Кирилл Александрийский (ок.377-444)
 

 

ЖИЗНЬ И ТВОРЕНИЯ

Св. Кирилл является одной из крупнейших фигур в истории Церкви, блестящим богословом и иерархом, которому принадлежит главная заслуга в преодолении ереси Нестория, подготовке и проведении Ефесского Собора 431 г. (III Вселенского). Христологические формулировки св. Кирилла легли в основу догматических вероопределений это го Собора, однако впоследствии их использовали Диоскор и монофи зиты, отвергшие Халкидонский Собор 451 г. (IV Вселенский). Учение св. Кирилла стало «знамением пререкаемым», а его незаурядная личность - предметом многовековых споров, возобновлявшихся с новой силой в разные эпохи.


Св. Кирилл был племянником Феофила Александрийского. Он родился в Александрии и получил блестящее классическое и богословс кое образование. Согласно преп. Исидору Пелусиоту, св. Кирилл неко торое время жил вместе с монахами в пустыне близ Пелусиона (Пись мо 1, 25). К 403 г. Кирилл уже был диаконом; в этом качестве он сопровождал своего дядю в Константинополь, где принимал участие в Соборе «Под дубом», осудившем св. Иоанна Златоуста. Неприязнь к Златоусту осталась у него надолго: в 417 г. , когда Константинопольс кий архиепископ Аттик восстановил имя св. Иоанна в диптихах, Кирилл, тогда уже архиепископ Александрийский, решительно осудил его поступок, сказав, что не считает возможным причислить к числу иереев «отпавшего от священства мирянина Иоанна» (Никифор Каллист. Церк. ист. 14, 28). Однако в 418 г. он внял совету своего друга преп. Исидо ра Целусиота и вписал имя Иоанна Златоуста в александрийские диптихи, а на Ефесском Соборе 431 г. ссылался на его сочинения.


После смерти Феофила главным кандидатом на Александрийскую кафедру был архидиакон Тимофей. Однако народ предпочел ему племянника почившего, и 12 октября 412 г. св. Кирилл стал архиепископом египетской столицы. Избрание Кирилла не было случайностью. В IV -V вв. в Александрийской Церкви власть почти регулярно переда валась от дяди к племяннику: после св. Афанасия архиепископом стал его племянник Петр, который был дядей Феофила; последнему насле довал его племянник Кирилл, который, в свою очередь, был дядей cледующего епископа - Диоскора. К моменту интронизации Кирилла между Александрией и Константинополем существовало давнее противостояние: в свое время Петр Александрийский боролся против св. Григория Богослова и рукоположил Максима-циника на его место; Феофил бо ролся со св. Иоанном Златоустом и добился его низложения; впослед ствии Кирилл добьется низложения Константинопольского патриарха Нестория, а Диоскор на «разбойничьем соборе» 449 г. низложит Константинопольского Флавиана.


Вступив на кафедру, Кирилл сразу же дал понять, что будет не менее энергичным в борьбе с инакомыслящими, чем его дядя. «Кирилл возве ден был на престол уже в третий день по смерти Феофила и вступил на епископство с большей властью, чем Феофил.. . - говорит историк Со крат. - Кирилл тотчас же запер бывшие в Александрии новацианские церкви и взял всю их священную утварь, а епископа их Феопемпта лишил всего, что он имел» {Сократ. Церк. ист. 7, 7). Не только нова цианам, но и иудеям вскоре досталось от епископа. Александрийские иудеи, по сообщению Сократа, «задумали напасть ночью на христиан и в одну ночь послали некоторых людей кричать по всем концам города, будто горит церковь. Услышав это, христиане для спасения церкви сбегались со всех сторон, а иудеи тотчас нападали и умерщвляли их.. . С наступлением дня это злодейство обнаружилось. Раздраженный им, Кирилл с великим множеством народа идет к иудейским синагогам - так называют иудеи места своих молитвенных собраний - и синагоги у них отнимает, а самих их изгоняет из города, имущество же их отдает народу на разграбление. Таким образом, иудеи, жившие в городе со времен Александра Македонского, тогда все и без ничего оставили город и рассеялись по разным странам» (Церк. ист. 7, 13).


