Эдмунд Гуссерль
 

ГУССЕРЛЬ (Husserl) Эдмунд(1859-1938) нем. философ, ученик Брентано, разработавшего учение об описательной психологии и интенциональности,на основании которых Г.создает систему феноменологии как науки о исследовании сознания, главной характеристикой которого выступает его «направленность на..», т.е. интенциональность, позволяющая преодолеть идущий от Декарта субъектно-объектный дуализм,разрыв имманетности сознания и трансцендентности мира. Испытал в свое время влияние марбургской школы неокантианства – следы «трансцендентальной философии сознания» будут постоянно сопровождать феноменологию.Г. выступает активным и непримиримым противником и критиком скептицизма,психологизма,натурализма,релятивизма и антропоморфизма в науке, отстаивая идею истины независимо от эмпирической структуры ее восприятия. Об этом он пишет в своей программной статье «Философия как строгая наука». А также более подробно в двухтомных «Логических исследованиях» Г. критически относился к естеств. науч. наивно-натуралистской установке и развивал трансцендентально- филос. подход к анализу познания.Поворотной является работа 1914 года «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии», где он вводит в феноменологию такие понятия, как феноменологическая редукция(«очищение» сознания»), эпохэ(принцип «воздержания от суждений»), «вынесение за скобки»,ноэзис и ноэма, принципиально разделяя естественную установку сознания и феноменологическую, тем самым стремясь выйти к анализу всеобщих структур чистого сознания. Этот поворот был критично воспринят, такими яркими представителями феноменологического движения, как М. Шелер, Н. Гартман, частично и М. Хайдеггер(который в «Бытии и времени» создает именно благодаря феноменологии повседневного способа существования Dasein свой вариант фундаментальной онтологии, открещиваясь от традиции философии сознания). Общая линия развития феноменология была связана с обретением предельной самоочевидности,не позволяющей задействовать предпосылки, и в этом Г. сознательно опирается на опыт Декарта, которого, вместе с Лейбницем(учение которого о монадах будет задействоваться Г. для его версии феноменологической интерсубъективности), он признает одним из главнейших предшественников феноменологии, о чем он и говорит в работе «Картезианские медитации». В эмпирич. акте восприятия срабатывает категориальное созерцание - идеация, т.е. видение сущности, к-рое должно удовлетворять требованию радикальной ясности. С целью подготовки созерцания чистых сущностей Г. разработана сложная процедура феноменологич. редукции, чем-то похожая на аскетич. технику, ибо она выносит за скобки вопросы о «действительности», «обьективности» и т.п., считающиеся весьма важными в научн. и обыденном познании. Такая процедура «эпохе» связана с необходимостью завоевания царства смысла, к-рое предполагается при постановке и решении любых вопросов о фактах и событиях или «вещах в себе», фундаментальным свойством сознания является интенциональность (направленность на предмет). Теория интенциональности Г. раскрывает акт полагания как выполнение смысла, осуществляющего корелляцию «ноэмы» (мыслимого идеального содержания) и «ноэзы» (осмысливающего акта сознания).  
Со временем Г. все больше обращается к проблемам историчности. Совр. психология и методология науки характеризуются восприятием феноменологии через призму теоретико-группового подхода и инвариантности преобразований во времени. Методология гуманитарных наук развивает феноменологич. концепцию времени и идею позднего Г. об интерсубъективном «жизненном мире» как «бытии-совместно-с-другими», о чем он пишет в своей поздней работе «Кризис европейских наук и трансцендентальная философия». Работа феноменолога состоит в регрессии к фундаменту, на к-ром строятся «вещи» и который выступает открытым горизонтом. Он является недостижимым горизонтом непосредственности, к-рый тем не менее всегда уже предполагается. Именно в утрате этой непосредственности жизненного мира и замене ее искусственно полагаемыми принципами Г. видит кризис современной науки и даже всей западноевропейской культуры. Эта идея знаменует преобразование феноменологии, выступая как стимул интенсивного развитии экзистенциальной и герменевтической философии. Феноменология Г. оказала максимально продуктивное воздействие практически на всех видных философов 20 века, независимо от того оставались ли они приверженцами феноменологических принципов или нет. Развитие феноменологии в трудах Макса Шелера, Мартина Хайдеггера,Финка,Г. Гадамера,А. Шютца,М. Мерло-Понти, Ж.П. Сартра, Э.Левинаса, П. Рикера показывает огромный резерв феноменологии, и продолжающееся издание Полного Собрания Сочинений Гуссерля, каждый том которого ожидается философами с большим нетерпением, является тому самым очевидным(в терминологии самой же феноменологии) подтверждением.

Д.Ю. Дорофеев.  

 

 

Возврат:    [начальная страница]   [список авторов]


Все содержание (C) Copyright РХГА