|
Исследования
- комментарии - ссылки
И.И.
Евлампиев
ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ АБСОЛЮТНОГО БЫТИЯ: МИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ СЕМЕНА ФРАНКА
Место и значение
творчества Семена Людвиговича Франка в русской философии точно и лаконично
определил В. Зеньковский. "По силе фило-софского зрения, - писал
Зеньковский в главном своем историческом тру-де, - Франка без колебания
можно назвать самым выдающимся русским философом вообще,- не только среди
близких ему по идеям... Я без коле-бания должен сказать, что считаю систему
Франка самым значительным и глубоким, что мы находим в развитии русской
философии" .
Эти слова писались еще при жизни Франка (второй том труда Зеньков-ского
появился из печати в 1950 г., в год смерти философа). Однако не вы-зывает
никаких сомнений, что дистанция исторического времени, отделяю-щая нас
от той эпохи, не делает их менее значимыми. Наоборот, только сейчас, когда
произошло своеобразное "воскрешение" наследия русских мыслителей
религиозного направления, появилась, наконец, возможность для подлинно
объективного и точного обоснования этого проницательного суждения, для
правильной оценки тех идей и принципов философии Франка, которые позволяют
назвать его звездой первой величины на небосводе не только русской, но
и мировой философии ХХ в., одним из создателей со-вершенно нового и оригинального
философского мировоззрения, актуаль-ного сейчас не менее, чем в то время;
когда оно было впервые сформулиро-вано.
Жизненная судьба Франка была очень похожа на судьбу его друзей и соратников
по "философскому деланию" - Н. Лосского, П. Струве, П. Нов-городцева,
Н. Бердяева, И. Ильина, С. Булгакова и др. Похожие жизненные удачи и ошибки,
духовно близкие прозрения и заблуждения, одни и те же надежды и разочарования;
и одна на всех трагедия - трагедия всей России. Вот некоторые вехи "внешней"
(и, конечно, не главной, как почти для всех русских философов) биографии
Франка. Все данные приводятся по воспо-минаниям сына философа В. С. Франка
.
Родился будущий философ 16 (29) января 1877 г. в обрусевшей еврей-ской
семье. В 1892 г. его семья переехала в Нижний Новгород, где Франк закончил
гимназию, в старших классах которой он увлекся марксизмом и сблизился
с группой радикальной интеллигенции. Эти влияния определяли его жизнь
в первые два года обучения на юридическом факультете Москов-ского университета
(1894-1896), причем главным для него (как и для дру-гих юных представителей
русской интеллигенции той эпохи) было не столь-ко освоение теоретических
основ марксизма, сколько практическая, "революционная" работа
ради радикальной переделки несовершенного че-ловеческого общества. Эта
юношеская "болезнь" продолжалась недолго, уже в 19 лет Франк
решительно расстался с революционными увлечениями и осознал, что главное
дело его жизни - идти "по пути мысли" . Впрочем, революционное
прошлое давало о себе знать и позже. В 1899 г., когда Франк должен был
сдавать государственные экзамены в университете, он во время студенческих
беспорядков сочинил какую-то прокламацию (хотя активного участия в самих
беспорядках не принимал), в результате последо-вал арест и высылка не
два года без права проживания в университетских городах. Франку пришлось
уехать к родным в Нижний Новогород, а затем в Германию, в Берлин. Именно
в Германии он свел окончательные счеты с марксизмом, написав критический
этюд "Теория ценности Маркса и ее зна-чение", который был опубликован
в 1900 г. в Москве. Возвращение Франка в 1901 г. в Россию ознаменовало
резкий поворот в его духовных устремле-ниях, отныне главным делом его
жизни становится философия. Огромное влияние на формирование Франка-философа
оказала его дружба с Петром Бернгардовичем Струве, начавшаяся в 1828 г.
и продолжавшаяся вплоть до смерти Струве в 1944 г. В 1901-1902 г. по инициативе
П. Струве Франк принимает участие в создании сборника "Проблемы идеализма",
где была опубликована его первая крупная философская работа "Фр.
Ницше и этика любви к дальнему". Вплоть до 1906 г. Франк вел жизнь
"свободного писате-ля и публициста", зарабатывая себе на жизнь
переводами немецких фило-софских книг и сотрудничеством в различных журналах.
Особенно большое значение имела работа в одном из известнейших журналов
того времени - в "Русской мысли"; после того как в 1906 г. главны
редактором и владель-цем журнала стал Струве, Франк вел в нем философский
отдел. Позже наи-более интересные статьи, опубликованные в этом журнале,
он включил в сборник "Философия и жизнь" (СПб, 1910). В 1905
г. Франк участвовал в первом съезде конституционно-демократической партии,
с декабря 1905 г. вместе со Струве был редактором политического еженедельника
"Полярная звезда", а затем (после запрета цензурой) его преемника
- журнала "Сво-бода и культура". В 1909 г. Франк стал участником
известного сборника "Вехи".
С 1906 г. начинается педагогическая деятельность Франка. В 1911-1912 г.
он сдает магистерские экзамены и с осени 1912 г. становится приват-доцентом
при Петербургском университете. Затем следует традиционная командировка
в Германию (с весны 1913 до лета 1914 г.) для подготовки магистерской
диссертации, по итогам которой весной 1915 г. была опубли-кована книга
"Предмет знания", защищенная в качестве диссертации в мае 1916
г. В это же время в Петербурге Франк пишет и второе крупное фило-софское
сочинение - книгу "Душа человека", которая была опубликована
в 1917 г. и должна была стать докторской диссертацией; защитить ее Франку
так и не удалось.
Летом 1917 г. Франк по предложению министерства народного просве-щения
временного правительства переезжает в Саратов и становится дека-ном и
профессором историко-философского факультета Саратовского уни-верситета.
Во время относительной либерализации большевистского режима осенью 1921
г. он переезжает в Москву, где избирается членом "фи-лософского института",
выделенного из университета, и вместе с Н. Бердяе-вым основывает "Академию
духовной культуры", которая организовывала серии публичных лекций
на философские, религиозные и общекультурные темы. Однако уже летом 1922
г. Франк был арестован и с большой группой философов, писателей и ученых
выслан за пределы России.
До 1937 г. Франк живет в Германии, где является одним из основателей и
активных сотрудников Русского Научного института (вплоть до его за-крытия
в 1932 г.), читает лекции в Религиозно-философской академии, ос-нованной
Бердяевым. После прихода к власти в Германии национал-социалистов для
Франка начались трудные времена; в 1937 г. он был выну-жден уехать во
Францию, где в трудностях и лишениях прожил всю войну, разразившуюся в
1939 г. Только в ноябре 1945 г. он вместе с женой смог переехать в Англию,
к своей дочери, где и прошли последние годы его жиз-ни. Скончался Франк
10 декабря 1950 г.
Из работ, изданных в эмиграции, необходимо отметить прежде всего книгу
"Духовные основы общества" (Париж, 1930), которую Франк считал
третьей частью своей философской трилогии (первые две - "Предмет
зна-ния" и "Душа человека"), а также самый фундаментальный
его труд - кни-гу "Непостижимое" (Париж, 1939), в которой были
приведены в стройную философскую систему все главные его идеи. Исключительно
религиозно-этической проблематике посвящены две поздних работы: "С
нами Бог" (книга вышла по-английски в Лондоне в 1946 г.) и "Свет
во тьме" (Париж, 1949). Последним крупным философским сочинением
Франка стала закон-ченная незадолго до его кончины книга "Реальность
и человек. Метафизика человеческого бытия", опубликованная только
в 1956 г. в Париже.
Попытаемся теперь проследить духовную эволюцию философа, уже к концу 1910-х
годов приведшую его к целостной концепции, развитие кото-рой и составило
содержание всего его дальнейшего творчества. Нужно от-метить, что Франк
обладал удивительным умением точно сформулировать главный смысл своих
идей, поэтому в данном случае нетрудной найти у него самого высказывание,
не только выражающее самое главное в его фи-лософском и публицистическом
творчестве, но и претендующее на то, что-бы быть "девизом" всей
его долгой жизни. "В нашем философско-политическом мировоззрении,-
пишет он в программной статье первого номера журнала "Полярная звезда",-
мы исходим из идеи личности как носителя и творца духовных ценностей,
осуществление которых в общест-венно-исторической жизни образует содержание
культуры и есть высшая и последняя задача политического строительства"
. Понятия личности, твор-чества и культуры являются ключевыми для Франка,
именно их анализ составляет главное содержание его ранних работ. В первую
очередь это относится к статье "Фр. Ницше и этика любви к дальнему",
в которой Франк разработал своеобразную теоретическую антитезу к своему
юношескому увлечению марксизмом и революцией.