Губернатор Александрии Орест, огорченный этими событиями, счи тал Кирилла их главным виновником, а потому относился к нему враж дебно. Его неприязнь к Кириллу усилилась после убийства в марте 415 г. Ипатии, знаменитой женщины-философа, принадлежавшей к школе неоплатоников и возглавлявшей в то время Александрийский уни верситет. Некоторые христиане «с горячими головами», подозревая, что Ипатия настраивает Ореста против св. Кирилла, однажды во время Великого поста подстерегли ее, когда она возвращалась домой, и после жестоких мучений умертвили, а тело сожгли (Там же. 7, 14- 15). Обо всех этих происшествиях сообщает Сократ Схоластик; следует, однако, иметь в виду, что Сократ, по-видимому, относился к св. Кириллу небес пристрастно. Как бы там ни было, св. Кирилл лично не имел отношения к убийству Ипатии - в противном случае его оппоненты в период несторианских споров не преминули бы упомянуть об этом событии в числе других обвинений против него.


Новый период в жизни св. Кирилла начался после того, как он вступил в борьбу с несторианской ересью. Несторий, по национальности сириец и представитель антиохийского направления мысли, ставший пат риархом Константинопольским в 428 г. , учил, что Бог Слово, одно из Лиц Святой Троицы, вселился в человека Иисуса, так что Иисус стал «Богоносцем». Мария, говорил он, родила не Бога, а человека, потому Ее следует называть не Богородицей, а Христородицей. Св. Кирилл впервые выступил против этой ереси весной 429 г. в своем Пасхальном послании александрийской пастве. Немного спустя он написал Окружное послание египетским монахам, в котором защищал православное учение. Затем он отправил императору и членам его семьи три трактата, в которых не называл Нестория по имени, однако опровергал его учение. Конфликт между двумя крупнейшими богословскими центрами Востока, к которому примешивались политический и личный факторы (давнее соперничество между Александрией и Константинополем, а так же взаимная антипатия Кирилла и Нестория), быстро набирал силу. Последовал обмен посланиями между двумя иерархами: св. Кирилл указывал на ошибочность мнений Нестория и подробно опровергал их, надеясь предотвратить «вселенский скандал»; Несторий в своих ответах был краток и предпочитал не вдаваться в богословские споры.


Император Феодосий II, помня о ссоре между св. Кириллом и Орес том , а также по причине своей дружбы с Несторием отнесся к послани ям св. Кирилла с недоверием: у него сложилось впечатление, что Ки рилл хочет посеять вражду не только между александрийцами и жите лями столицы, но и внутри императорского дворца, поскольку тот писал отдельно ему, отдельно его жене и сестрам. В ответном послании Кириллу император называл его виновником возмущения в Церкви. Одновременно преп. Исидор Пелусиот писал Кириллу, рекомендуя не углублять конфликт (Письмо 1, 370). Однако св. Кирилл, понимая важность возникшего спора, обратился с посланием к папе Целестину, на звав его «преподобнейшим и боголюбезнейшим отцом» и сославшись на «давний обычай церквей» апеллировать к Римскому первосвященни ку относительно спорных вопросов. Несторий тоже написал папе, послав ему сборник своих проповедей. По поручению папы преп. Иоанн Кассиан Римлянин рассмотрел учение Нестория и опроверг его как еретическое в своих «Семи книгах о Воплощении Христа». В августе 430 г. папа созвал в Риме Собор, на котором осудил Нестория и оправ дал богословие св. Кирилла. Папа уполномочил Кирилла сообщить об этом решении Несторию: «Итак, ты, приняв на себя подобающую власть и заступив наше место с усвоенной ему властью.. . произнеси на него (Нестория) анафему» (см. письма св. Кирилла и папы Целестина в «Деяниях III Вселенского Собора»).


