назад |
Исследования
- комментарии - ссылки А.
С. Хомяков
Хомяков (Алексей Степанович) - один из наиболее видных вождей славянофильства
. Родился в Москве 1 мая 1804 г. Отец Х., Степан Александрович (умер в 1836
г.), был слабовольный человек; член английского клуба и игрок, он проиграл
более миллиона; богатый московский барин, он интересовался явлениями литературной
жизни; без ума влюбленный в своих сыновей (Алексея и старшего Федора), он
не оказал влияния на их духовное развитие. Главой семьи была мать, Марья Алексеевна
(урожденная Киреевская, умерла в 1858 г.), властная и энергичная женщина,
державшая в своих руках весь дом и огромное хозяйство. Ей Х., по собственному
признанию, был обязан "своим направлением и своей неуклонностью в этом
направлении". Все позднейшие убеждения Х. имеют свои корни в семейных
традициях и обстановке детских лет. Мать воспитала его в строгой преданности
православной церкви и национальным началам жизни. Сначала главное внимание
было обращено родителями Х. на новые и латинский языки, которому учил их аббат
Boivin. В 1815 г. семья переехала в Санкт-Петербург. 11-летнему Х. Санкт-Петербург
показался языческим городом; он решил претерпеть все мучения, но не отказываться
от православной веры. В Санкт-Петербурге Х. учил русской словесности драматический
писатель Жандр, друг Грибоедова. Образование его закончилось в Москве, где
по зимам жили родители Х. после отъезда из Санкт-Петербурга (1817 - 1820).
Здесь Х. и его брат близко сошлись с братьями Д. и А. Веневитиновыми, и вместе
с ними продолжали образование под руководством доктора философии Глаголева,
слушая на дому лекции профессора университета Щепкина по математике и Мерзлякова
по словесности. Закончив образование, Х. выдержал при Московском университете
экзамен на степень кандидата математических наук. В 1822 г. Х. поступил на
службу в кирасирский полк, стоявший на юге России. В годы юности Х. мечтал
о войнах и жаждал военной славы; на 17-м году жизни, когда в Греции начиналась
война за освобождение, он попытался тайно уйти из дому, чтобы принять участие
в войне, но на заставе города его вернули. В 1823 г. Х. перешел в конногвардейский
полк и жил в Санкт-Петербурге. В начале 1825 г. Х. вышел в отставку и уехал
за границу. В Париже он занимался живописью и заканчивал свою трагедию "Ермак"
(поставлена в Санкт-Петербурге в 1827 г.). На возвратном пути, в конце 1826
г., Х. побывал в Швейцарии, Северной Италии и землях северных славян, которые
его встретили как "любимого родственника". В 1827 - 1828 гг. Х.
жил в Санкт-Петербурге, посещая салоны Е.А. Карамзиной и князя В.Ф. Одоевского
и выступая с остроумными и горячими опровержениями модного тогда шеллингизма.
Когда в 1828 г. началась война с турками, Х. снова вступил на службу в Белорусский
гусарский полк; он был адъютантом при генерале Мадатове и принимал участие
в нескольких сражениях; за храбрость получил орден святой Анны с бантом. По
заключении Адрианопольского мира Х. во второй и последний раз вышел в отставку.
Последующая его жизнь не богата внешними событиями. Он не нуждался в службе
и успешно занимался сельским хозяйством, деятельно заботясь о своих интересах.
В своих имениях (Липицах Рязанской губернии и Богучарове Тульской губернии)
он проводил летние месяцы, а по зимам обыкновенно жил в Москве. В 1836 г.
он женился на Екатерине Михайловне Языковой, сестре поэта. Брак был на редкость
счастлив. В 1847 г. Х. ездил за границу, побывал в Германии, Англии и Праге.
Последнее десятилетие его жизни было ознаменовано для него тяжелыми событиями:
смертью жены, друга - И.В. Киреевского - и матери. Сам Х. умер от холеры 23
сентября 1860 г., в селе Терновском (Казанской губернии). Х. был один из немногих
людей, не переживших кризиса в своем мировоззрении. Для него всегда оставались
вне всякого сомнения истины православия, вера в исключительную судьбу России
и в ее национальные устои. Н. А. Муханов, познакомившись с Х. в 1824 г.,
говорит о нем, что "он никогда не вдавался в заблуждения молодости, жизнь
вел строгую, держал все посты, установленные церковью, так что с самых юных
лет он был, каким мы знали его в позднее время". Кошелев, знавший Х. с 1823
г. до самой смерти, утверждал, что ему не приходилось встречать человека более
постоянного в своих убеждениях и в сношениях с людьми. Тот же Кошелев говорит
о петербургском периоде жизни Х. (1827, 1828): в это время и всегда Х. был
"строгим и глубоко верующим православным христианином". Вся жизнь Х.
