назад |
ХАЙДЕГГЕР (Heidegger) Мартин (1889-1976) - нем. философ, родоначальник
т.н. "атеистического" экзистенциализма. Изучал теологию и
философию во Фрейбург. ун-те. Был ассистентом Гуссерля. В 1923-28 -
проф. философии Марбург., затем - Фрейбург. ун-та. В 1933 принял от
фашист. Властей пост ректора этого ун-та, оставил его через 10 мес.
После разгрома фашизма был отстранен от преподавательской дея-тельности,
вернулся к ней в 1952.
Филос. воззрения Х. складывались под влиянием разл. филос. школ (неокантиан-ство,
филос. жизни, феноменология), христ.-теологич. идей (Августин, Лютер,
Каль-вин, Кьеркегор, "диалектическая теология"), нем. поэтов
Гельдерлина, Рильке, Тракля. Связующим звеном творчества Х. является
идея бытия. В первый, экзистенциальный, период он создает "фундаментальную
онтологию", описывая в "Бытии и времени" (1927) трансцендентальную
структуру "здесь-бытия", исходя из чел. существования. С сер.
1930-х гг. Х. обращается к интерпретации текстов Аристотеля, Платона,
Ницше, Гёльдерлина, Рильке. Исходной посылкой становится само бытие,
только так можно понять все сущее и человека прежде всего. Осн. тема
размышлений теперь - филосо-фия культуры, язык. Гл. порок всей западноевроп.
философии, по Х., - забвение бы-тия, подмена вопроса о нем рассмотрением
сущего, так что истина бытия остается не-осмысленной. "Кульминационный
пункт" западноевроп. философии - нигилизм Х. характеризует как
"всемирно-историческое движение народов земли", результатом
к-рого является совр. "кибернетический мир", несущий угрозу
человеку и мышлению. "Калькулирующему, исчисляющему" мышлению
Х. противопоставляет подлинное, "осмысляющее", мышление, где
важен диалог поэта и мыслителя, а язык предстает как средство выражения
самого сокровенного в философии и иск-ве.
Эти идеи Х. оказали огромное влияние на совр. философию (Гадамер, Лёвит,
Сартр, Деррида) и теологию (Гвардини, Ранер, Иоанн Павел II).
Соч.: Время картины мира; Вопрос о технике; Наука и осмысление; Что
такое ме-тафизика? // Нов. технократическая волна на Западе. М., 1986;
Исток художественного творения // Заруб. эстетика и теория литературы
XIX-XX вв. М., 1987; Европейский нигилизм; Письмо о гуманизме // Проблема
человека в западной философии. М., 1988; основные понятия метафизики
// Вопр. философии. 1989. № 9; Sein und Zeit. Tubingen, 1957; Holzwege.
Frankfurt a. Mein, 1957; Unterwegs zur spsache. Tubingen, 1971.
|