«Если ты будешь
низко думать о себе, то напомню тебе, что ты созданный Бог»
(Св. Григорий Богослов, «Слово о человеческой добродетели»)
Преп.
Исаак Сирин
То немногое, что доступно нам для чтения в греческом
и славянских (русском и сербском) текстах из обширного литературного
наследия1160 св. Исаака Ниневийского, не позволяет пытаться строить
системы антропологии этого писателя. Его «Подвижнические слова»
заключают в себе богатейший материал для монашеского внутреннего
самоусовершения, но почти ничего не говорят о человеке как таковом.
По ним можно изучать особое направление в аскетике, но нельзя
составить ясного учения о человеке. Эти подвижнические наставления
полны советов о безмолвии, о монашеском делании, об искусстве
трезвения помыслов, о «тончайшей рассудительности», о чистоте
сердца и т. д. Главное, кажется, что вдохновляет автора это бегство
из мира и стремление к истинному духовному созерцанию. При чтении
Исаака Сирина ясно чувствуется эта прожженность солнцем пустыни,
звенящая тишина монашеской пещеры и необычайная реальность внутренней
духовной брани. Шелест змеи, шорох скорпиона, невозмутимо царственный
полет орла в бездне неба, и изощренность демонских нападений,
тончайшая сеть искушений духовных и плотских и брань помыслов
в бездне собственного сердца, - вот что охватывает читающего эту
книгу. Бегство от мира... Безмолвие... Невозможность достичь истинного
ведения в общении с миром и с людьми, - это встречается почти
на каждой странице книги.
Но было бы неверно из этого сделать поспешный
и односторонний вывод. Никак не следует стилизовать преп. Исаака
под какого то человеконенавистника, мрачного обличителя и грозного
карателя. Совсем иное представляет собою этот высушенный в пустыне
аскет. Не гнушение греховными язвами человечества, но великая
любовь к человеку и особенно к грешнику пронизывает все его учение.
Конечно формальной антропологией он не интересуется.
Он, как и большинство отцов не выработал даже строго дихо - или
трихотомической терминологии: то человек двучастен1161, то он
состоит из тела, души и духа1162. Гораздо больше его внимание
привлекается аскетическим очищением ума и сердца. Этим полна вся
книга. При этом для него особенно важно место, уделяемое им сердцу.
«Ум есть одно из душевных чувств, а сердце обнимает в себе и держит
в своей власти внутренние чувства»1163. Сердце по-видимому является
центром религиозной жизни для св. Исаака.
Кроме того много внимания он уделяет накопленным
ранее впечатлениям, так. наз. «предзанятым понятиям»1164, составляющим
тот глубокий фонд в подсознании, из которого демоны легко вызывают
побуждения ко греху, незабытые греховные привычки.
Все «Слова» полны очень глубоких рассуждений духовно-гносеологического
характера о степенях ведения, о взаимоотношении ведения и веры,
о созерцании. Интересны также его наставления о страстях, при
чем надо сказать, что св. епископ Ниневийский не придерживается
восьмичисленной классификации страстей Евагрия,. Иоанна-Кассиана
и Нила Синайского. В сущности и понятие «страсти» у него двусмысленно:
он обозначает этим словом и естественные потребности, а также
и греховные укорененные привычки.
Среди многочисленных рассуждений о чистоте сердца,
смирения и смиренномудрия особенно настойчиво он учит о любви.
Именно о любви к падшему, о «милующем сердце», сострадающем всякой
твари, даже демонам, о милосердии, как необходимой заповеди для
христианина особенно много пишет этот суровый аскет сирийской
пустыни. Поэтому никакого превозношения своими подвигами и достигнутым
совершенством у него нет, ибо ему по опыту всего монашества известно,
что падение и искушение возможно всегда. Этим смягчается основной
суровый фон всех наставлений. Все полно поучениями о необходимости
безмолвия и бегства из мира. Кажется подчас, что бегство от людей
выше для него чем милосердие к ним. Но это неверие. О взаимоотношении
милосердия и безмолвия, о неправильности кажущегося противоречия
любви к людям и монашеских устремлений много пишет св. Исаак.
Это все впрочем относится больше к области аскетики, чем антропологии.
От мира надо бежать, ибо мир есть грех1165, но
мир надо любить, т. к. он прекрасен и создан «соразмерным»1166.
Такое противоречие легко объясняется тем, что слову «мир» придается
св. Исааком, как и всеми почти отцами аскетами, двойное значение.
Мир, если это тварная природа (животныя, растения, яства, человек
и т. д.), то он прекрасен и благословен Богом. Сам по себе, по
своему существу, он не греховен1167. Св. Исаак любит говорить
о красоте тварей1168. Но если под словом «мир» подразумевать некую
категорию духовности, понятие аскетическое, то это комплекс греха.
Мир для св. Исаака есть совокупность страстей в таком случае1169.
