Хайдеггер Мартин (1889-1976)
назад

    Сочинения

    О тайне башни со звоном

    В рождественское утро, в ранний час, примерно в половине
    четвертого, в дом пономаря пришли мальчишки-звонари. Мать уже
    накрыла на стол и подала кофе с молоком и печенье. Стол стоял
    рядом с рождественской елкой, и благоухание ели и свечей
    заполнило всю комнату еще со святого вечера. Долгие недели,
    если не целый год, радовались мальчики тому, что ожидало их в
    этот час в доме пономаря. В чем же таилось очарование этого
    часа? Конечно, не в том, что было так вкусно поедать в столь
    ранний час, войдя в. комнату из самой зимы, среди ночи. Многие
    из мальчишек у себя дома ели лучше. Волшебство таилось в
    чудесной странности дома, в необычности часа, в ожидании звона
    и самого торжества. Возбуждение овладевало всеми уже в доме,
    когда мальчики, насытившись, зажигали в передней фонари --
    каждый свой. То были огарки, снятые с алтаря; пономарь собирал
    их для такой надобности в ризнице и держал там в особом ящике.
    Оттуда и мы сами, дети пономаря, забирали свечи, чтобы ставить
    их на "свой" алтарь, у которого, играя в игру серьезную, мы
    "читали мессу".
    Справившись с фонарями, мальчики -- впереди старший
    звонарь -- бодро топали по снегу и затем пропадали в дверях
    башни. В колокола, особенно в большие, звонили, находясь в
    звоннице. И несказанно волнующим было предварявшее звон
    раскачивание колоколов -- тех, что побольше, языки которых были
    накрепко перехвачены веревками и отпускались лишь тогда, когда
    колокола совсем уже раскачались, -- для этого надо было знать
    определенные приемы. Делали так, чтобы каждый колокол, вступая
    в свой черед, сразу же звучал полногласно и мощно. И лишь
    опытный человек мог определить, "правильно" ли звонят, потому
    что и оканчивать звон требовалось точно так же, но лишь в
    обратном порядке. Било колокола надо было перехватить, пока
    колокол еще звучал во всю свою силу, -- и беда, если неловкий
    звонарь давал колоколу "ускользнуть"...
    Как только в рождественскую рань отзвучали четыре удара,
    отметившие час, вступал самый маленький из колоколов,
    именовавшийся трехчасовым, потому что в него всегда били в три
    часа пополудни. И это тоже входило в обязанность
    мальчиков-звонарей, отчего вечно и прерывались их игры в
    дворцовом парке или на "мосту у рынка" перед ратушей. Однако
    нередко, особенно летом, звонари переносили свои игры на
    звонницу или на самый верхний ярус башни в непосредственную
    близость от циферблатов башенных часов, где свили гнезда галки
    и черные стрижи. Но тот же трехчасовик оповещал о смерти и
    тогда подавал "знак". В таком случае звонил всегда сам
    пономарь.
    Когда в четыре часа начинался "страшный" звон (нужно было
    заставить в страхе вскочить с постели всех, кто заспался), то
    следом за трехчасовиком вступал томно-сладкий глас "альвы",
    затем "дитяти" (обычно звавший на детское богослужение, на
    уроки закона божия и на чтение розария), затем "одиннадцатый",
    в который тоже звонили каждодневно, обычно сам пономарь, потому
    что мальчики в это время были в школе, потом "двенадцатый",
    тоже каждодневно возвещавший полдень, затем колокол, по
    которому ударял молот часового механизма, и, наконец,
    "большой". Полновесными, тяжелыми, далеко разносившимися
    ударами "большого" завершался утренний перезвон в дни больших
    праздников. Вскоре после того начинали звонить к службе
    ангелов. Точно так звонили и ко всенощной в предпраздничные
    дни, и. тогда, как правило, дети пономаря не отсиживались в
    стороне, хотя, конечно, они же были и причетниками, а с
    возрастом, естественно, становились старшими причетниками. В
    число звонарей они не входили, однако, нужно думать, били в
    колокола почаще тех, кого особо отбирали для такого занятия.
    Кроме названных семи колоколов над самой верхней лестницей
    в звонницу висел еще "серебряный колокольчик", от которого к
    самому входу в ризницу, во всю высоту башни, свисала тонкая
    бечева. Когда совершалось св. таинство Пресуществления,
    пономарь при посредстве этого колокольчика подавал знак к
    началу и завершению перезвона.
    Но вот куда звонарей не приходилось особо приглашать, так
    это к "перестуку". Начиная с чистого четверга на Страстной
    неделе и до вечера Великой субботы колокола оставались немы, а
    тогда на службу и на молитву прихожан созывали "трещотки".
    Вращением вала в движение приводился целый ряд деревянных
    молотков и молоточков, которые, ударяя по твердому дереву,
    производили треск, приличный для скорбных дней Страстной
    недели. "Трещали" сразу со всех четырех углов, начиная с
    ближайшего к ратуше, так что "трещотки" одна за другой
    приводились в движение сменявшими друг друга мальчиками.
    В эту пору ощущались уже предвестия грядущей весны, и с
    высоты башни, откуда открывался дальний вид, невыразимые,
    неясные ожидания плыли навстречу лету.
    Таинственный лад, соединявший и сопрягавший в целое
    последовательность церковных праздников, вигилий, времен года,
    утренних, дневных и вечерних часов каждого дня, так что единый
    звон проникал и пронизывал юные сердца, сны и мечты, молитвы и
    игры, -- он, этот лад, видимо, и скрывает в себе одну из самых
    чарующих, самых целительных и неисповедимых тайн башни со
    звоном, -- он скрывает в себе тайну затем, чтобы в непрестанной
    смене и с извечной неповторимостью раздаривать ее вплоть до
    самого последнего погребального звона, призывающего в укромные
    недра Бытия.

    1956

    Перевод А. Михайлова


 

Возврат:    [начальная страница]   [список авторов]


Все содержание (C) Copyright РХГА