Св.
Климент Александрийский
|
||
ЖИЗНЬ И ТВОРЕНИЯ Александрия. Мировая
ярмарка на перекрестке африканских и азиатских путей в центральном Средиземноморье.
Трудно составить сегодня представление о былом величии этой столицы
и III веке — во времена Птолемея, эпоху Климента и Оригена. Известно,
что город обладал несравненной библиотекой, а местный Музеон был непохож
на музей в современном понимании. Он представлял собой университет эллинизма.
Несмотря на то, что население состояло большей частью из торговцев и
ремесленников, город был подлинно интеллектуальным центром, куда стекались
и философы, и наставники, и учители веры. Александрия являлась мировым
перекрестком идей и философских школ. Ко времени появления Климента
(180 г.), в городе было уже десять епископов. Христианство, видимо,
распространилось здесь не только среди евреев, по и среди язычников. Христианство пришло в Александрию очень рано, вероятно, в первом веке, и уже к четвертому веку население египетской столицы было по преимуществу христианским. Существует предание о том, что африканским миссионером был евангелист Марк, но исторических подтверждений этому мы не имеем. Уже во втором веке в Александрии действовала о глас и тельная школа. Такие школы существовали во многих местных общинах. Александрийская школа славилась своим высоким уровнем преподавания богословия. Ее последовательно возглавляли такие знаменитые богословы, как Пантен, Клемент Александрийский, Ориген и Дионисий Александрийский. В александрийской школе богословы стали применять так называемый аллегорический метод экзегезы. Этот метод обычно сравнивают с буквальным методом толкования антиохийской школы, (а чаще противопоставляют ему), что является крайним упрощением. Такого упрощения не избежал даже известный византолог о. И. Мейендорф во "Введении в святоотеческое богословие". Он усматривает одну лишь тенденцию к злоупотреблению методом, которая была присуща многим экзегетам александрийской школы: "С одной стороны, они понимали необходимость и важность ветхозаветной истории, но, с другой стороны, аллегоризация всех, даже мельчайших, деталей этой истории избавляла толкователей от необходимости принимать эту историю всерьез, в то же время делая Ветхий Завет более неприемлемым для греческой аудитории. Св. Писание в понимании представителей аллегорической школы толкования было чем-то вроде криптограммы для непосвященных, имело эзотерический смысл, доступный лишь избранной элите образованных интеллектуалов, но не простым непросвещенным смертным." Такой подход априори обесценивает мистический реализм школы и, в частности, христианский гнозис Климента, который выходит далеко за пределы пресловутого аллегоризма. Тит Флавий Климент (150-213? гг.) возглавил александрийскую школу вслед за своим учителем Пантеном. Он был сыном родителей-язычников и, согласно его собственному свидетельству, родился и получил образование в Афинах. Александрия — итог исканий Климента. Здесь он нашел учителя и обрел Истину. В христианские дидаскалии он принимал людей образованных, стремясь в процессе обучения слить воедино Евангелие и культуру. Христианство обретало благодаря ему греческую закалку- Александрия превратилась на исходе века в колыбель христианского эллинизма. Климент был первым из тех, кто вывел богословие на высоту системы духовной мудрости. В юности он, очевидно, был причастен к таинствам Деметры Элевсинской, затем обратился в христианство. Обстоятельства его обращения неизвестны. Вероятно, христианское вероучение привлекло его как завершение греческой философии и стало настоящим путем к христианскому гнозису. Около 180 г. во главе Александрийской школы стоял бывший стоик Пантен, названный историком Евсевием "сицилийской пчелой, собиравшей с цветов апостольского луга чистое сокровище ведения и влагавшей его в души слушателей. Его, сокрывшегося в Египет, уловил Тит Флавий Климент", долго искавший истину в эллинской философии и мистериях, объехавший Великую Грецию, Восток и Палестину. Около 190 г. он становится помощником Пантена, чтобы вскоре его сменить. В 202-203 гг. в связи с угрозой гонений он бежал к бывшему своему ученику еп. Александру в