Кант Иммануил (1724—1804)
назад

 

Кант Иммануил (1724—1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Начиная с 1770 г. разрабатывал "критическую философию", дуалистическое учение о непознаваемых "вещах в себе", достоверное знание о которых, по мнению Канта, не могут дать ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка. Кант ограничил компетенцию разума в пользу веры. Вера в бога, считает он, необходима, поскольку без нее невозможно примирить требования нравственного сознания с непререкаемыми фактами зла, царящего в человеческой жизни.

Кант впервые предпринял попытку осмыслить антропологическую проблематику. Правда, его больше интересует не само бытие человека, а его отношение к миру: что представляет из себя мир, который познает человек? Способен ли человек познать мир? В каких отношениях находится человек с окружающим его миром?

На основе результатов критики теоретического разума Кант построил свою этику. Исходной ее предпосылкой оказалось сложившееся у Канта под влиянием Руссо убеждение в том, что всякая личность

— самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство осуществления каких бы то ни было задач, даже если это задачи всеобщего блага. Основным законом этики он провозгласил формальное внутреннее поведение — категорический императив. При этом он старался отделить сознание нравственного долга от чувственной склонности к выполнению нравственного закона: поступок будет моральным только в том случае, если совершается из уважения к нравственному закону.

Антропологические воззрения Канта оказали большое влияние на его последователей, стремящихся вслед за Кантом ответить на важнейший вопрос его философского учения — что же такое человек?

"Антропология с прагматической точки зрения" написана Кантом в 1798 г. В ней он предпринял попытку в систематическом виде изложить учение о человеке — антропологию, которую разделил на физиологическую и прагматическую. С прагматической точки зрения человек

— это свободно действующее существо, и Кант пытается выяснить, каким он может стать в результате собственных усилий. По мнению Канта, антропология не может называться прагматической, если она включает в себя только знания о вещах, животных, растениях и т. д. Прагматической она становится только тогда, когда изучает человека как гражданина мира. Избранные фрагменты наиболее ярко отражают общую философско-антропологическую концепцию Канта.

Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век/ Редкол.: И.Т. Фролов (отв. ред.) и др. - М.: Республика, 1995. С. 490.

 

Возврат:    [начальная страница]   [список авторов]


Все содержание (C) Copyright РХГА