ѕроблемное поле антропологии


јнтропологические пон€ти€ и категории
ќбщество, истори€, будущее

√. ‘лоровский

ƒом ќтчий

ѕосв€щаю дорогой жене.

—трашно место сие: несть
сие, но дом Ѕожий, и си€ врата
небесна€.
Ѕыт. XXVIII, 17.

¬ учении о ÷еркви Увели€ благочести€ тайнаФ раскрываетс€ верующему сознанию во всей своей неисследимой полноте. ÷ерковь есть дело ’ристово на земле, объективный результат ≈го искупительного подвига, образ ≈го благодатного пребывани€ в мире, Уво вс€ дни, до скончани€ векаФ. ¬ ÷еркви завершаетс€ и исполн€етс€ божественное домостроительство. »менно на ÷ерковь, в лице ƒвенадцати и иже с ними, как на предъизбранный начаток, нисшел ƒух —в€тый в Устрашном и неисповедимом тайнодействииФ ѕ€тидес€тницы; и в ÷еркви, как Удоме ЅожиемФ, совершаетс€ и продолжаетс€ силою, и действом и благодатью ¬сесв€того ƒуха спасение, осв€щение и УобожениеФ твари. ÷ерковь есть единственна€ Удверь жизниФ, по выражению св. »рине€ Ћионского, и вместе с тем Ч богата€ УсокровищницаФ всего относ€щегос€ к истине. » поэтому только в ÷еркви, из ÷еркви и чрез ÷ерковь открываетс€ подлинный путь христианского ведени€ и благочести€. »бо христианство не есть учение, которое можно было бы восприн€ть чрез внешнее научение, но жизнь, которой должно существенно приобщитьс€, которую можно получить только чрез действительное рождение от источника жизни. ћало и недостаточно знать христианство, Уиметь христианский образ мыслиФ; надо быть христианином, жить Уво ’ристеФ, и это возможно Ч лишь чрез жизнь в ÷еркви. ’ристианство есть опыт. » все христианское вероучение по происхождению своему есть именно ÷ерковное вероучение, описание ÷ерковного опыта, свидетельство ÷еркви о врученном ей Узалоге верыФ; Ч только чрез это харизматическое ÷ерковное удостоверение вероопределени€ получают полноту силы и значимости, и получают от ÷еркви не как от власти и авторитета, но как голос ƒуха —в€того и —амого √оспода, Уникогда не удал€ющегос€, но пребывающего неотступноФ. У»зволис€ ƒуху —в€тому и намФ, эта торжественна€ формула соборных постановлений возводит все свидетельства ÷еркви к их подлинному Уживоносному источникуФ. Ќе только мистически, но также и исторически, ÷ерковь есть единственный источник христианской жизни и христианского учени€. »бо €вилось миру христианство только в виде ÷еркви. — другой стороны, и по содержани€ своему христианское вероучение в последнем счете сводитс€ именно к учению о ÷еркви, как о вечном Ќовом «авете, как о У“еле ’ристовомФ; и вс€кое повреждение учени€ о ÷еркви, вс€кое нарушение полноты церковного самочувстви€ неизбежно влечет за собою и общие догматические, вероучительные неточности, неправильности и искажени€. ¬от почему, в сущности, не может быть особого, отдельного и законченного догматического учени€ о ÷еркви, закрепленного в общедоступных догматических формулировках. »бо ÷ерковь есть средоточие всего христианства, и познаваема она только изнутри, через опыт и подвиг благодатной жизни, Ч не в отдельных догматических определени€х, но во всей полноте исповедани€ веры. », как верно замечает один современный русский богослов, Унет пон€ти€ церковности, но есть сама она, и дл€ вс€кого живого члена ÷еркви жизнь церковна€ есть самое определенное и ос€зательное, что знает онФ.
’ристианство не исчерпываетс€ ни учением, ни моралью, Ч ни совокупностью теоретических познаний, ни сводом нравственных предписаний или правил, и не они первичны в нем. ’ристианство есть ÷ерковь. ¬ ÷еркви содержитс€ и преподаетс€ учение, Удогматы ЅожииФ, предлагаетс€ Управило верыФ, чин и устав благочести€. Ќо сама ÷ерковь есть нечто неизмеримо большее. ’ристианство есть не только учение о спасении, но само спасение, единожды совершенное Ѕогочеловеком; Уи смерть ≈го, а не учение ≈го и не жизнь строга€ людей составл€ет средство примирени€,Ф по четкому и твердому выражению русского догматиста, ‘иларета, јрхиепископа „ерниговского. ¬ православном сознании ’ристос есть прежде всего —паситель, Ч не только Уучитель благийФ и не только ѕророк, но более всего Ч ÷арь и ѕервосв€щенник, У÷арь мира и —пас душ нашихФ. » спасение заключаетс€ не столько в благовестии ÷арстви€ небесного, сколько именно в Ѕогочеловеческом лике самого √оспода и в деле ≈го, в ≈го Успасительной страстиФ и Уживотвор€щем  рестеФ, в ≈го смерти и воскресении. »бо Уесли не воскрес ’ристос, то тщетна наша вераФ... ’ристианство есть ¬ечна€ ∆изнь, открывша€с€ миру и люд€м в неисповедимом ¬оплощении —ына Ѕожи€, и открывающа€с€ верующим чрез св€тые “аинства благодатью —в€того ƒуха. У»бо жизнь €вилась, и мы видели, и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, котора€ была у ќтца и €вилась намФ... ѕо выражению замечательного русского подвижника недавнего прошлого, епископа ‘еофана («атворника), Ув сознании христианина первое видитс€ Ћице ’риста √оспода, —ына Ѕожи€ ¬оплощенного, а за завесою плоти ≈го созерцаетс€ “риипостасный ЅогФ. ¬ ѕравославном сознании √осподь »исус ’ристос прежде всего есть —ын Ѕожий, —лово ¬оплощенно, У≈дин сый от —в€ты€ “роицыФ, јгнец Ѕожий, вземл€й грехи мира... » вера православна€ совершенно неотделима от Ћица Ѕогочеловека, невозможна вне живого общени€ с Ќим чрез таинства ÷ерковны€.
¬сею совокупностью символьных изъ€влений, всею совокупностью молитвенного и литургического исповедани€ православна€ ÷ерковь утверждает тайну Ѕогочеловечества, в духе и смысле ’алкидонского догмата. ќна исповедует неизреченное соединение Уполноты Ѕожества и полноты человечества во всей земной жизни —пасител€, Ч в ≈го таинственном рождении от ѕриснодевы наитием ƒуха —в€того, в ≈го искушени€х, уничижении и страдани€х Ч Удаже до смерти, и смерти крестнойФ, в ≈го тридневном воскресении и Уеже на небеса с ѕречистою —воею плотию Ѕожественном ¬ознесенииФ. ¬се это Ч действительные и исторические событи€, свершившиес€ в этом мире, и тем просветившие этот мир. У—лово плоть бысть, и вселис€ в ныФ, Ч это свершилось в ¬ифлееме »удейском во дни »рода ÷ар€. » это историческое событие стоит в средоточии христианской веры. ’ристианска€ вера существенно исторична, исторически конкретна, ибо берет свое начало именно от исторических событий. » исторический характер носила апостольска€ проповедь, Ч с самого дн€ ѕ€тидес€тницы, когда ап. ѕетр свидетельствовал, как очевидец, о совершившемс€ спасении, о силах, о чудесах, и знамени€х, которыми запечатлел Ѕог ’риста, о ≈го страдани€х, и ¬оскресении, и ¬ознесении и о ниспослании ƒуха —в€того. ¬ апостольской проповеди опыт эмпирический сраствор€лс€ с опытом мистическим, ибо в самом эмпирическом, в безвидности тварной, €вл€лось сверх-эмпирическое, Ѕожественное, Ч тайна Ѕогочеловечества. » эту тайну содержит и €вл€ет —в€та€ ÷ерковь, У÷ерковь Ѕога ∆ива, —толп и ”тверждение »стиныФ. ¬с€ христианска€ вера есть изъ€снение и раскрытие тайны »постасного Ѕогочеловечества; и только по св€зи с этим событием Ч У—ын Ѕога —ын ƒевы бываетФ Ч постижимо существо и природа ÷еркви, как подлинного У“ела ’ристоваФ. »менно этот образ ап. ѕавла есть самое точное и основоположное определение —в. ÷еркви, делающее возможным все иные и дальнейшие, уже разъ€снительные и дополнительные.
