Максимы
и размышления
Человек никогда
не понимает, насколько он антропоморфен.
Человеку прирождена
и с его природой теснейшим образом связана та особенность, что
для познания ему недостаточно ближайшего. Между тем каждое явление,
которое мы сами воспpинимaeм, представляет в данный момент ближайшее,
и, раз мы энергично будем пытаться проникнуть в него, мы можем
требовать от него, чтобы оно само себя объяснило.
*
Этому люди,
однако, не научатся, потому что это противоречит их природе. Поэтому
и образованные люди, познав где-нибудь нечто истинное, не могут
воздержаться от приведения его в связь не только с ближайшим,
но также с самым отдаленным. Отсюда проистекает заблуждение за
заблуждением. Близкий феномен связан в действительности с отдаленным
лишь в том смысле, что все приурочено к немногим великим законам,
которые повсюду обнаруживаются.
*
Человек должен
верить, что непостижимое постижимо -
иначе он не стал бы исследовать.
*
Мыслящий человек
обладает тем удивительным свойством, что туда, где лежит неразрешенная
проблема, он любит примышлять образ фантазии, от которого он не
может отделаться, даже когда проблема разрешена и истина очевидна.
*
Человек находит
себя среди действий и не может удержаться от вопроса о причинах.
Как существо косное, он хватается за ближайшую из них как за наилучшую
и на этом успокаивается. В особенности любит поступать так человеческий
рассудок.
*
Всякая идея
вступает в явление как чуждый гость и, начиная реализоваться,
с трудом может быть отличена от фантазии и фантазерства.
*
Обыденный
рассудок, которому приписывается роль гения человечества, должен
быть сначала рассмотрен в своих проявлениях. Исследуя, для чего
пользуется им человечество, мы найдем следующее: человечество
ограничено потребностями. Если последние не удовлетворены, оно
выказывает нетерпение. Если они удовлетворены, оно представляется
равнодушным. Настоящий человек движется, стало быть, между обоими
состояниями, и свой рассудок, так называемый человеческий рассудок,
он будет применять для удовлетворения своих потребностей. Когда
это сделано, его задача — заполнить собою сферу безразличия. Если
он не выходит из ближайших и необходимейших границ, это ему и
удается. Но если потребности повышаются, выступают из круга обыденного,
то обыденного рассудка недостаточно, он уже больше не гений, и
человечеству открывается область заблуждения.
*
В течение
долгого времени занимались критикой разума. Я желал бы критики
человеческого рассудка. Было бы истинным благодеянием для человеческого
рода, если бы обыденному рассудку могли убедительно показать,
как далеко он может простираться, а это и будет как раз столько,
сколько ему совершенно достаточно для земной жизни.
*
В сущности
говоря, вся философия есть лишь человеческий рассудок на туманном
языке.
*
Человеческий
рассудок, областью которого является, собственно, практика, заблуждается,
лишь отваживаясь пускаться на разрешение более высоких проблем.
С другой стороны, и более высокая теория редко умеет освоиться
с кругом, где действует и орудует рассудок.
*
И как раз
тогда, когда отстранены проблемы, допускающие только динамическое
объяснение, снова в порядке дня появляются механические способы
объяснения.
*
Все эмпирики
стремятся к идее и не могут открыть ее в многообразии. Все теоретики
ищут ее в многообразном и не могут найти ее в нем.
*
Однако обе
стороны сходятся в жизни, в деле, в искусстве. Об этом так часто
говорилось, но мало кто умеет это использовать.
Анаксагор
учит, что все животные обладают активным разумом, но лишены пассивного,
который является как бы толмачом рассудка.
*
Обыденное
созерцание, правильный взгляд на земные вещи, является наследием
общего человеческого рассудка. Чистое созерцание внешних и внутренних
вещей очень редко.
Первое проявляется
в практическом смысле, в непосредственной деятельности. Второе
— символически, преимущественно посредством математики, в числах
и формулах, посредством Речи, изначально тропической, как поэзия
гения, как поговорочная мудрость человеческого рассудка.
*
Счет является,
правда, низкой, но уже идеальной деятельностью человека, и с помощью
него столь многое осуществляйся в обыденной жизни; большое удобство,
общедоступность и применимость обеспечивают упорядочиванию по
числу доступ и успех также и в науках.
*
Аллегория
превращает явление в понятие, понятие в образ но так, что понятие
все еще содержится в образе в определенной и полной форме и с
помощью этого образа может быть выражено.
Символика
превращает явление в идею, идею в образ, и притом так, что идея
всегда остается в образе бесконечно действенной и недостижимой.
Даже выраженная на всех языках она осталась бы все-таки невыразимой.
*
При самой
разработанной номенклатуре мы должны помнить, что это только номенклатура,
слово является приспособленным к какому-нибудь явлению, прикрепленным
к нему знаком из слогов, следовательно, никоим образом не выражает
полностью природу и потому должно рассматриваться только как пособие
для нашего удобства.
*
Идея и опыт
никогда не встретятся на полпути. Соединить их можно лишь искусством
и практикой.
*
Только в самом
высоком и самом обыденном идея и явление сходятся вместе. На всех
средних ступенях созерцание и опыта они разделяются. Самое высокое
-- это созерцание различного как тождественного. Самое обыденное
— деяние, активное объединение разделенного в одно тождество.
*
Теория и опыт
(феномены) противостоят друг другу в постоянном конфликте. Всякое
соединение в рефлексии является иллюзией, соединить их
может только деятельность.
Гёте И.-
В. Избр. филос. Произв. М., 1964. С. 323, 350- 352.
|