КИРЕЕВСКИЙ
Иван Васильевич [22. 3(3.4). 1806, Москва,--11(23).6. 1856, Петербург], русский
философ-идеалист, литературный критик и публицист; наряду с А. С. Хомяковым основоположник
славянофильства. С 1822 слушал лекции в Моск. ун-те. Входил в кружок "любомудров",
испытал влияние нем. идеалистич. философии. В 1830 К. был в Германии, слушал лекции
философов Ф. Шлейермахера, Г. Гегеля, Ф. В. Шеллинга, К. Риттера. В 1832 К. предпринял
издание журнала "Европеец", привлёк к нему лучшие литературные силы
(в т. ч. А. С. Пушкина). Журнал был запрещён на втором номере, в частности за
статью К. "Девятнадцатый век", в к-рой Николай I усмотрел пропаганду
конституции. В дальнейшем К. посвятил себя почти исключительно теоретич. занятиям;
участвовал с нач. 1840-х гг. в разработке учения славянофилов. В 1845 нек-рое
время редактировал журн. "Москвитянин" (№ 1-3). Осн. опубликованные
соч."О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению в России"
(1852), "О необходимости и возможности новых начал для философии" (1856).
Рассматривая философию Гегеля как завершение зап.-европ. рационализма, восходящего
к католич. схоластике и Аристотелю, К. противопоставляет ей традиции Платона и
вост.-христ. "умозрения" (вост. патристики), из к-рых, по К., и должна
исходить самобытная рус. философия. Предпосылка её - духовно-нравств. цельность
личности, находящая своё выражение в религ. вере, а осн. задача - "мысленное
развитие"... "отношения веры к современной образованности" (см.
Поли. собр. соч., т. 1, М., 1911, с. 271, 253). В отходе от религ. начал, утрате
духовной цельности и, в частности, разъединении познавательных и моральных сил
К. видит источник кризиса "европ. просвещения" и господства отвлечённого
мышления в идеалистич. философии. Усвоение Россией достижений "европейской
образованности", этого "зрелого плода всечеловеческого развития",
должно сопровождаться, по К., переосмыслением их на основе православного учения,
сохранившего в чистоте изначальную истину христианства. В этом, утверждает К.,
и состоит то "новое начало", которое Россия призвана внести во всемирную
историю; источники его он пытается усмотреть в характере др.-рус. обществ, жизни
и быта. Консервативно-утопич. идеал универсальной православно-христ. культуры,
овладевающей "...всем умственным развитием современного мира..." (там
же, с. 271), выдвигался К. без учёта конкретных обществ.-политич. условий России
сер. 19 в. К. оказал влияние на развитие русской идеалистической философии кон.
19- нач. 20 вв. |