичен. В то время как
древность и средневековье видели совершенство в статике, полагая источником движения
несовершенство движущегося, в лице К. гуманистическая культура переходит к динамическому
образу гармонии, который вытекает из интуиции Абсолютного, новизна и оригинальность
которой делают концепции К. вехой в истории самопознания человеческого духа.
Впервые в истории философско-религиозной мысли, К. отходит от традиционного видения
Божества как безусловного единства, выдвигая Его понимание как противоречия -
абсолютно простого тождества противоположностей. Тем самым, статически-сдерживающий
образ Абсолюта заменяется творчески динамичным, понятие Бога как абсолютной полноты
и совершенства, тематизировавшегося в горизонте категории действительности (линия
Аристотеля и схоластов), уступает первенство пониманию Божества как абсолютной
возможности, сущей до всякой полноты совершенства. В культурно-историческом контексте
такую концепцию Абсолюта можно истолковывать как синтез фундаментальных интуиций
схоластики и экхартианской мистики: Бытия и добытийственно "изобильного Ничто",
бесконечной актуальности и бесконечной потенциальности, причем с характерным для
раннего гуманизма жизнеутверждающе творческим акцентом на "бытие" и
"возможность". К. доводит практически до пантеизма заложенное в схоластике
(благодаря в целом базисному для нее категориальному определению Бога как абсолютного
чистого "бытия") сближение Бога и мира. Новая интуиция требует новой
терминологии, в которой ключевыми именами выступают как вновь созданные имена
Абсолютного (возможность-бытие), так и традиционные (неиное, мощь), получающие
оригинальную интерпретацию. Бог, по мысли К., есть имманентная миру абсолютная
потенция и мощь созидания, "Возможность-бытие", которая во всех своих
уникально-неповторимых проявлениях остается одной и той же ("Неиное")
и которая, тем самым, есть в сущности не что иное как абсолютно простое тождество
абсолютных противоположностей - всего и ничего, "абсолютного минимума"
и "абсолютного максимума". В трактовке процессуального отношения Бог
- мир позиция К. являет собой неразложимый на ингредиенты синтез христианской
идеи творения и неоплатонической идеи эманации. "Ничто", из которого
создается мир, оказывается "внутри" Бога, а концепция сотворения мира
трансформируется в доктрину саморазворачивания Абсолютного в мир, в котором возникает
новое и индивидуально неповторимое бытие (последнее качество отличает "развертывание"
К. от классической эманации). Тематизируя свою фундаментальную интуицию отношения
Бог - мир, К. задает категориальную триаду, ставшую опорной для последующих новоевропейских
мыслителей: актуально бесконечное - потенциально бесконечное - конечное. Абсолютное
само по себе есть актуальная бесконечность, т.е. такая реальность, где + = ; +
(-)n= . Очевидно, что Абсолютное, являющее собой тождество абсолютного максимума
и абсолютного минимума бытия, не может не разжиматься в силу внутреннего напряжения.
Этапом этого разворачивания Абсолюта в мир выступает потенциальная бесконечность
- мир идей в уме Бога, которые суть сущности (формы, энергии, числа) индивидуальных
вещей, т.е. конечного мира. Отчетливое познание идей сущностей составляет разум
человека. У К. бесконечный Бог стремится в конечный мир, а конечный мир в Бога,
никогда не совпадая, подобно функции и пределу, либо многоугольнику с потенциально-бесконечным
числом конечных сторон и окружности, в которую он вписывается. В последующем
развитии новоевропейской философии материально протяженная природа обретает фактически
бесконечный статус у Бруно, получит имя протяженной субстанции у Декарта определение
"бесконечного в своем роде" атрибута субстанции у Спинозы, наконец,
статус единственной бесконечной субстанции в доктринах материализма. Модель онтологии,
в рамках которой Бог "сворачивает и разворачивает" Себя в мир и мир
в Себя, предваряет позднейшие концепции развития (Шеллинг, Гегель), в которых
сжатое в вечности тождество противоположностей ("точка") во времени
разворачивается в круговорот природы и "спираль истории". К. наследует
средневековую идею о том, что структура бытия в сущности совпадает со структурой
познания, поскольку творение бытия через Слово и познание бытия через Слово представляет
собой нисходящий и восходящий потоки Универсума. Как следствие, общий строй понятий
в гносеологии, совпадает у К. с таковым в онтологии и антропологии. Познание,
по К., включает четыре уровня: чувство, рассудок, разум и мистическое созерцание
(интуиция). Только созерцание дает видение Бога. Велика роль разума: он "лестница",
через ступеньки которой перескочить невозможно, нужно пройти через нее всю, путем
диалектического соединения противоположностей "в предшествующем единстве",
чтобы достичь вершины (от незнания к знанию и к умудренному неведению) созерцания.
Гносеология К. - мистико-диалектический рационализм - задает перспективу для различных
эпистемологических моделей познавательного процесса до Канта, Шеллинга, Гегеля.
В дальнейшем процесс развития новоевропейской философии: 1) из идеи самокритики
(гносеологического очищения) разума и отождествления высшего этапа познания с
внерациональной верой вырастает агностицизм критического идеализма; 2) из растворения
мистической интуиции в разуме - панлогизм Гегеля; 3) из положительного развития
модели К. - интеллектуалистический интуитивизм Шеллинга, С. Франка, Н. Лосского.
Образ человека у К. остается преимущественно средневековым, идея человеческого
творчества и богопричастности еще не получила гипертрофированной гуманистической
интерпретации. Человек - высшее из творений, микрокосм; грех разделил его с Богом.,
но космичность утеряна не безвозвратно, утраченная связь восстанавливается в здешнем
мире через богопознание, которое оказывается, тем самым, главным смыслом жизни.
Богопознание на "вершине созерцания" представляет собой узрение истины
в чистом тождестве противоположностей, которые в помраченном грехом состоянии
ума разъединены и являют собой (в символико-аллегористической) проекции огненный
меч херувима, предотвращающего вход неочищенного человеческого разума в рай. Способность
к творчеству человек реализует преимущественно через богопознание (создание имен,
понятий, очищение разума). В богословском плане метафизику Кузанского можно
рассматривать как логическую модель неортодоксальных мистико-философских доктрин,
использующих мифологему темной праосновы в Боге (противоречивого тождества света
и тьмы, жизни и смерти, знания и тайны в вечности): Беме, а в дальнейшем - Шеллинг,
Вл. Соловьев, Л. Карсавин, Н. Бердяев. Основная онтологическая интуиция Абсолютного
как "Возможности-бытия", перманентно трансцендирующего за свои собственные
пределы, оставаясь неиным в изменении, в антропологическом плане получит развитие
у Пико делла Мирандола. В космологии идеи К. обретут классически ренессансную
спекуляцию в философии Дж. Бруно, доведшего пантеистическую интуицию К. до логического
завершения. Говорить о прямом влиянии К. тем не менее сложно. Скорее, ему удалось
интуитивно нащупать базисные категориальные структуры мышления надвигающейся эпохи,
отражающие типологию свойственного ей переживания Абсолютного, и достаточно красноречиво
вербализовать их в терминах своей доктрины. В результате философия К. образует
логико-категориальную матрицу для последующих тематизаций важнейшей мифологемы
гуманизма - творчества, рождающейся, в том числе, из синтеза основных противоположностей
средневекового миросозерцания: Творца и твари. Соч.: Об ученом незнании. Апология
ученого незнания. О видении Бога. О возможности -бытии. О неином. Охота за мудростью.
О вершине созерцания // Кузанский Н. Сочинения : В 2-х т. М., 1978.
Д. К. Бурлака
|