Проблемное
поле антропологии
|
Антропологические понятия и категории
Общество, история, будущее
Г. Флоровский
Евхаристия и соборность
(Из книги о Церкви)
Никто
же да рыдает убожества,
явися бо общее царство...
(Из Пасхального огласительного слова).
I
Святая
Евхаристия совершается в память о Христе. И прежде всего — в воспоминание
о Тайной Вечере, когда Господь установил и Сам впервые совершил святейшее
таинство Нового Завета со учениками Своими и дал заповедь: сие творите
в Мое воспоминание... Но это не только воспоминание. Вспоминают о бывшем
и прошедшем, о том, что некогда случилось и чего уже нет. А Тайная Вечеря
не только была единожды совершена, но таинственно продолжается и до века,
— “дондеже приидет”... Это исповедуем мы каждый раз, приступая к Евхаристической
чаше: Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими...
Продолжается, не повторяется. Ибо едина жертва, едино приношение, един
Иерей, “приносящий и приносимый”... “И ныне предстоит тот же Христос;
Кто приготовил ту трапезу, Тот же приготовляет и эту теперь”, говорит
Златоуст. И прибавляет: “та трапеза, за которой было установлено таинство,
ничем не полнее каждой последующей, потому что и днесь совершающий вся
и преподающий есть Он, как и тогда”.
В этом открывается тайна соборности, тайна Церкви. Апостол таинственно
говорил о Церкви, как о “полноте” или “исполнении” Христа (Еф. 7, 23:
to plhrwma). И Златоуст объяснял, что “полнота” значит дополнение — Церковь
есть некое восполнение Христа, Который есть лишь Глава в Своем Теле. “И
значит: тогда только исполнится глава, когда устроится совершенное тело”...
Тело Христово, Церковь, становится, исполняется во времени. Подобным образом
и каждая Евхаристия есть некое исполнение Тайной Вечери, ее осуществление
и раскрытие в мире и во времени. Каждая евхаристическая служба есть всецелое
отображение единой великой Евхаристии, совершенной Спасителем в навечерии
Его вольных страданий на Тайной Вечере. Как говорил Златоуст, каждая Евхаристия
есть жертва всецелая, — “ее приносим и мы теперь, тогда принесенную и
никогда не оскудевающую”... Всегда и везде единый Христос, “и там всецелый,
и здесь всецелый”...
Как Вечный Первосвященник, Спаситель “непрестанно совершает для нас сию
службу”, говорит проникновенный византийский литургист Николай Кавасила.
Не так, что снова Он сходит на землю и воплощается или вселяется в освящаемых
Дарах, — “не так, что вознесшееся Тело нисходит с неба”... В Вознесении
Своем Христос, седящий оттоле одесную Отца, не отлучается и от земли и
“пребывает неотступно” — в Церкви Своей. Как говорил Златоуст, “Христос
и нам оставил плоть Свою, и с нею же вознесся”. В том смысле страшного
и неисповедимого евхаристического преложения, что таинственным действием
Святаго Духа, ниспосланного в мир Сыном от Отца, неизреченно исполняется
Пречистое Тело Христово. И в этом таинство. Не повторяется жертва, не
повторяется заколение... Эта жертва, — говорит Кавасила об Евхаристии,..
— “совершается не чрез заколение в то время Агнца, но чрез преложение
хлеба в закланного Агнца”. По силе молитвенного призывания Церкви наитием
Духа предложенные Дары освящаются, — Его благодатной силою изъемлются
из тленного круговорота естественной жизни. Честные Дары приемлются в
пренебесный жертвенник Божий и становятся истинною плотию и кровию Христа;
и чрез это воспринимаются в единство Ипостаси Бога Слова. Это — тело Богочеловека,
рожденное от Девы, пострадавшее, воскресшее, вознесенное, прославленное.
Это — сам Христос, — во двою естеству неслитно познаваемый...
“Он сказал в начале: да произведет земля былие травное”, объясняет Дамаскин:
“и даже доныне она по орошении дождем производит свои прозябания, возбуждаемая
и укрепляемая божественным повелением. Так и здесь Бог сказал: “сие есть
тело Мое, и сия есть кровь Моя, и сие творите в Мое воспоминание; и по
Его всесильному повелению так и бывает, пока Он не придет... И чрез призывание
является дождь для этого нового земледелия, — осеняющая сила Святаго Духа”.