Это то, о чем сказано в Писании: «не любите мира, ни того, что
в мире» (I Иоанна II, 15); это то, чем вообще наполнена вся проповедь
св. Иоанна Богослова.
Из других отцов пустыни можно вспомнить хотя бы
слова аввы Исаии Нитрийского и св. Марка подвижника. Первый, на
вопрос, «что есть мир?», ответил: «мир есть простор греха; мир
есть детелище неестественностей; мир есть исполнение своих плотских
пожеланий; мир есть убеждение, что ты всегда будешь пребывать
в этом веке; мир есть попечение о теле, больше чем о душе; мир
есть похвальба тем, что наконец ты оставишь»1170. Св. Марк учит:
«по причине страстей мы получили заповедь не любить мира, ни того,
что в мире; не в том смысле получили такую заповедь, чтобы нерассудно
ненавидеть творения Божий, но чтобы отсекать повод к тем страстям»1171.
Мир в таком его значении, т. е. как совокупность греховного, а
не как совершенное создание Божие «противится горнему миру», по
словам св. Макария Египетского1172.
У сб. Исаака нет систематического учения о первозданном
человеке, но все же некоторые мысли, разбросанные в «Словах» позволяют
уяснить его взгляд на человека.
Образ Божий усматривается им в душе, а отнюдь
не в теле, и понимать его надо как бесстрастность1173. Также думает
и блаженный Диадох в своем Подвижнич. слове1174. Первоначальное
дарование нашему естеству от Бога есть чистота1175 и смиренномудрие1176.
Также узко-моралистически понимает образ и подобие
Божие и преп. Нил Синайский. Для него это: любовь к Богу, ревность
о чистоте, благость, терпение, сосрадательность, братолюбие и
т. д.1177. Он же пишет еще: «ум есть образ Божий»1178.
Смиренномудрие Адама особенно ощущали звери, подходя
к Адаму. Поэтому и смиренномудрие подвижников покоряет себе тварь
и теперь1179.
Потеряв чистоту и смиренномудрие Адам лишился
даров Божиих; вместе с ним страждут и его потомки и вся тварь.
Поэтому из сострадания к твари Сын Божий сошел на землю, но не
в трусе, не в огне, не в страшном гласе, но «как дождь на руно
и как капля, каплющая на землю»1180. Искупление есть таким образом
для св. Исаака врачевание греха. Об искуплении, как врачевании
болезней, говорит и св. авва Исаия Нитрийский1181.
Важно здесь однако и другое. Усматривая в акте
вочеловечения Христова Его сострадание к твари, св. Исаак не ограничивается
этим. Он предполагает, что это вочеловечение, как знак безмерной
любви Бога к миру, имело бы место и в том случае, если бы Адам
и не пал. Исаак Сирин так. обр. не ограничивается в этом вопросе
моментом сотериологическим. О. Ириней Хаусхерр, ссылаясь на издание
Paulus Bedjan, P.C.M. (Paris, 1901, pp. 583-586) в творении Mar
[saac Ninevitae «De perfectione religiosa» усматривает в Исааке
предшественника Дунс Скота. Воплощение имело место не вследствие
греха Адама. Мистику доступно чтение и сокровенных слов Писания.
Истинная причина боговоплощения не грех праотца, а любовь Божия
к миру и человеку. «Nequaquam ut a peccatis nos redimeret, neque
propter quid quam aliud fuit mors Domini nostri, sed tantum ut
mundus sentiret amorem quem habuit Deus erga creationem. Si propter
remissionem peccatorum tan tum fuisset onmis haec operatio mirabilis,
sufficiebat ut nos alio aliquo modo redimeret»1182.
Искупленные Христом, и мы призываемся к «чести
усыновления»1183, чтобы стать «храмами Божиими»1184. Это усыновление
Богу и братство со Христом надо понимать в смысле стяжания чистоты,
как первоначального дара1185. Уподобление Христу есть смиренномудрие1186.
«Доброе делание и смиренномудрие делают человека Богом на земле»1187!
Очевидно характерно отличие в понимании обожения
от взглядов св. Макария, т. е. понимания св. Афанасия, Каппадокийцев,
св. Максима Исповедника, св. Симеона Нового Богослова. Там онтологическое
прославление и обожение, здесь же у св. Исаака нравственное очищение
и подвиг. У св. Исаака, как и у Антиохийцев, все «снизу», все
в «антропологическом максимализме». Надо вспомнить все сказанное
об антропологии христологических споров, о Феодоре Мопсуестийском
и Нестории, где ударение в искупительном акте ставится на послушании
и смирении, а следовательно этим же ограничивается и «теосис»
людей. Недаром западная наука, на основании свидетельства Иезудена,
епископа Басры, историка VIII века, решительно зачисляет св. Исаака
в несторианство1188.
