Ханс
Георг Гадамер (1900-2002)
| ||
Гадамер
Ханс-Георг (1900-2002) - немецкий философ, ученик Хайдеггера
и Гуссерля, воспринявший от них навыки феноменологического анализа, применяющиеся
при анализе прежде всего таких понятий, как «жизненный мир» и его горизонт,
«бытие-в-мире» человека, отношение к языку как к «дому бытия», диалектическая
взаимосоотнесенность подлинного и неподлинного, сокрытия и открытия. Родившись
в Марбурге, Г. учился в университете этого города, изучая теорию и историю
искусств, германистику и филолософию. Свою первую диссертацию в 1922 г.
Г. посвятил Платону и представил ее на рассмотрение Николаю Гартману и
Паулю Наторпу, получив от них высшую оценку. Очень тесными были у Г. отношения
с Р. Бультманом., но самой значительной и важной, по сути определившей
всю его последующую творческую жизнь, для него была встреча с М. Хайдеггером
в 1923 году во Фрайбурге. Именно Хайдеггера Г. считал своим главным учителем.
В 1931 г. Г. пишет посвященную феноменологическому пониманию диалогу Платона
«Филеб» работу «Диалектическая этика Платона». Использую основные хайдеггеровские
установки, Г. феноменологически раскрывает значение и специфику удовольствия,
желания, чувственного полагания в человеческой жизни как специфичных форм
размыкания бытия. В дальнейшем Г. не раз будет обращаться к исследованиям
в области культуры и философии, написав, в частности, в 1947 году работу
о Гете, а в 1971 – о диалектике Гегеля. Но прежде всего Г. известен как
основоположник философской герменевтики, контуры которой он выстраивает
в своем главном труде "Истина и метод" (1965). Г. исследует
в нем феномен понимания, языка как опыта мира и человека, игры, жизненного
мира, герменевтического круга, диалога, реабилитируя значимость авторитета,
традиции и «культурных предрассудков» для герменевтики. Понимание отлично
от объяснения как характеристики методологии естественных наук – по сути,
Г. создает отличную от нее методологию гуманитарных наук, продолжая в
этом усилия Дильтея.. Мы понимаем слова, тексты, людей, произведения искусства
и исторические события. Интерпретатор текста прошлой культурной эпохи
принадлежит к своей собственной культуре, поэтому текст рассматривается
с позиции определенного "горизонта", включающего в себя определенное
"пред-понимание". Платон, например, по-разному интерпретируется
неоплатониками, немецкими философами XIX в. и современными британскими
философами – понимание. Показывает Г., продуктивно фундировано тем жизненным
и историко-культурным миром, из которого оно только и может осуществляться.
Мы не можем решить, какая из этих интерпретаций правильна, так как любой
вердикт, который мы выносим, исторически обусловлен и может быть позже
пересмотрен; тем самым признается множественность пониманий. В лучшем
случае, интерпретация может быть "аутентичной". В том случае
следует исследовать собственное пред-понимание и все отношения к миру
и истории, которое оно включает в себя. Г. полагал, что такое изучение
прошлого позволяет достигнуть верного самопознания, поскольку методология
интерпретации является исторически обусловленной. Г. является автором
целого ряда сочинений по эстетике. Выступая против современных направлений
в искусстве (урбанизм, перформанс и др.) отстаивал необходимость прекрасного
как объективного смысла искусства. Г. предстает одной из центральных фигур
философии 20 века, являясь с 1971 года кавалером ордена Pour le Merite
и почетным доктором множества университетов, в том числе Санкт-Петербургского
государственного университета. |
Все
содержание (C) Copyright РХГА