Это “новое земледелие”, по дерзновенному выражению Дамаскина, есть некое
космическое таинство, освящение природы — в предварение и предначатие
того грядущего и великого обновления, когда Бог будет всем во всем. Это
— начаток нового неба и новой земли. Во святой Евхаристии земля уже ныне
становится небом: ибо “теперь возможно видеть на земле тело Царя небес”,
замечает Златоуст. И, однако, это не есть самодовлеющее физическое, природное
чудо, не есть только преображение вещества. Ибо совершается евхаристическое
чудо ради человека, и совершается чрез человеческое естество Воплотившегося
Слова. Евхаристия есть “врачевство бессмертия”, farmakon Јdanasiaj, по
выражению еще св. Игнатия Антиохийского, — “врачевство жизни”, “врачевство
нетления”... Это нетленная и бессмертная пища для человека. Это, прежде
всего, — трапеза. И принимая телесно Евхаристические Дары, мы преискренно
соединяемся со Христом, со Христом-Богочеловеком. Ибо Плоть Господа, одушевленная
и живая, чрез единство Ипостаси Воплощенного Слова, уже обожена, есть
“тело сущего над всеми Бога”, по выражению Златоуста. По силе неизменного
и нераздельного единства двух естеств в лице Богочеловека, чрез Евхаристическое
вкушение, “чрез смешение плоти и крови”, как выражается Дамаскин, “мы
становимся причастниками Божества Иисусова”. И для телесно духовного существа,
каким создан человек, нет иного пути и средства к соединению с Богом,
— как то открыл нам Сам Господь: “если не будете есть плоти Сына Человеческого
и пить крови Его, не будете иметь в себе жизни” (Ио. VI, 53).
Созидая Церковь Свою, в таинственном предварении Своих спасительных страданий.
Господь устанавливает на Тайной Вечери святейшее таинство Нового Завета,
и раскрывает ученикам, что это есть таинство единства и любви. О любви
учит и назидает апостолов Спаситель в ту ночь. И говорит о любви, как
о силе соединяющей. Он говорит о Себе, как о Новом и Втором Адаме, — как
Новый Адам, Господь есть Путь для человеков, в Нем и чрез Него приходящих
к Отцу. И таинственный Дом Отца, в котором обители многи суть, это — сам
Господь, в Теле Которого, в Церкви, верующие в Него благодатною силой
любви соединяются в таинственной сотелесности с Ним и между собою. И соединяются
чрез таинство Плоти и Крови, — по Его собственному слову: “ядый Мою плоть
и пияй Мою кровь, во Мне пребывает и Я в нем” (Ио. VI, 56). Апостольское
учение о Церкви, как о Теле Христовом, передает прежде всего литургический
опыт, выражает евхаристическую действительность: “Един хлеб, и мы многие
единое тело, ибо все причащаемся от единого хлеба” (I Кор. X, 17). Златоуст
объясняет: “Мы — самое то тело. Ибо что такое хлеб? Тело Христово... Чем
делаются причащающиеся? Телом Христа... Не много тел, но одно тело”...
В святой Евхаристии верующие становятся Телом Христовым. И потому Евхаристия
есть таинство Церкви, “таинство собрания”, “таинство общения”, muspљrion
sunЈxewj, musp”rion kolnwn…aj, Евхаристическое общение не есть только
духовное или нравственное единство, не только единство переживания, воли
и чувства. Это — реальное и онтологическое единство, осуществление единой
органической жизни во Христе. Самый образ Тела указывает на органическую
непрерывность жизни. В верующих, в силу и в меру их соединения со Христом,
открывается единая Богочеловеческая жизнь — в общении таинства, в единстве
животворящего Духа. Древние отцы не колебались говорить о “естественном”
и “физическом” общении, реалистически объясняли евангельский образ Лозы
виноградной. “Сотелесными и единокровными Христу” называет св. Кирилл
Иерусалимский причастников евхаристической трапезы. В едином Теле Своем,
говорил св. Кирилл Александрийский, посредством таинственного благословения
Христос делает верующих воистину сотелесными Себе и между собою, “чтобы
и сами мы сходились и смешивались в единство с Богом и между собою, хотя
и отделяясь каждый от другого душами и телами в особую личность”... “Для
того Он смесил Себя с нами и растворил тело Свое в нас”, — говорит Златоуст,
— “чтобы мы составили нечто единое, как тело, соединенное с главою. И
это есть знак самой сильной любви... Я восхотел быть высшим братом. Я
ради вас приобщился плоти и крови. И эти плоть и кровь, через которыя
Я сделался сокровенным с вами, я опять преподаю вам”. В Евхаристии снимается
человеческая непроницаемость и исключительность. Верующие становятся “сочленами”
во Христе, и чрез это — сочленами друг другу. Созидается новое, кафолическое
человечество, — род христианский. “Все — один Христос, как единое тело
из многих членов”, — говорит преп. Симеон.