ушла на защиту и утверждение основ его миросозерцания. Он отрицательно относился
к выводам Шеллинга и Гегеля, но пользовался их оружием как аргументами. Х.
начал писать рано: еще до поступления в военную службу он писал стихи, перевел
"Германию" Тацита и несколько стихотворений из Виргилия и Горация.
Первые стихотворения Х. написаны под сильным впечатлением поэзии Веневитинова,
в духе романтизма. Еще больше романтические течение отразились в двух его
драмах. О "Ермаке" (напечатан в 1832 г.) Пушкин отозвался следующим
образом: "Ермак - лирическое стихотворение, не есть произведение драматическое.
В нем все чуждо нашим нравам и духу, все, даже самая очаровательная прелесть
поэзии". О "Дмитрии Самозванце" Белинский писал: "стихи
так же хороши, как и в "Ермаке", местами довольно удачная подделка
под русскую речь, а при этом совершенное отсутствие драматизма, характеры
- сочиненные по рецепту; герои драмы - идеальный студент на немецкую стать;
тон детский, взгляды невысокие, недостаток такта действительности совершенный".
В настоящее время трагедии Х. имеют лишь биографический и исторический интерес,
точно так же как и большинство его стихотворений. Х. не был истинным поэтом:
он вполне справедливо писал о своих стихах, что "они когда хороши, держатся
мыслию, т. е. прозатор везде проглядывает, и следовательно должен, наконец,
задушить стихотворца". В тридцатые годы складывается теория славянофильства
- и Х. принадлежит важнейшая роль в ее разработке. Члены кружка, которые взялись
за это дело, в начале тридцатых годов были, по словам Кошелева, ярыми западниками,
и Х. почти один отстаивал необходимость для каждого народа самобытного развития,
значение веры в человеческом душевном и нравственном быту и превосходство
нашей церкви над учениями католичества и протестантства. И.В. Киреевский перешел
к славянофильским взглядам под большим влиянием Х. После закрытия "Европейца"
происходит тесное сближение Киреевского с Х., начинается совместная работа
над разработкой системы, вербуются прозелиты (Д.А. Валуев, А.Н. Попов, позже
К.С. Аксаков и Ю. Самарин ). В стихотворениях Х. тридцатых годов имеются налицо
все элементы славянофильской теории: вера в гибель Запада и будущее России
("Ложится тьма густая на дальнем Западе, стране святых чудес... Век прошел
и мертвенным покровом задернут Запад весь. Там будет мрак глубок... Услышь
же глас судьбы, воспрянь в сияньи новом, проснися дремлющий Восток"...
"И другой стране смиренной, полной веры и чудес, т. е. России - Бог отдаст
судьбу вселенной, гром земли и глас небес"), убеждение в самобытности и
ценности русских начал и т. д. В своих стихах Х. всегда отводил много места
славянству и его будущему: его поэзия даже называется "поэзией славянства".
Еще в 1831 г. Х., в оде по поводу польского мятежа, рисовал картину будущего:
"гордо над вселенной, до свода синего небес орлы славянские взлетают
широким дерзостным крылом, но мощную голову склоняют пред старшим - Северным
Орлом. Их тверд союз, горят перуны, закон их властен над землей, и будущих
Баянов струны поют согласье и покой!.." К концу тридцатых годов Х., по
настоянию своих юных друзей, Д. А. Валуева и А. Н. Попова, начал заносить
на бумагу свои "Мысли о всеобщей истории". С этим трудом Х. не расставался
до своей смерти и довел систематическое обозрение всемирной истории до половины
средних веков. "Записки о всемирной истории" были напечатаны только
по смерти Х. и занимают в последнем издании его сочинений три объемистых тома
(V - VIII). Х. ставил своей задачей собственно не историю, а схему, которая
охватывала бы жизнь всех племен земного шара и рассматривала бы исторический
процесс с точки зрения внутренних сил, его обуславливающих, главным образом
- религии. Нельзя отказать Х. в огромных сведениях, но он пользуется ими до
крайности тенденциозно, оправдывая излюбленные славянофильские идеи о характере
истинного просвещения, о рационализме и вещественности западных начал, о полноте
духа, проявившейся в славянских землях и т. д. Исторический трактат изобилует
самыми странными с научной точки зрения положениями: Х. находит славян за
несколько тысячелетий до Рождества Христова: англичане, по его мнению, в сущности,
угличане, тюринги - тверичи, Эвксин - Сине море и т. п. - В начале сороковых
годов славянофильская доктрина получает выработанный и стройный вид во время
споров с западниками (Герценом, Грановским и др.) в салонах Елагиной и Свербеевых.