По сути, здесь речь идет о двух концепциях личности и, соответственно
о двух подходах к устроению отношений между личностями, к созданию условий
для их свободного развития. Первая - это марксистская теория личности
как системы материальных потребностей, обеспечение которых и должно составлять
главную задачу общественного устройства (доктрина утилитаризма, в терминологии
Франка); вторая - концепция Ницше, от-крывающая подлинную сущность человека
как духовного и абсолютно сво-бодного, творческого существа. При этом
критика Франка выходит далеко за рамки только этики утилитаризма и направлена
на все этические доктри-ны, требующие от человека догматического подчинения
системе внешних, заданных ценностей, даже если эти ценности носят возвышенно-идеальный
характер. В результате в одну категорию с утилитаризмом попадает и мо-раль
"любви к ближнему", сторонником которой был Л. Толстой, и кантов-ский
принцип долга, и даже идеал служения культуре (об этом Франк ясно писал
в более поздней работе "Крушение кумиров"). В противовес всему
этому он выявляет глубокий смысл этики "любви к дальнему" Ницше,
этики активного героизма и трагической красоты. Идеал творчества настолько
далеко ведет Ницше, что ради подлинного творчества он не щадит ни своего
ближнего, ни себя самого (позже эту же черту Франк выделит в качестве
наиболее характерной во взглядах К. Леонтьева ). При этом главной про-блемой
становится более точное определение содержания тех ценностей, которые
составляют цель "любви к дальнему" и определяют творчество человека.
Это оказывается гораздо более сложным, чем критика содержания знакомых,
но односторонних этических доктрин; важнейших вывод Франка состоит в том,
что в качестве такой конечной системы ценностей невозмож-но указать ничего
определенного, ибо все определенное, заданное раз и на-всегда есть одностороннее,
именно этой своей незыблемой заданностью ограничивает творческое воплощение
высших ценностей. Здесь выявляется рациональный смысл определения "любви
к дальнему" как любви к "при-зракам". "Призраки"
- это относительные ценности, имеющие всеобщее значение лишь до тех пор,
пока они гарантируют раскрепощение творческо-го начала в человеке, и неизбежно
требующие замены после того, как пере-стают выполнять эту функцию. Абсолютны
только само творческое начало личности и в определенной степени те условия,
которые гарантируют реали-зацию этого творческого начала. "Борьба
и творчество - по мысли этой этической системы - должны быть посвящены
созиданию условий для сво-бодного развития всех духовных способностей
человека и для свободного удовлетворения его духовных притязаний"
.
В результате Франк приходит к своеобразному оправданию "аморализ-ма"
Ницше, смысл которого он видит в отрицании возможности однознач-ной и
окончательной формулировки тех высших ценностей, которые долж-ны служить
вечными ориентирами творческой деятельности человека. Ницше выводил отсюда
отсутствие самих абсолютных ценностей; именно это имеется в виду в тезисе
о "смерти Бога": место абсолютных ценностей оказывается пустым,
и человеку предоставляется возвышенное, но и опас-ное право самому заполнить
его, исходя из своего собственного представле-ния о смысле и значении
творчества и жизни. В противоположность этому для Франка само существование
указанных абсолютных ценностей не вызы-вает сомнений, как не вызывает
сомнений и вечная жизнь Бога как "гаран-та" этих ценностей.
Но эти ценности лежат вне сферы рационального, что и порождает проблему
их выражения, определения. Главные характеристики человеческого существования
- творчество и жизнь - иррациональны и должны реализовываться через такую
сферу бытия, которая, с одной сторо-ны, является сверхличной, абсолютной,
но с другой - совпадает с устрем-лениями отдельной ограниченной личности.
Выразительная критика частных, "отвлеченных" моральных принципов
и доктрин, осуществленная в статье о Ницше, затем была в яркой публици-стической
форме повторена Франком во множестве статей, направленных против революционного
утопизма, нигилизма, политического деспотизма, бездеятельного идеализма,
религиозного фанатизма - всех тех форм этиче-ского "идолопоклонства",
которые закрывают человеку путь к подлинному Абсолюту. Однако в русской
философии этика всегда обосновывалась с помощью онтологии, поэтому главной
задачей Франка становится построе-ние онтологической конструкции, через
которую можно было бы обосно-вать значение личности и ее творческого начала
и найти подход к соответ-ствующей моральной доктрине. В полном соответствии
с традициями русской философской мысли основу для такой онтологической
конструкции он ищет в синтезе классических философских систем с новейшими
течения-ми западной философии. Ключевое значение в этом смысле имели две
рабо-ты Франка - статья "Личность и вещь (Философское обоснование
витализ-ма)", впервые опубликованная в 1908 г. и посвященная разбору
основных положений одноименной книги немецкого философа Вильяма Штерна,
и статья "Учение Спинозы об атрибутах", вышедшая в свет в 1912
г.
Формально первая из этих статей является последовательным изложени-ем
системы В. Штерна, однако интересно проследить, какие принципы и идеи
Франк выделяет в качестве наиболее важных. Прежде всего - это решительное
отрицание традиционного для европейской философии пред-ставления о наличии
в реальности двух противостоящих друг другу сфер бытия - материальной
и идеальной. Вместо традиционного противопостав-ления материи и духа Франк
(вслед за Штерном) рассматривает в качестве важнейшего структурного элемента
онтологической конструкции противо-стояние личности и вещи. Основу для
их различения дают два важнейших качества, определяющих смысл бытия личности
- ее конкретность и ди-намичность, активность по отношению к окружающему
миру; в противо-положность этому в определение вещи входит характеристика
"частично-сти", абстрактности ("вещь" - это только
часть или абстрактное проявление "личности"), а также ее пассивность,
неизменность. "Имперсо-налистское" мировоззрение, исключающее
понятие личности, сводит мир к безличным, абстрактным "точкам"
и отношениям между ними. По мнению Франка, это мировоззрение сталкивается
с неразрешимыми трудностями и совершенно неприемлемоё "Легко мыслить,
что сущее обнаруживает силу, но как может рождаться сила и власть из одного
только отношения между двумя явлениями, которые пассивны каждое в отдельности?"
Сущее нужно представлять как иерархию абсолютно конкретных личностей,
взаимодейст-вующих между собой, - этот главный тезис будет определять
все дальней-шее развитие философских идей Франка.
Понятно, что, выдвигая в онтологии на первый план понятие личности, Франк
(вслед за Штерном) вынужден более точно определить смысл этого понятия.
Это приводит к онтологизации важнейшего качества личности - деятельности,
творчества, и одновременно ведет к отказу от абсолютизации понятия сознания,
понимаемого в духе классического рационализма как способность отражать
в познании окружающую человека реальность. Пыта-ясь избежать характерного
для рационализма сведения человека к абстракт-ному началу, мышление, Штерн
существенно ограничивает значение поня-тия сознания. Сознание - это лишь
одна (хотя и очень важная) характеристика личности, и далеко не все "личности",
образующие онтоло-гическую структуру реальности, обладают ею. "Личности",
занимающие низшие уровни в иерархии, не обладают сознанием, хотя при этом
им при-суще самое главное качество - способность к деятельности, творческой
активности. Впрочем, творческий элемент в их деятельности минимален, здесь
нужно говорить скорее о самосохранении, о воспроизведении одних и тех
же форм деятельности. В этом смысле личности, обладающие сознани-ем, достаточно
существенно отличаются от "бессознательных" (точнее, досознательных)
"личностей". Обладание сознанием приводит к более ра-дикальному
творчеству; здесь появляется возможность создания совершен-но новых, еще
неустоявшихся, не вошедших в норму, в традицию форм творческой активности.
Сознание в этом смысле есть не способность схва-тывать и фиксировать уже
сложившиеся, неизменные закономерности и принципы (что является главным
в классическом рационализме), а, наобо-рот, есть способность разрушать
устоявшиеся закономерности, есть ирра-циональное (точнее, сверхрациональное)
качество, открывающее личности путь к абсолютно свободному творчеству.
Нетрудно увидеть взаимосвязь этой идеи с идеями более ранней статьи Франка
о Ницше.
Онтологизация творчества как важнейшего качества всей реальности заставляет
вообще отрицать представление о наличии незыблемых законов, наличии каких-то
неизменных элементов бытия. Творчество немыслимо вне времени, вне временного
становления, поэтому все в бытии и даже само бытие в его самостоятельности
и абсолютности должно быть подчинено времени. "С этой точки зрения
само понятие исторического приобретает широкое космическое значение: не
только общество, язык, культура - но и весь мир и вся жизнь имеют свою
"историю", и мировое бытие состоит именно в действенном движении
вперед... эволюция мира есть не простое перераспределение между постоянными
элементами, не одно лишь измене-ние внешних комбинаций между ними, а действительное
творчество, внут-реннее имманентное развитие самих субстанциальных элементов
бытия. Всякая история - космическая, как и общественная,- есть не слепая
смена механических комбинаций, а живой процесс развития личности"
.
Формулируя вслед за В. Штерном исходные принципы новой филосо-фии, основывающейся
на понятиях личности и творчества, Франк не может не видеть и серьезных
недостатков концепции витализма. Прежде всего это явный оттенок биологизма,
вносимый Штерном в понятия самосохранения, саморазвития, жизни и т. д.