Кесарию Калпадокийскую, где позднее возник новый центр александрийского христианского гнозиса. Сохранились три главных его произведения: “Слово увещательное" ("Протрептик"), "Педагог" и "Строматы". Первое сочинение его (полное название "Слово увещательное к грекам"). обращено к читателю-язычнику. Этот труд отличается слаженной композицией, привлекает изяществом, чувством превосходства и спокойной уверенности, являя своему веку христианскую истину. Автор хорошо понимает психологию александрийской среды, проницательно угадывает в философском скептицизме тайную тревогу и тайное ожидание подлинного откровения Истины. Книгу открывает "Гимн Христу". Это новое песнопение по красоте и лиризму превосходило все литургические тексты древности: "И сей потомок Давидов, Логос Господень, бывший прежде Давида, презрел лиру и кифару, их бездушные струны; но озвучил Духом Святым нашу вселенную и нашу землю, тело и душу человеческую. И волею Его тысяча голосов слилась в песнопении к Господу. И сам Он воспел славу Господню вместе с сим хором людским" (I, 5, 3). Вслед за этим лирическим вступлением Климент обозревает дохристианские вероучения и философские заблуждения древности. И вех; же философы почтенны в его глазах. Климент ведет речь о язычестве как человек, знакомый с ним изнутри, как впоследствии Августин в "Граде Божием". Критика его лишена проклятий и унижения противника. Язычнику он подаёт руку как проводник на неизвестном пути познания истины. Если "Слово увещательное" — книга "преддверия", то "Педагог" - учебник для верующего. Его цель - завершить евангельское самосознание новообращенных. Названием книги Климент хотел подчеркнуть значение Христа-воспитателя. Это — руководство но христианской этике, одновременно теоретическое и практическое, помогающее подготовить ученика к восприятию наставлений Учителя. Христос есть Логос-педагог Он главенствует в христианском воспитании, печется о преображении жизни, о нашем преображении и приобщении к христианским нравам. Логос — это педагог, верующие же подобны детям. Климент постоянно напоминает, сколь важно быть как дети, хранить смирение, простоту, искренность, прямоту и чистоту. И хрупки мы точно так же, как дети. Ребенок нуждается в покровительстве, руководстве, надежной защите, чтобы он мог смеяться, играть и радоваться. Взор человека постоянно обращен к Логосу, за ним он признает главенство, ему стремится подражать, ему уподобляться, сообразуясь с его волей во всех, даже самых будничных делах. Он устанавливает кодекс благовоспитанного человека, как говорит Климент, "человека благородного". Александриец имел в виду высший слой общества, привыкший к излишествам и удовольствиям. Читая "Педагога", нетрудно представить себе быт и нравы александрийской семьи начала III века. Морализируя, автор не пренебрегает самыми прозаическими бытовыми подробностями. Эти житейские наставления, сознательно выдержанные в духе языческих моралистов, ничуть, однако, не мешают делу. Климент никогда не теряет из виду свою прямую цель: внедрить христианскую мораль, сообразовать жизнь с евангельскими принципами. Положения, заимствованные из греческой традиции, явлены в христианской перспективе и соотнесены с Евангелием. Климент выдвигает суровые нравственные требования, полагающие аскезу вплоть до принятия креста, приуготовляющие к монашеству в духовной жизни. Замечательно, что он пишет для светских людей, но не призывает их удалиться от мира, выявляя и осмысляя требования, которые светская жизнь налагает на них. Климент не бежит радостей природы и жизни, успевает по ходу дела умилиться прелестям весны, восхититься цветущей степью. Его "аскеза" дышит жизнью и свежестью. Восемь книг под названием "Строматы", содержат ученые записки Александрийца касательно истинной философии. Заглавие — "Строматы" — можно перевести как сборники мыслей, пестрый ковер или "Опавшие листья", подобно заглавию книги В. В. Розанова. Нравственная подготовка должна подвести христианина к тому, чтобы он смог воспринимать учение Учителя — третью и последнюю степень действия Логоса, которая приведет к совершенному знанию, гнозису. Прот. И. Свиридов |
Все
содержание (C) Copyright РХГА