В этих спорах главную роль среди славянофилов играл Х.; обладая огромной эрудицией,
особенно в сфере церковной истории и богословия, и необыкновенными диалектическими
способностями, он был опасным противником западников. Вот как характеризует
его Герцен: "Ум сильный, подвижный, богатый средствами и неразборчивый
на них, богатый памятью и быстрым соображением, он горячо и неутомимо проспорил
всю свою жизнь... Во всякое время дня и ночи он был готов на запутаннейший
спор и употреблял для торжества своего славянского воззрения все на свете
- от казуистики византийских богословов до тонкостей изворотливого легиста.
Возражения его, часто мнимые, всегда ослепляли и сбивали с толку". Первая
журнальная статья Х.: "Замечания на статью о чресполосном владении"
напечатана в "Московском Наблюдателе" (1835, апрель, книга 2-я).
Статья "О старом и новом", не предназначавшаяся для печати, была
прочитана на вечере у Киреевского. Взгляды, высказанные здесь Х., во многом
отличаются от его позднейших и поражают своей парадоксальностью. Статья Х.:
"О сельских условиях" ("Москвитянин", 1842, книга 6) была
вызвана указом об обязанных крестьянах. Вслед за ней появился (там же, книга
10) ответ Х. на сделанные ему возражения ("Еще о сельских условиях").
По вопросу о способах и сроке совершения крестьянской реформы славянофилы
расходились во взглядах: Киреевский был против крайних мер, а Х. и Кошелев
защищали полное освобождение крестьян посредством одновременного выкупа во
всей России. В названных статьях Х. рассуждал о принципах, которые должны
были лечь в основу свободных договоров между крестьянами и помещиками. Как
вознаграждение со стороны первых за землю, Х. рекомендует половничество. Защищая
полюбовность сделок и отрицая определение повинностей законом, Х. настаивает
на том, чтобы помещики заключали договоры не с отдельными лицами, а с обществом,
при условии сохранения общинного землепользования. Выяснение вопроса об общине
составляет заслугу Х.: защитники общины немного прибавили его к доводам в
пользу общины. Х. выяснял и экономическое, и нравственное значение общины,
с помощью которой достигаются "сохранение исконного обычая, право всех
на собственность поземельную и право каждого на владение, нравственная связь
между людьми и нравственное воспитание людей в смысле общественном посредством
постоянного упражнения в суде и администрации мирской, при полной гласности
и правах совести". Х. видел в общине единственно уцелевшее гражданское
учреждение всей русской истории, из которого мог развиться целый гражданский
мир. Взгляды Х. на общину изложены в замечательном письме к А. И. Кошелеву
от 1849 г. Крестьянский вопрос не переставал занимать Х. в течение всей его
жизни: много свидетельств этому представляет его переписка. В 1858 г. он отослал
свой проект об отмене крепостного права Я. И. Ростовцеву. Требуя освобождения
с землей путем однообразного, одновременного и обязательно выкупа, Х.
проектировал чрезвычайно мелкий надел. Практические мероприятия Х. по отношению
к своим крестьянам не вполне соответствуют его теоретическим взглядам. - В
первой половине 40-х годов Х. помещал свои статьи в "Москвитянине".
Обладая блестящим литературным талантом, Х. защищал положение славянофильской
школы, касаясь самых разнообразных тем. Таковы его статьи: "Письмо в
Петербург о выставке" (1843), "Опера Глинки "Жизнь за Царя"
(1844), "Письма в Санкт-Петербург по поводу железной дороги" (1845).