—паситель свидетельствовал о —ебе, что ќн Упобедил мирФ. » победа ≈го, ≈го искупительное свершение в том и заключалось, что ќн создал ÷ерковь —вою, и этим утвердил в тесноте и смирении, в немощах и скудости исторического существовани€ начаток Уновой твариФ. Ќачина€ со св. апостолов, Усамовидцев и служителей —ловаФ, древние христиане именовали себ€ Ународом ЅожиимФ, новым народом, Уродом избраннымФ, Улюдьми, вз€тыми в уделФ. » воистину —в€та€ ÷ерковь есть Уƒом ЅожийФ, град Ѕожий, Укоторого художник и строитель ЅогФ, У÷арство ЅожиеФ, У√орний »ерусалимФ. ”же в самом имени Ч ЩkklhsЕa Ч содержитс€ и проводитс€ мысль о ÷еркви, как о граде или ÷арстве Ѕожием. СEkklhsЕa есть как бы никогда не расход€щеес€ народное собрание нового, благодатно-рожденного народа, УзванныхФ граждан небесного »ерусалима. » такое именно понимание раскрывает и ныне ѕравославна€ ÷ерковь, когда пред св.  рещением требует от УпросвещаемыхФ исповедать веру во ’риста, У€ко ÷ар€ и ЅогаФ; и в крещальных молитвах ќна молитс€ о них, Уда приимут почесть горнего звани€ и сопричтутс€ перворожденным, написанным на небесахФ. ¬ св€том крещении человек оставл€ет Умир сейФ, повинный Уработе вражьейФ, как бы выступает или высвобождаетс€ из естественного пор€дка вещей, из пор€дка Уплоти и кровиФ, и переходит в пор€док благодатный, Ч по таинственным и торжественным словам ап. ѕавла, Уприступает к —ионской горе, и ко граду Ѕога ∆ивого, к Ќебесному »ерусалиму, и тьмам ангелов, и к торжественному собору, и ÷еркви ѕервородных, написанной на небесах, и к —удьи всех Ч Ѕога, и к душам праведников, достигших совершенстваФ. ¬есь смысл и сила таинства св.  рещени€ Ч в том, что крещаемый вступает в единую ÷ерковь, Уединую ÷ерковь ангелов и человековФ, прививаетс€ и прирастает к единому У“елу ’ристовуФ, становитс€ Усогражданином св€тых и присным ЅогуФ, ибо Ч Увсе мы одним ƒухом крестились во одно телоФ. —в.  рещение есть как бы таинственный чиноприем в ÷ерковь, как в царство благодати. ѕоэтому и молитс€ —в. ÷ерковь о крещаемом: Унапиши его в книзе жизни “вое€; соедини его стаду наследи€ “воего... и сотвори его овча словесное св€таго стада ’риста “воего, уд честен ÷еркве “вое€, сына и наследника ÷арстви€ “воего... насади его насаждение истины во св€тей “воей соборней и апостольстей ÷еркви, и да не восторгнеши!Ф ÷ерковь есть новый, благодатный народ, не совпадающий ни с каким естественным или земным народом, ни с эллинами, ни с иуде€ми, ни с варварами, ни со скифами, tertium genus, Ч народ, образующийс€ по совершенно иному началу, Ч не чрез необходимость естественного рождени€, но чрез Утаинство водыФ, чрез таинственное сочетание со ’ристом в Утаинственной купелиФ, чрез Ублагодать сыноположени€Ф, чрез свободу, подвиг и дар усыновлени€ Ѕогу, Уот которого именуетс€ вс€кое отечество на небесах и на землиФ. » в этом заключаетс€ основание и обоснование всех тех свойств ÷еркви, которые мы исповедуем о ней словами символа, Ч и единства, и св€тости, и кафоличности, и апостольского происхождени€, Ч все эти определени€ не только св€заны, но совершенно неразрывны между собою.
—амым актом веры Уво ≈диную —в€тую, —оборную и јпостольскую ÷ерковьФ мы утверждаем ее УпотустороннююФ природу, ее бытие не от мира сего: ибо Увера есть вещей обличение невидимыхФ. » тем самым, что в числе предметов веры мы поставл€ем в символе ÷ерковь нар€ду с самим √осподом Ѕогом, мы свидетельствуем о божественности или св€тости ÷еркви. ћы веруем в ÷ерковь, и можем в нее только веровать, потому что она есть У“ело ’ристовоФ, Ч Уполнота Ќаполн€ющего все во всемФ. УЌа основании слова Ѕожи€Ф, писал знаменитый русский богослов, ‘иларет, ћитрополит ћосковский, У€ представл€ю себе ¬селенскую ÷ерковь УединымФ, великим УтеломФ. »исус ’ристос есть дл€ него как УсердцеФ, или начало УжизниФ, так и У√лаваФ или прав€ща€ мудрость. ≈му только ведомы полна€ мера и внутренний состав сего тела. Ќам же известны различные части его, и более наружный образ, распростертый по пространству и времени... ¬ видимом сем УобразеФ или Увидимой ÷ерквиФ находитс€ Уневидимое “ело ’ристовоФ или Уневидима€ ÷ерковьФ, У÷ерковь славна€ и неимуща€ скверны или порока, или нечто от таковыхФ, но Укое€ вс€ слава внутриФ и которой посему € чисто и раздельно не вижу, но в которую, последу€ символу, УверуюФ. ќблекающа€ же невидимую, видима€ ÷ерковь часто открывает чистоту невидимой, дабы все могли обретать и сию и соедин€тьс€ с нею, частью сокрывает ее славуФ. Ќаименование св. ÷еркви У“елом ’ристовымФ св€зывает ее бытие с тайной воплощени€; и живое и непреложное основание видимости ÷еркви заключаетс€ именно в тайне: Услово плоть быстьФ. ”чение о св. ÷еркви, как видимой и невидимой в одно и то же врем€, величине и исторически данной, и св€той, т. е. божественной, есть пр€мое продолжение и раскрытие христологического догмата в духе и смысле халкидонского вероопределени€. “олько в ÷еркви и из глубин церковного опыта халкидонский догмат и постижим в своей неизреченной полноте, Ч иначе он распадаетс€ на р€д противопоставлений, неподдающихс€ никакому рациональному объединению. » обратно, только чрез халкидонский догмат и можно опознать богочеловеческую природу ÷еркви. ¬ ÷еркви, как теле ’ристовом, также сочетаютс€ два естества и сочетаютс€ именно Унеслитно, неизменно, нераздельно, неразлучноФ, Уникако же различию двух естеств потребл€ему соединением, паче же сохран€ему свойству коегождо естестваФ. » в ÷еркви божественна€ благодать и видимые образы е€ про€влени€ только различимы, но не разделимы. ¬ УдвуединомФ бытии ÷еркви они даны не только в символическом, но именно в существенном и действительном нерасторжимом соединении, и поэтому самое видимое тер€ет здесь свойственный твари случайный характер, преображаетс€ благодатью и становитс€ не только св€щенным, но и св€тым... ÷ерковь имеет человеческое, тварное естество, имеет историческую плоть, ибо ÷ерковь есть преображаемый мир и в этом благодатном становлении твари и заключаетс€ весь смысл и подлинное содержание истории, быти€ во времени. ÷ерковь есть начаток вселенского харизматического преображени€ твари, знаменуемого таинственным образом Ќеопалимой  упины. Ќо ÷ерковь имеет и божественное естество, ибо в ней пребывает в прославленной плоти —воей —ам √осподь »исус ’ристос, и в ней действует и сообщаетс€ неоскудевающа€ божественна€ благодать и дары животвор€щего ƒуха. У—вет уже во тьме светит, и в нощи, и во дни, и в сердцах наших, и в уме нашемФ, говорит преп. —имеон Ќовый Ѕогослов, Ч Уи оси€вает нас невечерне, непреложно, неизменно, неприкровенно, Ч глаголет, действует, живет, животворит, и делает светом тех, которые оси€ваютс€ »мФ... Ќет разрыва между Ѕогом и тварью. ћир, эта скорбна€, исполненна€ суеты, соблазнов и злострадани€ жизнь, Ч не оставлена Ѕогом. » именно Ув немощехФ, в суете и томлении эмпирического существовани€, сила Ѕожи€ совершаетс€. ¬озраста€ и преобража€сь силою неотступно действующего ƒуха, Увидима€Ф, историческа€ ÷ерковь становитс€ и станет ¬ечным ƒомом √оспода —лавы. У“ы Ч сродник наш по плоти, а мы Ч “вои, по Ѕожеству “воему,Ф молитвенно восклицал преп. —имеон, Ч Уибо, восприн€в плоть, “ы дал нам Ѕожественного ƒуха, и мы все вместе стали единым домом ƒавидовым по свойству “воему и по родству к “ебе... —оедин€€сь же, мы делаемс€ единым домом, т. е. все мы сродники, все мы брать€ “вои. » как не страшное чудо, или как не содрогнетс€ вс€к, размышл€ющий об этом и взвешивающий это, что “ы пребываешь с нами ныне и во веки, и делаешь каждого жилищем и обитаешь во всех, и —ам €вл€ешьс€ жилищем дл€ всех и мы обитаем в “ебе...Ф », воистину, Устрашно место сие: несть сие, но ƒом Ѕожий, и си€ врата небесна€Ф...