Евхаристия есть кафолическое таинство, таинство мира и любви, и потому
единства. Mysterium pacis et unitatis nostrae, по выражению блаж. Августина.
Это — вечеря любви. Как воистину Вечерею любви была Тайная Вечеря, когда
Господь открыл и показал ученикам “превосходнейший путь” любви совершенной,
— по образу Его любви: “как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга”
(Ио. XIII, 34). И более того, — по образу Троической любви: “как возлюбил
Меня Отец, и Я возлюбил вас: пребудьте в любви Моей” (Ио. XV, 9). Заповедь
любви Господь возводит к тайне Троического единства, — ибо эта тайна есть
любовь; “и это имя угодно Богу паче всякого другого имени”, замечает св.
Григорий Богослов. Заключая Свою прощальную беседу в Первосвященнической
молитве, Спаситель молится о соединении и единстве верующих в Него: “Да
будут все едины, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, да будут и они в Нас
едино... Я в них и Ты во Мне; да будут совершены во едино” (Ио. XVII,
21, 23). Для нас, разделенных и обособленных, это соединение по образу
Троицы, Единосущной и Нераздельной, возможно только во Христе, в Его любви,
в единстве Его Тела, в общении Его чаши. В единстве кафолической Церкви
таинственно отображается Троическое единосущие; и по образу Троического
единосущия и круговращения Божественной жизни у множества верующих оказывается
одна душа и одно сердце (срв. Деян. IV, 32). И это единство свое и соборность
Церковь узнает и осуществляет прежде всего в Евхаристическом тайнодействии.
Можно сказать, Церковь есть в твари образ Пресвятой Троицы, — потому и
связано откровение Троичности с основанием Церкви. И Евхаристическое общение
есть исполнение и вершина Церковного единства.
2
Евхаристическое
тайнодействие есть прежде всего общая и соборная молитва. Publica et communis
oratia, говорил св. Киприан Карфагенский, — “и когда мы молимся, то молимся
не за одного, но за весь народ, потому что мы, весь народ, есмы одно”...
Молимся за весь народ, и молится весь народ... Это сказывается уже во
внешней форме молитвословий: мы молимся... “Молитвы благодарения также
суть общие”, замечает Златоуст. Их приносит тайнодействующий священнослужитель,
но приносит их от всего народа, от Церкви, от собрания верных. От лица
Церкви, от лица всего церковного народа приносит он святое возношение;
и молится не от себя, но от народа, — как от народа приносятся и предлежащие
на алтаре Дары. “Еще приносим Тебе словесную сию и бескровную службу,
и просим, и молим, и умоляем: ниспосли Духа Твоего Святаго на нас и на
предлежащие дары сии”... И народ скрепляет это “таинственное” (скорее,
чем “тайное”) моление и призывание своим согласием: “Тебя поем, Тебя благословляем,
Тебя благодарим, Господи, и молимся Тебе, Боже наш”... Это не пассивное
согласие, не молитвенный аккомпанемент, — это свидетельство нераздельного
единодушия и тождества в молитве. Церковь говорит устами священнослужителя.
Но только священник смеет возносить молитву народа, потому что только
он Божественною благодатию облечен правом и дерзновением говорить за всех.
Это право и этот дар имеет и получает он не от народа, но от Духа Святаго,
в порядке преемственного священноначалия; но получает его для народа,
как некий корифей церковного хора, — имеет его, как дар служения, как
один из даров во многообразии церковных дарований.