В октябре 430 г. св. Кирилл, заручившийся письменной поддержкой Римского епископа, созвал в Александрии Собор, составил 12 анафема тизмов против новой ереси и послал их Несторию вместе с письмом папы, пригрозив ему низложением и отлучением от Церкви в случае, если Несторий в течение десяти дней не признает свои ошибки. Одно временно св. Кирилл написал Иоанну Антиохийскому и Акакию Верий скому. Когда 30 ноября того же года Несторий получил анафематизмы Кирилла, он не только не захотел подписывать их, но, усмотрев в них аполлинарианские и арианские мнения, составил ответные 12 анафема тизмов. В своей проповеди б декабря Несторий жаловался на гонение, воздвигнутое на него «неким египтянином», и отождествил свое дело с историей Иоанна Златоуста, который тоже претерпел несправедливое нападение от «египетского фараона» -дяди теперешнего оппонента Нестория. Иоанн Антиохийский, получив послание Кирилла, поручил рассмотреть его Андрею Самосатскому и бл. Феодориту Кирскому - оба они дали отрицательный отзыв на анафематизмы Кирилла (бл. Фе одорит по примеру Нестория составил свои контр-анафематизмы против Кирилла). Св. Кирилла обвиняли в аиоллинарианстве не без неко торых оснований: впоследствии Халкидонский Собор 451 г. откажется от его формулы «одна природа Бога Слова воплотившаяся», которую он считал формулой св. Афанасия, тогда как в действительности она принадлежала Аполлинарию Лаодикийскому.
После всего этого попытки императора Феодосия, а также Акакия Верийского, Иоанна Антиохийского и преп. Исидора Пелусиота примирить Кирилла с Несторием были обречены на провал. На стороне св. Кирилла были епископы Рима, Египта, Палестины и Малой Азии, тогда как сторонниками Нестория были архиереи Константинополя и Сирии. Несторий убедил императора созвать Вселенский Собор. Император назначил открытие Собора на Пятидесятницу 431 г. ; местом его прове дения был избран Ефес. Весной 431 г. св. Кирилл тщательно готовился к Собору и прибыл в Ефес за пять дней до предполагаемой даты его открытия в сопровождении почти 50 епископов и большого количества монахов. Несторий прибыл незадолго до св. Кирилла всего с десятью епископами. Ефесский епископ Мемнон сразу же занял сторону св. Кирилла, запретив Несторию и его сторонникам служить в городских храмах. Императорский комит Кандидиан, представитель государственной власти, напротив, был на стороне Нестория.


7 июня 431 г. должно было состояться открытие Собора. Однако св. Кириллом было получено письмо от Иоанна Антиохийского, кото рый сообщал, что не успевает к открытию, и просил отложить начало Собора на пять-шесть дней. Прождав почти две недели, Кирилл и Мемнон со своими сторонниками 22 июня пришли в кафедральный храм Ефеса для открытия Собора. Кандидиан заявил протест и, прочитав императорский указ о созыве Собора, удалился. 68 епископов, кото рые не хотели начинать Собор без Иоанна Антиохийского, были изгна ны. Кирилл и Мемнон начали Собор при 157 епископах и одном диаконе. Кирилл как представитель папы занял председательское место. Несторий, получивший приглашение накануне, на Собор не явился. По скольку почти все участники Собора были единомышленниками Ки рилла, ему удалось закончить дело в течение одного дня: были зачита ны послания Кирилла и Нестория, послание папы Целестина, фрагменты из произведений отцов, были также выслушаны свидетели, после чего Несторий был лишен епископского сана и отлучен от Церкви. Под определением подписались 198 отцов. Вечером приговор был послан Несторию, «новому Иуде», и объявлен народу. Отцы Собора устроили торжественное факельное шествие по городу.
Несторий, получив соборное определение, обратился с жалобой к императору. Кандидиан также объявил решение Собора незаконным и написал во дворец. Между тем 26 июня в Ефес прибыл Иоанн Антиохийский с 34 епископами. Узнав, что дело решили без него, и оскорбившись этим, Иоанн Антиохийский составил с участием епископов своего диоцеза Собор, на котором низложил Кирилла и Мемнона. Еще через несколько дней в Ефес прибыли легаты папы, и 10 июня св. Кирилл возобновил заседания Собора с их участием. На последующих заседаниях легаты подтвердили осуждение Нестория; был также вызван для объяснений Иоанн Атиохийский - он, разумеется, не явился, и его, подобно Несторию, низложили заочно.