По сути, здесь даже личность понимается в духе биологического организма,
включенного в борьбу за существование. Кроме того, изображая мир как иерархию
творчески активных личностей, абсо-лютно цельных, неразложимых на отдельные
элементы, Штерн не дает от-вета на ряд совершенно естественных вопросов.
Почему мир предстает для каждого из нас совсем не похожим на указанную
целостную иерархическую структуру? Почему мы находим в нем не бесконечное
многообразие творче-ских личностей, а безжизненную материю и совокупность
пассивных, свя-занных внешним образом вещей? Откуда берется то чувство
одиночества, которое укоренено в душе каждого человека, чувствующего себя
мельчай-шей, незначительной частью безжизненного космоса? Наконец, признавая
изменчивость, историчность главной характеристикой реальности, концеп-ция
витализма неизбежно сталкивается с проблемой абсолютных элементов реальности.
Существует ли в мире Абсолют, и если существует, то как его можно мыслить
на фоне всеобщей изменчивости? Тем самым в статье "Личность и вещь"
Франк подходит к той же проблеме, которая была неяв-ным итогом работы,
посвященной этике Ницше. И для того, чтобы обосно-вать моральную доктрину,
в центре которой находится личность и ее твор-ческое начало, и для того,
чтобы построить соответствующую онтологию, необходимо решить принципиальную
проблему: понять, что есть Абсолют, абсолютное начало реальности и определить
отношение человека к этому абсолютному началу.
В решении этой задачи Франк всецело опирается на давнюю традицию русской
философии. Начиная с середины XIХ в. указанная проблема нахо-дилась в
центре исканий всех русских философов и составляла главный побудительный
мотив самых оригинальных философских построений. Не-удовлетворенность
традиционным представлением о всемогущем и рацио-нальном Абсолюте, Боге,
всецело определяющем бытие мира и человека, иерархически вторичных по
отношению к нему, открыто прорвалась уже у славянофилов. Отвергая "расчленение"
человека на отдельные сферы суще-ствования, связанные с различными его
способностями (рассудок, чувства, воля, интуиция), точно так же как и
представление о господстве в человеке рационального начала, рассудка,
славянофилы проповедовали конкрет-ность и цельность подлинного, "внутреннего"
человека, который в этой конкретности и цельности непосредственно, интимно
един с Богом. Соот-ветственно и сам Бог при этом понимался как абсолютно
конкретное, ра-ционально-иррациональное начало, объединяющее в себе все,
что мы нахо-дим разъединенным в мире. Эта же неудовлетворенность устоявшейся
рационалистической традицией в понимании Бога определяла и творчество
Достоевского, который, подобно Ницше, отверг Бога, подавляющего твор-чество
и свободу человека, предписывающего человеку беспрекословное послушание
и покорность. В человеке главное не разум, а жизнь и страда-ние; но тогда
и Бог, чтобы быть близким и доступным человеку, должен быть прежде всего
живым и страдающим Богом, а не тем всемогущим Абсолютом, каким он предстает
в западной рационалистической традиции. Для Достоевского отношения человека
с Богом носят в определенном смыс-ле "равноправный" характер,
и человек при этом нужен Богу не меньше, чем Бог человеку.
Наиболее последовательная философская критика традиционного виде-ния Абсолюта
принадлежала Вл. Соловьеву. Он очень точно подметил, что характерное для
западной культуры одностороннее представление о челове-ке, о господстве
в нем абстрактного рассудка вело в западной метафизике к тому, что само
абсолютное начало, обосновывающее бытие мира и челове-ка, понималось как
абстрактное, отвлеченное начало. В противополож-ность этому понимание
человека как конкретной и цельной личности неиз-бежно вело к тому, что
в качестве метафизической основы мира также полагалось абсолютно конкретное
начало, являющееся всеобъемлющим синтезом многообразных определений реальности.
Для Соловьева метафи-зическое начало мира, Абсолют - это абсолютная личность,
а не абсолют-ное мышление, как у Гегеля. Это приводит к тому, что и отношение
челове-ка к метафизическому началу миру уже нельзя понимать как рациональное
отношение (познание). Оно должно носить интуитивно-иррациональный, мистический
характер, вовлекать в себя всю личность, все ее способности и тем самым
обосновывать их.
В своей метафизической системе Франк последовательно развивает эту главную
тенденцию русской философии. Он отвергает приоритет рацио-нального в человеке
и Абсолюте; фундаментальная творческая способность личности может быть
понята только как иррациональное начало, реализую-щееся в целостном акте
жизни (понимаемой при этом не в ее биологическом аспекте, что составляло
слабое место витализма В. Штерна, а в самом об-щем, метафизическом смысле).
Однако признание приоритета иррациональ-ных сторон бытия вовсе не означает
полного отрицания значимости рассуд-ка, разума. Еще более решительно,
чем Вл. Соловьев, Франк пытается обосновать единство иррационального и
рационального в мире, человеке и Абсолюте. Поскольку рациональная сторона
нашего бытия проявляется в процессе познания, эта проблема преобразуется
в проблему взаимосвязи рационального познания и более глубоких, мистических,
иррациональных форм отношения человека с реальностью. Этому и посвящено
важнейшее сочинение раннего периода творчества Франка - книга "Предмет
знания".
По своему замыслу и по той роли, которую она должна была играть в русской
философии, эта книга по праву может считаться русской "Критикой чистого
разума". Как и Кант, главной целью своего исследования Франк видит
отвержение претензий разума на абсолютное господство в человеке; именно
на установление "границ" разума направлен тот анализ отвлеченно-го
познания, который содержится в книге. Однако в отличие от Канта огра-ничение
претензий разума вовсе не ведет Франка к агностицизму и призна-нию недоступности
для человека подлинной реальности. Наоборот, ограничение разума - это
выявление его естественного места в более ши-рокой, всеохватывающей системе
взаимосвязей человека с реальностью, это понимание разума как частного
момента в фундаментальном акте интуитив-ного отождествления сознания с
бытием, в фундаментальном акте жизни.
В своем анализе структуры познания Франк во многом повторяет логику Вл.
Соловьева. По Соловьеву, традиционные концепции познания - нату-рализм
и идеализм, основанные на абсолютизации ощущений и идей,- неудовлетворительны
потому, что в основу познания кладут то, что само требует основы в чем-то
другом: и ощущения, и понятия существуют только в отношении к тому, что
имеет ощущения и понятия. Единственный пра-вильный путь в обосновании
познания - признание, что в его основе лежит трансцендентный акт непосредственного
соединения с Абсолютном, стоя-щим не только выше ощущений и понятий, но
и выше самого бытия как такового. Эта точка зрения обозначалась Соловьевым
как мистицизм и оценивалась как третий (наряду с натурализмом и идеализмом),
единственно верный тип философствования. Мистическое единение с конкретным
Абсо-лютом, с "всеединством" составляет основу познания и творчества
челове-ка; это и есть акт подлинной жизни.
Наиболее существенным для Соловьева представлялось, что в этом акте стирается
различие идеального и материального,- "всеединство" выше этого
различия. Однако, устраняя традиционное для европейской метафизи-ки противопоставление
двух сфер бытия, Соловьев не избегает другой, не менее существенной формы
дуализма. Возникающее в его философии про-тивопоставление Абсолюта (Сущего,
всеединства) и идеально-материального бытия, раздробленного и "отпавшего"
от всеединства, ока-зывается не менее существенным и радикальным, чем
традиционное проти-вопоставление "мира вещей" и "мира идей".
Мистицизм Соловьева, в сущ-ности, является не столь уж далеким от мистицизма
Платона; но тогда и все те трудности, с которыми сталкивалась дуалистическая
философия Платона, на новом уровне обнаруживаются в философии Соловьева
(может быть, как раз это помешало Соловьеву завершить свой главный труд
"Философские начала цельного знания").
Именно на преодоление этих трудностей и направлен анализ отвлеченно-го
знания у Франка. В этом смысле его позицию по отношению к системе Соловьева
можно сравнить с позицией Аристотеля по отношению к системе Платона. Интересно,
что, по воспоминаниям Людвига Бинсвангера, плато-низм не удовлетворял
Франка из-за его соблазна "духовной гордыни, лож-ного духовного аристократизма"
. Явно не полемизируя с Соловьевым, Франк по сути перерабатывает соловьевскую
концепцию всеединства с тем, чтобы устранить из нее скрытые противоречия.
Сохраняя главную идею о том, что подлинная философия может быть только
мистической философи-ей, Франк тем не менее делает объектом мистического
опыта не запредель-ную реальность, но единственную "посюстороннюю"
реальность нашего мира, реальность самого бытия. Самым главным здесь оказывается
мисти-ческое восприятие окружающей нас реальности во всех ее частных и
огра-ниченных проявлениях, а не отрицание этой реальности ради чего-то
выхо-дящего за ее пределы.
Убеждение Франка в том, что абсолютное всеединство, открываемое мистической
интуицией, превосходит по богатству своего содержания со-держание непосредственно
данного бытия, лишь на первый взгляд противо-речит высказанному убеждению.
