|
Хейзинга
Йохан
|
|
Хёйзинга Йохан (1872 - 1945) - голландский историк средневековья и культуролог, основоположник игровой концепции культуры. В главном философско-культурологическом произведении "Homo ludens"(«Человек играющий») (1938) Х. рассматривает игровой аспект в различных формах культурного существования человека, прежде всего на материале истории европейской Х. рассматривает игру как явление культуры, но игра старше культуры; так Х., в отличии, например, от Финка, также писавшего и игре, считает, что игра является характеристикой не только человеческого, но и животного существования. Х. Считал, что игра перерастает рамки чисто физиологической или чисто физической деятельности. Участвуя в игре, человек осознает ее смысловую сущность, осуществляя свою свободу в игровом творчестве. Игра обладает относительной самостоятельностью в культуре. Игра предполагает свободную деятельность человека, и уже в силу этого она выходит за рамки природных процессов, хотя, повторяю, Х. признает игру и для животных.. Игра для взрослого человека является излишеством, без нее можно обойтись. Именно в силу обособленности игры от "обыденной" жизни игра выступает средоточием культуры. Внутри игрового пространства существует особый порядок. В сумбурном, суетном мире игра создает временное, ограниченное совершенство. Х. Распространял понятие игры в культуре далеко за пределы общепринятого понятия игры (например, спортивная игра, игра в карты и т. п.). Все социальные и межличностные отношения являются определенными игровыми сценариями. Даже богослужение или священнодействие является игрой, поскольку они перемещают участников в другой мир, отличный от обыкновенного. Используя большое количество исторических фактов, Х. Доказывает, что язык, правосудие, война, поэзия, философия, искусство и др. явления культуры имеют игру в качестве своей основы. Х. считал, что каждая эпоха имеет свои уникальные игровые функции, и их изучение не может проводиться в терминах и категориях другой культуры. Данный тезис Х. доказал на примере исторического изучения позднего Средневековья. Наряду с культурологическими работами, Х. известен своими работами по культуре современности и истории позднего средневековья. Х. считал, что современный человек живет в мире контрастов. Человек подчиняет природу, общественное благо и труд становятся высшей ценностью; но, вместе с тем, господствует чувство неопределенности, страх перед будущим, ощущение упадка культуры. Кризис культуры сопровождается опасными пророчествами о возможной гибели цивилизации. Х. последовательно обрисовывает главные недуги современности: всеобщее ослабление способности суждения, снижение критической потребности, профанация науки, отказ от идеала познания, упадок моральных норм, суеверия, вражда государств, утрата стиля и др. Х. отмечал, что "систематический философский и практический антиинтеллектуализм", который наблюдается, например, в прагматизме или постмодернизме, есть совершенно новый феномен в истории культуры. Х. справедливо указывал, что для подобных направлений идеи утратили градацию ценности, что современная философская культура отреклась от Истины. Иррационализм насаждает культ безразличия к истине, девальвирует ценности, что практически сводит к нулю блага всеобщего образования. Не соглашаясь с точкой зрения О. Шпенглера о конце западной цивилизации, Х. считал, что данные проблемы необходимо незамедлительно решать. Х. предлагал идеалистическую программу решения этих проблем, полагая, что они коренятся в душе отдельно взятого человека, призывал человека к бережному отношению к истории и традиции и к духовному совершенствованию. Лит.: Homo Ludens. М., 1992. Осень Средневековья. М., 1988.
|
Все
содержание (C) Copyright РХГА