Молитвенное “мы” означает не только множественное число. Но прежде всего
— духовное единство предстоящей Церкви, нераздельную соборность молитвенного
обращения. “Иже общия сии и согласныя даровавый нам молитвы”, обращается
Церковь в одной из евхаристических молитв. Ибо молитва верных должна быть
“симфонической” молитвой, должна приноситься “едиными усты и единым сердцем”.
И не так, чтобы просто слагались между собою частные, личные и обособленные
молитвы. Но так, чтобы уже и каждая слагающая молитва освобождалась от
личной ограниченности, переставала быть только личною и становилась общей
и соборной. То есть, чтобы каждый молился не по себе, но именно как член
Церкви, ощущая и сознавая себя сочленом церковного тела. Это дается в
мире и любви. Потому и предваряется в литургическом чине молитва возношения
призывом к любви и молитвой целования: Возлюбим друг друга... И разумеется
при этом не немощная и исключительная только человеческая любовь, но та
новая любовь, о которой учил Спаситель, — любовь о Христе и во Христе,
и любовь Христа ради. Не естественное влечение, но благодатная сила, изливаемая
в сердца наши Духом Святым (Рим. V, 5). В Церкви любовь преображается,
получает онтологическую полноту и реальность. Потому и становится возможным
“любить близких, как самого себя”, — так любить возможно только во Христе,
которого верующий взор открывает и в каждом ближнем, в “едином из малых
сих”, и только силою жертвенной любви Христовой. Эта любовь не терпит
ограничения и предела, не может и не хочет быть замкнутой, одинокой. Перестает
быть желанным и сладким всякое личное благо. И это есть подобие любви
Христовой, никого не отсекающей от своей полноты. С силою говорил об этом
Златоуст, объясняя молитву Господню. Да будет воля Твоя как на небеси
и на земли! Это значит: “как на небе, говорим мы, нет ни одного грешника,
так и на земле пусть не будет ни одного; но во всех, говорим мы, укорени
страх Твой и всех людей сделай ангелами, хотя они и наши враги и супостаты”...
С такою любовию надлежит приступать к страшному Евхаристическому тайнодействию.
“Ибо предлежит общая для всего мира очистительная жертва”, замечает Златоуст.
И открылось общее царство...
Есть кафолический размах и дерзновение в литургической молитве. “Еще приносим
Тебе словесную сию службу о вселенной”, молится Церковь. И литургические
прошения объемлют весь мир, как уже получивший благословение Божие. В
молитвах Церковь стремится к поименному перечислению всего своего состава,
прославленного и немощного, живых и усопших. И в этом именовании всех
тех, за кого церковный народ должен и хочет помолиться, освящается и утверждается
начало личности. Евхаристическое именование живых и усопших означает утверждение
каждой индивидуальности в едином и соборном теле Церкви. “И даждь им место
и пребывание в царствии Твоем”, по выражению древней александрийской литургии,
tТpon ka€ mon”n. И мы просим Бога восполнить немощь и пробелы нашей памяти:
“и тех, кого мы не помянули по неведению и по забвению, или по множеству
имен, Сам помяни, Боже, ведый возраст и звания каждого, знающий каждого
от чрева матери Его”... И общею молитвою о “всякой душе христианской”
и о всех усопших в надежде воскресения к жизни вечной мы свидетельствуем
и скрепляем свою волю ко всеобъемлющей, безъизъятной молитве. И мало того,
евхаристическая молитва с любовным вниманием охватывает всю полноту и
всю сложность жизненных положений и состояний, всю сложность земной судьбы.
На всю жизнь призывается благословение и милость Божия, ибо все объемлется
и объято любовию Христовой: “Сам буди всем для всех, ведый каждаго, и
прощение его, и дом и нужду его”... Вся жизнь созерцается во Христе. И
Церковь молится: “Помяни, Господи, принесших Тебе сии дары и тех, о ком,
и через кого, и за кого они принесли их. Помяни, Господи, плодоносящих
и доброделающих во святых Твоих церквах, и помнящих об убогих... Помяни,
Господи, находящихся в пустынях, и горах, и пещерах, и ущельях земли...