÷ерковь есть теофани€, таинственное €вление Ѕожие, и сокровенна€ сила Ѕожи€ становитс€ €вной и чувствительной под видимыми образами св€тых и спасительных тайн. —в. “аинства не суть только символические действи€ или воспоминани€, но подлинные тайнодействи€, образы действительного и неизменного присутстви€ Ѕожи€, Уоруди€, которые необходимо действуют благодатью на приступающих к нимФ; и православна€ ÷ерковь решительно отвергает как Учуждое христианскому учениюФ, мнение, Убудто вне употреблени€ осв€щаема€ в таинствах вещь и по осв€щении остаетс€ простой вещьюФ (ѕослание восточных патриархов). »менно поэтому ни вещество (матери€) таинства, ни форма осв€щающих слов никоим образом не €вл€ютс€ безразличными, ибо по воле Ѕожией осв€щаетс€ именно такое вещество и таким именно образом. » вместе с тем, станов€сь св€тыней, молитвенно осв€щаема€ вещь вообще не мен€ет своего чувственного облика и вида, и невидима€ благодать сообщаетс€ всегда чрез чувственное посредство, под некоторым определенным, внешним видом. »бо, Утак как мы двойные, составленные из души и тела, и душа наша не обнажена, но как бы покрыта завесойФ, говорит преп. »оанн ƒамаскин, Уто дл€ нас невозможно, помимо телесного посредства, достигнуть мысленного... “ак как человек имеет тело и душу, то поэтому и ’ристос прин€л тело и душу. ѕоэтому и двойное крещение: водою и духом; и общение, и молитва, и песнопение, Ч все двойное, телесное и духовное, Ч подобно светильники и фимиамФ. » все Унаше служение суть рукотворна€ св€та€, чрез материю привод€щие нас к чуждому материи ЅогуФ. “варное и конечное остаетс€ тварным и конечным, но чрез осв€щение неисповедимо соедин€етс€ с Ѕожественною благодатью, становитс€ Усосудом благодатиФ. » здесь, снова не раздел€€, надо строго различать осв€щенную вещь и осв€щающую благодать: между ними всегда остаетс€ различие природ, различие по естеству, но это не мешает полной действительности Ѕожественного присутстви€ Ч чрез соединение и причастие (Уне природным единением, но относительным причастиемФ, (—u fusikЅ Шnиsei Ч scetikЅde metalФyei) по разъ€снению преп. ‘еодора —тудита в оправдании поклонени€ св. иконам и другим св€щенным предметам. ¬о всех таинствах, образующих подлинную сердцевину церковной жизни, Ѕог действенно и действительно присутствует в твари, Ч особым благодатным присутствием, отличным от промыслительного везде присутстви€; и во св€тых храмах вообще, по катехизическому выражению, Уесть особенное присутствие Ѕога, благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое и ощущаемое верующими и €вл€емое иногда в особых знамени€хФ. — полной выразительностью об этом говорит ѕравославна€ ÷ерковь в многочисленных чинах: основани€ и осв€щени€ храмов, св. икон и св€щенных предметов, св. воды, мира, еле€ и т. д. » в совокупности все они сливаютс€ в некий великий и единый чин благословени€ и осв€щени€ мира. ÷ерковному сознанию безусловно чужд вс€кий докетизм или феноменизм. “варь Ч реальна, и не упразднитьс€, не прейти, не ниспасть в небытие ей предстоит и подобает, но Уизменитьс€Ф, преобразитьс€, сочетатьс€ с Ѕогом, Ч и сие, по обетованию, будет в последние дни, а ныне уже предвар€етс€ в ÷еркви. У≈стество человеческое изменчиво и превратно; и одно Ѕожеское естество непревратно и неизменчивоФ, говорит преп. —имеон Ќовый Ѕогослов. УЌо христианин, дела€сь причастен божественного естества во ’ристе »исусе √осподе нашем чрез при€тие благодати —в€того ƒуха, превращаетс€ и измен€етс€ силою ≈го в богоподобное состо€ние...Ф „ерез всю церковную жизнь проходит €ркое и напр€женное чувство благодатной близости Ѕожией, не попал€ющей и не уничтожающей, но исцел€ющей и укрепл€ющей тварь чрез уничтожение тлени€ и греха. » это осв€щение видимого и чувственного мира в церковном сознании определенно св€зываетс€ оп€ть-таки с ¬оплощением Ѕожественного —лова. УЌе поклон€юсь материиФ, с дерзновением восклицал преп. »оанн ƒамаскин, Уно поклон€юсь “ворцу материи, ставшему материей ради мен€, и благоволившему обитать в материи, и чрез материю соделавшему мое спасение; и не перестану почитать материю, чрез которую совершено мое спасениеФ. „рез воплощение —ына Ѕожи€ Упрославилось наше естество и преложилось в нетлениеФ, говорит тот же св. отец: Умы существенно осв€тились с того времени, как Ѕог —лово стал плотью, уподобившись нам по всему, кроме греха, и несли€нно соединилс€ с нашей природой и неизменно обожествил плоть через несли€нное взаимодействие того же Ѕожества и той же самой плоти... ћы существенно усыновились и сделались наследниками Ѕога со времени рождени€ ¬одою и ƒухомФ. » чрез ’риста Уестество из нижних земли взошло превыше вс€кого начальства одного сегодн€, другого завтра, но всегда одного и того жеФ, говорит св. »оанн «латоуст. У“аким образом, эта жертва едина. ’от€ она приноситс€ во многих местах, но разве много ’ристов? Ќет, один ’ристос везде, и здесь полный, и там полный, одно “ело ≈го. » как приносимый во многих местах он Ч одно тело, а не много тела, так и жертва однаФ. Ч ≈сть пр€ма€ и самоочевидна€ св€зь между полнотой церковной жизни, точностью христологического вероучени€ и вероучением о —в. ≈вхаристии, ибо это Ч сопр€женные стороны единого догмата, Ч о едином Ѕогочеловеческом факте. “очное следование халкидонскому вероопределению необходимо приводить и к исповеданию веры в совершенную действительность и неизменность присутстви€ ’риста —пасител€ во св. ≈вхаристии. У¬еруемФ, говор€ словами Уѕослани€ восточных патриарховФ, Учто в сем св€щеннодействии присутствует √осподь наш »исус ’ристос, не символически, не образно, не преизбытком благодати, как в прочих таинствах, не одним наитием, как это некоторые ќтцы говорили о крещении, и не чрез проницание хлеба, так чтоб Ѕожество —лова входило в предложенный дл€ ≈вхаристии хлеб существенно, Ч но истинно и действительно, так что, по осв€щении хлеба и вина, хлеб прелагаетс€, пресуществл€етс€, претвор€етс€, преобразуетс€ в самое истинное тело √оспода, которое родилось в ¬ифлееме от ѕриснодевы, крестилось во »ордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, сидит одесную Ѕога ќтца, имеет €витьс€ на облаках небесных; а вино претвор€етс€ и пресуществл€етс€ в самую истинную кровь √оспода, котора€ во врем€ страдани€ ≈го на крест излилась за жизнь мираФ. » каждый раз, когда совершаетс€ Ѕожественна€ Ћитурги€, осуществл€етс€ и открываетс€ таинственное единство ÷еркви, и чрез прин€тие св. “айн подлинно и действительно, а вовсе не только символически или интенционально, верующие совокупл€ютс€ во единое и кафолическое “ело.
