Ханс Георг Гадамер (1900-2002)
 

 

Гадамер Ханс-Георг (1900-2002) - немецкий философ, ученик Хайдеггера и Гуссерля, воспринявший от них навыки феноменологического анализа, применяющиеся при анализе прежде всего таких понятий, как «жизненный мир» и его горизонт, «бытие-в-мире» человека, отношение к языку как к «дому бытия», диалектическая взаимосоотнесенность подлинного и неподлинного, сокрытия и открытия. Родившись в Марбурге, Г. учился в университете этого города, изучая теорию и историю искусств, германистику и филолософию. Свою первую диссертацию в 1922 г. Г. посвятил Платону и представил ее на рассмотрение Николаю Гартману и Паулю Наторпу, получив от них высшую оценку. Очень тесными были у Г. отношения с Р. Бультманом., но самой значительной и важной, по сути определившей всю его последующую творческую жизнь, для него была встреча с М. Хайдеггером в 1923 году во Фрайбурге. Именно Хайдеггера Г. считал своим главным учителем. В 1931 г. Г. пишет посвященную феноменологическому пониманию диалогу Платона «Филеб» работу «Диалектическая этика Платона». Использую основные хайдеггеровские установки, Г. феноменологически раскрывает значение и специфику удовольствия, желания, чувственного полагания в человеческой жизни как специфичных форм размыкания бытия. В дальнейшем Г. не раз будет обращаться к исследованиям в области культуры и философии, написав, в частности, в 1947 году работу о Гете, а в 1971 – о диалектике Гегеля. Но прежде всего Г. известен как основоположник философской герменевтики, контуры которой он выстраивает в своем главном труде "Истина и метод" (1965). Г. исследует в нем феномен понимания, языка как опыта мира и человека, игры, жизненного мира, герменевтического круга, диалога, реабилитируя значимость авторитета, традиции и «культурных предрассудков» для герменевтики. Понимание отлично от объяснения как характеристики методологии естественных наук – по сути, Г. создает отличную от нее методологию гуманитарных наук, продолжая в этом усилия Дильтея.. Мы понимаем слова, тексты, людей, произведения искусства и исторические события. Интерпретатор текста прошлой культурной эпохи принадлежит к своей собственной культуре, поэтому текст рассматривается с позиции определенного "горизонта", включающего в себя определенное "пред-понимание". Платон, например, по-разному интерпретируется неоплатониками, немецкими философами XIX в. и современными британскими философами – понимание. Показывает Г., продуктивно фундировано тем жизненным и историко-культурным миром, из которого оно только и может осуществляться. Мы не можем решить, какая из этих интерпретаций правильна, так как любой вердикт, который мы выносим, исторически обусловлен и может быть позже пересмотрен; тем самым признается множественность пониманий. В лучшем случае, интерпретация может быть "аутентичной". В том случае следует исследовать собственное пред-понимание и все отношения к миру и истории, которое оно включает в себя. Г. полагал, что такое изучение прошлого позволяет достигнуть верного самопознания, поскольку методология интерпретации является исторически обусловленной. Г. является автором целого ряда сочинений по эстетике. Выступая против современных направлений в искусстве (урбанизм, перформанс и др.) отстаивал необходимость прекрасного как объективного смысла искусства. Г. предстает одной из центральных фигур философии 20 века, являясь с 1971 года кавалером ордена Pour le Merite и почетным доктором множества университетов, в том числе Санкт-Петербургского государственного университета.
Лит.: Истина и метод. М., 1988. Актуальность прекрасного. М., 1991; Диалектическая этика Платона, Спб, 2000..

Дорофеев Д.Ю.

Возврат:    [начальная страница]   [список авторов]


Все содержание (C) Copyright РХГА