В 1844 г. Х. выпустил сборник стихотворений, крайне недружелюбно встреченный
Белинским. В 1845 - 1847 гг., по поводу написанного Х. введения к "Историческому
Сборнику" Д. А. Валуева, между Х. и Грановским завязалась полемика; в
своем последнем ответе, отказываясь от ее продолжения, Грановский признал
"превосходную ловкость противника в умственной гимнастике". Наиболее
значительна статья Х.: "Мнение иностранцев о русских" ("Москвитянин",
1845). В "Московских Сборниках" 1846 и 1847 гг. Х. напечатал "Мнение
русских об иностранцах" и "О возможности русской художественной
школы". В последней статье подчеркивается необходимость живого общения
с народом ("восстановление наших частных умственных сил зависит вполне
от живого соединения со стародавней и все-таки нам современной русской жизнью,
и это соединение возможно только посредством искренней любви"). "Письмо
об Англии" ("Москвитянин", 1848, книга 7-я) содержит парадоксальную,
но блестящую характеристику англичан, торизма и вигизма. Сочувствие автора
- на стороне торизма. К 1849 г. относится статья "По поводу Гумбольдта":
западные начала жизни оказываются беспомощными, единственное спасение Запада
- в принятии православия, содержащего вечную истину первобытного христианства
во всей ее полноте, т. е. тождество единства и свободы, проявляемое в законе
духовной любви. В последние годы царствования Николая I, годы крайнего стеснения
мысли, Х. писал мало. Статья, написанная им по поводу статьи И.В. Киреевского
"О характере просвещения и о его отношении к просвещению России"
(помещенной в первой книге "Московского Сборника"), предназначалась
для 2-й книги Сборника, которая не была пропущена цензурой. В этой статье
Х. развивает положения Киреевского о раздвоении и рассудочности, как последнем
слове западноевропейской образованности, и цельности и разумности, как выражении
древнерусской образованности, но отказывается принять мнение Киреевского о
том, что "христианское учение выражалось в чистоте и полноте во всем объеме
общественного и частного была древнерусского". На вопрос, почему же Россия,
при гораздо высшем начале, не опередила Европу, Х. отвечает: "просветительное
начало, по своей всесторонности и полноте, требовало для своего развития внутренней
цельности в обществе, которой не было; этой цельности не могло оно дать мирными
путями вследствие неполного понятия о православии в значительной части людей,
составляющих русский народ, и недостатка определенного сознания во всех".
В древней Руси шла борьба народа с государственной властью или земщины с дружиной.
Дружина и была той силой, которая препятствовала действительному воплощению
истинного просветительного начала в русскую жизнь. В 1854 г. было написано
Хомяковым и распространилось во многочисленных списках стихотворение "Россия",
заключающее известную характеристику: "В судах черна неправдой черной и
игом рабства клеймена, безбожной лести, лжи тлетворной, и лени мертвой и позорной,
и всякой мерзости полна!" Когда славянофилы, в 1856 г., получили возможность
издавать "Русскую Беседу", Х. был деятельным сотрудником и духовным
руководителем журнала. Многие редакционные статьи принадлежат ему. Им было
написано и предисловие к журналу, излагавшее его credo. Из статей Х., напечатанных
в "Русской Беседе", выдаются: "Разговор в Подмосковной"
(определение элемента народного и общечеловеческого), "Письмо к Т. Филиппову",
"Замечания на статью Соловьева "Шлецер и антиисторическое направление",
"Картина Иванова". В последние годы своей жизни Х. принял деятельное
участие в восстановлении "Общества Любителей Российской Словесности при
Московском университете" и был избран его председателем. Сохранилось
несколько его речей; одна из них была обращена к графу Л. Толстому, в ответ
на его речь о необходимости свободного искусства. Х. указывает на несоответствие
его теории о самодовлеющем искусстве с его художественной деятельностью, одним
из важных элементов которой является обличение. В словесности, по словам Х.,
"вечное и художественное постоянно принимает на себя временное и преходящее,
превращая и облагораживая его, и все разнообразные отрасли человеческого слова
беспрерывно сливаются в одно гармоническое целое". В 1858 г. Х. редактировал
известное "Послание к Сербам". Объединение славянофильских начал
происходило на почве богословия и своеобразной философии. Философия Х. ближайшим
образом примыкает к Киреевскому, но богословие - та специальная область, единственным
представителем которой был Х., являвшийся среди славянофилов верховным авторитетом
по вопросам веры. Особенно занимали его вопросы об отношении веры к знанию
и о положении православия среди других исповеданий. В конце второй половины
1840-х годов он написал "Опыт катехизического изложения учения о церкви";
этот труд был издан только после его смерти в "Православном Обозрении"
1864 г. К 1844 - 55 годам относится переписка Х. с англичанином Пальмером,
вызванная желанием последнего оставить англиканскую церковь. С особенной обстоятельностью
рассмотрено православие в его отношениях к католичеству и протестантству в
трех брошюрах Х., вышедших по-французски за границей в 1853, 1855 и 1858 годах,
под общим заглавием: "Несколько слов православного христианина о западных
вероисповеданиях". Во второй брошюре результатом нравственного братоубийства,
выразившегося в разделении церквей, выставляется, между прочим, союз Запада
с исламом против православия. В 1860 г. Х. приготовил для французского журнала
"Union Chretienne" статью "о библейских трудах Бунзена",
"Письмо к Утрехтскому епископу" и заметку "о значении слов:
католический и соборный"; только последняя была напечатана в журнале.