Указанное "богатство содержания" нельзя понимать как некое законченное
целое, "предвосхищающее" то конкретное и ограниченное бытие,
которое дается человеку в его опыте. Именно в по-следнем смысле понимал
сущее и его отношение к бытию Соловьев. Не-смотря на то, что он резко
выступал против "средневекового миросозерца-ния", противопоставлявшего
земное бытие и бытие божественное, человека и Бога, сам он не до конца
преодолел это противопоставление. Хотя бытие существует в сущем, благодаря
сущему и в единстве с ним, акт мистическо-го единения с сущим осуществляется
независимо от акта восприятия бытия. Соловьев принципиально различает
эти два акта и полагает первый из них реальной основой и источником второго.
У Франка никаких двух независимых актов нет; есть единый акт интуи-ции,
акт "живого знания", акт соединения сознания с бытием, в котором
лишь условно можно выделить два относительно независимых момента: отвлеченное
знание и мистическое восприятие бесконечно богатого (еще не завершенного,
еще не ставшего) содержания всеединства. Для Соловьева бытие, реальность
вокруг нас - это как бы прозрачная пелена, за которой мы угадываем Абсолют,
Сущее. Для Франка каждый элемент бытия - это распахнутое "окно",
через которое мы видим свет, идущий от Абсолюта. Или, еще точнее, каждый
элемент бытия - это источник света, Абслют же - сам свет, истекающий из
этих частных и ограниченных источников и связующий их. Акт живого знания
заключается при этом в умении не только видеть "источники" света,
но почувствовать всецелую пронизанность бытия светом.
Мистицизм Соловьева в некотором смысле возрождает призрак идеа-лизма.
Вместо оппозиции "материальное - идеальное" в нем возникает
оппозиция "реальное (материальное и идеальное) - сверхреальное".
Этот мистицизм воспринимает окружающее человека бытие только как символ
сверхреального начала; в этом смысле мироощущение Соловьева можно назвать
мистическим символизмом, приемлющим мир только относительно, только в
меру его принадлежности к высшей, мистической реальности. В нем кроется
своеобразная "боязнь" реального бытия, страх перед реальной
жизнью, перед тягостным и долгим процессом его "перестройки"
и "возвы-шения". Возможно, именно проявлением этого страха явился
тот известный факт, что в своей жизни Соловьев пренебрег реальной, земной
любовью ради любви мистической, любви к Софии, душе мира Не случайно в
своей гносеологии Соловьев даже смысл отвлеченного мышления (первого шага
в движении от реального явления к мистической конкретности Абсолюта) полагает
в отрицании этого реального явления .
В противоположность этому мистицизм Франка - это мистический реализм,
приемлющий весь мир и все в мире, но не ограничивающийся про-стым принятием
данного, а требующий углубления в каждый элемент мира ради усмотрения
в нем Абсолюта, всей полноты бытия (в трансцендентно-имманентном акте
живого знания).
Формулируя важнейшие положения своего мистического реализма, Франк сознательно
включает его в давнюю мистическую традицию, идущую от досократиков и Плотина
к Николаю Кузанскому, Дж. Бруно и Якобу Бёме и позже преломившуюся в философских
системах Фихте и Шеллинга. о самое неожиданное, что ключевым представителем
в развитии этой мисти-ческой традиции Франк считает Спинозу, который всегда
выступал симво-лом крайнего рационализма. Доказательству этого парадоксального
утвер-ждения о мистическом характере философии Спинозы была посвящена
статья "Учение Спинозы об атрибутах", в которой Франк впервые
дал ясное выражение главного принципа своей будущей книги, посвященной
анализу отвлеченного познания. Как пишет Франк, "Спиноза искал знания,
которое не было бы оторвано от вещей, а как бы обнимало сами вещи и сводилось
к погружению личности в само бытие; и по сравнению с этим знанием всякое
познание на основе рассуждений и отвлеченных понятий есть только вера,
ибо оно не владеет самими вещами и лишь отдаленно указует на них... Иде-ал
знания есть переживание конкретной полноты реальности, а не фиксиро-вание
отдельных отвлеченных черт в ее содержании" . Основой всей сис-темы
Спинозы Франк считает принцип "гносеологического монизма", признающий
исходное абсолютное тождество субъекта и объекта; причем в отличие от
гносеологического монизма немецкой философии, кладущей в основу понятие
сознания, монизм Спинозы является реализмом: "Спиноза мыслит гносеологический
монизм через расширенное понятие бытия" . Принимая этот принцип,
Франк отвергает первичность гносеологии по от-ношению к онтологии (что
было характерно для немецкой классической философии) и возвращается к
древней традиции, в которой онтология рас-сматривалась как важнейшая часть
философии.
Понимание Абсолюта как абсолютного бытия, обладающего качествами "всеединства",
лишь намечает подход к той онтологической системе, кото-рую пытается построить
Франк. Единство сознания и бытия в рамках "гно-сеологического монизма"
ставит под вопрос фундаментальность человека, его самостоятельное значение
в структуре реальности. Это, несомненно, противоречит исходному замыслу
Франка: доказать абсолютную первич-ность и фундаментальность личности
(даже в рамках онтологии), обосно-вать понимание мира как иерархии личностей.
В связи с этим важнейшей задачей "мистического реализма" становится
развитие совершенно новой концепции человека, по-новому определяющей положение
человека в мире, его значение перед лицом Абсолюта. В этой части своей
системы Франк вновь одновременно и опирается на философские идеи Вл. Соловьева,
и преодолевает внутреннюю непоследовательность его концепции.
В своем анализе истории западной философии Соловьев, в частности, критикует
традиционную концепцию человека, в которой человек понима-ется как отдельная
часть реальности, как "субстанция", изолированный "атом",
независимый от остального мира, противостоящий ему и способный только
отражать, опосредованно воспринимать его. Соловьев доказывает, что человек
в своей глубинной сущности непосредственно един с высшей реальностью,
и мистический акт этого единения и является актом подлин-ной жизни. Но
Соловьев все же не до конца преодолевает пороки указанной традиционной
концепции, поскольку идея "человека-субстанции", "челове-ка-атома"
сохраняется в сфере бытия, в той сфере, где главная форма отно-шения человека
с реальностью - это отвлеченное познание. В акте позна-ния человек даже
к сущему (соловьевскому Абсолюту) относится чисто "внешним"
образом, подобно тому как он относится к противостоящим ему предметам
окружающего его раздробленного бытия. "Совершенно очевид-но,- пишет
Соловьев,- что наше познание не может содержать это сущее в самом его
подлинном бытии или материально, так же как изображение в зеркале не содержит
в себе материально изображаемого предмета, ибо тогда они были бы тождественны
и не было бы уже изображения" . Дуализм в понимании реальности (сущее
и бытие) приводит к дуализму в понимании форм отношения человека к реальности
(мистическое единство с сущим и познавательное отражение бытия) и, самое
главное, к дуализму в понимании самого человека. В своем "реальном",
познавательном отношении к окру-жающему миру человек оказывается в состоянии
"неистинного" существо-вания; основная задача его состоит не
в углублении и расширении этого реального отношения, а в его преодолении,
в придании ему символического значения, в узрении за реальным бытием мира
и человека - бытия мисти-ческого.
Для того чтобы окончательно преодолеть недостатки "атомистического"
понимания человека, Франк снимает различие между двумя актами: позна-вательным
и мистическим; и это ведет к тезису прямо противоположному тому, который
формулирует Соловьев. Франк утверждает, что нет никакой разницы между
самим "изображением" (познавательным образом) и изо-бражаемым
предметом; познание и есть мистическое "обладание" самим бытием.
Решающую роль в формировании такого понимания познания (на что указывает
сам Франк) сыграли философские идеи Э. Гуссерля и А. Бергсо-на. Понятие
интенциональности, занимающее центральное место в феноме-нологии Гуссерля,
было наиболее решительным ударом по традиционной концепции сознания-субстанции,
сознания, "отражающего" окружающий его и независимы от него
мир. Для Гуссерля важнейшее качество сознания - его направленность на
предмет; сознание при этом как бы "размыкает-ся", лишается традиционной
самостоятельности по отношению к внешней реальности. Однако Гуссерль в
своей "реформе" философии остановился на полпути; он все же
оставил нетронутым само противостояние независимых от сознания идеальных
смыслов и деятельности сознания по схватыванию этих смыслов. Сознание
как деятельность, направленность остается чем-то отличным от самого объекта
деятельности - идеального смысла. Именно против этой непоследовательности
выступает Франк в книге "Предмет зна-ния". "Для того чтобы
сама эта направленность была возможна, мы должны иметь ту сферу, на которую
сознание направлено, уже не в форме направ-ленности на нее, а совершенно
непосредственно, как нечто, имеющееся у нас и при нас в абсолютной форме,
независимо от всякого акта усмотрения, направленности" .
