|
Исследования
- комментарии - ссылки
Ю.А.Ендольцев
Л.П.Карсавин
и Петербургский университет
Одним из ярких представителей
русского культурного ренессанса начала уже ушедшего в прошлое XX в. являлся
известный всему миру историк и философ Лев Платонович Карсавин (1882-1952),
деятельность которого была тесно связана с Петербургским университетом.
Между тем об этой деятельности известно мало. В вышедшей недавно юбилейной
"Летописи" о нем сказано скороговоркой. Опираясь на архивные
разыскания, мы бы хотели более подробно осветить его роль в университетской
истории. Сразу оговоримся, что мы не беремся за анализ его философских
концепций на фоне развития мировой и отечественной науки.
В метрической книге "Вознесенской, что при Адмиралтейских слободах,
церкви" за 1882 г. под номером 416 следует запись: "У артиста
Санкт-Петербургских Императорских театров, балетной группы Платона Константинова
Карсавина и законной жены его Анны Иосифовой... сын Лев родился 30 ноября,
а крещен 22 декабря 1882 года". Церкви этой сейчас нет, ее снесли
в 1936 г. Платон Константинович был ведущим классическим танцовщиком Мариинского
театра, учеником М.Петипа. Анна Иосифовна принадлежала к роду известного
славянофила А.Хомякова, получила образование в Смольном институте. Дальнейшая
жизнь семьи проходила в Коломне - районе Петербурга, ограниченном реками
Мойкой, Фонтанкой и Крюковым каналом, бывшей окраиной, но в начале XX
в. становившемся все более престижным. В феврале 1885 г. в семье родилась
еще девочка, которую назвали Тамарой. Так получилось, что сын унаследовал
скорее пристрастия матери, а дочь - отца. Тамара Карсавина стала впоследствии
прима-балериной Мариинского театра, партнершей М.Фокина, а с 1918 г. -
членом зарубежной группы С.П.Дягилева; скончалась она в 1978 г. в Лондоне.
В конце XIX в. Карсавины снимали квартиру на Екатерининском канале на
пятом этаже дома 170 (дом этот сохранился, хотя и имеет в настоящее время
вид малопривлекательный). Те годы Т.П.Карсавина описывала в воспоминаниях,
изданных в 1947 г. за границей.
В 1901 г. Лев Карсавин окончил с золотой медалью 5-ю городскую классическую
гимназию, которая находилась недалеко от их дома на Екатерингофском проспекте,
73 (здание тоже сохранилось напротив Аларчина моста, но также вызывает
уныние). В тот же год Карсавин поступил на историко-филологический факультет
Императорского Санкт-Петербургского университета. Здесь под воздействием
известного историка и краеведа И.М.Гревса (1860-1941) он увлекся религиозной
историей западного средневековья, главным образом францисканским движением
и еретическими сектами вальденсов и катаров. Н.П.Анциферов, тоже один
из учеников Гревса, вспоминал позднее: "Блестящий Л.П.Карсавин в
те годы отличался каким-то умственным сладострастием... он любил ниспровергать
принятое либеральной наукой... Его религиозность носила оппозиционный
духу позитивизма характер и имела яркую эстетическую окраску". Во
время учебы в университете Карсавин "являлся к исполнению воинской
повинности при призыве 1904 г. и зачислен был в ратники ополчения II-го
разряда". На последнем курсе 21 мая 1906 г. он женился "на дочери
Пермского мещанина девице Лидии Николаевне Кузнецовой, родившейся 4 марта
1881 г." У супругов затем родились последовательно три дочери: Ирина,
Марианна и Сусанна.
17 сентября 1906 г. он получил диплом I-й степени за №15329 об окончании
университета и сразу же был оставлен "для приготовления к профессорской
и преподавательской деятельности". Тогда же он командируется университетом
в Италию, где интенсивно работает в архивах и библиотеках. По возвращении,
в 1908 г., он начал читать всеобщую историю на Высших женских курсах и
одновременно в Центральном училище технического рисования барона Штиглица
и в Гимназии Императорского человеколюбивого общества на Крюковом канале,
а с 9 октября 1909 г. - тот же курс вместо заболевшего профессора Г.В.Форстана
в Императорском историко-филологическом институте на Университетской набережной,
11. С этого времени институт, как и университет, стал важной составной
частью его жизни.
Напомним, что ИИФИ был открыт в 1867 г. по настоянию тогдашнего министра
народного просвещения графа Д.А.Толстого, который считал, что античная
культура дает прекрасные образцы для воспитания молодежи. Институт в Петербурге
выпускал учителей древних языков, русского языка и словесности, истории
и географии для гимназий и прогимназий. При институте с 1870 г. существовала
гимназия, где студенты проходили практику и которая составляла с ним единый
учебный комплекс. Среди выпускников гимназии были, например, будущий известный
историк С.Рождественский и филолог академик В.Шишмарев. Вестибюли бывших
института и гимназии и сейчас сохраняют остатки прежней своей отделки
- библейскую и античную символику. Оба учебных заведения были тесно связаны
территорией, традициями и процессом обучения с университетом.