÷ерковь Ч едина по своей Ѕогочеловеческой природе, и по природе своей ќна есть ÷ерковь вселенска€. ќдна и та же, тождественна€ ÷ерковь и видима, и невидима, Ч видима, как Ублагоустроенный состав немощных и сильных членовФ, как Уобщество человековФ, и невидима, как благодать —в. ƒуха, оживл€юща€ вс€кую душу верующую и открывающа€с€ в особенном величии в св€тых Ѕожиих, в Удрузь€х ’ристовыхФ; и именно благодать Ѕожи€ есть, по катехизическому определению, Усобственно предмет веровани€ в ÷ерковьФ. Ќо благодать Ѕожи€ про€вл€етс€ и действует в таинствах, и не так, чтобы каждый раз заново и особо дары —в€того ƒуха ниспосылались свыше, но чрез сообщение из единой сокровищницы, единожды данной в —ошествии —в€того ƒуха Ч на ÷ерковь. Ќиспослание ”тешител€ было единократным и неповторимым актом, и с тех пор ƒух —в€той Упребывает в миреФ: Увезде сый и вс€ исполн€€йФ. » поэтому только чрез апостольское преемство рукоположени€, чрез Ѕогоустановленное св€щенноначалие дары —в€таго ƒуха сообщались и доныне сообщаютс€ верующим. “олько и в Ќем воссело на ќтеческом ѕрестолеФ. ѕо выражению —в. »оанна «латоуста, √осподь Увозвел ÷ерковь на высоту великую, и посадил ≈е на том же ѕрестоле, потому что, где глава, там и тело, нет никакого перерыва между главой и телом, и если бы св€зь между ними прерывалась, то не было бы ни тела, ни главыФ. »менно потому, что св€та€ ÷ерковь есть У“ело ’ристовоФ, и в Ќей Ч по благодати Ч Уполнота ЅожестваФ присутствует телесно. Ќо естество тварное остаетс€ тварным. ѕлод искуплени€ и ¬оскресени€ —пасител€ заключаетс€ не в отмене естества, но в победе над тлением и смертью, чрез которую Ѕожество, бывшее ранее как бы невместимым дл€ твари, стало вместимо и доступно. » ÷ерковь св€та€ и есть всегдашний знак этой победы и нерушимое Увместилище Ѕожественного действовани€Ф. »менно ÷ерковь в пр€мом и собственном смысле €вл€етс€ УЅогоноснойФ. » потому она св€та, ибо есть Уƒом ЅожийФ, У∆илище ЅожиеФ. Ѕог живет в ÷еркви, благодатно присутствует в св€тых храмах, ниспосылает свое пренебесное благословение, сообщаетс€ в св. таинствах, и воображаетс€ в верных, и прославл€ет их. ¬ таинствах верующие, по выражению св. √ригори€ Ќисского, станов€тс€ не только Узрител€миФ, но и УобщникамиФ Ѕожественной —илы, Ч станов€тс€ с Ѕогом Удуша в душу, и ипостась в ипостасьФ, Усоедин€ютс€ и сраствор€ютс€ с ƒухом ”тешителем, чрез неизреченное общение с ЌимФ, как говорил преп. ћакарий ≈гипетский. У—т€жание ƒуха —в€тагоФ, по св€тоотеческому выражению, есть существо и задание христианского подвига. » таким образом в ÷еркви, по благодати и причастию, как бы во второй раз невидимое Ѕожие становитс€ видимым, Ч конечно, не дл€ незр€чих очей естественного разумени€, но дл€ просвещенного верующего взора. ¬едь и во ’ристе Ѕогочеловеке чада века сего не увидели и не распознали —ына Ѕожи€, не при€ли и не разумели тайны воплощени€. ƒл€ живущих же в ÷еркви и ныне, и всегда Устрашное и преславное таинство действуемо зритс€Ф, таинство спасени€, осв€щени€ и преображени€ мира. Уќ, страшное чудо, видимое дво€ко, двойными очами, телесными и духовнымиФ, Ч восклицает преп. —имеон Ќовый Ѕогослов. “аинство —в. ≈вхаристии исторически было средоточием древне-христианского благочести€, и мистически всегда €вл€етс€ живым средоточием ÷ерковной жизни. ѕолнота Ѕогоприсутстви€ здесь достигает наибольшей силы. ѕо неизменному исповеданию ѕравославной веры, точно выраженному св. »оанном «латоустом, в —в€той ≈вхаристии Умы приобщаемс€ тела нисколько не различного от того тела, которое восседит горе, которому поклон€ютс€ ангелы, которое находитс€ близ нетленной силы, Ч это именно тело мы вкушаемФ. ¬ таинстве —в€той ≈вхаристии таинственно обосновываетс€ единство ÷еркви, ибо все причащаютс€ ≈диного “ела. » во вс€кой ≈вхаристии присутствует весь ’ристос, Ујгнец Ѕожий, раздробл€емый и нераздел€емый, всегда €домый и николиже иждиваемый, но причащающи€с€ осв€ща€йФ. ¬с€ка€ ≈вхаристическа€ жертва есть жертва Увсецела€Ф. Ућы посто€нно приносим одного и того же јгнца, а не чрез таинства, совершаемые рукою пастырей, поставленных в пор€дке апостольского преемства, вновь приход€щие к Ѕогу сопричисл€ютс€ к таинственному телу ’ристову, видимому и доступному на земле единственно Ув образеФ от Ѕога установленного Уобщества человековФ. јпостольское преемство, Упреемство св€щенноначали€Ф, сохран€емое и продолжаемое в архиерействе и пастырстве, есть единственна€ дверь в ÷ерковь, и единственное основание общности благодатной жизни. “олько чрез приобщение к единожды данному источнику жизни может оживотворитьс€ человек. ¬ апостольском преемстве рукоположени€ заключаетс€ единственное основание единства ÷еркви, проистекающего из единства благодати, Ч едино тело, ибо един ƒух. ≈дина€ ÷ерковь есть ÷ерковь апостольска€, и только апостольска€ ÷ерковь и может быть единой и вселенской, как только она и может быть св€той, Ч ибо только на апостолов Уƒух сниде св€тый во огненных €зыцехФ, и чрез них Ув соединение вс€ призваФ. “ак получает мистический смысл и харизматическое обоснование канонический строй ÷еркви, УвидимойФ и УисторическойФ. Ќе иначе как чрез св€щенноначалие, чрез служителей таинств и отцов духовных прививаетс€ каждый верующий ко вселенскому богочеловеческому телу ÷еркви, приобщаетс€ к ≈е сокровищнице благодатных даров. » Удуховна€ семь€Ф, Ч Убрати€ св€того храмаФ, объедин€юща€с€ вокруг своего пастыр€, иерархически соединенного с архиерейством ÷еркви, с Уцелым епископствомФ, Ч есть подлинна€ €чейка или клетка УсугубоестественногоФ тела ÷ерковного. ¬о епископе, который есть образ самого Ќебесного јрхиере€, ’риста, объедин€етс€ множественность таких семей. Ч “ак слагаетс€ многоединое земное тело ÷еркви. ¬селенска€ ÷ерковь эмпирически и исторически €вл€етс€ и живет во множественности со-подчиненных поместных ÷ерквей. » это определ€етс€ не только историческими, временными и преход€щими услови€ми. ѕо образу ’ристову каждый епископ непосредственно УобрученФ своей пастве, нерасторжимо св€зан с нею харизматической св€зью. » только через эту св€зь и осуществл€етс€ дл€ каждого сына ÷еркви его общение со всею ÷ерковью. ѕотому-то и рассматриваетс€ церковным сознанием так строго и сурово вс€кое каноническое своеволие и непослушание. Ќаруша€ эмпирические канонические св€зи, христианин тем самым повреждает свои благодатно-таинственные св€зи с всем телом ÷ерковным, отрываетс€ от него. » раз самовольно оторвавшись от конкретного тела, трудно самовольно привитьс€ к ÷еркви УвообщеФ. ≈динство ÷еркви, единство св€щенноначали€, единство благодати, единство ƒуха Ч все это св€зано между собою неразрывно. » отступление от законного св€щенноначали€ есть отступление от ƒуха —в€того, от самого ’риста.