Значительно более радикальную, чем у Гуссерля, идею выдвинул А. Бергсон
в работе "Материя и память" (1896). Опираясь на исследование
психологических механизмов памяти и физиологии мозга, Бергсон приходит
к выводу, что составляющий основу сознания акт представления есть просто
некоторое особое отношение внутри всей системы реальных явлений, от-ношение,
которое определенным образом выделяет одно из явлений на фоне остальных
. Тело человека в этом случае оказывается просто "точкой от-счета",
по отношению к которой производится выделение в самой реально-сти и самой
реальностью одного из ее элементов. В качестве наглядной иллюстрации такого
понимания сознания можно привести процедуру выде-ления одной точки в трехмерном
пространстве (образ в похожем контексте используемый Франком). Любая точка
в трехмерном пространстве может быть выделена и зафиксирована только через
систему отношений, опреде-ляющих ее положение относительно заданной точки
- начала системы координат. Такая процедура ничего не меняет в бытийственном
статусе выделяемой точки, просто внутри пространства как некоего единства
воз-никает дополнительная система отношений, "маркирующая" указанную
точку. Аналогичный смысл имеет процедура фиксации сознанием познава-тельного
"представления". Существование представлений "внутри"
созна-ния в качестве независимых "двойников" реальных объектов
есть не более чем иллюзия. Представление, наличное в сознании на самом
деле есть сам реальный объект; статус представления он получает за счет
особых отно-шений, возникающих внутри самого бытия и связанных с телом
человека только постольку, поскольку тело является центром этой системы
реальных отношений (как бы началом системы координат).
Именно такое понимание сознание окончательно разрушает традицион-ную "атомистическую"
концепцию сознания и возвращает философию к гениальным прозрениям досократиков:
к Гераклиту, говорившему, что "пределов души не найдешь, исходив
и все ее пути,- так глубока ее осно-ва", к Протагору, утверждавшему,
что "человек есть мера всех вещей", и Пармениду с его тезисом
о тождестве бытия и мышления. Эта концепция сознания является невидимым
центром первой книги Франка, при этом в отличие от Бергсона, который придавал
ей несколько натуралистический, даже механистический оттенок (что объясняется
стремлением обосновать ее с помощью последних достижений психологии и
физиологии мыслительной деятельности), Франк понимает ее как сугубо метафизическую
концепцию.
Основу трактовки сознания у Франка составляет понимание абсолютного бытия
как "всеединства". Являясь абсолютно конкретным единством всех
возможных качеств и состояний, бытие как бы пронизано бесконечно бога-той
системой отношений, связывающих все со всем. Сознание человека есть тогда
некая частная система отношений внутри абсолютного бытия, в част-ной,
ограниченной форме выражающая всю полноту всеединства: "понятие "сознания"
- в том единственном смысле, в котором оно не заключает противоречия -
есть необходимо понятие члена отношения" . Человек в этом смысле
прежде всего есть, просто тождественен с самим бытием, вне которого ничего
нет; и только затем человеку что-то дано в его сознании, причем эта данность
есть не что иное, как данность бытия самому себе. Бытие обладает абсолютным
сверхвременным единством, но каждое созна-ние, каждая душа реализует это
единство в ограниченной и частной форме - в форме того "предметного
мирка", который предстает человеку, явлен в его знании и жизни. "В
этом смысле душа как конкретное единство субъек-тивной формирующей деятельности,
материала душевной жизни и как бы извне вовлекаемых предметных содержаний
есть не замкнутая в себе, отре-шенная от всего иного субстанция, а как
бы субъективное "зеркало вселен-ной" или - говоря точнее - субъективное
единство пропитанного стихи-ей душевной жизни и своеобразно преломленного
или сформированного объективного бытия" .
Каждая душа является ограниченным "срезом" всеединства, причем
этот "срез" пронизывает все бытие, ограничена только глубина
проявления все-единства в отдельных элементах "предметного мирка".
Каждый "предмет-ный мирок" по степени своего охвата способен
расширяться до всей полно-ты бытия (и потенциально является таковым).
Отсюда следует, что представление об ограниченности души как особой субстанции,
"замкну-той" в человеческом теле, совершенно неверно. Значимость
человеческого тела связана вовсе не с тем, что оно "заключает"
в себе душу, а только с тем, что является "точкой отсчета" для
того "среза" абсолютного бытия, кото-рый реализован в "предметном
мирке" человеческой жизни. Более правиль-но говорить, что сознание
человека существует по отношению к телу, а не в теле.
Новое понимание человека, естественно возникающее в рамках онтоло-гии
Франка, ставит человеческое бытие в центр "структуры" всеединства.
И здесь возникает очень важный сдвиг проблематики, который явно присутст-вует
в книге "Душа человека".
Развитие философских идей в "Предмете знания" в целом соответствует
логике классической философии. Отталкиваясь от гносеологических про-блем,
философ строит определенную онтологию, в которой постулируется существование
Абсолюта (абсолютного бытия), по отношению к которому определяется онтологический
смысл бытия человека. Получается, что Франк в первой своей книге не до
конца преодолевает классическую кон-цепцию человека, поскольку человек
в рамках онтологии всеединства при-знается вторичным по отношению а Абсолюту,
существующему в логиче-ском смысле "раньше" человека. Однако
в системе Франка содержится очевидная возможность преодоления и этого
последнего "рудимента" клас-сической традиции. Поскольку Абсолют
есть "всеединство", само его суще-ствование обеспечивается теми
внутренними системами отношений, кото-рые пронизывают его. Строго говоря,
невозможно полагать эти отношения "вторичными", они и есть то,
что определяет существование Абсолюта как Абсолюта. В этом смысле онтология,
понимаемая как форма описания Аб-солюта, вообще мыслима не иначе как через
описание указанных систем отношений, "демонстрирующих" сущность
Абсолюта. Но поскольку эти системы отношений и есть бытие человека, получается,
что описание Абсо-люта в рамках онтологии должно сводиться к описанию
наиболее фунда-ментальных, "чистых" форм "матифестации"
человеческого бытия. Или, иначе говоря, последовательная онтология должна
быть феноменологией человеческого бытия.
Такая формулировка главного принципа новой онтологии, радикально преодолевающей
классическую традицию в понимании взаимосвязи челове-ка и Абсолюта, была
дана М. Хайдеггером в работе "Бытие и время" (1927). Однако,
по существу, именно этот принцип является основой книги Франка, опубликованной
в 1917 г. если в "Предмете знания" еще господствовала "наивная",
традиционная онтология, предполагающая возможность описа-ния абсолютного
бытия независимо от бытия человека, то в "Душе челове-ка" появляется
тенденция к выведению онтологической структуры абсолют-ного бытия из феноменологического
анализа человеческой души. Основные феноменальные "слои" внутреннего,
душевного бытия человека оказывают-ся формами самореализации, самовыявления
абсолютного бытия. Отвергая основную интенцию современной ему "научной"
психологии, стремящейся свести явления внутреннего мира человека к явлениям
мира объектов, Франк исходит из абсолютной самобытности феноменов души,
наиболее фундаментальные из которых определяют ключевые понятия новой
онтоло-гии ("фундаментальной онтологии" в терминологии Хайдеггера).
Низший, основополагающий уровень душевной жизни, по Франку, со-ставляют
чистые переживания, составляет чистая жизнь души; здесь пол-ностью отсутствует
разделение на субъект и объект, и единственным "каче-ством"
душевного состояния является его данность, наличность (не кому-то и не
в чем-то, а просто данность и наличность в самом себе). Это и есть основа
онтологической структуры реальности - бытие как просто бытие, как просто
данное себе. Наша душа в этом наиболее фундаментальном смысле есть "лишь
живая, реальная точка бытия, которая от всего на свете отличается тем,
что это есть точка, в которой бытие есть непосредственно для себя и именно
в силу этого действительно есть безусловно" . Человек, человеческая
душа, человеческое сознание, понимаемые в самом широком смысле, есть самобытие,
есть открытость бытия самому себе, "прозрач-ность" бытия; именно
через эту "прозрачность" и только в ней бытие по-настоящему
есть.
Помимо того, что бытие есть, оно обладает целостностью и единством. "В
непосредственном бытии,- пишет Франк в книге "Непостижимое",-
очевидно осуществляется момент разделения, или раздельности, лежащий в
существе Абсолютного, как единства раздельности и взаимопроникнове-ния."
Второй из указанных моментов - момент "взаимопроникновения",
цельности бытия - также связан с важнейшими феноменальными уровнями душевной
жизни, отражаемыми в понятиях "самость", "субъективность",
"самосознание", "предметное сознание" и "духовность".
