|
Исследования
- комментарии - ссылки
А.М.Руткевич
Теория
институтов А. Гелена
Философскую
антропологию Арнольда Гелена от других ее вариантов отличает прежде
всего ориентация на конкретные науки . в духе позитивизма и прагматизма.
Гелен не только был хорошо знаком с биологией и психологией, но заслуженно
считается одним из оригинальных социологов . первый немецкий послевоенный
учебник по социологии вышел под редакцией Гелена, а сам он для него
написал большой раздел о первобытных обществах. Спекулятивная антропология
Шелера является для него наследницей метафизического дуализма, противопоставляющего
душу и тело. Гелен держится научной картины мира, считая несомненно
доказанным то, что человек представляет собой итог эволюции живого мира;
в послевоенных работах он часто ссылается на поиски missing link** Лики
и других палеонтологов. Однако отношение человека и животного, по его
мнению, неверно рассматривают не только сторонники идеализма и религии,
которые доводят отличие между ними до противоположности, но и большинство
эволюционистов, видящих только количественные различия (рост головного
мозга, прямохождение, развитие руки и т.д.). На каком-то этапе (когда
именно, мы пока не знаем) произошел резкий разрыв, причем радикальные
перемены произошли и на биологическом уровне . уже по своей биологии
человек отличается от всех остальных животных, включая и столь близких
ему по множеству параметров шимпанзе. Эти биологические отличия становятся
главным объектом исследований Гелена.
Так
как в данной статье речь пойдет о социальной теории Гелена, я ограничусь
лишь самым общим очерком его философской антропологии. Пользуясь выражением
Гердера, Гелен говорит о человеке как "недостаточном существе"
(Mangelwesen), отличающимся от всех млекопитающих уже на уровне морфологии
и физиологии. У человека отсутствует специализация органов, они не приспособлены
для выполнения жизненно важных функций нападения или защиты . у человека
нет ни когтей, ни быстрых ног, ни волосяного покрова, способного защищатьот
холода, ни остроты чувств других млекопитающих. Если бы он жил только
с этой "оснасткой" среди опаснейших хищников, то давно бы
исчез с лица Земли. Поэтому Гелен отвергает тот вариант дарвинизма,
который видит в человеке результат естественного отбора. Психический
аппарат человека также "недостаточен": он лишен инстинктивных
реакций, которые способствуют приспособлению животных к окружающей среде.
Но именно эта нехватка требует замещения инстинктов и специализированных
органов интеллектом и рукой, способной к орудийной деятельности. Долгое
детство предполагает воспитание, социализацию, передачу навыков и умений
по традиции, а не биологическим путем. Иначе говоря, эта "недостаточность"
предполагает общество и культуру. "Второй природой" человека
оказывается система орудийной деятельности и коммуникации, а это и есть
культура; "мир культуры и есть человеческий мир"1. Без нее
у человека нет ни малейших шансов выжить, а потому не существует "естественного
человека" . он изначально является социальным существом, и всякое
общество предполагает язык, свою технику, формы общения, кооперации
и т.д. Потому и нет смысла говорить о "среде" применительно
к человеку, ибо он живет в мире культуры, опосредующей его приспособление
к практически любой земной среде, независимо от климата или биогеоценоза.
Редукция
инстинктов ведет к тому, что поведение человека в минимальной мере определяется
врожденными схемами реакций. Между влечениями и действиями появляется
"зияние" (Hiatus), в котором и возникает собственно человеческое
отношение к миру. Он реагирует не на стимулы, а на предметы действительности,
к которой относится и его внутренний мир. Животное есть замкнутая система,
и у него нет "внутреннего" мира, так как нет "внешнего"
. у человека оба они являются условиями друг друга. Гелен пользуется
выражением Новалиса "внутренний внешний мир" (innere Aussenwelt)
для обозначения того, что обычно называется "душой". Изменяется
отношение ко времени и пространству: животное живет в "здесь и
теперь", тогда как человек открыт и тому, что лежит за горизонтом
его видения, и будущему, т.е. тому, чего еще нет. Гелен развивает собственную
теорию влечений, о которых он говорит всегда во множественном числе
(Antriebe). У человека имеются лишь "остатки инстинктов",
но нет ни одного инстинкта, который детерминировал бы то или иное поведение.
Конечно, бывают ситуации, когда нас чуть ли не механически "влечет"
к чему-то, а голод или сексуальный позыв могут в какой-то ситуации одерживать
верх над всеми другими стремлениями. Но из этого совсем не следует,
будто "любовь и голод правят миром" или будто можно вывести
из сексуального влечения множество других, как то получалось у Фрейда.
Почти автоматические действия могут вызываться и не биологически обусловленными
потребностями и интересами. Они как бы стягивают к себе энергию всех
других стремлений и захватывают человека целиком. Но все эти влечения
кристаллизируются в процессе воспитания и предшествующей деятельности
и ни одно из них не является "чисто" природным . все они даны
нам в коммуникации с другими людьми и в ситуации, которая всегда включает
в себя и "внешний", и "внутренний" мир. Так как
у нас исчезла инстинктивная регуляция поведения, то появляется "избыточность"
возбуждения. Энергия, которая ранее направлялась инстинктами, теперь
направляется на покорение мира умом и руками
человека.
Человеческое
существование всегда "рискованно", "небезопасно":
утратив инстинкты, человек должен постоянно координировать изменения
внешних и внутренних состояний, а избыточность раздражителей ведет к
хаосу впечатлений. Одни из них нужно сдерживать и подавлять ради других.
Стабильность мышления и деятельности возможна лишь за счет "разгрузки"
сознания от избыточных впечатлений, отбора поступающих данных.
Социологическое
обозрение Том 1. № 2. 2001
|