Кант
Иммануил
(1724—1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической
философии. Начиная с 1770 г. разрабатывал "критическую философию",
дуалистическое учение о непознаваемых "вещах в себе", достоверное
знание о которых, по мнению Канта, не могут дать ни ощущения нашей
чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка. Кант ограничил
компетенцию разума в пользу веры. Вера в бога,
считает он, необходима, поскольку без нее невозможно примирить
требования нравственного сознания с непререкаемыми фактами зла,
царящего в человеческой жизни.
Кант
впервые предпринял попытку осмыслить антропологическую проблематику.
Правда, его больше интересует не само бытие человека, а его отношение
к миру: что представляет из себя мир, который познает человек?
Способен ли человек познать мир? В каких отношениях находится
человек с окружающим его миром?
На
основе результатов критики теоретического разума Кант построил
свою этику. Исходной ее предпосылкой оказалось сложившееся у Канта
под влиянием Руссо убеждение в том, что всякая личность
—
самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство
осуществления каких бы то ни было задач, даже если это задачи
всеобщего блага. Основным законом этики он провозгласил формальное
внутреннее поведение — категорический императив. При этом
он старался отделить сознание нравственного долга от чувственной
склонности к выполнению нравственного закона: поступок будет моральным
только в том случае, если совершается из уважения к нравственному
закону.
Антропологические
воззрения Канта оказали большое влияние на его последователей,
стремящихся вслед за Кантом ответить на важнейший вопрос его философского
учения — что же такое человек?
"Антропология
с прагматической точки зрения" написана Кантом в 1798 г. В ней
он предпринял попытку в систематическом виде изложить учение о
человеке — антропологию, которую разделил на физиологическую
и прагматическую. С прагматической точки зрения человек
—
это свободно действующее существо, и Кант пытается выяснить, каким
он может стать в результате собственных усилий. По мнению Канта,
антропология не может называться прагматической, если она включает
в себя только знания о вещах, животных, растениях и т. д. Прагматической
она становится только тогда, когда изучает человека как гражданина
мира. Избранные фрагменты наиболее ярко отражают общую философско-антропологическую
концепцию Канта.
Человек:
Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.
XIX век/ Редкол.: И.Т. Фролов (отв. ред.) и др. - М.: Республика,
1995. С. 490.
|