Уже на уровне самости и субъективности отражается цельность и конкретность
самого бытия. Однако проявление этих качеств в данном случае еще относительно
и условно, здесь можно говорить скорее о "центрированности"
бытия отно-сительно некоторой неопределенной "точки". истинная
и всеохватывающая целостность проступает только на уровне самосознания
и связанного с ним предметного сознания. Именно здесь выявляется значение
сознания, душев-ной жизни человека как частного "среза" всеобщей
целостности бытия. Как пишет Франк, абсолютное бытие есть единство бытия
и знания; бытие все пронизано чистым светом знания, который есть "идеальная
озаренность или прозрачность бытия, его абсолютная самопроникнутость и
самоявст-венность..." В предметом сознании человека, в его знании
этот чистый свет знания отражается в частной и ограниченной форме: "объективное
бытие, существуя само в себе, во всей бесконечной полноте своих содержа-ний
или - что то же самое - в свете всеобъемлющего и всеозаряющего абсолютного
знания, вместе с тем существует не в отражениях или копиях, а в слабых
и субъективных освещениях под разными углами" .
Однако здесь возникает некоторая двусмысленность в рассуждениях Франка,
которая связана с глубоким противоречием, содержащимся в ис-ходных принципах
его системы. Наиболее последовательное проведение принципа "онтология
есть феноменология человеческого бытия" означало бы, что все, что
мы можем говорить о бытии, в конечном счете исходит из феноменологического
анализа душевной жизни человека. В частности, ут-верждение о пронизанности
абсолютного бытия "чистым светом знания" было бы просто следствием
наличия реального ограниченного "света зна-ния" в человеке;
знание человека и выступало бы как единственная форма указанного "чистого
света". Но это вело бы к тому, что бытие, которое Франк называет
абсолютным, не имело бы статуса реального Абсолюта, его абсолютность как
всецелая пронизанность "чистым светом знания" остава-лась бы
неким пределом, идеальной конечной целью, которую задавал бы сам человек,
но которая не была бы реальным состоянием бытия. Важней-шим качеством
бытия стала бы ограниченность, конечность, происходящая от ограниченности
и конечности человека, выступающего ключевым эле-ментом структуры бытия.
Именно на этом пути создавал свою "фундамен-тальную онтологию"
М. Хайдеггер. У Франка это направление в развитии онтологической системы
только намечено и на самом деле не является гос-подствующим; оно сочетается
и конкурирует с противоположным направ-лением, в рамках которого онтология
понимается более традиционно как описание структуры Абсолюта, предзаданного
по отношению к миру и че-ловеку.
Особенно наглядно колебания Франка между указанными двумя направ-лениями
проявляются в упомянутом выше описании смысла предметного сознания человека.
С одной стороны, тонкий феноменологический анализ душевной жизни основан
на том, что ""переживать"... равносильно просто-му "быть"
в смысле непосредственного или внутреннего бытия. Но как бытие вообще
охватывает все сущее, есть основа всего сущего и вместе с тем ничто в
отдельности, так и внутреннее бытие, бытие в себе или для себя, с которым
мы имеем дело в лице душевной жизни, есть потенциально все и тем самым
ничто в отдельности" . Это означает, что на самом глубоком уровне
(уровне "переживания") человеческое бытие ничем не отличается
от самого бытия, за исключением того, что бытие в человеке дано себе,
"от-крыто" для себя. Но тогда и "всеединство" бытия,
пронизанность его "ис-тым светом знания" невозможно мыслить
иначе как через реализацию этой "пронизанности", т. е. в модусе
ограниченного человеческого знания и че-ловеческой духовности. Но, с другой
стороны, Франк не менее решительно утверждает, что помимо и вне тех "срезов"
всеединства, которые реализу-ются в активности отдельных человеческих
личностей, в самом бытии нали-чествует и вся абсолютная полнота указанного
всеединства.
Причина, по которой он не может полностью принять логику первого направления,
совершенно очевидна. В этом случае становится трудноразре-шимой проблема
конечной цели человеческой деятельности, человеческого творчества - проблема,
остро прочувствованная Франком еще в ранней статье о Ницше. Абсолютизация
конечного человеческого бытия, последо-вательное выведение онтологии из
феноменологии позволило бы реализо-вать давнюю мечту Франка - обосновать
абсолютную первичность лично-сти и ее творческой активности в структуре
реальности. Однако при этом пришлось бы признать, что и цели человеческой
деятельности также опре-деляются самим человеком, исходя из понимания
своего собственного бы-тия и своего положения в мире. Это привело бы к
иррационалистической этике, очень близкой к полному этическому релятивизму
(этой опасности не избежал Ницше). Особенно ясно тупики этого направления
в развитии "фундаментальной онтологии" (при ее слишком прямолинейном
проведе-нии) продемонстрировало развитие французского "атеистического"
экзи-стенциализма. Этика Ж.-П. Сартра и А. Камю, построенная на этих основах,
не пошла дальше проповеди бесцельного по своей сути "бунта",
направлен-ного против абсурдности мира. Невозможность указать ясного критерия
для разграничения этически окрашенного "бунта" и простого произвола,
в кон-це концов, заставила А. Камю уже в рамках этого направления вернуться
к попыткам построения некоего Абсолюта, обеспечивающего объективность
в выборе между добром и злом, между "бунтом", ведущим к единению
людей и вносящим хотя бы относительную гармонию в их мир, и произволом,
уве-личивающим хаос и абсурд бытия.
Однако и противоположная позиция - уверенность в реальности и мо-щи Абсолюта
- характерная для всех русских философов и незыблемая для Франка, приводит
к не менее существенным трудностям. Если бытие уже пронизано до всех своих
глубин чистым светом знания, уже есть всеедин-ство,- как и почему могут
существовать наряду с ним еще и частные, огра-ниченные, не достигающие
полноты актуализации формы всеединства? Объяснить существование относительных
форм бытия наряду с бытием абсолютным можно только в случае признания
иерархичности реальности, наличия в ней принципиально различных онтологических
состояний, уров-ней, "слоев" (будь то традиционное различие
духа и материи или различие бытия и сущего у Соловьева). Франк ориентируется
на создание последова-тельной монистической системы и тем самым закрывает
себе этот путь. Но тогда, если и можно провести грань между абсолютным
и относительным, между целым и частью, между всей полнотой всеединства
и ее частными реализациями, то сама эта грань остается условной, легко
преодолимой. По-скольку всеединство охватывает все частное в мире и связует
в себе, един-ство и целостность должны господствовать над раздробленностью
и несвяз-ностью и в окружающей человека реальности, и во внутреннем мире
чело-века, и в отношениях между людьми. Проблема созидания, сотворения
все-единства исчезает, что, вне всяких сомнений, приводит к умалению значения
творческого начала в человеке, поскольку конечной целью любого творческого
акта является достижение предельной целостности и полноты реальности.
Если эта цельность и полнота уже присутствуют в мире, смысл творчества
теряется. Таким образом, утверждая на этом пути абсолютное значение личностного
начала (как важнейшей, хотя и частной формы реали-зации всеединства),
Франк одновременно лишил бы фундаментального, онтологического значения
характеристику творчества, присущую личности. Однако еще более важно,
что полученный на этом направлении результат не соответствует реальному
положению дел в мире. И в жизни отдельного человека, и в отношениях между
людьми, и в человеческой истории с неос-поримой очевидностью проявляется
господство иррационального хаоса и раздробленности, проявляется могущество
зла.
Проблема зла является ключевой для всякого последовательного мониз-ма;
наиболее естественное ее решение в рамках монистической философии дал
еще Спиноза, отважившийся на утверждение об относительности разли-чий
между добром и злом. Для русской философии с ее этической направ-ленностью
и неустранимым исканием "высшей правды" такое решение было неприемлемо,
пытается избежать его и Франк.
В результате, хотя оба указанных направления, по-разному оценивающих положение
человека в бытии, можно найти в его сочинениях, главная линия развития
оказывается связанной с компромиссным вариантом; в нем Франк пытается
преодолеть наиболее явные недостатки традиционного (второго) направления.
Он вводит понимание Абсолюта, расходящееся с его трактов-кой в рационалистической
традиции западной философии. Признавая реаль-ность Абсолюта, Франк считает
его как бы "не вполне" абсолютным, как бы "незавершенным",
еще только становящимся. В этом случае частные формы Абсолюта, всеединства,
реализующиеся в жизни и знании отдельных людей, оказываются как бы естественными
"центрами кристаллизации", точками роста и развития всеединства,
еще только стремящегося к состоянию реаль-ного Абсолюта. Здесь проявляет
свою эффективность принцип металогиче-ского, трансрационального единства
противоположностей, составляющий основу философского метода Франка. Применяя
этот принцип к полярным понятиям покоя и движения, вечности и времени,
Франк утверждает, что Абсолют одновременно причастен каждой противоположности
в этих парах и выше каждой из них. Это позволяет говорить о всеединстве
как о вечной жизни, как об абсолютном творчестве и абсолютном становлении.
При-ходится даже признать, что Абсолют обладает некоторым аналогом времен-ной
характеристики, как бы собственной "историей" (вспомним в связи
с этим приведенные выше слова Франка из статьи "Личность и вещь"
об ис-торичности всего, что есть в реальности). Посвященные этой проблеме
главы X-XI в книге "Предмет знания" являются центральными в
изложе-нии концепции Абсолюта у Франка и представляют собой одну из наиболее
оригинальных сторон его философской системы. Такое понимание Абсолю-та
позволяет придать творчеству фундаментальное онтологическое значение и
тем самым частично "реабилитировать" творческое начало человека.