В 1910 г. Карсавин снова едет на два года в Западную Европу "с научной
целью". В письмах его оттуда И.М.Гревсу то и дело мелькают фамилии
М.Кузмина, Вяч.Иванова, других поэтов и писателей, с которыми он встречается.
По возвращении, в 1912 г., он утверждается приват-доцентом университета
и одновременно с 1 сентября становится преподавателем Историко-филологического
института и Высших исторических курсов Н.П.Раева. В то же время Карсавин
пишет 49 статей для словаря Брокгауза и Ефрона, где Гревс заведовал отделом
истории. 12 мая 1913 г. на открытом заседании Совета историко-филологического
факультета университета Л.П.Карсавиным была защищена опубликованная годом
раньше магистерская диссертация по теме "Очерки религиозной жизни
в Италии XII-XIII веков". Полезные советы по диссертации дал А.Е.Пресняков,
впоследствии профессор университета и член-корреспондент Академии наук.
Оппонентами на защите были приват-доценты О.А.Добиаш-Рождественская и
А.Г.Вульфиус.
С 1 сентября 1914 г. он приступил к работе в Историко-филологическом институте
в должности ординарного профессора всеобщей истории и инспектора, проводя
одновременно и занятия по философской пропедевтике в институтской гимназии.
Непосредственной обязанностью инспектора являлась организация всей учебной
деятельности в институте: он должен был присутствовать на занятиях, следить
за посещаемостью их студентами, обеспечением учебными пособиями, внешним
видом учащихся, состоянием учебных помещений и библиотеки, исполнением
установленного режима. Ему помогали в этом трое наставников, поочередно
дежуривших в институте. По новой должности ему полагалась казенная квартира
при институте. Она располагалась там, где сейчас находится библиотека
восточного факультета, и включала "гостиную, спальню, кабинет, две
детские комнаты, комнату прислуги, комнату во дворе, кладовую и черную
лестницу" (всего около 400 кв. м). Факт проживания в этих помещениях
подтверждала и младшая дочь Л.П.Карсавина Сусанна Львовна, приезжавшая
в середине 1970-х гг. в Ленинград из Вильнюса. Сейчас о былом здесь напоминают
только сохранившиеся кафельные печи.
Карсавин успешно совмещает обязанности инспектора института с преподавательской
и научной работой. Высочайшим указом от 1 января 1915 г. он был награжден
орденом Святой Анны 3-й степени "за отлично-усердную службу и особые
труды". В тот же год он опубликовал книгу "Основы средневековой
религиозности в XII-XIII веках, преимущественно в Италии", защитив
ее на следующий год в качестве докторской диссертации. В эти и последующие
годы во время отпусков и командировок директора института академика В.В.Латышева
(1855-1921) Карсавин постоянно исполнял его обязанности.
Однако как в стране, так и в институте в связи с известными событиями
обстановка менялась. В июле 1918 г. общее собрание студентов принимает
петицию к конференции института (что ранее было совершенно недопустимо).
Студенты потребовали свободного входа в институт и выхода из него в любое
время суток, отмены экзаменационных отметок, права разговаривать с преподавателями
сидя, представительства их во всех органах управления и т.д. Существование
самого института ставится под вопрос, хотя руководство, по всей видимости,
принимает какие-то меры для его сохранения. В мае 1918 г. преподаватели
института и гимназии направили Карсавину письмо, в котором выразили признательность
"за энергичные труды по материальному обеспечению... а также по проведению
реформы института и гимназии". Тем не менее гимназия в том же году
как сословное учебное заведение была ликвидирована и превратилась в трудовую
школу II-й ступени (состоявшую в 1918-1934 гг. из 6-9-х классов). Карсавин,
оставаясь в штате института, в апреле 1918 г. был избран экстраординарным
профессором Петроградского университета. Институт в декабре 1919 г. стал
Педагогическим при этом университете. Директором института стал известный
географ, член-корреспондент АН П.И.Броунов, а проректором - Л.П.Карсавин.
Сохранившаяся в архиве справка (на обратной стороне бланка Императорского
историко-филологического института) удостоверяет, что "проректор
Педагогического института при Первом Петроградском Университете Л.П.Карсавин
по служебным обязанностям должен иногда возвращаться домой после 23 часов".