≈динство духа есть подлинное основание кафолической природы ÷еркви. » потому —в€та€ ÷ерковь есть тем самым ÷ерковь ¬селенска€. ¬селенский характер ÷еркви не есть какое-то внешнее, количественное, пространственное или географическое свойство, и совсем не зависит от повсеместной распространенности верующих. ѕовсеместность ÷еркви есть следствие, но не основание ее кафоличности, Ч ÷ерковь обнимает и может обнимать верующих вс€кого народа и всех мест потому, что она есть ÷ерковь кафолическа€. ѕространственна€ УвсемирностьФ есть производный и эмпирический признак, отсутствовавший в первые дни христианства, и не безусловно необходимый. ¬едь, в последние времена, когда раскроетс€ тайна отступлени€, сжавша€с€ до Умалого стадаФ, ÷ерковь не перестанет быть ¬селенской, как была она ¬селенской и тогда, когда христианские общины редкими островками были вкраплены в сплошное море невери€ и противлени€. Уќт ¬селенской церкви если отпадет город или областьФ, замечает митр. ‘иларет, Ч У¬селенска€ церковь всегда останетс€ цельным нетленным теломФ. ÷ерковь имеет кафолическую природу. » потому вселенскою ÷ерковь €вл€етс€ совсем не только в совокупности всех своих членов или всех поместных ÷ерквей, но везде и всегда, во вс€кой поместной ÷еркви, во вс€ком храме, ибо всюду присутствует сам √осподь, и силы небесные служат ≈му. » если искать внешних определений, то вселенский характер ÷еркви гораздо более выражаетс€ признаком всевременности, поскольку к телу ’ристову одинаково принадлежат верующие всех времен, и званные в первый час, и званные в одиннадцатый. ѕо выражению св. »оанна «латоуста, ÷ерковь есть единое тело, ибо к Ќей принадлежат все верующие, Уживущие, жившие и имеющие житьФ, а также и Уугодившие Ѕогу до пришестви€ ’ристаФ, ибо о Ќем они пророчествовали, ≈го ожидали и, стало быть, знали ≈го, и Убез сомнени€, почиталиФ. Ќа этом мистико-метафизическом существенно-сущем тождестве и единстве зиждетс€ все литургическое тайнодействие. ¬ Ќем Усилы небесные с нами невидимо служатФ, они сопутствуют литургисающему св€щеннослужителю: Усотвори со входом нашим входу св€тых ангелов быти, сослужащих нам и сославослов€щих “вою благостьФ (молитва входа на литургии). » Удухи праведных скончавшихс€Ф, и Умолнией блещущий чинФ, и праведники, на земле Удостигшие любвиФ, и мученики, Удобре страдальчествовавшии, и венчавшиес€Ф, и исповедники, и весь Усв€тых ликФ, и усопшие, и мы, грешные и недостойные, Ч все составл€ют единое тело, принадлежат единой ÷еркви и сливаютс€ воедино в благодатной молитве у единого ѕрестола √оспода —лавы. У„то такое ÷ерковь, как не собор всех св€тых?Ф говорил Ќикита јквилейский, еп. –емезианский (к. IV в.). Уќт начала века и патриархи, јвраам, »саак и »аков, и пророки, и апостолы, и мученики, и прочие праведники, которые были, пребывают и будут, составл€ли единое тело. » скажу больше. » ангелы, и господства, и власти небесные совокупл€ютс€ в той же единой ÷ерквиФ. ѕереживание этого всевременного единства раскрыто и закреплено во всем богослужебном обиходе церковном. » можно сказать, Ч в ÷еркви таинственно преодолеваетс€ врем€. » как бы предвар€етс€ то апокалиптическое мгновение, когда Увремени уже не будетФ. ѕрикосновение благодати как бы останавливает врем€, чередование и смену минут, изымает облагодатствованное из пор€дка последовательности и в некой таинственной УодновременностиФ преодолевает разобщенность разновременного. Ёто Ч некий таинственный образ вечности, под которым только мы и можем пон€ть и представить себе вечность, вечную жизнь. » в этом приблизительном образе мы можем уразуметь, как это, действительно, станов€тс€ благодатно-живыми современниками люди разных поколений. ÷ерковь есть живой образ вечности, и в церковном опыте действительно дана и осуществл€етс€ эта благодатна€ Уодновременность разновременногоФ в полноте ¬ечной жизни, открывающейс€ в общении с ¬ечным ÷арем Ч ’ристом. ÷ерковь есть царство вечное, ибо имеет ¬ечного ÷ар€. ¬ ÷еркви, пребывающей ныне в историческом странствии, врем€ уже бессильно. ÷ерковь, как “ело ’ристово, есть таинственное предварение всеобщего ¬оскресени€. »бо ’ристос, Ѕогочеловек, есть Ужизнь, воскресение и покойФ усопших раб своих. «емна€ смерть, разлучение души с телом не нарушает св€зи верующего с ÷ерковью, не выводит его из ее пределов и состава, не отлучает его от его сочленов во ’ристе. ¬ поминальных молитвах и в погребальном чине мы молим У’риста, бессмертного ÷ар€ и Ѕога нашегоФ Ч УучинитьФ души усопших Уво обител€х св€тыхФ, на лоне јвраамле, Уидеже праведнии упоко€ютс€Ф, Увселить в селени€х праведныхФ и Ус праведными сопричестьФ. » поэтому с особенной выразительностью в этих прощальных и напутственных молитвах мы призываем ѕресв€тую Ѕогородицу, силы ангельские, св€тых мучеников и всех св€тых, как наших небесных сограждан по ÷еркви. ¬ погребальном чине с исключительной силой раскрываетс€ вселенское и всевременное самосознание ÷еркви, и молитва за усопших €вл€етс€ совершенно необходимым моментом веры в ÷ерковь, как “ело ’ристово. ƒостигающие преискреннего общени€ с самим ’ристом в спасительных таинствах верные не могут быть отлучены от Ќего и в смерти: УЅлаженни правдении, умирающие о √осподе, Ч душа их во благих водворитс€...Ф » ÷ерковь с благоговением внимает тем благодатным знамени€м и свидетельствам, которые удостовер€ют и как бы запечатлевают земной подвиг усопших. ѕочитание и молитвенное призывание св€тых, и прежде всего Ч Ѕогоматери, УЅлагодатнойФ, У÷арицы ЌебеснойФ, Ч тесно св€зано с полнотой христологического исповедани€ и тем самым с полнотой церковного самочувстви€. ”годники Ѕожии, говорил преп. »оанн ƒамаскин, Ууподобились Ѕогу благодар€ своему произволению, и вселению и содействию ЅогаФ, в Ќих Упочивает ЅогФ, они Усделались сокровищницами и чистыми жилищами ЅогаФ, они Уимеют в себе ѕоклон€емого по естествуФ: У€ называю их Ѕогами, цар€ми и господами не по естеству, но потому, что они царствовали и господствовали над страст€ми и сохранили неповрежденным подобие образа Ѕожи€, по которому и были сотворены, а также и потому, что они по собственному, свободному расположению соединились с Ѕогом, прин€ли ≈го в жилище своего сердца и, приобщившись ≈го, сделались по благодати тем, что —ам ќн есть по естеству. ѕосему и смерть св€тых празднуетс€ и храмы им воздвигаютс€ и иконы пишутс€Ф. У»бо св€тые и при жизни исполнены были —в€того ƒуха; когда же скончались, благодать —в. ƒуха всегда соприсутствует и с душами, и с телами их в гробницах, и с фигурами, и со св€тыми иконами их, Ч не по существу, но по благодати и действию... —в€тые Ч живы, и с дерзновением предсто€т перед Ѕогом; св€тые не суть мертвые... смерть св€тых скорее есть сон, чем смертьФ, ибо они пребывают в Уруце ЅожиейФ, т. е. в жизни и свете. » Упосле того, как “от,  то есть сама жизнь и ¬иновник ∆изни, был причтен к мертвым, мы уже не называем мертвыми почивших в надежде воскресени€ и с верою в негоФ. —в€тым дано Упозволение предстательствовать за мирФ, по свидетельству отцов VII ¬селенского —обора. » не только ради снискани€ помощи и заступлени€ —в. ÷ерковь научает каждого верующего молитвенно призывать св€тых прославленных, но еще и потому, что в таком призывании, чрез молитвенное общение, углубл€етс€ церковное соборное самочувствие, углубл€етс€ кафолическое самосознание. ¬ молитвенном обращении к св€тым сказываетс€ мера любви христианской, живое сочувствие единодуши€, сила церковного единства; и обратно, сомнение или нечувствие благодатного предстательства и ходатайства св€тых перед Ѕогом свидетельствует не только об оскудении любви и расслаблении братских, соборных св€зей и составов, но и об оскудении полноты веры во вселенскую значимость и силу ¬оплощени€ и ¬оскресени€. » помимо нашего обращени€ и призывани€ св€тые предстательствуют о мире, и можно сказать, что все загробное пребывание св€тых есть одна немолчна€ молитва, одно непрестанное заступление, ибо, по апостольскому выражению, любовь есть Усовокупность совершенстваФ. ќдно из самых таинственных прозрений ѕравославной ÷еркви, это Ч созерцание Уѕокрова ѕресв€той ЅогородицыФ, ее непрестанного