В первых числах августа в Ефес прибыл императорский комит Иоанн, который приказал, чтобы все епископы явились к нему. При появлении Нестория возбуждение среди епископов было столь велико, что комит удалил из зала и его и Кирилла. После этого он зачитал императорский указ о низложении главных участников конфликта - Нестория, Кирилла и Мемнона. Все трое были арестованы. В этой ситуации Несто рий понял, что его дело проиграно. Вскоре после ареста он заявил о своем желании уйти на покой в монастырь св. Евпрепия близ Антиохии, после чего был уволен с почетом. Несторий поселился в этом монасты ре, где прожил до 435 г. , когда был переведен указом императора снача ла в Аравию, а затем в Египет. Он скончался в середине V в. Его преемником был назначен Максимилиан, сторонник Ефесского Собора и Друг папы Целестина.
Вскоре после первого указа о низложении Нестория, Кирилла и Мемнона император Феодосии послал в Ефес другой указ, которым повелевал всем участникам Собора, в том числе Кириллу и Мемнону, разойтись по своим епархиям. Тем самым он как бы отменил низложение александрийского и ефесского епископов. Св. Кирилл, освободившись из-под стражи, отправился в Александрию и 30 октября был с большой радостью встречен своей паствой.
Хотя Собор закончился, мир в Церкви восстановлен не был. На оборот, Собор стал причиной раскола: Несторий нашел поддержку в Сирии, где образовалась община верных ему людей. Разрыв возник также между Александрией и Антиохией. Иоанн Антиохийский вернулся в свою епархию, не подписав осуждения Нестория и не отменив своего низложения Кирилла. Церковного общения между Египтом и Сирией не было до 433 г. , когда св. Кирилл подписал предложенное антиохийцами «соглашение», а Иоанн Антиохийский признал осуждение Нестория. Только тогда св. Кирилл смог сообщить папе Сиксту III о восстановлении мира. Однако после «соглашения» крайние александрийцы обвинили св. Кирилла в отступничестве от решений Ефесского Собора - крайние антиохийцы, напротив, обвинили в предательстве Иоанна Антиохийского. Св. Кирилл до конца дней вынужден был письменно разъяснять свою позицию. Ему также приходилось бороться со своими противниками, среди которых были такие выдающиеся анти охийцы, как Феодор Мопсуестийский и бл. Феодорит Кирский. Св. Ки рилл умер 27 июня 444 г.


ТВОРЕНИЯ


Экзегетические


Несмотря на то, что св. Кириллу приходилось много писать против своих врагов, основная часть его наследия представляет собой не полемические, а экзегетические трактаты. Св. Кирилл был блестящим комментатором Библии и в своих толкованиях следовал аллегорическому методу, что ставит его в один ряд с Оригеном и другими александрийцами. Однако в отличие от Оригена он считал не все детали ветхозаветной истории имеющими духовное значение. Он обращал мало внимания на исторический и филологический анализ текста, зато в его толкованиях всегда присутствует полемика с еретиками.


17 книг О поклонении и служении в Духе и истине, написанных в форме диалогов между св. Кириллом и Палладием, представляют собой аллегорическое объяснение отдельных мест Пятикнижия, избранных не в том порядке, в каком они находятся в Библии, а в том, который наиболее удобен автору для подтверждения его основной идеи. Св. Кирилл доказывает, что буква закона отменена, а дух - нет, и потому толкование ветхозаветных текстов должно быть не буквальным, а ал легорическим. В 1-й книге св. Кирилл говорит об избавлении человека от рабства греху и диаволу, во 2-й и 3-й - об оправдании через Христа, в 4 -5 - о человеческой воле, в 6 -8 - о любви к Богу и ближнему, в 9-13 - о Церкви и священстве, в 14-16 - о духовном поклонении христиан, и в 17-й - об иудейских праздниках, в особенности о Пасхе. Трактат написан после епископской хиротонии св. Кирилла, но до нача ла антинесторианской полемики (412 - 429).


13 книг Искусных толкований («Глафира») написаны в тот же пери од жизни святителя и также содержат изъяснение избранных мест из Пятикнижия, однако в порядке их нахождения в Библии. В кн. 1-7 обсуждается книга Бытия, в 8-10 - Исход, в 11-й - Левит, в 12-й - Числа, в 13-й - Второзаконие.


Толкование на пророка Исаию написано, вероятнее всего, после экзегетических трудов на Пятикнижие, но до 429 г. и состоит из пяти книг. Св. Кирилл предлагает читателю «двойное» толкование, включающее «историю», т. е. буквальный смысл текста, и «теорию» - его аллегорическое объяснение.


Толкование на двенадцать пророков состоит из 12 частей, разделенных на тома. После обширного вступления, в котором св. Кирилл указывает на предшествующих экзегетов, следует его собственное толкование, причем каждой книге предпослано свое предисловие.


В Катенах на Ветхий Завет сохранились фрагменты из других толкований св. Кирилла: на книги Царств, Псалмы и библейские песни, Притчи, Песнь Песней, Иеремию, Иезекииля и Даниила. Фрагменты толкований св. Кирилла на Иезекииля сохранились в армянской рукописи, хранящейся в Оксфордском университете (Bodleian Library). О комментариях св. Кирилла на псалмы упоминает патриарх Фотий («Библиотека», № 229). В литературе встречаются упоминания и о других библейских работах св. Кирилла, которые до нас не дошли.
Из Толкования на Евангелие от Матфея, написанного св. Кирил лом после 428 г. , сохранились только немногие фрагменты. Это толкование было известно Леонтию Византийскому, Ефрему Антиохийскому и Факунду Ермианскому.