Будущее блаженство для св. Исаака состоит в созерцании
откровения славы Божией, при чем непосредственно, а не от ангелов
приемлемое1189. Евагрий говорит: «Царствие Божие есть бесстрастие
души и истинное ведение св. Троицы»1190. Начало этого созерцания
св. Исаак имеет уже здесь; это видение светозарности Божества
в молитвенном подвиге1191.
В будущей жизни есть только два состояния, - блаженства
и геенны1192, исключающее что либо промежуточное. Интересно понятие
геенских мук: «мучимые в геенне поражаются бичем любви. И как
горячо и жестоко это мучение любви... Неуместна никому такая мысль,
что грешники в геенне лишатся любви Божией. Любовь есть порождение
ведения истины, которое дается всем вообще. Но любовь силою своею
действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается другу
терпеть от друга, и веселить собою соблюдающих свой долг. И вот,
по моему рассуждению, геенское мучение есть раскаяние. Души же
горних сынов любовь упоявает своими утехами»1193.
Нельзя в заключение не отметить довольно ясного
влияния Ареопагитиков: св. Исаак их цитирует1194; он знает онтологический
катарсис пс.-Дионисия1195; он говорит о трех ступениях мистического
совершенства1196; о познавании в мраке неведения1197. Много пишет
он и об исихии и ее приемах1198.
ПРИМЕЧАНИЯ
1160 По свидетельству Эбед-Иезу (XIV в.) св. Исаак
написан 7 томов (Assemani. «Biblioth. orient. clementino-vatican.»
Roma). 1719, III, 104. В русском издании Серг. Пос. 1911, стр.
XI + 435 + X напечатано только 91 слов. Греческий перевод содержит
только 86; в арабском их 122.
1161 Слово 55, стр. 251.
1162 Слово 4, стр. 23; Слово 56, стр. 280; Сл.
81, стр. 896.
1163 Слово 4, стр. 24. О значении сердца у свв.
отцов; см. подробнее у С. Зарин, «Аскетизм», т. II, стр. 379;
576-587.
1164 Слове 4, стр. 23; слово 40, стр. 170.
1165 Сл. 23, стр. 113; Сл. 36. стр. 156; Сл. 48,
стр. 208; Сл. 57, стр. 292.
1166 Сл. 77, стр. 383.
1167 Сл. 57, стр. 292; Сл. 48. стр. 207.
1168 Сл. 42, стр. 181.
1169 Сл. 2, стр. 14; Сл. 85, стр. 411.
1170 Слова XXI. § 6, Добротолюбие, т. I, стр.
384-385.
1171 «О духовном законе», 106. Добротол. т. I,
стр. 550-551.
1172 Нот. XXIV. 1, - col. 661.
1173 Слово 3, стр. 18.
1174 Проф. К. Попов, «Блаж. Диадох», стр. 433.
1175 Слово 54, стр. 240.
1176 Слово 53, стр. 235.
1177 «De volunt. paupertate», 45, - col. 1025
sq.
1178 «De diversis malignis cogitat », cap. 19,
col. 1221 C.
1179 Слово 53, стр. 234.
1180 Стр. 233; Слово 48. стр. 207.
1181 Слово VIII, § 9, - Добротолюбие, т. I, стр.
335.
1182 Irenee Hausherr, «Un precurseur de la theorie
scotiste sur la fin de l'incarnation» in «Reich, des sciences
relg.» 22 (1932), pp. 316-320.
1183 Слово 57, стр. 300.
1184 Слово 68, стр. 352.
1185 Слово 54, стр. 240.
1186 Слово 53, стр. 232.
1187 Слово 58, стр. 317.
1188 J.-B. Chibot, «De St. Isaaci vita, scriptis
et doctrina dissertatio- theologica», Louvain, 1892. Его же: «Le
livre de chastete de Jasusdenah» in «Melanges d;archeologie et
d'histoire de l'Ecole francaise de Rome», 1896. t. XVI. L. Petit,
«Isaac de Ninive» in D. T. C., t. VIII, col. 10 sq:
1189 Слово 18, стр. 76; Слово 49, стр. 217.
1190 «Capit-pratic.» - MPGr. t. 40, col. 1221
D.
1191 Слово 8, стр. 44; Сравни: стр. 37; Слово
21. стр. 10.
1192 Слово 58, стр. 311-312.
1193 Слово 18, стр. 76.
1194 Слово 16 и 17.
1195 Слово 28, стр. 131.
1196 Слово 60, стр. 345. Тоже находим и у блаж.
Диадоха. Проф. К. Попов, стр. 43.
1197 Слово 48, стр. 214.
1198 Слово 41, стр. 174; Слово 42, стр. 180; Слово
59, стр. 322.
Из
книги: Архимандрит Киприан (Керн). АНТРОПОЛОГИЯ СВ. ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ.
ГЛАВА
ЧЕТВЕРТАЯ
СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ (Антропология
Пустыни. Антропология мистиков. Антропология богословских синтезов)
|