молитвенного предстательства в окружении св€тых пред Ѕогом за мир. Уƒева ƒнесь предстоит в ÷еркви и с лики св€тых невидимо за ны молитс€ Ѕогу; ангели со архиереи поклон€ютс€, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Ѕогородица ѕредвечного ЅогаФ ( ондак в день ѕокрова). Ќауча€ нас молитвенному призванию св€тых, ÷ерковь призывает нас расслышать и ощутить этот голос любви. ¬еликий восточный подвижник, преп. »саак —ирин, с несравненным дерзновением свидетельствовал о той всеобъемлющей молитве, котора€ венчает христианский подвиг. ѕолноту и завершение этот подвиг получает, по его словам, Ч в чистоте, и чистота есть Усердце, милующее вс€кую тварную природуФ. У» что такое сердце милующее? Ч » сказал: У√орение сердца о всем творении, о люд€х, о птицах, о животных, о демонах и о всей твари. » от воспоминаний о них и созерцани€ их очи его источают слезы. ќт великой и сильной жалости, охватывающей сердце и от великой выдержки умил€етс€ сердце его и не может он вынести, или услышать, или увидеть вреда какого-нибудь или печали малой, происход€щей в твари. » вследствие этого и о бессловесных, и о врагах »стины, и о вред€щих ему Ч ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы они были хранимы, и чтобы им быть помилованными; равно и об естестве пресмыкающихс€ Ч от великой его жалости, возбуждаемой в сердце его безмерно по подобию с ЅогомФ (слово 48, по р. переводу). » если на земле так пламенна подвижническа€ молитва, то тем более горит она там, Уво объ€ти€х ќтчихФ, на лоне Ѕожественной Ћюбви. ћногократно и многообразно бывало €вл€емо это молитвенное заступление св€тых, но только полнота ÷ерковного самочувстви€ позвол€ет восприн€ть и пон€ть его. Ч ÷ерковь не знает в сущности уединенной и обособленной молитвы, ибо христианину не свойственно чувствовать себ€ уединенным и обособленным, Ч он спасаетс€ только в соборности ÷еркви. »бо unus christianus, nullus christianus.  онечно, вс€ка€ молитва есть личный подвиг и возноситс€ из глубины личного сердца; но подлинную силу молитва обретает именно в единодушии любви. ¬с€кий личный молитвенный подвиг определ€етс€ и должен определ€тьс€ соборным самочувствием, единодушием любви, объемлющей даже и тех, имена кого лишь Ѕогу известны. » венцом молитвы €вл€етс€ то разгорение любви, которое выразилось в молитве ћоисе€: Уѕрости им грех их. ј, если нет, то изгладь и мен€ из книги “воей, в которую “ы вписалФ. Ч «авершением молитвы €вл€етс€ молитва ≈вхаристическа€. » здесь совокупл€етс€ вс€ ÷ерковь, здесь приноситс€ жертва и вознос€тс€ молени€ Уо всех и за вс€Ф, здесь Упоминаетс€Ф вс€ ÷ерковь, видима€ и невидима€, Ч и силы бесплотные, и ѕресв€та€ Ѕогородица, и все св€тые. ƒревний и доселе хранимый церковный обычай и правило сооружать храмы на св€тых мощах (полагаемых и в основании престола, и в антиминое, на котором совершаетс€ осв€щение —в€тых ƒаров) еще более подчеркивает и УфизическуюФ даже как бы близость к прославленным угодникам Ѕожиим. ѕо благодати некоторым св. подвижникам бывало дано созерцать сокрытое от греховного естественного взора таинственное литургическое сослужение ангелов в чувственных образах, и например о преп. —ергии –адонежском известно, что он неоднократно видел ангела, сослужившего ему, и о преп. —ерафиме —аровском, что он сподобилс€ однажды созерцать торжественный вход √оспода —лавы в окружении светоносного сонма ангелов. “акой именно вход √оспода —лавы нередко изображаетс€ иконописно на стенах св. јлтар€, Ч не в пор€дке символическом, но именно как указание на незримо, но действительно совершающеес€. ¬с€ вообще иконна€ роспись храма говорит о таинственном единстве ÷еркви, о соприсутствии св€тых. Ућы изображаем ’риста Ч ÷ар€ и √оспода, не лиша€ его воинстваФ, говорил преп. »оанн ƒамаскин, Ч Увоинство же √осподне Ч св€тыеФ.
÷ерковь есть единство благодатной жизни, и в этом основание единства и неизменности церковной веры. Уѕрин€вши это учение и эту веруФ, говорил св. »риней Ћионский об апостольской проповеди, У÷ерковь, хот€ и рассе€нна€ по всему миру, тщательно хранит их, как бы обита€ в одном доме; одинаково верует этому, как бы име€ одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как бы у ней были одни уста. »бо хот€ в мире €зыки различны, но сила предани€ одна и та же... » не должно искать истины других, но должно научатьс€ ей у ÷еркви, в которую, как богач в сокровищницу, апостолы с избытком положили все то, что относитс€ к »стине, так что вс€кий желающий может вз€ть из нее питие жизни. ќна именно есть дверь жизни... » должно любить то, что исходит от ÷еркви, и принимать от нее предание истиныФ. –ечь идет здесь не только о внешнем, историческом, формальном преемстве и передаче, не только о наследственности в общности веры и учени€, но прежде всего Ч о полноте, единстве и непрерывности благодатной жизни, о единстве духоносного опыта. —в. »риней сравнивает веру с дыханием жизни, которое вручено ÷еркви Удл€ того, чтобы все члены, принима€ его, оживотвор€лись, в чем и заключаетс€ общение со ’ристомФ. » поэтому Угде ÷ерковь, там и ƒух Ѕожий, и где ƒух Ѕожий, там и ÷ерковь и вс€ка€ благодатьФ. ¬ этом единстве благодатной жизни обосновываетс€, и получает значимость св€щенное предание, и пон€тно, насколько тесно и неразрывно св€зано оно с преемством св€щенноначали€, как с харизмой и Услужением таинствФ. ¬ этом смысле св€щенноначалие €вл€етс€ необходимой опорою вероучени€. —о св€щенноначалием соединено Упомазание истиныФ, charisma veritatis. ѕо выражению отцов VII ¬селенского собора, Усущность иерархии нашей составл€ют Ѕогопреданные словеса, т. е. истинное ведение Ѕожественных ѕисанийФ. — категорической определенностью ѕравославна€ ÷ерковь исповедует, что Убез епископа ни ÷ерковь ÷ерковью, ни христианин христианином, не только быть, но и называтьс€ не может. »бо епископ, как преемник апостольский, возложением рук и призванием —в€таго ƒуха получил преемственно данную от Ѕога власть решить и в€зать, Ч есть живой образ Ѕога на земле и, по св€щеннодействующей силе ƒуха —в€таго, Ч обильный источник всех таинств вселенской ÷еркви, которыми приобретаетс€ спасение. ≈пископ столько же необходим дл€ ÷еркви, сколько дыхание дл€ человека и солнце дл€ мираФ (ѕослание ¬осточных ѕатриархов). Ч  ак единство благодатной жизни, ÷ерковь мистически первее ≈вангели€, первее —в€щенного ѕисани€ вообще, как исторически ÷ерковь первее писанных ≈вангелий, первее Ќовозаветного канона, в Ќей только и устанавливаемого. Ќе ÷ерковь утверждаетс€ на ≈вангелии, но ≈вангелие благовествуетс€ и свидетельствуетс€ в ÷еркви, и этим свидетельством удостовер€етс€ в своей Ѕогодухновенной подлинности. ¬есь Ќовый «авет есть голос ÷еркви, написан дл€ христиан, обращаетс€ уже к просвещенным. » вне ÷еркви просто нет —в€щенного ѕисани€, как слова Ѕожи€; и во вс€ком случае здесь оно лишено бесспорной и достоверной определительности, си€ет умаленным и отраженным светом, поскольку все же сохран€етс€ еще благодатна€ печать ÷ерковна€. »бо Уникто же может реши √оспода »исуса, точию ƒухом —в€тымФ. —в€щенное ѕисание €вл€етс€ основной и начальной частью ÷ерковного предани€, и потому именно оно не выделимо из ÷ерковной жизни. У¬еруем, по выражению послани€ ¬осточных ѕатриархов, что божественное и —в€щенное ѕисание внушено Ѕогом; посему мы должны верить ему беспрекословно, и при том не как-нибудь по своему, но именно так, как изъ€снила и предала оное кафолическа€ ÷ерковь... ѕоелику виновник того и другого есть один и тот же ƒух —в€тый, то все равно от ѕисани€ ли научатьс€, или от ¬селенской ÷ерквиФ. Ч ¬ерность преданию не есть верность старине или внешнему авторитету, но неизменна€ и жива€ св€зь с полнотой ÷ерковной жизни. ѕредание не есть нечто внешнее, доступное со стороны, не есть только историческое свидетельство. ∆ивым носителем предани€ €вл€етс€ ÷ерковь, и только изнутри и внутри ÷еркви, дл€ живущего в ÷еркви предание вполне ос€заемо и самодостоверно. ѕредание есть образ и про€вление ƒуха —в€того, пребывающего в ÷еркви, ≈го непрестанное благовестие и откровение. ѕредание есть сама жизнь ÷еркви, и потому так неразрывно св€заны религиозна€ полнота ÷ерковной жизни и нерушима€ верность предани€м отеческим. —сылка на предание есть ссылка на всегдашнее и всеобщее церковное сознание, и поэтому предполагает причастие этому сознанию. ѕредание есть образ вселенской и всевременной природы ÷еркви, и дл€ живых членов церковного тела оно есть не исторический авторитет, но вечный и неизменный, всегдашний и вездеприсутствующий благодатный голос Ѕожий. ¬ера обосновываетс€ не примером или завещанием прошлого, но благодатью ƒуха —в€того, свидетельствующего всегда, и ныне, и присно, и во веки веков. ѕриемл€ церковное учение, мы УследуемФ, преданию именно как УЅогоглаголивому учениюФ. ѕо удачному выражению ’ом€кова, Уне лица и не множество лиц в ÷еркви хран€т предание и пишут, но ƒух Ѕожий, живущий в совокупности ÷ерковнойФ. У—огласие с прошлымФ €вл€етс€ уже вторичным, производным, хот€ совершенно необходимым последствием единства духоносного опыта на всем прот€жении ÷ерковной истории. »бо всегда и неизменно Уодин и тот же ’ристосФ открываетс€ в общении таинств, и одна и та же Ѕожественна€ благодать озар€ет верующие души. » разумение, и при€тие преданий тесно св€зано с верой и ос€занием неизменного благодатного присутстви€ √оспода в ÷еркви. У то говоритФ, поучал замечательный православный подвижник и созерцатель, преп. —имеон Ќовый Ѕогослов, Учто теперь нет людей, которые бы любили Ѕога и сподобл€лись при€ть ƒуха —в€таго и крестить от Ќего, т. е. возродитьс€ благодатию —в€таго ƒуха и соделатьс€ —ынами Ѕожиими, с сознанием, опытным, вкушением и узрением, Ч тот низвращает все воплощенное домостроительство √оспода и Ѕога и —паса нашего »исуса ’риста, и €вно отвергает обновление ќбраза Ѕожи€... ћне кажетс€, что такой тщеславник говорит: тщетно ныне возглашаетс€ —в€тое ≈вангелие, тщетно читаютс€ или даже тщетно написаны творени€ —вв. отцов наших... Ќе очевидно ли, что говор€щие так заключают небо, которое отверз дл€ нас ’ристос √осподь схождением —воим на землю, и преграждают восхождение на небеса, которое обновил дл€ нас “от же ’ристос √осподьФ. ќтрицание значимости преданий есть в сущности отрицание ÷еркви, как “ела ’ристова, нечувствие, умаление и непри€тие ƒаров ƒуха —в€того. «а отрицанием св€щенного предани€ как бы стоит мысль, что верующие покинуты ’ристом и должны вновь искать ≈го; и этим усвоение искупительного дела ’ристова отдаетс€ на волю субъективной случайности и произвола. Ќапротив, при€тие ÷ерковного предани€ есть ничто иное как вера в непрестанное пребывание √оспода в мире, воспри€тие и утверждение непрерывности благодатной, осв€щающей жизни. ¬сегда и неизменно, по верованию ѕравославной ÷еркви, Ч Уучит ƒух —в€тый ÷ерковь чрез св€тых отцов и учителей кафолической ÷еркви... ÷ерковь научаетс€ от живоначального ƒуха, но не иначе как чрез посредством св€тых отцов и учителей...  афолическа€ ÷ерковь не может погрешать или заблуждатьс€ и изрекать ложь вместо истины: ибо ƒух —в€тый, всегда действующий чрез вернослужащих отцов и учителей ÷еркви, предохран€ет ее от вс€кого заблуждени€Ф (ѕослание ¬осточных ѕатриархов). » чем глубже врастает верующий в ÷ерковную полноту, чем шире и любовнее становитс€ его церковный опыт, тем более вн€тным и ос€зательным становитс€ дл€ него духоносное предание.
¬ероучительна€ истина содержитс€ в ÷еркви, и потому живущему в ÷еркви она дана, а не задана. » потому, как ни несоизмеримо далеко нынешнее познание УотчастиФ от обетованного познани€ Улицом к лицуФ, и ныне, как и всегда, полна€ и завершенна€ истина раскрываетс€ в ÷ерковном опыте, »стина едина€ и непреложна€, Ч ибо открываетс€ —ам ’ристос. ¬ерующие в ÷ерковь, по апостольскому выражению, Ч Упомазание имеют от —в€того и знают всеФ. ѕолна€ истина, Ч и только одна беспримесна€ истина, Ч раскрылась в вероучительных постановлени€х ¬селенских —оборов; и ничто из догматов ѕравославной веры не отпадет, ничто не изменитс€, и никаких новых определений, мен€ющих смысл старых, не прибавитс€. Ќе может быть никакого догматического развити€, ибо догматы не суть теоретические аксиомы, из которых постепенно и последовательно развертываютс€ как бы Утеоремы верыФ. ƒогматы суть УбогоприличныеФ свидетельствовани€ человеческого духа об узренном и испытанном, о ниспосланном и открытом в кафолическом опыте веры, о тайнах жизни вечной, раскрытых ƒухом —в€тым. ¬се они в строгой отчетливости открываютс€ в кафолическом опыте веры, в реальном касании Увещам невидимымФ, и потому в ÷еркви невозможно сомневатьс€ и УдопускатьФ иные догматы, Ч в иных догматах раскрывалась бы и сокрывалась бы ина€ жизнь, иной опыт, касание чему-то иному. ¬ догматических вероопределени€х отражаетс€ и запечатлеваетс€ Ужизнь во ’ристеФ, пребывание √оспода в верующих. ѕо словам —пасител€, жизнь вечна€ состоит в совершенном ведении Ѕога, Ч и хот€ не всем, но только чистым сердцем виден √осподь, но видим всегда, Ч без различи€ времен и сроков, Ч тождественно, хот€ и многообразно. ¬ ÷еркви невозможны никакие Уновые откровени€Ф, и вс€кие ча€ни€ Уновых пророчествФ и новых УзаветовФ раз и навсегда отвергнуты и осуждены ÷ерковью, еще в виде одержимости монтанистов, как сто€щие в пр€мом и несомненном, живом противоречии с основным содержанием Ќовозаветного ќткровени€ и ниспровергающие самую сущность ’ристологического догмата. Ќикаких новых откровений в христианстве быть не может, кроме ¬торого ѕришестви€, когда истори€ кончитс€ и Увремени уже не будетФ, когда свершитс€ —трашный —уд и откроетс€ ÷арство —лавы. „рез воплощение и воскресение —ына Ѕожи€ вс€ Усовершишас€Ф. ѕосле ¬ознесени€ √осподн€ ƒух —в€той пребывает в мире и непрестанно открываетс€ в угодниках Ѕожиих. Ёто прославление, обогащающее мир благодатью, не мен€ет природы исторической жизни, котора€ остаетс€ совершенно однородной на всем прот€жении от ѕ€тидес€тницы и до У—уда великого дн€Ф. Ќе было догматического развити€ и в прошлом. ƒогматические споры в древней церкви шли не о содержании веры. ѕред лицом вне-церковных учений, богомудрые пастыри и учители ÷еркви, водимые ƒухом Ѕожиим, искали и чеканили УбогоприличныеФ выражени€ дл€ еще не закрепленного в словесные оде€ни€ всецелостного и тождественного опыта, Условом разума составл€ли догматы, €же прежде словесы просты излагаху рыбарие, в разуме силою ƒуха...Ф ¬ этой непосредственной полноте и самодостоверности опытного Ѕогопознани€ заключаетс€ основа и опора той дерзновенной определительности, с какой анафемствовал ап. ѕавел тех, кто стал бы учить не тому, что он благовествовал. »бо ≈вангелие царства, хранимое ÷ерковью, не есть человеческое благовествование, и прин€то не от человеков, Ч Уно чрез откровение »исуса ’ристаФ, и в нем содержитс€ Усовершенное разумение, познание “айны Ѕога и ќтца и ’ристаФ. Ч ¬ера есть опыт, и потому с дерзновением мы утверждаем Ч Уси€ есть вера истинна€Ф... ¬ере по существу свойствен догматический аподиктизм, Уибо —ын Ѕожий »исус ’ристос не был УдаФ и УнетФ, но в Ќем было УдаФ, по выражению св. ап. ѕавла.  онечно, со всею тщательностью и страхом Ѕожиим надлежит учитывать немощность нашего разумени€, несоизмеримость наших речений пред лицом неисповедимой “айны. » с чрезвычайной осторожностью надо обходить гностические соблазны Удоказанной верыФ и отличать исторически-условное от непреложного, отличать богодухновенные догматы, скрепленные харизматическим свидетельством и печатью ¬селенских —оборов, от богословских мнений, даже и св€тоотеческих. » здесь мы встречаемс€ с другим пониманием догматического развити€, как раз обратным указанному. ѕод возможностью догматического развити€ иногда разумеют возможность дальнейшего закреплени€ единожды данного благодатного опыта в общезначимые определени€ и формулы, возможность новых общеоб€зательных и непогрешимых формул по еще не решенным вопросам вероучени€, Ч иначе говор€, возможность логической кристаллизации ÷ерковного опыта, причем в пределе предвосхищаетс€ как бы полное и адекватное выражение тайны благочести€ в неизменной богословской системе.  