Герцен Александр Иванович (1812—1870)
назад

 

ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812-70), российский революционер, писатель, философ. Внебрачный сын богатого помещика И. А. Яковлева. Окончил Московский университет (1833), где вместе с Н. П. Огаревым возглавлял революционный кружок. В 1834 арестован, 6 лет провел в ссылке. Печатался с 1836 под псевдонимом Искандер. С 1842 в Москве, глава левого крыла западников. В философских трудах "Дилетантизм в науке" (1843), "Письма об изучении природы" (1845-46) и др. утверждал союз философии с естественными науками. Остро критиковал крепостнический строй в романе "Кто виноват?" (1841-46), повестях "Доктор Крупов" (1847) и "Сорока-воровка" (1848). С 1847 в эмиграции. После поражения европейских революций 1848-49 разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал теорию "русского социализма", став одним из основоположников народничества. В 1853 основал в Лондоне Вольную русскую типографию. В газете "Колокол" обличал российское самодержавие, вел революционную пропаганду, требовал освобождения крестьян с землей. В 1861 встал на сторону революционной демократии, содействовал созданию "Земли и воли", выступал в поддержку Польского восстания 1863-64. Умер в Париже, могила в Ницце. Автобиографическое сочинение "Былое и думы" (1852-68) - один из шедевров мемуарной литературы.

В цикле статей "Дилетантизм в науке" (1842-43), идя по пути осмысления единства природы и человека, материи и сознания, трактуя диалектику Гегеля как "алгебру революции", Г. пытается обосновать закономерность развития человечества к обществу, лишённому антагонизма. По Г., этот грядущий мир, царство разума воплотит и осуществит рациональные моменты истории: реализм, преклонение перед природой, свойственное античности, принципы суверенности личности, свободы духа. Такое будущее отождествляется Г. с социалистич. идеалом. Формой движения к новому миру является, по Г., соединение философии с жизнью, науки с массами, воплощающими материальное начало истории. Когда произойдёт такое слияние духа и материи, начнётся пора "сознательного деяния". Понятие "деяние" выступает здесь у Г. как характеристика сущности подлинно человеческой деятельности, возвышающейся как над неосмысленным существованием, так и над бесстрастным занятием наукой, свойственным "цеховым учёным".

Закономерность ист. развития Г, искал в объективных условиях жизни человеческого общества. К противоречиям, лежащим в основе обществ, развития, Г. относил внутр. борьбу между привилегированными и угнетёнными классами и конфликты между личностью и средой. Движущей силой истории Г. считал народ. Своё мировоззрение в 40-х гг. Г. назвал реализмом. Он пришёл к нему через идеализм и романтизм 30-х гг. Реализм в его понимании охватывал разные области бытия: утверждение материалистич. философии, демократич. и революц. общественных идеалов, новой морали нового человека. Формирование гуманной свободной личности, к-рая стремится к преобразованию общества на разумных началах, он считал осн. задачей воспитания. Литературу Г. рассматривал как отражение обществ, жизни и вместе с тем как действенное средство борьбы с самодержавной действительностью. "У народа,- писал он,- лишенного общественной свободы, литература - единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести" (Собр. соч., т. 7, 1956, с. 198).

В конце 40- нач. 50-х гг. преобладающим стилем произв. Г. становится лирич. публицистика. Оценивая социально-политич. факты современности, она раскрывает и личность автора, с лирич. прямотой рассказывающего о себе, о своём духовном опыте. В 1847 Г. с семьёй уехал за границу. В первые же месяцы жизни в Париже в "Письмах из Avenue Marigny" (1847) Г. дал критич. оценку бурж. мира. Поражение Революции 1848 во Франции, очевидцем и участником к-рой был Г., привело его к пересмотру нек-рых осн. положений филос. концепции 40-х гг. Г. отказывается от идей разумности истории, неодолимости прогресса человечества, к-рые прежде в общем разделял, резко критикует разного рода социальные утопии и роман-тич. иллюзии ("С того берега", 1847- 1850, и др.). В своей критике Г. доходит до скептицизма и пессимизма, ставя под сомнение способность человеческого сознания, науки верно отразить и предвидеть направление историч. движения. Оценив Революцию 1848 как неудавшуюся битву за социализм, Г. разочаровался в возможностях Запада и дальнейшие перспективы обществ, развития связывал с Россией. В 1849 Г. опубл. статью "Россия", в к-рой впервые сформулировал свои взгляды на сел. общину. В последующие годы разработал теорию "русского социализма", став одним из основоположников народничества. В основу теории Г. легли идеи социали-стич. переустройства общества на основе крест, общины, минуя этап капиталистич. развития. Г.

полагал, что "человек будущего в России-мужик, точно так же, как во Франции работник" (Собр. соч., т. 7, 1956, с. 326).

В 1849 Г. переехал в Женеву (Швейцария). Участвовал в издании газеты Пру-дона "Голос народа". В 1850 поселился в Ницце, где сблизился с деятелями итал. освободит, движения. В том же году на требование царского пр-ва вернуться в Россию ответил отказом. В мае 1852 умерла жена Г. В августе того же года он переехал в Лондон, где основал (1853) Вольную русскую типографию для борьбы с крепостничеством и царизмом. В нач. 50-х гг. Г. начал работать над произв. "Былое и думы" (1852-68, 1-е полное изд. 1919-20), к-рое явилось вершиной художеств, творчества Г.

С 1855 Г. начал издавать альманах "Полярная звезда", к-рый получил широкое распространение в России. В 1856 в Лондон переехал Огарёв. В 1857 Г. и Огарёв приступили к изданию "Колокола"- первой рус. революц. газеты. После реформы 1861 Г. резко

выступил против либерализма, опубликовал в "Колоколе" статьи, разоблачающие реформу, прокламации и др. документы революц. подполья. Широкое распространение "Колокола" в России способствовало объединению демократич. и революц. сил, созданию в России революц. орг-ции "Земля и Воля". В период Польского восстания 1863-64 Г., понимая бесперспективность и обречённость движения, счёл вместе с тем нужным выступить в защиту Польши. В 1867 издание "Колокола" было прекращено. В 50- 60-е гг. продолжается развитие мировоззрения Г. В этот период, уделяя особое внимание проблеме личности и общества, Г. выступал резким критиком как бурж. индивидуализма, так и уравнит. утопии (Бабёф, Кабе и др.). Стремление избежать крайностей как фатализма, так и волюнтаризма выражается в глубоких раздумьях Г. над проблемой обществ, закономерности. Пытаясь

понять историю как "... свободное и необходимое дело" человека (там же, т. 20, кн. 1, 1960, с. 442), Г. развивает идею единства среды и личности, историч. обстоятельств и человеческой воли, пересматривает своё прежнее понимание перспектив историч. развития Европы.

 

Возврат:    [начальная страница]   [список авторов]


Все содержание (C) Copyright РХГА