Творчество человека становится частной формой реализации абсолютного творчества,
человек не просто "выявляет" в эмпирическом мире те формы бытия,
которые уже предсуществовали в Абсолюте (именно так понимается творчество
в системах классического типа: Платон, Фома Аквинский, Спи-ноза, Гегель),
а со-участвует в подлинном творении, обогащающем само абсолютное бытие.
Последовательное развитие указанного компромиссного варианта кон-цепции
всеединства Франк дал в книге "Непостижимое" (1939), составляю-щей
вершину его философского творчества. Уже сама композиция этой работы доказывает
наличие внутреннего компромисса в замысле автора. Если в первой части
книги последовательно развивается концепция Абсо-люта, всеединства, охватывающего
как все реальное (материально-идеальное бытие), так и все еще только потенциально
существующее, еще возникающее из творческой мощи Абсолюта, то во второй
части речь идет о том же Абсолюте, абсолютном бытии, но уже в модусе его
данности самому себе, в его самобытии; и оказывается, что "самобытие"
(человеческое бы-тие) уже не является абсолютным, уже требует "трансцендирования"
к абсо-лютному бытию для того, чтобы стать обоснованным, столь же реальным
как абсолютное бытие. ПОчему происходит столь радикальное снижение уровня
"обоснованности" бытия при его переходе в модус "самобытия"
остается неясным. Однако самые главные трудности для онтологии все-единства
начинаются тогда, когда она сталкивается с необходимостью дать объяснение
двум важнейшим феноменам, определяющим человеческую жизнь - феномен смерти
и зла. Заключительные главы книги, посвящен-ные этой проблеме выглядят
совершенно искусственно присоединенными выстроенной ранее концепции. В
конечном счете все объяснение сводится к загадочной "трещине во всеединстве",
смысл и причина возникновения которой остаются совершенно непроясненными
. При этом в логике рассу-ждений Франка нетрудно найти тот принципиальный
момент, который по-могает понять, почему его концепция оказывается не
в силах объяснить феномены смерти и зла, а также и само независимое и
творческое существо-вание конечного и смертного человека перед лицом Абсолюта.
Этот момент - трактовка онтологического статуса ничто. Последовательно
развивая онтологический монизм концепции всеединства, Франк вынужден утвер-ждать,
что ""ничто", взятое в абсолютном смысле как нечто сущее
по себе, немыслимо и ничего не означает" . Смыслом обладает только
частица "не", прилагаемая к сущему и конституирующая внутреннюю
трансрациональную структуру сущего. ""Не" - момент свободы
в глубинах нашей жизни - есть одновременно и наша твердыня - то, что конституирует
нас в нашем собственном, особом, отдельном бытии; сила, утверждающая нашу
индиви-дуальность,- и сила притяжения между нами и всеединством или его
первоисточником..." Но тогда, конечно же, оказывается невозможным
обосновать, каким образом это "связующее, трансцендирующее и тем
са-мым положительно индивидуализирующее "не" превращается в
замыкаю-щее, абсолютное обособляющее "не" - в "не"
как абсолютное разделе-ние" . Открытое признание невозможности понять
это превращение означает отказ от объяснения причин укорененности зла
в мире. И попытка на основании принципа трансрациональности, очень плодотворного
в дру-гих случаях, "решить" проблему теодицеи "в форме
усмотрения трансра-ционального основания ее рациональной неразрешимости"
выглядит явной софистикой, удивительной для такого проницательного и глубокого
мысли-теля, как Франк.
Фактически своими рассуждениями Франк доказывает, что существует только
один путь для решения всех тех проблем, которые остались нере-шенными
в его концепции всеединства - это отказ от рационалистического монизма.
Несмотря на то что Франк настойчиво подчеркивает значимость иррациональной
составляющей в человеке и Абсолюте, он все-таки не до конца преодолевает
недостатки рационалистической традиции. С помощью своего принципа трансрациональности
он пытается вывести рационализм на новый уровень, пытается само иррациональное
начало понять в единстве с рациональным и тем самым сделать хотя бы частично
доступным трансра-циональному познанию. Этот путь оказывается весьма плодотворным
для объяснения структуры реальности, положения человека в мире, значения
его творчества, однако при этом объяснению поддаются только "светлые"
сто-роны нашего существования, его "темная" сторона и глубина
самой "тьмы", пронизывающей все светлое, бытийственное и оттеняющее
его, остаются необъяснимыми. Чтобы понять их, нужно признать наличие в
структуре реальности некоей иррациональности, которая совершенно неподвластна
всеобщему господству рационального начала и несводима к нему; это и будет
истоком той "трещины" во всеединстве, о которой говорит Франк
и без объяснения которой его система обречена на традиционный "метафизи-ческий
оптимизм" рационалистических систем нового времени. Нужно от-метить,
что по крайней мере в ранний период своего творческого развития Франк
был очень близок к такому оптимизму, связанному с верой в способ-ность
человека преодолеть "все жизненные трагедии" . Очевидно, что
при этом приходится, в определенном смысле, вообще отказаться от последова-тельного
монизма и вернуться к дуализму. Однако возникающий здесь дуа-лизм будет
принципиально отличаться от всех тех его форм, которые имели место в европейской
рационалистической философии. Все варианты дуа-лизма - от явных его форм
у Платона, Аристотеля и Декарта до неявной, сглаженной у Вл. Соловьева
- пролагали границу различных сфер реально-сти не только внутри мира,
но и внутри человека, человек также представал в них как существо онтологически
дуальное, раздвоенное между различны-ми субстанциями, или "уровнями"
бытия. Именно преодоление такого дуа-лизма составляет главную заслугу
Франка и его концепции всеединства. Однако в приведенных выше высказываниях
он сам наглядно показывает, что возможен дуализм совершенно иного рода,
не посягающий на целост-ность и единство бытия, но признающий наряду с
бытием онтологически реальное ничто.
Именно на этом пути развивал свою "фундаментальную онтологию"
М. Хайдеггер, философ, наиболее близкий Франку по исходным понятиям и
принципам. Как и Франк, Хайдеггер полагает, что человек, его сознание
- это "самобытие", открытость бытия самому себе (Dasein, "присутствие").
Эта открытость бытия самому себе манифестируется в фундаментальному переживании
"тоски", которая описывается Хайдеггером в терминах, пора-зительно
похожих на те, которые использует Франк для описания непосред-ственного
самобытия: "Глубокая тоска, бродящая в безднах нашего бытия, словно
глухой туман, смещает все вещи, людей и тебя самого вместе с ними в одну
массу какого-то странного безразличия. Этой тоской приоткрывается сущее
в целом" . Однако в то время как для Франка это переживание явля-ется
единственной основой всех более сложных феноменов душевной жизни человека,
Хайдеггер наряду с ним находит другое, столь же фундаменталь-ное переживание
- переживание ужаса, которое приоткрывает другое он-тологическое измерение
реальности. "Проседание сущего в целом наседает на нас при ужасе,
подавляет нас. Не остается ничего для опоры. Остается и захлестывает нас
- среди ускользания сущего - только это "ничто".
Ужасом приоткрывается Ничто" .
Соотношение бытия и ничто понимается Хайдеггером совершенно ина-че, чем
это имело место в рационалистических моделях взаимодействия "вещей",
"качеств" или "субстанций", поскольку здесь и сами
"начала", и их различие обретают смысл только через человеческое
бытие. "Бытие и Ничто взаимопринадлежат друг другу... потому, что
само бытие в своем существе конечно и обнаруживается только в трансценденции
выдвинутого в Ничто человеческого бытия" . Если у Франка человеческое
бытие есть самообнаружение абсолютного бытия, то Хайдеггер перемещает
его в об-ласть онтологической "границы" между бытием и ничто.
Это, с одной сто-роны, делает его конечным, "эфемерным", безосновным
(что объясняет необходимость его трансцендирования к бытию - понятие,
занимающее центральное место в книге Франка "Непостижимое");
но, с другой стороны, именно в силу этой конечности и этой безосновности
человеческое бытие и только оно оказывается обладающим абсолютной свободой
и, значит, спо-собным к подлинному творчеству. "В такие бездны нашего
бытия въедается эта ограниченность концом, что в подлинной и безусловной
конечности нашей свободе отказано" .
У Хайдеггера бытие "встроено" в ничто, как и ничто - в бытие;
и "ис-тина бытия" (которая соответствует "чистому свету
знания", пронизываю-щему всеединство, в системе Франка) открывается
только через особый род бытия - экзистенцию, "присутствие" человеческого
бытия. "Истина бытия" немыслима вне и независимо от человеческого
бытия, которое и предназна-чено к тому, чтобы хранить "истину бытия".