Письмо ректора института, направленное в декабре 1919 г. в Продовольственную
управу Василеостровского района, сообщало, что "профессор Карсавин
нуждается в керосине для спешных научных работ". Эти документы иллюстрируют
специфику того непростого времени. В 1918 г. появились в печати книга
"Католичество" и ряд статей Карсавина. В 1919 г. была издана
его религиозно-философская работа "Весьма краткое и душеполезное
размышление о Боге, мире, человеке" - сочинение в жанре духовной
беседы, разбирающее средневековую классификацию смертных грехов. Карсавин
своими трудами как бы демонстративно оппонирует действиям новой власти,
направленным на закрытие церквей. Не избежала этой участи и университетская
церковь. Староста ее, известный египтолог академик Б.А.Тураев добился
в июне 1919 г. от наркома просвещения А.В.Луначарского охранной грамоты
для нее. И все-таки в августе церковь в университете была закрыта. Правда,
настоятелю Н.Чукову и старосте Б.А.Тураеву удалось добиться ее иного статуса
(домовой церкви) и перевода по другому адресу. Будущий профессор-филолог
Н.А.Мещерский вспоминал: "Эта церковь помещалась в бывшей квартире
Срезневских (на Биржевой линии, второй дом от столовой)". Церковь
стала называться Всесвятской. Ее прихожанами стали универсанты И.П.Бородин,
С.П.Глазенап, Н.Н.Глубоковский, С.А.Жебелев, Л.П.Карсавин, А.В.Королев,
В.В.Латышев, С.М.Лукьянов, Ю.П.Новицкий, В.Е.Тищенко, В.М.Шимкевич, А.Е.Фаворский
и многие другие известные ученые. Настоятелем вместо ушедшего в Казанский
собор Н.Чукова сделался В.Лазино-Лозинский. Жизни их складывались по-разному.
Б.А.Тураев умер в июле 1920 г. На следующий год вдова его Елена Филимоновна
приняла тайный постриг с именем Иулиании. Н.Чуков вспоминал: "Во
вторник 21 февраля (1922 г.) служил с митрополитом в университетской церкви;
потом пили чай в квартире проф. Л.П.Карсавина. Собралось много профессоров.
Гревс сказал серьезную речь о единении цвета науки с церковью... Если
так пойдет, то торжество возрождения и единения - не за горами".
Однако торжества этого никто из них не дождался.
Что касается Карсавина, то в июле 1920 г. он стал одним из учредителей
Богословского института и профессором его. Институт этот был открыт вместо
Духовной академии в подворье Троице-Сергиевой лавры на Фонтанке (на месте
его сейчас Дом печати). Профессор Ю.П.Новицкий вместе с митрополитом Вениамином
в августе 1922 г. был расстрелян якобы за укрытие церковных ценностей.
16 августа 1922 г. в своей квартире на Университетской набережной ГПУ
был арестован и Карсавин. А 15 ноября того же года на пароходе "Пруссия"
он в составе группы из 200 человек был выслан за пределы родины. В этой
группе оказались и универсанты А.А.Боголепов, И.И.Лапшин, Н.О.Лосский,
Б.Н.Одинцов, Д.Ф.Селиванов и др. В.И.Ленин напутствовал высылаемых философов:
"Они для просвещения юношества годятся не больше, чем заведомые растлители
годились бы для роли надзирателей в учебных заведениях для младшего возраста".
Высланные ученые вели затем работу в самых престижных университетах Европы
и Америки. В квартиру изгнанного Карсавина на Университетской набережной
въехали канцелярия и библиотека Научного общества марксистов, созданного
в декабре 1919 г. в структуре рабфака. В 1922 г. в здании разместился
также Географо-экономический научно-исследовательский институт (ГЭНИИ).
Сам Лев Платонович читал лекции в университетах Берлина, Парижа и Каунаса.
В Берлине он издает главные из своих философских сочинений: "Философию
истории", "Джордано Бруно", "Диалоги", а затем
книгу "О началах". В 1927 г. в Париже вышла его работа "Святые
отцы и учителя Церкви". В 1928 г. Карсавин был приглашен на кафедру
всеобщей истории Каунасского университета. Здесь впоследствии выходят
его книги "О личности" (1929 г.), "Поэма о смерти"
(1932 г.). С 1931 г. он стал издавать многотомное сочинение "История
европейской культуры", оставшееся незаконченным. В 1940 г. университет
из Каунаса был переведен в Вильно, туда переехал с семьей и Карсавин.
Там он, по мере возможности, содействовал освобождению евреев из гетто.
После войны, тем не менее, он был уволен из университета. В 1944-1949
гг. являлся директором Историко-художественного музея. Однажды был в Ленинграде.
Принципиальность и бескомпромиссность, усвоенные им в юности, оставались
главными его чертами и сейчас. В конце 1949 г. он был арестован за антисталинские
высказывания. 20 июля 1952 г. Л.П.Карсавин умер от туберкулеза в инвалидном
спецлагере Абезь, в Коми АССР. В 1990 г. могила его там была обнаружена.
Тогда дочь Карсавина Сусанна Львовна воспротивилась перевозу его тела
для захоронения в Вильнюс: "Он всегда был русским... Пусть же он
лежит там, куда закинула его судьба". Труды его сейчас вошли в наш
научный обиход. Однако ни одной мемориальной доски, напоминающей о Л.П.Карсавине,
нет в его родном городе.
Ист.: http://journal.spbu.ru/2001/09/11.html
|