|
Фуко
Мишель Поль (1926-1984) | |
Исследования
- комментарии - ссылки Д.А. Силичев Мишель Поль Фуко
- франц. философ, культуролог, эстетик. Преподавал в ун-тах Парижа, Клермон-Феррана,
Варшавы, Уппсалы, Гамбурга и др., с 1970 ~ в Коллеж де Франс. Начинал как структуралист,
затем с сер. 60-х гг. перешел на позиции постструктурализма и постмодернизма.
В своих взглядах опирается прежде всего на Ницше и Хайдеггера. В
60-е гг. Ф. разрабатывает концепцию европ. науки и культуры на основе “археологии
знания”, имеющей своим ядром “знание-язык”. Все известные теории науки и культуры
Ф. относит к “доксологии”, исходившей из наличия единой и непрерывной истории
вообще и культуры в частности, а их изменения объясняет борьбой мнений, прогрессом
разума, практич. потребностями и т.д. В концепции Ф., изложенной в книге “Слова
и вещи” (1966), европ. культура распадается на несколько эпох. В противоположность
традиц. историзму он выдвигает понятие “историчность”; каждая эпоха имеет свою
историю, к-рая сразу и неожиданно “открывается” в ее начале и так же сразу и неожиданно
“закрывается” в ее конце. Новая эпоха ничем не обязана предыдущей и ничего не
передает последующей. Историю характеризует “радикальная прерывность”. Старое
понятие истории неприменимо даже в рамках отдельно взятой культурной эпохи, где
нет прогресса и процесса последоват. смены одних идей и теорий другими. Все они
как бы сосуществуют одновременно, являясь лишь одним из возможных вариантов единой
для данной эпохи структуры или инварианта. Вместо
доксологии Ф. предлагает “археологию”, предметом к-рый должен стать “архаич. уровень,
к-рый делает возможным познание и способ бытия того, “что надлежит познать”. Этот
глубинный, фундаментальный уровень Ф. обозначает термином “эпистема”, используя
также понятие “историческое априори”, “пространство знания”, “порядок”, “эпистемологич.
диспозиция” и т.д. Эпистемы отчасти напоминают абсолютное пространство Ньютона,
априори Канта, парадигмы Куна. Они представляют собой “фундаментальные коды культуры”,
определяющие конкр. формы мышления, знания и наук. Эпистема подобна некоей сетке,
к-рая пронизывает реальный мир, выполняя при этом отнологич. и гносеологич. функции:
она упорядочивает сами вещи и предметы и создает необходимые условия их познания.
В своей гносеологич. функции эпистема сравнима с абсолютной идеей Гегеля, берущей
на себя инициативу самопознания и не нуждающейся для этого в традиц. субъекте
познания. В этом смысле эпистемы никак не связаны и не зависят от субъекта. Они
находятся в сфере бессознательного и остаются недоступными для тех, чье мышление
они определяют. Сравнивая
разл. эпохи европ. культуры, Ф. приходит к выводу, что своеобразие лежащих в их
основе эпистем обусловлено прежде всего теми отношениями, к-рые устанавливаются
между языком, мышлением, знанием и вещами. Эпоха Возрождения, по Ф., покоится
на эпистеме сходства и подобия. В этот период язык еще не стал независимой
системой знаков. Он как бы рассеян среди природных вещей, переплетается и смешивается
с ними. В эпоху классицизма 17-18 вв. возникает новая эпистема представления.
Язык теперь становится “великой автономной системой знаков”. Он почти совпадает
с самим мышлением и знанием. Поэтому всеобщая грамматика языка дает ключ к пониманию
всех других наук и культуры в целом. Совр. эпоха (19-20 вв.) опирается на эпистему
систем и организаций. С ее началом возникли новые науки, не имеющие ничего
общего с ранее существовавшими. Теперь язык становится строгой системой формальных
элементов, замыкается на самом себе, развертывая свою собств. историю. Вместе
с тем, теперь и он становится обычным объектом познания — наряду с жизнью, производством,
стоимостью и т.д. Однако данное обстоятельство не ослабляет значения языка для
культуры. Напротив, его значимость даже возрастает. Он становится вместилищем
традиций и склада мышления, обычаев и привычек, духа народов. В
книге “Археология знания” (1969) и последующих работах место эпистемы занимает
“дискурс” или “дискурсивная практика” (также “дискурсивное событие”, происходящее
на “доконцептуальном уровне”). С помощью этих понятий Ф. разрабатывает новую методологию
для исследования культуры. Исходным материалом науки, искусства, лит-ры и всякого
иного явления культуры или вида творчества — в их “первичной нейтральности” —
является популяция событий в пространстве дискурса. Суть “дискурсивных событий”
составляют связи и отношения между высказываниями, означающими совокупность неких
объективных правил и закономерностей, к-рые образуют “архив”. Последнее понятие
обозначает не собрание разного рода документов и текстов, но лежащие в их основе
структуры и законы, “управляющие появлением высказываний как единичных событий”.
