|
Гоббс Томас(1588-1679)-крупнейший
представитель философии Нового Времени, один из основоположников, наряду
с Фрэнсисом Бэконом, английского эмпиризма. Родился в семье священника,
в 1608 году окончил Оксфордский университет. На философские и общественно-политические
Взгляды Г. сильно повлияла английская буржуазная революция: будучи сторонником
монархии, он с 1640 г. находится в эмиграции во Франции, в Ангию возвращается
в 1651 г. после укрепления позиций Кромвеля, сторонником которого он
являлся.
Теория познания
Г. построена на приоритете чувственного восприятия.
Г. понимает
природу человека как неизменную, определяемую "естественным законом"--стремлением
к самосохранению и удовлетворение своих потребностей. Основным принципом
человеческого поведения выступает "естественный эгоизм", побуждающий
определять свои планы и действия исходя из любви к себе, а не другим.
Такое положение не может не вызывать постоянного конфликта и вражды
между людьми, состояния "войны всех против всех". Средством
преодоления такой разобщенности выступает добровольный "общественный
договор", который заключают люди догосударственного способа существования
и который приводит к самогограничению человеку и передачи всей полноты
власти государству, устанавлдивающему четкие и определенные законы,
нормирующие человеческие взаимоотношения. Таким образом, само государство
понимается Г. как "искусственное тело", результат не божественного,
а человеческого установления. В государственном способе существования
человек может наиболее полно реализовать свои естественные, данные ему
от рождения, права: право на безопасность, жизнь, владение имуществом.
Будучи сторонником абсолютной власти государства("государственной
тирании") Г. признавал и определенную свободу за человеком-например,
свободу выбора местожительства, рода занятий, образа жизни. Наиболее
близкой из форм государственной власти для Г. была монархия, могущая,
как казалось ему, наиболее эффективно формировать сильное государство.
Этика у Г. выводится из природы. Благо рассматривается как предмет влечения
и желания, зло-как предмет отвращения и ненависти. Поскольку основой
нравственности выступает неизменная природа человека, то этические понятия
предстают как относительные, по-разному определяюсь в различных культурах
и временах. Предназначение этических нормативов состоит в сохранении
гражданского мира, который рассматривается как величайшее благо; таким
образом, естественный нравственный закон служит фундаментом для гражданских
добродетелей, а государств.о делает человека нравственным.
Jacob Boehme, Paris,
1929.
Дорофеев
Д.Ю.
|