Конт
Огюст (1798—1857)
— французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии.
Позитивизм
рассматривался Контом как средняя линия между эмпиризмом и мистицизмом.
Он считал, что ни наука, ни философия не могут и не должны ставить вопрос о причине
явлений, а только о том. "как" они происходят. Отсюда основное требование "позитивной
философии" Конта — наука должна ограничиться описанием внешнего облика явлений,
"метафизика" же (как учение о сущности явлений) должна быть отброшена. Вслед
за Сен-Симоном Конт развил идею о трех стадиях интеллектуальной эволюции человечества
(равно как и отдельного индивида), определяющих все развитие общества. На первой,
теологической стадия все явления объясняются на основе религиозных представлений;
вторая. метафизическая стадия заменяет сверхъестественные факторы в объяснении
природы абстрактными сущностями и причинами; задача этой стадии — критическая,
разрушительная, она подготавливает последнюю — позитивную, или научную,
стадию, на которой возникает наука об обществе (социология). Последнюю он разделяет
на социальную статику, имеющую дело с естественными условиями существования
любого общественного строя, и социальную динамику, изучающую естественные
законы общественного развития. Задача социологии, считал Конт, в обосновании научной
политики, примирения принципов "порядка" и прогресса, позитивной стыковке реставраторских
и революционных тенденций. Конт понимал социологию как "позитивную мораль", относящуюся
не к индивиду, а к человечеству. Средством установления социальной гармонии Конт
считал пропаганду новой "религии человечества", в которой культ личного бога заменялся
культом абстрактного человека как высшего существа. Идеи
Конта получили широкую популярность среди естествоиспытателей во многом благодаря
изложению их в работах Милля. Спенсера и др. '
"Курс положительной философии" или, как его называют иначе, "Курс позитивной философии"
(впервые издан в 1830 г.) состоит из множества лекций, посвященных самым различным
вопросам науки: геометрии
и механике, астрономии и физике, химии и биологии и. наконец, социальной физике
(социологии), т. е. всему тому, что Конт считает "положительными науками". В работе
Конт последовательно отобразил свою классификацию наук, иерархию которой он строит
по степени уменьшения их абстрактности и увеличения сложности. В основе классификации
наук и систематизации гражданской истории лежит трехчленная схема (уродливое подражание
диалектической триаде, заимствованной Контом у Сен-Симона), искажавшая действительную
историю науки и философию. Для социологии Конта характерен биологический подход
к объяснению общества. Основная идея его социологического учения — утверждение
бесполезности революционных преобразований.
Человек: Мыслители
прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век/ Редкол.: И.Т.
Фролов (отв. ред.) и др. - М.: Республика, 1995. С. 504. |