ГЕРЦЕН
Александр Иванович (1812-70), российский революционер, писатель,
философ. Внебрачный сын богатого помещика И. А. Яковлева. Окончил
Московский университет (1833), где вместе с Н. П. Огаревым возглавлял
революционный кружок. В 1834 арестован, 6 лет провел в ссылке.
Печатался с 1836 под псевдонимом Искандер. С 1842 в Москве, глава
левого крыла западников. В философских трудах "Дилетантизм
в науке" (1843), "Письма об изучении природы" (1845-46)
и др. утверждал союз философии с естественными науками. Остро
критиковал крепостнический строй в романе "Кто виноват?"
(1841-46), повестях "Доктор Крупов" (1847) и "Сорока-воровка"
(1848). С 1847 в эмиграции. После поражения европейских революций
1848-49 разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал
теорию "русского социализма", став одним из основоположников
народничества. В 1853 основал в Лондоне Вольную русскую типографию.
В газете "Колокол" обличал российское самодержавие,
вел революционную пропаганду, требовал освобождения крестьян с
землей. В 1861 встал на сторону революционной демократии, содействовал
созданию "Земли и воли", выступал в поддержку Польского
восстания 1863-64. Умер в Париже, могила в Ницце. Автобиографическое
сочинение "Былое и думы" (1852-68) - один из шедевров
мемуарной литературы.
В
цикле статей "Дилетантизм в науке" (1842-43), идя по
пути осмысления единства природы и человека, материи и сознания,
трактуя диалектику Гегеля как "алгебру революции", Г.
пытается обосновать закономерность развития человечества к обществу,
лишённому антагонизма. По Г., этот грядущий мир, царство разума
воплотит и осуществит рациональные моменты истории: реализм, преклонение
перед природой, свойственное античности, принципы суверенности
личности, свободы духа. Такое будущее отождествляется Г. с социалистич.
идеалом. Формой движения к новому миру является, по Г., соединение
философии с жизнью, науки с массами, воплощающими материальное
начало истории. Когда произойдёт такое слияние духа и материи,
начнётся пора "сознательного деяния". Понятие "деяние"
выступает здесь у Г. как характеристика сущности подлинно человеческой
деятельности, возвышающейся как над неосмысленным существованием,
так и над бесстрастным занятием наукой, свойственным "цеховым
учёным".
Закономерность
ист. развития Г, искал в объективных условиях жизни человеческого
общества. К противоречиям, лежащим в основе обществ, развития,
Г. относил внутр. борьбу между привилегированными и угнетёнными
классами и конфликты между личностью и средой. Движущей силой
истории Г. считал народ. Своё мировоззрение в 40-х гг. Г. назвал
реализмом. Он пришёл к нему через идеализм и романтизм 30-х гг.
Реализм в его понимании охватывал разные области бытия: утверждение
материалистич. философии, демократич. и революц. общественных
идеалов, новой морали нового человека. Формирование гуманной свободной
личности, к-рая стремится к преобразованию общества на разумных
началах, он считал осн. задачей воспитания. Литературу Г. рассматривал
как отражение обществ, жизни и вместе с тем как действенное средство
борьбы с самодержавной действительностью. "У народа,- писал
он,- лишенного общественной свободы, литература - единственная
трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения
и своей совести" (Собр. соч., т. 7, 1956, с. 198).
В
конце 40- нач. 50-х гг. преобладающим стилем произв. Г. становится
лирич. публицистика. Оценивая социально-политич. факты современности,
она раскрывает и личность автора, с лирич. прямотой рассказывающего
о себе, о своём духовном опыте. В 1847 Г. с семьёй уехал за границу.
В первые же месяцы жизни в Париже в "Письмах из Avenue Marigny"
(1847) Г. дал критич. оценку бурж. мира. Поражение Революции 1848
во Франции, очевидцем и участником к-рой был Г., привело его к
пересмотру нек-рых осн. положений филос. концепции 40-х гг. Г.
отказывается от идей разумности истории, неодолимости прогресса
человечества, к-рые прежде в общем разделял, резко критикует разного
рода социальные утопии и роман-тич. иллюзии ("С того берега",
1847- 1850, и др.). В своей критике Г. доходит до скептицизма
и пессимизма, ставя под сомнение способность человеческого сознания,
науки верно отразить и предвидеть направление историч. движения.
Оценив Революцию 1848 как неудавшуюся битву за социализм, Г. разочаровался
в возможностях Запада и дальнейшие перспективы обществ, развития
связывал с Россией. В 1849 Г. опубл. статью "Россия",
в к-рой впервые сформулировал свои взгляды на сел. общину. В последующие
годы разработал теорию "русского социализма", став одним
из основоположников народничества. В основу теории Г. легли идеи
социали-стич. переустройства общества на основе крест, общины,
минуя этап капиталистич. развития. Г.
полагал,
что "человек будущего в России-мужик, точно так же, как во
Франции работник" (Собр. соч., т. 7, 1956, с. 326).
В
1849 Г. переехал в Женеву (Швейцария). Участвовал в издании газеты
Пру-дона "Голос народа". В 1850 поселился в Ницце, где
сблизился с деятелями итал. освободит, движения. В том же году
на требование царского пр-ва вернуться в Россию ответил отказом.
В мае 1852 умерла жена Г. В августе того же года он переехал в
Лондон, где основал (1853) Вольную русскую типографию для борьбы
с крепостничеством и царизмом. В нач. 50-х гг. Г. начал работать
над произв. "Былое и думы" (1852-68, 1-е полное изд.
1919-20), к-рое явилось вершиной художеств, творчества Г.
С
1855 Г. начал издавать альманах "Полярная звезда", к-рый
получил широкое распространение в России. В 1856 в Лондон переехал
Огарёв. В 1857 Г. и Огарёв приступили к изданию "Колокола"-
первой рус. революц. газеты. После реформы 1861 Г. резко
выступил
против либерализма, опубликовал в "Колоколе" статьи,
разоблачающие реформу, прокламации и др. документы революц. подполья.
Широкое распространение "Колокола" в России способствовало
объединению демократич. и революц. сил, созданию в России революц.
орг-ции "Земля и Воля". В период Польского восстания
1863-64 Г., понимая бесперспективность и обречённость движения,
счёл вместе с тем нужным выступить в защиту Польши. В 1867 издание
"Колокола" было прекращено. В 50- 60-е гг. продолжается
развитие мировоззрения Г. В этот период, уделяя особое внимание
проблеме личности и общества, Г. выступал резким критиком как
бурж. индивидуализма, так и уравнит. утопии (Бабёф, Кабе и др.).
Стремление избежать крайностей как фатализма, так и волюнтаризма
выражается в глубоких раздумьях Г. над проблемой обществ, закономерности.
Пытаясь
понять
историю как "... свободное и необходимое дело" человека
(там же, т. 20, кн. 1, 1960, с. 442), Г. развивает идею единства
среды и личности, историч. обстоятельств и человеческой воли,
пересматривает своё прежнее понимание перспектив историч. развития
Европы.