Х. принадлежит перевод посланий апостола Павла к Галатам и к Ефсеям. Все богословские
труды Х. собраны во 2-м томе его "Сочинений". Только в 1879 г. этот
том был допущен к обращению в России, причем издателем было поставлено в обязанность
упомянуть, что "неопределенность и неточность встречающихся в нем некоторых
выражений произошла от неполучения автором специально-богословского образования".
Последователи Х. приписывают его богословским трудам огромное значение и готовы
признавать его "отцом церкви". Представители официальной науки расходятся
в их оценке: одни заподозревают Х. в неправославии. Другие думают, что Х.
открыл новый метод в науке православного богословия и что немногие профессиональные
богословы так хорошо поняли дух православия, как Х. Во всяком случае, в русском
богословии не обнаруживаются до сих пор результаты пользования новым методом,
а за границей брошюры Х. большого впечатления не произвели. Центральным пунктом
теологии Х. является выяснение идеи церкви. Рассматривая церковь как живой
организм любви и истины, Х. говорит: "Церковь не в более или менее значительном
числе верующих, даже не в видимом собрании верующих, но в духовной связи,
их объединяющей". Полнейшая свобода исследования предоставляется членам
церкви, и только начало деятельной любви обеспечивает ее единство. Церковь
составляют или, вернее, творят не одна иерархия, но все ее члены, пребывающие
в живом взаимодействии между собой. Католичество изменяет началу свободы во
имя единства, протестантство - наоборот. Православие одно осталось верным
духу христианства, являясь гармоническим сочетанием единства и свободы в принципе
христианской любви; католичество, в силу особых условий своего развития, прониклось
рационализмом, отвергнув соборное начало; протестантство есть только дальнейшее
развитие католического рационализма, приводящее от единства к свободе. По
мнению Владимира Сергеевича Соловьева, Х., критикуя католичество и протестантство,
имеет дело с конкретными историческими явлениями; между тем православие рассматривается
им не в исторической обстановке, а в том идеальном представлении, которое
составили о нем славянофилы. Свои философские воззрения Х. не успел выразить
с той полнотой, с какой обработана его теология. Первая философская его статья
"По поводу отрывков, найденных в бумагах И. В. Киреевского" ("Русская
Беседа", 1857, 1), и представляет реконструкцию философских взглядов
Киреевского. Письмо его к Ю.Ф. Самарину: "О современных явлениях в области
философии" напечатано в "Русской Беседе" (1859, книга 1-я).
Второе философское письмо к Самарину осталось незаконченным ("Русская
Беседа", 1860, книга 2-я). В этих статьях набросана только гносеология
Х. Исходя из обычного славянофильского взгляда, по которому рационализм упирается
в глухую стену, Х. усматривает гносеологическую ошибку рационализма в том,
что он источник познания видит только в рассудочной деятельности, в не во
всей полноте сил духа, недостаточно высоко ценя значение воли для познания.
Рассудок постигает только законы познаваемого; живая действительность воспринимается
всею полнотой сил духа. В онтологии Х. успел установить только одно понятие
Сущего, которое он определяет как Разумную Волю или как Волящий Разум. Философская
система славянофильства, построенная Х. и Киреевским, еще не нашла компетентной
оценки. В гносеологических взглядах Х. несомненно много нового и интересного.
В 1900 г. сочинения Х. вышли в Москве в новом тщательном издании в 8 томах
(том 1 и 3 - прозаические сочинения; том 2 - богословские труды; том 4 - драмы
и стихи; т. 5, 6 и 7 - записки о всемирной истории, том 8 - письма). Биография
и свод отрывков, характеризующих учение Х. - в книге В. Ляскоронский "А.
С. Х. Его жизнь и сочинения" (Москва, 1897). Взгляды Х. рассматриваются
во всех трудах, посвященных славянофильству. Теологическому учению Х. посвящены
статьи Н. И. Барсова (в книге "Исторические, критические и полемические
опыты", Санкт-Петербург, 1879), Иванцова-Платонова (в "Православном
Обозрении", 1869), Певницкого (в "Трудах Киевской Духовной Академии",
1869 и 1870). Обозрение литературы о Х. - см. в статье Колубовского "Материалы
для истории философии в России" ("Вопросы философии и психологии",
1891, книга 6-я). Подробный библиографический указатель дан также в появившемся
в 1902 г. обширном труде профессора Завитневича "А. С. Х." (том
I, книги 1 и 2, Киев). В первой книге рассмотрены молодые годы, общественная
и научно-историческая деятельность Х.; во второй - труды Х. в области
богословия. Труд господина Завитневича еще далек от окончания. И. Щ.
|