Эта позиция оказывается более последовательной, чем позиция Франка, который,
с одной стороны, опреде-ляет человеческое бытие как "самобытие",
как "прозрачность" бытия, но, с другой - признает бытие абсолютным
бытием, т. е. утверждает его само-достаточность, утверждает, что бытие
обладает своей "истиной" и своим "светом" вне зависимости
от бытийствования человека. Лишь иногда Франк проявляет некоторые колебания
в оценке соотношения бытия, ничто и чело-веческого бытия. Особенно характерно
одно из его высказываний в книге "Непостижимое", где он пишет
о характере непосредственно самобытия: "существо непосредственного
бытия не исчерпывается тем, что оно есть сам себя освещающий свет; оно
есть также и освещаемая светом темнота, и даже корень или первоисточник
самого этого света есть темнота" . Это очень напоминает утверждение
Хайдеггера о том, что в отрицании всего сущего мы приходим к опыту ничто,
который и есть опыт бытия. "Мы слишком поспешно отказываемся думать,
когда в дешевом объяснительстве выдаем Ничто за голую ничтожность и равняем
его с безбытийственным... Это - само бытие" . Но если Хайдеггер,
последовательно развивал эту иррациональную диалектику бытия и ничто,
утверждает абсолютную фун-даментальность человеческого присутствия, экзистенции
и, значит, фунда-ментальность временности, историчности и конечности самого
бытия (кото-рое в связи с этим уже не может быть Абсолютом: "Бог
мертв" и это - окончательно), то у Франка приведенное высказывание
остается без послед-ствий, что закрывает ему возможность обоснования значимости
человека перед лицом Абсолюта.
Такая непоследовательность в проведении новой концепции человека, несомненно,
объясняется стойкими традициями русской философии; прежде всего - стремлением
даже самых неортодоксальных мыслителей сохранить по-своему понимаемое
"истинное" содержание православного христианства. Именно поэтому
Франк не решается признать конечного человека основой онтологической структуры
реальности,- элементом, в координации с кото-рым существует само "абсолютное"
бытие и который является центром ущербного всеединства, обремененного
присутствием иррационального ничто. Эта позиция ведет к такому трагизму
в оценке судьбы человека в мире, который редко встречался как в западной,
так и в русской философии и который был чужд мировоззрению Франка (по
крайней мере в ранний период его творчества).
Из всех русских философов начала ХХ в., пожалуй, только Л. Шестов и и.
Ильин достигли той глубины прозрения трагедии человеческого сущест-вования,
которая просматривается в "экзистенциальной" философии Хай-деггера.
Причем, в то время как Шестов почти не обращал внимания на онтологическое
обоснование своей позиции, Ильин, наоборот, именно это считал главным.
Создавая в своих ранних трудах, группирующихся вокруг книги "Философия
Гегеля как учение о конкретности Бога и человека" (1918), онтологию,
очень похожую на ту онтологическую систему, которую создал Франк, Ильин
в то же время постулирует наличие в Абсолюте, в божественном всеединстве
"потенции потенции зла", напоминающей по своему метафизическому
статусу и последствиям хайдеггеровское "ничто". Эта "потенция
потенции зла" является причиной распадения реальности на две стихии
- божественную, стремящуюся к цельности, и злую, иррацио-нальную, обрекающую
мир на хаос и распад; связующим звеном между ними является человек. Высшее,
божественное начало мира оказывается целиком "погруженным" в
человека и подчиненным его экзистенциальным характеристикам - временности
и конечности . В результате, как и у Хай-деггера, у Ильина человек выступает
тем элементом онтологической струк-туры, через который только и выявляется
значение и смысл того, что можно назвать Абсолютом.
Впрочем, нельзя не обратить внимания на то, что главные положения своей
философской системы Ильин формулирует в книге, посвященной очень свободной
интерпретации философии Гегеля, т. е. как бы от чужого имени. Недаром
к концу жизни он радикально изменил свою оценку исто-рической и метафизической
судьбы человека и пришел к достаточно тради-ционной концепции, в которой
Бог вновь признается всецело благим и все-могущим, а конечное земное существование
человека - вторичным и менее значимым, чем его посмертное существование,
соединяющее его с Богом.
По сути, похожие изменения с течением времени произошли во взглядах Хайдеггера.
Если в ранних своих работах он утверждает, что Бог стоит в таком же отношении
к Ничто, как и все остальное сущее , то позже уже надеется, что, будучи
"пастырем бытия", стоя "рядом с бытием", "на
про-свете бытия", человек окажется все же способным открыть "измерение
Священного", которое преодолеет "безосновность" человеческой
экзистен-ции . Эти изменения привели к еще большему сближению философских
позиций Хайдеггера и Франка, что не осталось незамеченным для последне-го.
Интерес к философии Хайдеггера, связанный с пониманием идентично-сти исходных
принципов, не ослабевал у Франка на протяжении многих лет, начиная с середины
30-х годов, когда он впервые обратил внимание на ра-боты немецкого философа.
Однако однозначное понимание тождества глав-ных интенций, определявших
развитие как философии Хайдеггера, так и его собственной философской системы,
пришло к Франку только в самом конце жизни; об этом свидетельствует письмо,
посланное им незадолго до кончи-ны близкому другу, известному немецкому
психологу Людвигу Бинсванге-ру . Оставляя в стороне вопрос о том насколько
адекватно воспринимает Франк изменения, произошедшие во взглядах Хайдеггера
(тем более не касаясь еще более широкой проблемы оценки этих изменений
с точки зре-ния современной философии), отметим только, что и взгляды
самого Фран-ка претерпели определенные изменения с течением времени; хотя,
возмож-но, и не столько существенные, как взгляды Хайдеггера (и тем более
Ильина). Уже в книге "Непостижимое", сталкиваясь с проблемой
смерти и зла и признавая ее неразрешимость в рамках концепции всеединства,
Франк фактически выходит за рамки философии к чистой религиозной вере.
В дальнейшем эта тенденция стала еще более заметной, достигнув своего
апо-гея в последней его работе - в книге "Реальность и человек. Метафизика
человеческого бытия".
Именно здесь, впервые в творчестве Франка, под вопрос ставится вся концепция
всеединства в целом. Обращение к церковному православию заставило Франка
(как и Ильина) пересмотреть ключевые положения своей философской системы.
Но концепция всеединства в том предельно последо-вательном ее проведении,
которое было характерно для Франка (и которое выгодно отличало его от
Вл. Соловьева), в принципе не допускала одно-значного согласования с христианской
догматикой, поскольку неизбежно тяготела к монистическому, пантеистическому
видению мира (как это было и у великих предшественников Франка - Плотина,
Николая Кузанского, Фихте). Поэтому книга Франка производит странное впечатление:
не реша-ясь явно отказаться от главных идей своей философской системы,
автор несколько "размывает" эти идеи, пытается сформулировать
их настолько неопределенно, чтобы оставалась возможность интерпретировать
их в духе традиционного противопоставления Бога, трансцендентного миру,
и конеч-ной, земной реальности. Пожалуй, только в понимании человеческого
бы-тия, положения человека в мире интуиция Франка остается на уровне его
ранних работ. Человек описывается здесь как универсальная творческая сила,
которая обеспечивает единство реальности, связь между Богом и ми-ром.
Это, в свою очередь, при последовательном развитии должно было бы привести
к признанию определенной зависимости от человека, как "погра-ничного"
бытия, не только мира, но и Бога. Франк, естественно, не идет до конца
по этому пути, в связи с чем его последняя работа оказывается не вполне
цельной, в ней как бы присутствуют два "слоя", два уровня размыш-лений:
на одном из них происходит дальнейшее обогащение наиболее ори-гинальной
части созданной ранее системы - концепции человека, на дру-гом - философ
уступает место верующему, для которого главное не истина и свобода творческого
мышления, а согласованность с церковной традицией и вера.
Еще более заметный сдвиг произошел в этических взглядах Франка. Как уже
говорилось выше, последовательное проведение концепции всеединства неизбежно
ведет к недооценке силы и могущества зла в мире и к предельно оптимистическому
видению человеческой истории. Однако трагические события первой половины
ХХ в., свидетелем которых был Франк, явно про-тиворечили такому оптимизму.
Поэтому в поздних своих религиозно-этических сочинениях ("С нами
Бог" и "Свет во тьме") он совершенно оп-ределенно признал
существенность и неустранимость зла в мире и человеке и попытался построить
этическую систему, обосновывающую необходи-мость активной борьбы с мировым
злом (приближаясь в некоторых момен-тах к идеям известной книги И. Ильина
"О сопротивлении злу силою"). При этом этика Франка приобрела
явно дуалистический характер, что также нарушило цельность и чистоту исходной
концепции всеединства.
Однако, несмотря на определенную непоследовательность философской позиции
Франка, особенно ясно проявившуюся в его поздних работах, он, вне всяких
сомнений, должен быть признан подлинным философским нова-тором, первым
среди философов начала ХХ в. выдвинувшим идею "возвра-щения к бытию",
на основе которой была создана совершенно новая кон-цепция человека -
концепция, в некоторых своих элементах не завершенная и по сей день, но
уже позволившая осуществить радикальный сдвиг в понимании смысла и перспектив
нашего существования в мире.
|