Собрание Бесед на Луку-евангелиста сохранилось в сирийской вер сии VI -VII вв. , включающей 156 бесед, тогда как на греческом языке дошли целиком только три беседы и некоторые фрагменты. Беседы содержат ярко выраженную противонесторианскую полемику, и ссылка на анафематизмы показывает, что эти беседы были произнесены около 430 г.


Из 12 книг Толкований на Иоанна-евангелиста 10 книг (1-6, 9 - 12) сохранились целиком, а две (7 и 8) - во фрагментах, подлинность которых сомнительна. Комментарий св. Кирилла носит догматико-поле мический характер, на что автор указывает во введении. Св. Кирилл находит в Евангелии от Иоанна доказательства единосущия Сына Отцу, опровергая учения ариан и евномиан, а также христологию антиохийс кой школы. Имя Нестория, а также термин «Богородица» отсутствуют в толковании, поэтому предполагается, что оно составлено до 429 г.


Догматико-полемические и апологетические


Ранние догматико-полемические работы св. Кирилла направлены против ариан. Трактат Сокровище, о Святой и Единосущной Троице написан предположительно в начале епископства св. Кирилла, не позднее 425 г. Трактат состоит из 35 глав. В триадологии св. Кирилл следует своему предшественнику св. Афанасию. Часть трактата яв ляется воспроизведением 3-й книги св. Афанасия «Против ариан». В качестве одного из источников св. Кирилл использует книгу Дидима «Против Евномия».


Трактат О Святой и Животворящей Троице
написан вскоре после «Сокровища» и является переработкой последнего. Трактат посвящен «брату» Немесию и состоит из семи диалогов автора с другом Ермием: в шести диалогах речь идет о Сыне, в седьмом - о Святом Духе.
Первый антинесторианский трактат - Пять книг против Несто рия - написан около 430 г. Он представляет собой критический раз бор сборника проповедей, опубликованных Несторием в предыдущем году. Имя Нестория не упоминается в тексте, однако приводятся цитаты из его работ. В первой книге св. Кирилл разбирает места, в которых Несторий высказывается против того, чтобы называть Марию Богоро дицей; четыре другие книги посвящены двум природам Христа.


Трактат О правой вере, написанный в 430 г., состоит из трех посла ний, отправленных св. Кириллом в императорский дворец по поводу несторианской ереси. Первое адресовано царю Феодосию, два других - царицам (без указания имен). По утверждению Иоанна Кесарийского (VI в. ), второе послание адресовано младшим сестрам императора - Аркадии и Марине, а третье - старшей сестре Пульхерии и жене импе ратора Евдокии.


Двенадцать анафематизмов против Нестория написаны в том же 430 г. от лица Собора в Александрии (см. об этом выше).
Св. Кирилл был вынужден защищать свои анафематизмы в трех апологиях. Первая называется Защищение двенадцати глав против восточных епископов и направлена против Андрея Самосатского, об винившего св. Кирилла в аполлинарианстве и монофизитстве. От обвинений Феодорита Кирского св. Кирилл защищается в Письме к Евоп тию, епископу Птолеманды Ливийской, от которого он получил текст сочинения Феодорита против анафематизмов. Оба трактата написаны до III Вселенского Собора. Третий трактат в защиту анафематизмов под названием Объяснение двенадцати глав написан в ефесской тюрь ме, где св. Кирилл находился в августе - сентябре 431 г. после III Все ленского Собора.


Защитительное слово кцарю Феодосию был написан св. Кириллом немедленно после его возвращения из Ефеса в Александрию. В Слове он защищает свои действия до Ефесского Собора и во время его проведения.


Схолии о Воплощении Единородного написаны после 431 г.: в них св. Кирилл дает объяснение имен Христос, Эммануил и Иисус, после чего защищает ипостасное единство природ, опровергая мнения о «смешении» и «связи» между ними. Полный текст сохранился в латинской, сирийской и армянской версиях; из греческого оригинала сохранилась лишь часть.


В диалоге О том, что Христос один св. Кирилл опровергает уче ние о том, что Слово Божие не стало плотью, но соединилось с челове ком Иисусом, так что честь Первого не принадлежит Второму. Св. Кирилл ссылается на свою раннюю полемику с Несторием и демонстрирует такую зрелость мысли, что диалог, высоко оцененный в древности, представляется одной из поздних работ св. Кирилла.


Небольшая Книга против не хотящих признавать Святую Деву Богородицей продолжает антинесторианскую полемику. На этот трак тат как на подлинное сочинение св. Кирилла в 542 г. ссылался император Юстиниан в своем «Слове против монофизитов».


