Ильин Иван Александрович (1883-1954)

 

Иван Александрович Ильин (16(28).03.1883-21.12.1954) - Родился в Москве в семье присяжного поверенного, по матери (урожденной Швейкерт) имел немецкие корни. Творческий путь И. начался в 1906 году, когда после окончания юридического факультета Московского университета он приступил к научной работе на кафедре энциклопедии права и истории философии права. В 1910-1912 гг. - в научной командировке во Франции и Германии. В 1918 г. за его работу "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека" И. присуждается одновременно магистерская и докторская степени в области государствоведения. В период 1918-1922 гг. И., как он сам писал, находится в "духовной оппозиции" к большевистскому режиму, за что 6 раз подвергался аресту; в сентябре 1922 г. был обвинен в антисоветской деятельности и приговорен к высылке из Советской России. Покинул Россию 26 сентября на известном "философском параходе". С октября 1922 г. поселился в Берлине, где стал одним из организаторов Религиозно-философской академии (позже отошел от нее). С февраля 1923 г. - профессор Русского научного института в Берлине, в 1923-1924 гг. - декан юридического факультета этого института. В 1924 г. был избран член-корреспондентом Славянского института при Лондонском университете. В 1925 г. в Берлине выходит из печати книга И. "О сопротивлении злу силою", которая вызвала бурную реакцию русской эмиграции; ее итогом стал разрыв И. с "левым" крылом эмиграции (Н.Бердяев, С.Франк, З.Гиппиус, В.Зеньковский выступили с резкой критикой книги). Начинается активное сближение И. с правым, монархическим крылом эмиграции. С 1927 по 1930 г. И. издает журнал "Русский колокол", в котором большинство статей принадлежит ему самому и в котором он пропагандирует идеи "белого движения", а также призывает к активизации борьбы (в том числе вооруженной) против большевизма и советской власти в России. В это время он становится общепризнанным духовным лидером белого движения, сближается с карловарскими православными кругами. В середине 30-х годов после отказа принять участие в антиеврейской кампании был лишен немецким министерством пропаганды права преподавания. В июле 1938 г. И. с женой бежал в Швейцарию и поселился в пригороде Цюриха Цолликоне. В этот период оставляет активную политическую деятельность и главные силы отдает философскому творчеству. Публикует на немецком языке сокращенный вариант своего труда о Гегеле, а также философскую трилогию "Ich schaue ins Leben. Ein Buch der Besinnung" - "Das verschollene Herz. Ein Buch stiller Betrachtungen" - "Blick in die Ferue. Ein Buch der Einsichten und der Hoffnungen" (1938-1945, по-русски опубликован только вариант второй книги под заглавием "Поющее сердце. Книга тихих созерцаний", 1958). Последние годы жизни И. отдает написанию двухтомного труда "Аксиомы религиозного опыта" (1953), который он считал главным трудом своей жизни. В 1948-1954 гг. в рамках сотрудничества с Российским Обще-воинским союзом пишет цикл небольших публицистических работ, которые после его смерти были изданы в сборнике "Наши задачи". Умер 21 декабря 1954 г. в Цолликоне.

Философское развитие И. условно можно разделить на два этапа. Первый, охватывающий 1910-1926 гг. и наиболее плодотворный в философском смысле, связан с определяющим влиянием феноменологии Э.Гуссерля и философии жизни А.Бергсона. В работах 1910-1917 гг. ("Идея личности в учении Штирнера", "О возрождении гегелианства", "Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего", "Философия Фихте как религия совести", "Философия как духовное делание" и др.) И. осуществляет оригинальную интерпретацию немецкого классического идеализма в духе феноменологии и философии жизни. В это время формируется центральное понятие философии И. - понятие "философского акта" как иррационально-рационального, интуитивного акта единения конечного человеческого сознания с Абсолютом. Вершиной первого этапа (и всего творчества И.) является его двухтомная книга "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека", которая по праву может считаться одним из самых оригинальных сочинений всего европейского неогегельянства. И. интерпретирует философию Гегеля как своеобразную философскую антропологию, главная цель которой в описании специфики человеческого бытия и в утверждении центрального положения человека в реальности (как в космологическом, так и в онтологическом плане). Ключевые идеи интерпретации гегелевской философии у И. предвосхищают все те принципы, которые чуть позже (В 20-30-е годы) были сформулированы в немецком и французском неогегельянстве (Р.Кронер, Г.Глокнер, Ж.Валь, А.Кожев, Ж.Ипполит), в некоторых моментах взгляды И. близки к экзистенциализму. И. доказывает, что рационализм является лишь внешним прикрытием для убеждения Гегеля в неискоренимой иррациональности бытия мира и человека. В изображении И. философия Гегеля предстает как описание "трагедии Бога", создавшего мир, но в силу непостижимой "ущербности" своей сущности не способного полностью преодолеть несовершенство мира. Человек в рамках этой системы идей оказывается высшим воплощением "страдающего Бога", - обреченным на непрерывную борьбу со злом и несовершенством мира. Следствием метафизической системы, изложенной в книге о Гегеле, является оригинальная этическая система, которая была изложена И.в книге "О сопротивлении злу силою".

В полном соответствии с традициями русской философии И. утверждает глубокую духовную взаимосвязь всех людей "в добре и зле". Это означает полную моральную ответственность каждого за все происходящее в мире и ведет в радикальному требованию - необходимости постоянной активной борьбы против зла и его носителей. Радикализм этики И. проявляется в частности в том, что он обосновывает допустимость смертной казни как крайнего средства,необходимого для пресечения "абсолютных злодеев". Это утверждение И. вызвало резкое неприятие многих деятелей русской эмиграции.

В конце 20-х годов в философских взглядах И. происходит радикальный перелом; главной целью он теперь считает согласование своих философских воззрений с "древнеправославной, русско-национальной" традицией. По стилю многие работы последнего периода творчества И. приближаются к своеобразному философскому богословию. В книге "Путь духовного обновления" (1935) главной темой становится убеждение в возможности разрешения всех проблем человеческого бытия на пути возрождения ценностей религиозно-национального консерватизма: веры, любви, свободы, совести, семьи, патриотизма, национализма. Раскрытию смысла этих ценностей посвящены также книги "Поющее сердце. Книга тихих созерцаний" и "Путь к очевидности", которые по форме еще в большей степени удаляются от стиля классического философствования, представляя собой образец философско-художественной эссеистики. Наиболее значительным философским трудом этого периода является книга "Аксиомы религиозного опыта", в которой подвергается детальному анализу форма "религиозного акта", отделенная от его содержания (которое, по И., должно оставаться предметом богословия). Религиозный акт рассматривается И. как центральный элемент всей духовной культуры человека, придающий смысл каждому моменту человеческой жизни. В этом качестве понятие "религиозного акта" замещает понятие "философского акта", характерное для ранних работ И. При этом в концепции "религиозного акта" И. принципиально отрицает возможность соединения, слияния человека с Богом, в то время как в концепции "философского акта" это было главным. Важное место в творчестве И. занимают его труды по философии права и государства. Главный из них - книга "О сущности правосознания" (завершена в 1919 г., опубликована в 1956 г.) - является одной из лучших работ в русской философии права, дает классически ясное обоснование права и государства на основании принципов объективного идеализма.

В последние годы жизни И. много сил посвятил работе "О монархии и республике"(так и оставшейся незаконченной), где главной целью стало доказательство превосходства монархической формы государственного устройства над республиканской.

Возврат:    [начальная страница]   [список авторов]


Все содержание (C) Copyright РХГА