Помяни, Господи, благочестивейших и благоверных царей... Помяни всякое
начальство и власть... Помяни предстоящий народ и неприсутствующих по
благословным причинам, и помилуй их и нас по множеству милости Твоей:
сокровищницы их наполни всяким добром, супружества их сохрани в мире и
единомыслии, младенцев воспитай, юность наставь, малодушных утешь, рассеянных
собери, заблудших обрати... мучимых духами нечистыми освободи. Сопровождай
плавающих, сопутствуй путешествующим, покровительствуй вдовам, защити
сирот, избави пленных, исцели больных. Помяни, Боже, находящихся на суде,
и в ссылках, и в рудниках, и во всякой скорби и нужде и беде и всех нуждающихся
в великом Твоем милосердии, — и любящих нас, и ненавидящих, и заповедавших
нам недостойным молиться за них. И весь народ Твой, Господи Боже наш,
помяни и на всех излей богатую Твою милость”... Эта молитва возносится
по освящении Даров, пред лицем самого Христа. И завершается это любовное
поминовение прошение об единодушии и о мире, о мире всего мира: “Прекрати
раздоры церквей, останови смятение народов, разруши силою Святаго Твоего
Духа восстание ересей. Приими нас всех во Царствие Твое и, показав нас
сынами света и сынами дня, даруй нам мир Твой и любовь Твою... И даждь
нам едиными усты и единым сердцем славить и воспевать всечтимое и великолепное
имя Твое”... — Так молится весь народ, и молится за весь народ.
И это не только единство молитвы. В Евхаристии незримо, но действительно
открывается полнота Церкви. Каждая литургия свершается в связи со всею
Церковью и как бы от ее лица, не только от лица предстоящего народа, —
как и полномочие тайнодействовать священнослужитель имеет в силу апостольского
преемства, и тем самым от апостолов и от всей Церкви, и постольку от самого
Христа. Ибо каждая... “малая Церковь” есть не только часть, но и стяженный
образ всей Церкви, не отлучный от ее единства и полноты. И потому во всякой
литургии таинственно, но реально соприсутствует и соучаствует вся Церковь.
Литургическое священнодействие есть некое обновляющееся Богоявление. И
в нем мы созерцаем Богочеловека Христа, как Основателя и Главу Церкви,
— и с ним всю Церковь. В евхаристической молитве Церковь созерцает и сознает
себя единым и всецелым Телом Христовым. Внешним знаком этого созерцаемого
единства являются частицы, полагаемые во время проскомидии на святом дискосе
окрест св. Агнца, приготовленного для освящения. “В сем божественном образе
и действии священной проскомидии”, объясняет Симеон Солунский, “мы видим
некоторым образом самого Иисуса, созерцаем и всю единую Церковь Его. В
средоточии всего видим Его, истинный свет, вечную жизнь... Ибо Сам Он
присутствует здесь под образом хлеба, посредине. Частицею с правой стороны
изображается Матерь Его, с левой — святые и ангелы; и внизу — благочестивое
собрание всех уверовавших в Него. Здесь великая тайна... Бог посреди людей
и Бог посреди богов, получивших обожение от истинного по естеству Бога,
воплотившегося ради нас. Здесь будущее царство и откровение вечной жизни”.
И это не только образ, не только священный символизм. Литургическое поминовение
имеет тайнодейственную силу, — потому совершается оно только о верных,
о членах Церкви (хотя молится Церковь и о “внешних”, об отступивших и
не ищущих Бога, но — не в святом возношении). Ибо, продолжает Симеон Солунский,
“частица, принесенная за кого-либо, лежа близ божественного хлеба в то
время, как он священнодействуется и прелагается в тело Христово, и сама
тотчас становится причастною освящения; и быв положена в потир, она соединяется
с кровию. Поэтому и на душу, за которую принесена, низводит благодать.
Здесь как бы совершается мысленное приобщение; и если человек благочестив,
или и если грешен, но покаялся, то он невидимо душою принимает общение
Духа”... И таким образом в Евхаристическом поминовении укрепляется онтологические
срастание верных во Христе. Это не магическое действие, это — действие
спасительной благодати Крестной, приемлемой и усвояемой каждым в меру
чистоты и достоинства. Ибо может быть причащение св. Тайн и во осуждение.
Только любовь человека усваивает любовь снисходящего Бога. И Христос преподает
Себя не только тем, кто телесно причащается Плоти и Крови Его из рук священства.