В трактате Против Диодора и Феодора св. Кирилл опровергает доктрину учителей Нестория - Диодора Тарсийского и Феодора Моп суестийского. Трактат состоит из трех книг: 1-я посвящена Диодору, 2-я и 3-я - Феодору. Трактат написан около 438 г. Сохранились фрагменты в греческой и латинской версиях. Также во фрагментах сохра нился трактат Против антропоморфитов.


Трактат Против синусиастов, т. е. против крайних аполлинариан («синусия» - сосуществование двух природ) написан в поздний пери од жизни святителя и сохранился в отрывках на греческом и сирийс ком языках.


Монументальное апологетическое сочинение О святой религии христианской против безбожного Юлиана написано в период между 433 и 441 гг, т. е. после примирения с Иоанном Антиохийским, но до смерти последнего, поскольку из 83-го письма бл. Феодорита явствует, что св. Кирилл послал это сочинение Иоанну. Оно посвящено императору Феодосию II и содержит опровержение трактатов Юлиана Отступника «Против галилеян». Юлиан в 363 г. опубликовал три трактата под этим заглавием. Предисловие св. Кирилла показывает, что язычество в его времена было еще сильно и трактаты Юлиана с обвинениями против христиан пользовались популярностью. Сохранились только первые десять книг св. Кирилла, где он разбирает 1-й трактат Юлиана и говорит о связях между христианством, иудейством и язычеством. Фрагменты из 11-й и 20-й книг, дошедшие в греческой и сирийской версиях, показывают, что в книгах 11-20 речь шла о втором трактате Юлиана. Дж. Ньюман предполагает, что в последующих книгах св. Кирилл опровергал 3-й трактат Юлиана и всего в его сочинении было около 30 книг. Однако из предполагаемых книг 21-30 ничего не сохранилось: возможно, что св. Кирилл и не имел в виду опровергать все трактаты Юлиана, а ограничился лишь первыми двумя (Quasten J. , р. 129-130).


Пасхальные послания


Подобно своим предшественникам - ев. Афанасию, Петру и Феофилу Александрийским, св. Кирилл ежегодно обращался к своей пастве с посланием относительно даты празднования Пасхи. Издатели сочинений св. Кирилла собрали 29 посланий под общим названием Пасхальные беседы. Они написаны между 414 и 442 гг. и посвящены по пре имуществу нравственно-аскетическим темам: посту и воздержанию, бдению и молитве, делам благотворительности и милосердия. Обсуждаются также догматические вопросы: в Беседах 5, 8, 17 и 27 св. Кирилл защищает учение о Воплощении против ариан и других еретиков, отрицающих вечность Сына; в Беседе 12 речь идет о Святой Троице. Во многих беседах содержится полемика с иудеями и язычниками.


Беседы


Из проповедей, произнесенных св. Кириллом в период его епископского служения в Александрии, сохранилось не более 22, среди которых некоторые дошли во фрагментах. Издатели назвали их Другими беседами в отличие от Пасхальных бесед (посланий). Первые восемь бесед произнесены в Ефесе во время работы III Вселенского Собора. Из них 1-я произнесена в начале работы Собора, 2-я - в день памяти апостола Иоанна Богослова, 5-я - после осуждения Не стория, 6-я - после разрыва с Иоанном Антиохийским, 7-я - перед арестом. 4-я беседа, Похвальная Святой Марии-Богородице, произне сенная между 23 и 27 июня 431 г. в храме Пресвятой Богородицы в Ефесе, является самой знаменитой в древности проповедью, посвящен ной Пресвятой Деве Марии: св. Кирилл называет Ее «неугасимой лампадой», «венцом девства», «скипетром Православия», «нерушимым хра мом», «вместилищем Невместимого» - некоторые из этих выражений впоследствии вошли в Акафист Пресвятой Богородице. В Беседах 3, 15, 16 и 20 речь идет о Воплощении Сына Божия. Беседа 10-я, О Тайной Вечере, принадлежит, вероятно, Феофилу Александрийскому; 11-я представляет собой не что иное, как 4-ю беседу, расширенную и дополненную в VII -IX вв. 13-я, В Неделю ваий, восходит к Евлогию Александрийскому. Знаменитая 14-я беседа, Об исходе души из тела и о Втором Пришествии Христовом, пользовавшаяся особой популярностью в Средние века (она помещалась в славянской Следован ной Псалтири), является произведением сомнительной подлинности: в «Апофтегмах отцов» она упоминается как сочинение Феофила Александрийского. Беседы 8-я, На Преображение Господне, и 12-я, На Сретение Господне, принадлежат к корпусу Бесед на Евангелие от Луки (см. выше).


