Томас Гоббс (1588-1679)

 

 

Гоббс Томас(1588-1679)-крупнейший представитель философии Нового Времени, один из основоположников, наряду с Фрэнсисом Бэконом, английского эмпиризма. Родился в семье священника, в 1608 году окончил Оксфордский университет. На философские и общественно-политические Взгляды Г. сильно повлияла английская буржуазная революция: будучи сторонником монархии, он с 1640 г. находится в эмиграции во Франции, в Ангию возвращается в 1651 г. после укрепления позиций Кромвеля, сторонником которого он являлся.
Теория познания Г. построена на приоритете чувственного восприятия.
Г. понимает природу человека как неизменную, определяемую "естественным законом"--стремлением к самосохранению и удовлетворение своих потребностей. Основным принципом человеческого поведения выступает "естественный эгоизм", побуждающий определять свои планы и действия исходя из любви к себе, а не другим. Такое положение не может не вызывать постоянного конфликта и вражды между людьми, состояния "войны всех против всех". Средством преодоления такой разобщенности выступает добровольный "общественный договор", который заключают люди догосударственного способа существования и который приводит к самогограничению человеку и передачи всей полноты власти государству, устанавлдивающему четкие и определенные законы, нормирующие человеческие взаимоотношения. Таким образом, само государство понимается Г. как "искусственное тело", результат не божественного, а человеческого установления. В государственном способе существования человек может наиболее полно реализовать свои естественные, данные ему от рождения, права: право на безопасность, жизнь, владение имуществом. Будучи сторонником абсолютной власти государства("государственной тирании") Г. признавал и определенную свободу за человеком-например, свободу выбора местожительства, рода занятий, образа жизни. Наиболее близкой из форм государственной власти для Г. была монархия, могущая, как казалось ему, наиболее эффективно формировать сильное государство.
Этика у Г. выводится из природы. Благо рассматривается как предмет влечения и желания, зло-как предмет отвращения и ненависти. Поскольку основой нравственности выступает неизменная природа человека, то этические понятия предстают как относительные, по-разному определяюсь в различных культурах и временах. Предназначение этических нормативов состоит в сохранении гражданского мира, который рассматривается как величайшее благо; таким образом, естественный нравственный закон служит фундаментом для гражданских добродетелей, а государств.о делает человека нравственным.

Jacob Boehme, Paris, 1929.

Дорофеев Д.Ю.

 

Возврат:    [начальная страница]   [список авторов]


Все содержание (C) Copyright РХГА