Фрейд Зигмунд (1856-1939)
 


Фрейд Зигмунд  
(1856-1939) родился в Чехии, с 1876 по1882 г. работал в лаборатории физиологии животных у Э. Брюкке, последователя Гельмгольца. Энергетические построения Гельмгольца переносил на область психологии. Стимулом к разработке особой психологической концепции Фрейда послужили опыты Шарко и Берхейма по гипнотическому лечению неврозов и наблюдения венского врача И. Брейера (случай Анны О.). С 1902 г. профессор Венского университета. Опираясь на предшествующие опыты, 3. Фрейд разработал "катартический" метод лечения неврозов, который позволил установить феномен психического сопротивления пациентом раскрытию вытесненных воспоминаний и существованию внутрипсихического фактора цензуры. Это послужило для Фрейда толчком в создании динамической концепции личности в единстве сознательного и бессознательного факторов.

В 1894 г. вышла в свет статья 3. Фрейда "Защитные невропсихозы", а в следующем, 1895 г., совместная с И. Брейнером работа о механизмах истерии. Значение этих трудов далеко выходило за рамки психотерапии. Была показана возможность воздействия психических, эмоциональных состояний на глубинные, биологические. Неврозы истолковывались не как обычные заболевания, имеющие основание в поражении локального органа, а порождения общечеловеческих конфликтов, нарушений возможности самовыражения личности. Таким образом, была выдвинута гипотеза о поведенческой причине невроза. Это означало, что его истоки могут лежать в сфере межличностного взаимодействия людей, в отношениях личности (Я) с окружающим миром, потери человеком смысла существования и т. д. Еще одним важным аспектом психоанализа для анализа культур стало положение 3. Фрейда о том, что энергия влечений (по форме — в основном сексуального характера, т.н. либидо), не находя прямого выхода (блокирована культурой, ее нормами), обретает окольные выражения в патологиях или бессознательных формах(другой формой бессознательной энергии поздний Ф. Назовет стремление к смерти, танатос). Например, 3. Фрейд полагал, что сновидения — "ворота в бессознательное", что "неврозы нормального человека" выполняют защитные функции, так как в них вытесненные антисоциальные желания получают символическое удовлетворение. 

Положение о динамическом соотношении бессознательного (Оно) и сознательного (Я) 3. Фрейд дополнил разработкой стадий психосексуального развития в труде "Три статьи о теории полового влечения" (1905). Согласно его теории, эротические желания (либидо) заложены в человеке с детства, практически с рождения. Сексуальность проходит у ребенка ряд стадий. Первая — аутоэротизм, нарциссизм. В ней эротические побуждения человека направлены на его собственное тело. Впоследствии Фрейд разделил этот период еще на ряд этапов (оральный, анальный, генитальный). В более поздний период развития эротические влечения в связи с полом раздваиваются, принимают специфические формы выражения. У мальчиков эротический импульс направлен на мать, у девочек—на отца.

Подобную особенность взаимоотношений людей 3. Фрейд назвал комплексом Эдипа (для девочек — комплекс Электры).  Эдипов комплекс, по мнению антропологов-психоаналитиков, — явление универсальное для всех культур, оно составляет основу для психоаналитической концепции индивидуального развития человека (онтогенеза) от детства до взрослого состояния. Другими словами, это специфическое объяснение процесса вхождения в культуру. Одновременно с анализом стадий психосексуального развития 3. Фрейд здесь же разработал положение о замещении, трансформации сексуального влечения в иные формы, получившего название "сублимация" (вытеснение). Несколько позже он использовал это понятие для анализа художественного творчества и объяснения ряда культурных феноменов. Структура психики, по Ф., состоит из Оно, Я и Сверх-Я.  Сам 3. Фрейд акитивно использовал свой подход для анализа отдельных элементов культуры: мифов, классических произведений и скусства, а также таких специфических предметов исследования, каковыми были оговорки, всякого рода забывания, остроумие. Влияние теории Ф. На понимание человека в 20 в. трудно переоценить. Психоаналитическая концепция человека активно развивалась в работах Юнга, Фромма, Адлера, Лакана.

Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. - М.:РГГУ, 1999.

Возврат:    [начальная страница]   [список авторов]


Все содержание (C) Copyright РХГА