Письма


Собрание писем св. Кирилла, напечатанное в Патрологии Миня, включает 88 писем, из которых 17 являются письмами других, адресованными ему, и некоторые подложны. Большинство писем св. Кирилла датируются временем после Ефесского Собора. Для истории взаимоотношений Востока и Запада представляет интерес переписка св. Кирилла с папами Целестином и Сикстом. На письма св. Кирилла впоследствии ссылались Вселенские Соборы: письмо 4, второе к Несторию, зачитывалось на III, IV и V Вселенских Соборах. Письмо 17, третье к Несторию, содержит описание деяний Александрийского Собора 430 г. В письме 39, к Иоанну Антиохийскому, св. Кирилл выражает радость по поводу состоявшегося примирения: оно начинается словами «Да возрадуются небеса». Три указанных письма (4, 17, 39) в силу своей догматической значимости получили наименование «вселенских». Письмо 76 содержит отказ св. Кирилла вписать имя Иоанна Златоуста в диптихи. Письмо 80, Ипатии к Кириллу, является подложным, так же как и 86 - Кирилла к папе Леонтию.


Литургия св. Кирилла Александрийского


Именем св. Кирилла названа одна из литургий, употребляемых в Коптской Церкви. Греческий текст этой литургии неизвестен, а, поскольку св. Кирилл не писал по-коптски, ее принадлежность этому святителю исключена. Литургия состоит из анафоры, сходной по содержанию с так называемой анафорой апостола Марка. Высказывались предположения, что Коптская литургия св. Кирилла есть не что иное, как коптский вариант анафоры апостола Марка. Но вопрос о происхождении литургии св. Кирилла Александрийского до конца не исследован (см. : Архим. Киприан Керн. Евхаристия. Париж. С. 99 - 100).