Чрез Евхаристическое тайнодействие Он преподает Себя и отсутствующим,
— “как Сам знает”. Это и есть духовное или “мысленное” приобщение. Ибо
смысл приобщения — в соединении с Богочеловеком чрез плоть Его; и в соединении
не только телесном, но и душевном, и духовном. Обратно, всякое соединение
со Христом есть некое приобщение и тем самым прикосновение Его пречистого
и прославленного Тела. “Всякий покой душ и всякая награда за добродетель,
и великая, и малая”, говорит Кавасила, “есть не что иное, как сей хлеб
и сия чаша, которой равно причащается и род живых, и род мертвых, — каждый
соответственным для себя образом”. И таким образом, в Евхаристии снимается
грань смерти, грань смертного разлучения, — усопшие соединяются с живущими
в Евхаристическом единстве, в единстве трапезы Христовой. Евхаристическое
поминовение не есть только воспоминание, но — видение, созерцание апостольского
общения во Христе. Потому и приносится молитва о всех, что “этою священною
жертвою все вместе, и ангелы, и святые люди, и соединились со Христом,
и освятились в Нем, и чрез Него соединяются с нами”, говорит Симеон Солунский.
И каждый раз, совершая евхаристическую службу, мы созерцаем и переживаем
это совершенное единство и молимся от лица всего призванного и спасенного
человечества. Молимся, как Церковь, — молится вся Церковь.
Евхаристия есть некое онтологическое откровение о Христе и о Церкви, —
о Христе в Церкви. “Тайны означают и Церковь”, — говорит Кавасила, — “так
как она есть тело Христово и члены отчасти (I Кор. XII, 27).” И продолжает:
“И указуется Церковь Тайнами не как символами, но как сердцем указуются
члены, как корнями дерева ветви и, по слову Господа, как виноградною лозою
указуются отрасли; ибо здесь не одинаковость только имени, и не сходство
подобия, но тождество дела... Если бы кто мог увидеть Церковь Христову
в том самом виде, как она соединена со Христом и участвует в плоти Его,
то увидел бы ее не чем другим, как только телом Господним... Ибо верные,
через сию кровь, уже живут жизнью во Христе, истиною соединены с тою Главою
и облечены сим телом”.
Евхаристия скорее гимн, нежели молитва, — отсюда и самое имя: “благодарение”.
Конечно, это — Голгофа, и на престоле предлежит Агнец закланный, Тело
ломимое и Кровь изливаемая. Но и Голгофа есть таинство радости, не страха,
таинство любви и славы... Ныне прославися Сын Человеческий (Ио. XIII,
31). И если по недостоинству трепещем пред Крестом, то трепещем от благоговения,
изумевая перед несказуемой полнотою Божественной любви. Ибо “начало, и
средина, и конец креста Христова — все одна любовь Божия”, говорил митр.
Филарет. Се бо явися крестом радость всему миру... И во грехах наших трепещем,
но радуемся и песнославим, и воспеваем победную песнь, песнь хвалы и благодарение:
“за все, что знаем и чего не знаем, за явные и неявные благодеяния, совершившиеся
на нас”. Во всем литургическом тайнодействии, во всех молитвословиях звучат
победные и благодарственные тона. Это вход Царя Славы... Мы созерцаем
и вспоминаем не только Голгофу, но “и все совершившееся ради нас, — крест,
гроб, тридневное воскресение, восшествие на небеса, седение одесную, еще
второе и славное пришествие”... Мы созерцаем не только распятого и страждущего
Христа, но и Христа воскресшего и взошедшего в премирную славу, — Начальника
жизни, Победителя смерти. Евхаристия есть знамение победы, знамение совершившегося
спасения, спасения от тления, победы над смертию. Это таинство примирения,
— любви, а не скорби, прощения, а не суда. Христос пострадал, но воскрес;
и смертию своею смерть разрушил... Воскрес после вольной страсти, и на
прославленном теле Господа остались “язвы гвоздинныя”, которые осязал
Фома. Но воскрес Христос и взошел во славу. И смерть Его стала для нас
воскресением. Об этом радуемся и благодарим. “Благодарим Тебя и за службу
сию, которую Ты сподобил принять от рук наших”... Ибо в этой страшной
службе мы соединяемся со Христом и приемлем Его жизнь и Его крестную победу.