Дискурсивные практики не совпадают с конкр. науками и дисциплинами, они скорее
“проходят” через них, придавая им единство. “Дискурсивные
практики”, “архив” и “дискурсивные события” выполняют примерно ту же роль, что
и “эпистема”. Раньше знание было детерминировано эпистемой, теперь оно возникает
в поле дискурсивной практики, по-прежнему составляя предмет археологии. Новым
является использование понятия “недискурсивная практика”, а также анализ соотношения
между наукой, знанием и идеологией. Ф. выражает сомнение в рац. ценности науки,
отдавая предпочтение “полиморфным” и неопр. дискурсивным практикам, склоняясь
даже к тому, чтобы “разрушить все то, что до наст. времени воспринималось под
именем науки”. Критич. отношение не только к науке, но и знанию вообще, все более
усиливается и в работе “Порядок дискурса” (1971), где Ф. рассматривает дискурс
как “насилие, к-рое мы совершаем над вещами”. В
70-е гг. тема “знания-насилия”, “знания-власти” выходит у Ф. на передний план,
а в работе “Надзор и наказание” (1975) становится центральной. Свою теорию “знания-власти”
он противопоставляет всем существуюшим
— и марксистской, и либерально-буржуазным. В методол. плане он дополняет археологию
генеалогией, заимствуя ее у Ницше. Эстетич.
интересы Ф. ориентированы гл. обр. на модернизм и авангард в искусстве.
Суть своего взгляда на искусство он выразил в ясной и лаконичной формуле: “Мы
ищем чистые формы”. Осн. внимание Ф. уделяет проблемам лит-ры, разрабатывая идею
ее лингвистич. природы. Язык составляет “чистое начало” лит-ры и письма, благодаря
письму и лит-ре он достигает подлинной суверенности, осуществляет все свои внутр.
возможности. Проводя параллель с известным “парадоксом лжеца”, суть к-рого заключается
в двойственности и неопределенности высказывания “я лгу”, Ф. полагает, что природа
лит-ры заключена в высказывании “я говорю”. Здесь говорящий субъект является тем
же самым, о ком говорится: “я говорю, что я говорю”. Это высказывание исчерпывается
констатацией самого акта говорения, к-рому ничего не предшествует и после к-рого
ничего не следует. Все исчезает, как только говорящий смолкает, уступая место
безмолвной пустоте. Именно здесь язык проявляет себя в изначальном, подлинном
бытии. Подобного состояния он также достигает в лит-ре (Ф. имеет в виду экспериментальную
и авангардистскую лит-ры). В качестве конкр. примера он указывает на творчество
писателя и поэта Р. Руссе-ля, называемого иногда франц. Хлебниковым, и ставшего
одним из предшественников сюрреализма и “нового романа”. Исследуя творчество Русселя,
Ф. приходит к выводу, что своеобразие его поэтики заключается в “тропологич. пространстве
слов”, создаваемом с помощью удвоения и повторения слов и фраз, использования
неожиданных сравнений, аналогий и метафор, игры рифм и фонических комбинаций и
т.д. Благодаря таким приемам Руссель открыл для лит. языка особое пространство,
к-рое Ф. называет лингвистическим. Оно не соприкасается с действит. миром, в нем
действует один лишь язык, сведенный к “словам-маскам”, “полым словам” и “игре
знаков”, принимающий облик странных и фантастич. людей, существ, событий и вещей.
Нечто подобное Ф. обнаруживает также в произведениях Бланшо, Роб-Грийе, Малларме,
Арто и др. Лингвистич.
подход Ф. распространяет на проблематику писателя,отказываясь рассматривать его
в качестве традиц. автора и собственника своих творений. Вопрос об “авторе” снимается
самопорождающимся письмом, игра знаков к-рого состоит в “открытии пространства,
в к-ром пишущий субъект беспрерывно исчезает”. И если раньше произведение как
бы возлагало на себя долг принести бессмертие своему создателю, “теперь оно получило
право убивать, быть убийцей своего автора”. Самое большее, что останется писателю,
— “играть роль смерти в игре письма”, а вся его творч. индивидуальность и неповторимость
исчерпывается “оригинальностью своего отсутствия”. Судьбу “автора” разделяют “произведение”
и “книга”, необходимость к-рых столь же проблематична, как и индивидуальность
автора. Их нельзя рассматривать в качестве проекции авторской субъективности,
поскольку они составляют лишь “узел сетки” языка или момент всеобщей “дискурсивной
практики”. Во
втором и третьем томах “Истории сексуальности” (“Получение удовольствия”, 1984;
“Забота о самом себе”, 1984) в круг интересов Ф. входит новая тема: сексуальность,
а вместе с ней — вопросы этики, морали и свободы. |
Все
содержание (C) Copyright РХГА