БИБЛИОГРАФИЯ

Творения, оригинальный текст
Migne,PG. -Т. 68-77.
Mai A. Nova Patrum Bibliotheca. - Т. 2 - 3. Roma, 1844 -1845.
Sancti patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini opera omnia (P. E. Pusey). - Vol. 1-7. - Oxford, 1868-1877.
SChr. : Cyrilled'Alexandrie. Contre Julien, I-II. - T. 322. - Paris, 1985. - Deux dialogues christologiques. - T. 97. - Paris, 1964. - Dialogues sur la Trinite. - T. 231, 237, 246. - Paris, 1976-1978. - Lettres festales, I-VI. - T. 372. - Paris, 1991. - Lettres festales, VII-XI. - T. 392. - Paris, 1993.
Творения, русский перевод
Творения иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Алексан дрийского. - Ч. 1-15. - М. , 1880-1912.
Св. Кирилл Александрийский. Слово об исходе души и о Страшном суде. - М. , 1864. - То же. Изд. 2-е. - СПб. , 1868. - То же. Изд. 11-е. - М. , 1901.
Св. Кирилл Александрийский. 1. Слово против тех, которые не хотят исповедовать Святую Деву Богородицею. 2. Разговор с Нестори ем о том, что Святая Дева - Богородица, а не Христородица. (пер. священника В. Дмитриева). - Сергиев Посад, 1915.
Деяния Вселенских Соборов, издаваемые в русском переводе при Казанской духовной академии. - Ч. 1-2. - Казань, 1859-1861. - То же. - Изд. 5, репринт. - СПб. , 1996.
Литература
Вишняков В. Император Юлиан Отступник и литературная полемика с ним св. Кирилла, архиепископа Александрийского. - Симбирск, 1908.
Лященко Тимофей, священник. Значение св. Кирилла, архиепископа Александрийского, в истории христианского богословствования. // Киево-Могилянский сборник, XXV.
Лященко Тимофей, священник. Св. Кирилл, архиепископ Александрийский: его жизнь и деятельность. - Киев, 1913.
Назаренко Т. , священник. Святитель Кирилл Александрийский и его богословские воззрения. - Загорск, 1971.
О жизни и творениях святого Кирилла, архиепископа Александрийского. //Творения святых отцов в русском переводе. - М. , 1880. - Е. 47. - С. 1-7.
Пономарев П. Учение св. Кирилла Александрийского о Евхаристии. // Православный собеседник. - Казань, 1904.
Порфирий (Попов), иеромонах. Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский. // Прибавления к творениям святых отцов. - М. , 1854.- Ч. 13. - С. 250-322.
Правдолюбов Михаил, священник. Христология св. Кирилла Александрийского по его Гомилиям. - Сергиев Посад, 1992.
Святой Кирилл Александрийский как обличитель старообрядческих заблуждений. /Сост. иерей Дмитрий Александров. - СПб. , 1907.
Bardy G. Cyrille d'Alexandrie. // Dictionnaire d'histoire et de geographie ecclesiastique. - Paris, 1956. - T. 13. - P. 1169-1177.
Bermejo A. M. The Indwelling of the Trinity according to Saint Cyril of Alexandria. - Ona, 1963.
Burghardt W. J. The Image of God in Man according to Cyril of Alexandria. -
Washington, 1957. Diepen H. J. M. Aux origines de l'antropologie de saint Cyrille d'Alexandrie. -
Bruges, 1957. Dratsellas C. Questions of the Soteriological Teaching of the Greek Fathers with
Special Reference to St. Cyril of Alexandria. - Athens, 1968. Dries J. , van den. The Formula of St. Cyril of Alexandria - Roma, 1939. Dupre la Tour A. Doxa dans les commentaires exegetiques de Cyrille d'Alexandrie. Roma, 1958.
Eberle A. Die Mariologie des hl. Cyrillus von Alexandrien. - Freiburg, 1921. Fraigneau-Julien B. L'inhabitation de la saint Trinite dans l'ame selon Cyrille
d'Alexandrie. //Recherches de science religieuse. - Paris, 1956. - T. 30. -
P. 135-156. Hebensberger J. N. Die Denkwelt des hl. Cyrill von Alexandrien. - Munchen, 1924.
Hespel R. Le florilege Cyrillien refute par Severe d'Antioche. - Louvain, 1955. Houdek F. J. Contemplation in the Life and Works of St. Cyril of Alexandria. -
Los Angeles, 1979. Imnof P. , Lorenz B. Maria Theotokos bei Cyrill von Alexandrien. - Munchen,
1981. Kerrigan A. St. Cyril of Alexandria, Interpreter of the Old Testament. - Roma,
1952. KopallikJ. Cyrillus von Alexandrien, eine Biographie nach den Quellen gearbeitet -Mainz, 1881. LiebaertJ. La doctrine christologique de saint Cyrille d'Alexandrie avant le querelle nestorienne. - Lille, 1951.
Liebaert J. L'incarnation J. Les origines au concile de Chalcedoine. - Paris, 1966. Make J. Cyrille d'Alexandrie. // Dictionnaire de theologie catholique. - Paris,
1908. - T. 3. - P. 2476-2527. Malley W. J. Hellenism and Christianity. The Conflict between Hellenic and
Christian Wisdom in the Contra Galilaeos of Julian the Apostate and the
Contra Julianum of St. Cyril of Alexandria. - Roma, 1978. Memoir H. du. Cyrille d'Alexandrie. //Dictionnaire de spiritualite. - Paris, 1953. -1. 2. -P. 2672-2683.
Memoir H. du. Dogme et spiritualite chez saint Cyrille d'Alexandrie. - Paris, 1944. Manoir H. du. L'Eglise corps du Christ chez saint Cyrille d'Alexandrie. //
Gregorianum. - Roma, 1939. - T. 19. - P. 37-63,83 -100,161 -188. Rehrmann A. Die Christologie des hl. Cyrillus von Alexandrien. - Hildesheim,
1902. Renaudin P. La theologie de saint Cyrille d'Alexandrie d'apres Saint Thomas
d'Aquin. - Tongerloo, 1937. Rucker I. Cyrill und Nestorius im Lichte des Ephesus-Enziklika. - Oxenbronn,
1934. Rucker I. Das Dogma von der Personlichkeit Christi und das Problem der Haeresie.
- Oxenbronn, 1934. Sauer L. Die Exegese des Cyrill von Alexandrien nach seinem Kommentar zum
Johannes-Evangelium. - Freiburg im В. , 1965. Schwartz E. Cyrill und der Monch Viktor. - Wien, 1928. Sellers R. V. Two Ancient Christologies. - London, 1940. - P. 80-106. Struckmann A. Die Eucharistielehre des hl. Cyrill von Alexandrien. - Paderborn, 1910.
Weigl E. Die Heilslehre des hl. Cyrill von Alexandrien. - Mainz, 1905. Wilken R. L. Judaism and the Early Christian Mind: A Study of Cyril of Alexandria's
Exegesis and Theology. - New Haven-Yale, 1971.

Возврат:    [начальная страница]   [список авторов]


Все содержание (C) Copyright РХГА