|
Фрейд Зигмунд (1856-1939)
родился в Чехии, с 1876 по1882 г. работал в лаборатории физиологии животных
у Э. Брюкке, последователя Гельмгольца. Энергетические построения Гельмгольца
переносил на область психологии. Стимулом к разработке особой психологической
концепции Фрейда послужили опыты Шарко и Берхейма по гипнотическому
лечению неврозов и наблюдения венского врача И. Брейера (случай Анны
О.). С 1902 г. профессор Венского университета. Опираясь на предшествующие
опыты, 3. Фрейд разработал "катартический" метод лечения неврозов,
который позволил установить феномен психического сопротивления пациентом
раскрытию вытесненных воспоминаний и существованию внутрипсихического
фактора цензуры. Это послужило для Фрейда толчком в создании динамической
концепции личности в единстве сознательного и бессознательного факторов.
В 1894 г. вышла в свет статья 3. Фрейда "Защитные невропсихозы",
а в следующем, 1895 г., совместная с И. Брейнером работа о механизмах
истерии. Значение этих трудов далеко выходило за рамки психотерапии.
Была показана возможность воздействия психических, эмоциональных состояний
на глубинные, биологические. Неврозы истолковывались не как обычные
заболевания, имеющие основание в поражении локального органа, а порождения
общечеловеческих конфликтов, нарушений возможности самовыражения личности.
Таким образом, была выдвинута гипотеза о поведенческой причине невроза.
Это означало, что его истоки могут лежать в сфере межличностного взаимодействия
людей, в отношениях личности (Я) с окружающим миром, потери человеком
смысла существования и т. д. Еще одним важным аспектом психоанализа
для анализа культур стало положение 3. Фрейда о том, что энергия влечений
(по форме — в основном сексуального характера, т.н. либидо), не находя
прямого выхода (блокирована культурой, ее нормами), обретает окольные
выражения в патологиях или бессознательных формах(другой формой бессознательной
энергии поздний Ф. Назовет стремление к смерти, танатос). Например,
3. Фрейд полагал, что сновидения — "ворота в бессознательное",
что "неврозы нормального человека" выполняют защитные функции,
так как в них вытесненные антисоциальные желания получают символическое
удовлетворение.
Положение о динамическом соотношении бессознательного (Оно) и сознательного
(Я) 3. Фрейд дополнил разработкой стадий психосексуального развития
в труде "Три статьи о теории полового влечения" (1905). Согласно
его теории, эротические желания (либидо) заложены в человеке с детства,
практически с рождения. Сексуальность проходит у ребенка ряд стадий.
Первая — аутоэротизм, нарциссизм. В ней эротические побуждения человека
направлены на его собственное тело. Впоследствии Фрейд разделил этот
период еще на ряд этапов (оральный, анальный, генитальный). В более
поздний период развития эротические влечения в связи с полом раздваиваются,
принимают специфические формы выражения. У мальчиков эротический импульс
направлен на мать, у девочек—на отца.
Подобную особенность взаимоотношений людей 3. Фрейд назвал комплексом
Эдипа (для девочек — комплекс Электры).
Эдипов комплекс, по мнению антропологов-психоаналитиков, — явление
универсальное для всех культур, оно составляет основу для психоаналитической
концепции индивидуального развития человека (онтогенеза) от детства
до взрослого состояния. Другими словами, это специфическое объяснение
процесса вхождения в культуру. Одновременно с анализом стадий психосексуального
развития 3. Фрейд здесь же разработал положение о замещении, трансформации
сексуального влечения в иные формы, получившего название "сублимация"
(вытеснение). Несколько позже он использовал это понятие для анализа
художественного творчества и объяснения ряда культурных феноменов. Структура
психики, по Ф., состоит из Оно, Я и Сверх-Я.
Сам 3. Фрейд акитивно использовал свой подход для анализа отдельных
элементов культуры: мифов, классических произведений и скусства, а также
таких специфических предметов исследования, каковыми были оговорки,
всякого рода забывания, остроумие. Влияние теории Ф. На понимание человека
в 20 в. трудно переоценить. Психоаналитическая концепция человека активно
развивалась в работах Юнга, Фромма, Адлера, Лакана.
Белик А.А. Культурология:
Антропологические теории культур. - М.:РГГУ, 1999.
|