По
выражению Кавасилы, “все тайноводство есть как бы одно некое тело истории”,
“единый образ единого царства Спасителя”. Евхаристия есть образ всего
Божественного смотрения. Потому благодарственное воспоминание охватывает
всю полноту творения, всю полноту дел Божественной Премудрости и Любви.
Литургическое созерцание преисполнено космическим пафосом, ибо во Христе,
в Воплощении Слова и в Воскресении Богочеловека, исполнилось и завершилось
предвечное изволение Бога о мире. В Воплощении Слова совершилось освящение
вещества, и мы приносим начатки вещества, от злаков и от плода лозного,
для Евхаристического освящения. В нем восстановился образ и подобие Божие
в человеке, и мы созерцаем в праведниках и святых обетованное и чаемое
“обожение” человека, как свершившееся, и о нем радуемся и благодарим.
В святых Церковь созерцает свое исполнение, видит Царствие Божие, пришедшее
в силе. И радуется о них, как о величайшем из даров Бога человеку. Это
— ее члены, в подвиге добром достигшие Христова покоя и взошедшие в радость
Господа своего. “Мы все одно тело, хотя одни члены светлее других”, замечает
Златоуст. И прежде всего и особенно вспоминает Церковь Богоматерь, “корень
сей божественной жертвы” — по человечеству. В Евхаристии мы причащаемся
Плоти, от Нее рожденной, — в некотором смысле и Ее плоти; и чрез то таинственно
становимся Ее сынами, и Она — Матерью Церкви, как Матерь Христа, Главы
Церкви. “Слово сие истинно”, дерзновенно свидетельствует преп. Симеон
Новый Богослов, — “ибо плоть Господа есть плоть Богородицы”... В Воплощении
Слова воссоединился мир земной, человеческий, с миром горним, ангельским;
и в литургии мы молимся и песнославим купно с небесными силами, “иже херувимы
тайно образующе”, — хор человеческий вместе с собором ангельским... И
приносим и повторяем немолчную серафимскую песнь, — “потому что чрез Христа
Церковь ангелов и человеков сделалась единою”, объясняет Симеон Солунский.
Ангельские силы сослужат земному тайнодействию, “желают приникнуть в таинстве
Церкви”... — Так в Евхаристии смыкаются и пересекаются все планы бытия:
космический, человеческий, серафимский. В ней мир открывается, как подлинный
космос, единый и объединенный, собранный и соборный. Мысль восходит к
началу мира и следит его судьбу. “Ты привел нас из небытия в бытие, и
павших снова восставил, и не перестал совершать все, пока не возвел нас
на небо и даровал нам будущее царство”, — молится Церковь. И открывается
во Христе для всех путь “к полноте Царства”.
В Евхаристии соединяются начало и конец, Евангельские воспоминания и Апокалиптические
пророчества, — вся полнота Нового Завета. В Апокалипсисе есть много литургического,
— Вечеря Агнца. И в литургическом чине уже горят краски будущего века.
Это начинающееся преображение мира, начинающееся воскресение его к жизни
вечной; и, обратно, можно сказать, Воскресение жизни и будет вселенской
Евхаристией, трапезой, вкушением жизни. “Потому и назвал Господь наслаждением
святых в будущем веке трапезой”, — объясняет Кавасила, — “чтобы показать,
что там нет ничего более этой трапезы”. “И Иисус совершеннейшая жертва”,
— говорит Симеон Солунский, — “будет среди всех Святых своих, для всех
мир и единение, священник и священнодействуемый, объединяющий всех и со
всеми соединяющийся”. В Евхаристии предваряется исполнение или полнота
Церкви, то совершенное единство человечества, которого мы чаем и ждем
в жизни будущего века, — хотя и тогда будет оно умалено и ограничено зловольным
противлением твари... Евхаристия есть предварение и начаток воскресения,
— по обетованию Спасителя: “ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, имеет жизнь
вечную, и Я воскрешу его в последний день” (Ио. VI, 54). Это — надежда
и залог воскресения, “обручение будущей жизни и царствия”. В Евхаристии
мы касаемся преображенного мира, входим в небеса, касаемся будущей жизни.
