|
Камю Альбер (1913 - 1960) - французский философ и писатель,
представитель экзистенциализма. В главных философских сочинениях "Миф
о Сизифе" (1942) и "Бунтующий человек" (1951) К. выдвинул
концепцию абсурда для объяснения человеческой жизни.
С точки зрения К., чувство абсурда со времен Кьеркегора и Достоевского
овладевает умами людей на Западе. Он стремится выразить это чувство
в форме философской теории. К. считал, что существует только одна серьезная
философская проблема - проблема самоубийства, вопрос о том, стоит или
не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. К. считает, что самоубийство
- единственный достойный выход для тех, кто не может решить этот вопрос.
Человек обречен жить с постоянным чувством абсурда, который обуславливает
"разлад между человеком и его жизнью, актером и декорациями".
К. считает, что человек определяется разыгрываемыми им ролями не меньше,
чем искренними побуждениями души, что он сам строит себе "абсурдные
стены". Когда привычные декорации рушатся, человек видит убожество
жизни и им овладевает скука, которая может вести за собой прозрение
(эта идея развивается К. в повести "Тошнота").
Наряду с осознанием иррациональности жизни, человек наделен исступленным
желанием ясности. Только человек способен на бунт против абсурда, хотя
и осознает его тщетность. Самоубийство или бунт - вот два реальных выбора
человека. По мнению К., самоубийство является ошибкой. К. полагал, что
вера в Бога не может быть утешением для человека; это не более чем иллюзия,
способная приглушить ужас абсурда. К. был убежден, что вера в Бога сопровождается
отрицанием человеческого разума и права на свободу. "Абсурдный
разум" - это разум, осознавший свои пределы и осознавший, что кроме
него ничего нет. Абсурдный человек живет в настоящем и не надеется на
какое-либо утешение, в том числе и потустороннее. К. выводит целый ряд
литературных персонажей (Калигула, Дон Жуан, герои романов Достоевского,
Пруста и Кафки), которые воплощают в себе тип абсурдных героев.
В "Бунтующем человеке" К. смягчил свою радикальную индивидуалистическую
позицию, приняв трактовку гуманизма Сартра, согласно которой человек
не может жить, не выбирая других людей. К. считал, что человеческая
солидарность может родиться только "в оковах", перед лицом
общей беды. Бунтующий человек отвергает все сакральное и требует "человеческого
порядка", при котором все проблемы и вопросы будут исключительно
человеческими. К. выделяет три вида бунта в борьбе за идеалы гуманизма:
метафизический бунт, исторический бунт и бунт в искусстве.
Вершиной философии К. являются миф о Сизифе и Шведские речи 1957 г.,
в которых К. выступил с памфлетом за свободу человека и творчества в
современном обществе. Боги приговорили Сизифа к пожизненному бессмысленному
труду. Но Сизиф осознает как свою участь, так и мелочность кары богов.
Сизиф - не раб, и, спускаясь с горы, он смеется над всеми богами. В
данной аллегории К. вывел метафорическое представление о положении человека
с мире и путях его преодоления.
Лит.: Бунтующий человек. М., 1990. Избранное. М., 1990.
|