“Приобщающиеся этой крови”, — говорил Златоуст, — “стоят вместе с ангелами,
архангелами и горними силами, облеченные в царскую одежду Христову и имея
духовное оружие. Но этим я еще не сказал самого великого: они бывают облечены
в самого Царя”... Это совершается внутри эмпирического мира, в истории;
и вместе с тем это конец и отмена истории, победа над разделяющим и убегающим
временем. По объяснению преп. Максима, все в литургии есть образ будущего
века и означает “конец этого мира”. С особою силой и дерзновением говорил
об этом Николай Кавасила. “Хлеб жизни, Евхаристия, сам жив, и ради него
живы те, кому он преподается... Хлеб жизни сам движет питаемого, и изменяет,
и прелагает его в Самого Себя... Когда изливается в нас Христос и соединяет
с нами Самого Себя, Он пременяет и преобразует нас в Себя, как малую каплю
воды, влитую в беспредельное море мира... Когда Христос приводит к трапезе
и дает вкушать Свое Тело, Он всецело изменяет получившего таинство и преобразует
в собственное свойство; и персть, приняв царский вид, бывает уже не перстию,
но телом Царя, блаженнее чего нельзя и помыслить... Лучшее одерживает
верх над слабейшим, и божественное овладевает человеческим, и как говорит
Павел о воскресении: пожерто бывает мертвенное жизнию (2 Кор. V, 4)...
Это — последнее таинство. Нельзя простираться далее, нельзя приложить
большего”...
И с тем большей силой чувствуем мы грань и разрыв между преображенным
и не-преображенным, между священным и мирским, — острое противоречие между
тишиною предельного таинства и раздором окружающего мира. В храме веет
тишина вечной любви. А вокруг храма бушует мирское море. Церковь остается
все еще только островом в “воздвигаемом житейском море. Это сияющий, лучезарный
остров; и над ним сияет и горит Божественное Солнце Любви, Sol Salutis.
Но мир остается без любви и вне любви; и как бы не хочет и не приемлет
истинной любви”. — И в душе христианской вскрывается горькое раздвоение.
В литургическом опыте есть пафос молчания, жажда тишины, жажда уединенных
созерцаний. Всякое ныне житейское отложим попечение... И в этой потаенности
есть непреложная правда. Путь к Евхаристической чаше ведет чрез суровое
самоиспытание, через затвор наедине со своею совестью пред лицем Божиим.
И благоговение стремится оградить святыню от суеты мира сего, — не бо
врагом Твоим тайну повем... Как на горе Преображения, в литургическом
опыте так много Божественного света, что не хочется возвращаться и входить
назад в суету мира. И вместе с тем, любовь не терпит бездействия: и пафос
единения и единства, собранный в литургическом бдении, не может не изливаться
в делах. Дела любви продолжают богослужение, ибо и они в собственном смысле
суть богослужение, служение и хвала Богу — Любви. Потому из Евхаристии
открывается путь к житейскому подвигу, к исканию мира для мира, — “Исполнение
Церкви Твоей сохрани..., мир мирови Твоему даруй”, с таким прошением “в
мире” исходим мы из храма, как с миром должны и входить в него... С волею,
чтобы стал весь мир Божиим миром, сияющим исполнением всеблагой воли Всеблаженного
Бога. И служение мира становится задачей для причастников Чаши мира. Раздор
мира не может не тревожить и не ранить христианского сердца, — и особенно
раздор мира о Христе, разлад христианского мира, разделение в Евхаристической
трапезе. В этом раздоре и разделении есть скорбная тайна, тайна человеческой
измены и противления. Это страшная тайна, ибо раздирается не??нный хитон
Господень, Его Тело. Побеждает этот разлад только любовь, любовь Христова,
действуемая в нас Духом мира. То правда, что, сколь бы много ни делали
мы для “соединения всех”, всегда оказывается мало. И путь в Церковь рассыпается
на множество путей, и кончается он за пределами исторического горизонта,
в невечернем царствии будущего века. Странствие окончится тогда, когда
приидет Царь и откроется торжество.
И дотоле с тоскою будет звучать молитва Церкви об исполнении. Как звучит
она с первых дней: “Как этот хлеб, некогда рассеянный по горам, был собран
и стал единым, собери Церковь Твою от концов земли во Царствие Твое!”
Да приидет Царствие Твое! Да будет воля Твоя, якоже на небеси, и на земли!
1929.
III. 11/24.
Неделя Православия.
Георгий В. Флоровский