онечно, не подобает отвергать или даже только подвергать сомнению возможность новых ¬селенских —оборов, которые бы по внушению ƒуха —в€таго новыми богоприличными выражени€ми определили и выразили неизменную веру, и, подобно семи ¬селенским —оборам прошлого, своим свидетельством, отграничили бы православное вероучение от ложных и лживых домыслов и мнений. » вместе с тем, есть некий тонкий соблазн уже в самой этой потребности дальнейших определений и ограничений, которыми как-то схематизируетс€ живой ÷ерковный опыт и подвергаетс€ опасности превращени€ в логическое богословствование о вере. ѕо правильному замечанию одного православного богослова, еретическим €вл€етс€ не только то, что действительно и пр€мо противоречит догматическому вероучению, но так же и то, что присво€ет себе общеоб€зательное и догматическое значение, заведомо не име€ его. ƒл€ заблуждающегос€ христианского сознани€ характерно именно это стремление к логическому исчерпанию веры, как бы к подмене живого Ѕогообщени€ религиозно-философской спекул€цией о Ѕожественном, жизни Ч учением. «аблуждени€ и ереси всегда род€тс€ из некоего ущерблени€ церковной полноты, из угасани€ церковного самочувстви€, €вл€ютс€ следствием эгоистического самоутверждени€ и обособлени€. » в последнем счете вс€кое отделение от ÷еркви, вс€кий раскол и схизма есть Ч в зачаточном виде Ч уже ересь, ересь против догмата о ÷еркви; истори€ свидетельствует, что в отколовшихс€ сообществах рано или поздно, но совершенно неизбежно вероучение претерпевает глубокие искажени€ и извращени€, и в конце концов может совершенно разложитьс€. »бо, по резкому выражению св.  иприана  арфагенского: У¬с€кий, отдел€ющийс€ от ÷еркви, присоедин€етс€ к жене незаконной...Ф
¬едение ÷еркви не исчерпываетс€ догматическими вероопределени€ми, Ч опыт ÷ерковный шире и полнее их. Ѕожественное ќткровение, свидетельствуемое и выраженное —в€щенным ѕисанием, далеко не полностью раскрыто и изъ€снено. ќно живет в ÷еркви, лишь огражденное и ограненное символами, исповедани€ми и вероопределени€ми. Ќе покрываетс€ догматическим исповеданием и личный опыт сынов ÷еркви, что именно и делает возможным благословенное существование Убогословских мненийФ. ¬ пределах ÷ерковного опыта есть немало таинственных истин, в постижении которых остаетс€ свобода дл€ верующего сознани€, Ч свобода, ограниченна€ и руководима€ только категорическим отречением определенных заведомо ложных путей и мнений. ќстаетс€ свобода и в раскрытии и уразумении тех истин, которые засвидетельствованы непогрешимым опытом и голосом ÷еркви.  онечно, здесь нет места дл€ субъективного умозрительного произвола. ∆ивое богословствование в корн€х и основе своих должно быть интуитивным, определ€тьс€ опытом веры, видением, а не самодовлеющим диалектическим движением косных отвлеченных пон€тий. »бо вообще догматы веры суть истины опыта, истины жизни, и раскрыватьс€ они могут и должны не чрез логический синтез или анализ, но только через духовную жизнь, чрез наличность засвидетельствованного вероучительными определени€ми опыта. ¬ основании православных и правомерных Убогословских мненийФ и суждений должен лежать не вывод, а пр€мое видение, созерцание. » достижимо оно только чрез молитвенный подвиг, чрез духовное становление верующей личности, чрез живое причастие всевременному опыту ÷еркви. У“о, что содержитс€ в словах сихФ, говорил преп. —имеон Ќовый Ѕогослов, Уне должно быть называемо мысл€ми, но созерцанием истинно сущего, ибо мы говорим о том по созерцанию. ѕочему и сказываемое должно быть именуемо паче повествованием о созерцаемом, а не помышлением... »так, удостоверьс€, что слова наши не о сущем и не €вленном, но о том, что уже состо€лось, и что от видени€ и созерцани€ сего заимствуетс€ сказание, какое мы делаем о том...Ф Ѕогословствование определ€етс€ и руководитс€ преданием, засвидетельствованным и выраженным богомудрыми отцами и учител€ми ÷еркви, которых ќна, опознава€ и признава€ в Улик св€тыхФ, тем самым объ€вл€ет достоверными свидетел€ми о врученном ≈й и незыблемом залоге веры. ќднако и св€тоотеческие УтеологуменыФ не равнозначны догматам ÷ерковным, в строгом и собственном смысле, не имеют равной с ними законоположительной силы. »х смысл и значение Ч в том благодатном опыте, который они раскрывают и который их превышает. ¬ его изъ€снении нередко св€тые отцы разнствовали между собою, что никак не колеблет и не нарушает единства и тождественности их веры, сознани€ и опыта. ¬ таком многообразии нет никакого противоречи€ аподиктическому существу веры. », по словам еще св. »рине€ Ћионского, Утак как вера одна и та же, то и тот, кто многое может сказать о ней, не прибавл€ет, и кто малое, Ч не уменьшает. Ѕольшее же или меньшее знание некоторых, по мере разумени€, состоит не в изменении самого содержани€..., а в том, чтобы тщательно исследовать мысль сказанного в притчах и соглашать с содержанием верыФ. УЅогословские мнени€Ф, это Ч предварительные суждени€ о неизреченной полноте жизни, раскрывающейс€ в опыте молитвенного общени€ ÷еркви. » даже их противоположность, их антиномическое столкновение между собой свидетельствует только о неизреченности, о логической несоизмеримости тайн веры, постигаемых в опыте веры, Ч а, вместе с тем, быть может, и о некоторой как бы преждевременности их законченного и догматического раскрыти€ и выражени€. Ќе случайно соборное сознание ÷еркви воздерживалось от закреплени€ и примирени€ теологуменов, ограничива€сь только отсечением соблазнительных путей богословствовани€. Ќе случайно, напр., не было облечено в догматическую броню ведение ÷еркви о конечных судьбах мира и человека, хот€ исторические обсто€тельства древней ÷еркви и давали, казалось бы, достаточно к тому доводов, Ч но только пр€мые лжеучени€ и заблуждени€ были обличены, отречены и отвергнуты. ћногое, что прозреваетс€ и содержитс€ ÷ерковным сознанием, не утверждаетс€ изъ€вительно. ¬ этом нужно видеть свидетельство о том, что, по апостольскому речению, ныне мы познаем всегда лишь отчасти, и что есть многое сокровенное до Усветлого и €вленного днейФ √оспода »исуса, гр€дущего со славою. ѕо разъ€снению преп. ћаксима »споведника, в этом мире и человек, достигший наибольшего Усовершенства по де€тельности и созерцаниюФ, Ч Уимеет только некую часть познани€ пророчества и залога —в€таго ƒуха, а не самую полноту оныхФ, и только Унекогда, по окончании веков, вступит он в то состо€ние совершенства, удостоившись коего, станет созерцать самобытную »стину, лицом к лицуФ и получит в доступной ему мере Увсю полноту благодатиФ. ¬ ÷еркви дана полнота ведени€ и познани€, но усваиваетс€ и раскрываетс€ она отчасти, и при этом надо противопоставл€ть не различные эпохи ÷ерковной истории, но все земное странствие ÷еркви в целом и то неизреченное состо€ние славы по ¬тором ѕришествии, в котором Уне у €вис€, что будемФ. „астичность и недосказанность нынешнего ведени€ не нарушает его подлинности, и св. ¬асилий ¬еликий по€сн€ет его сравнением: Уесли глаза определены на познание видимого, то из сего не следует, что все видимое подведно под зрение; небесный свод не в одно мгновение обозреваетс€... то же должно сказать и о ЅогеФ. ÷ерковна€ сокровищница всецелой истины открываетс€ каждому в меру его духовного роста. » в общем, быть может, позволительно св€зывать прикровенность полноты ÷ерковного исповедани€ с динамическим существом ÷еркви, как совершающегос€ »скуплени€, как живого процесса спасени€, осв€щени€ и преображени€ мира. Ќе случайно не получили закреплени€ в вероопределени€х именно те истины, которые относ€тс€ либо к самому становлению Уновой твариФ, либо к ее конечной судьбе, т. е. к тому, что еще не завершилось и не окончилось во времени, что еще Удействуемо зритс€Ф, и что потому в полноте недоведомо твари. » в раскрытых уже догматах веры остаетс€ прикровенным то, что в них обращено к будущему веку. —в€та€ ÷ерковь не изрекла категорического суждени€ ни об образе действи€ и пребывани€ ƒуха —в€того в мире, ни о загробной участи праведников и грешников, ни о многом ином, что еще имеет совершитьс€. ќна засвидетельствовала только о том, что либо присносущно и вовсе не св€зано с ƒомостроительством во времени (догмат “риединства Ѕожи€), либо уже открылось, €влено и осуществлено (догмат о Ћице —пасител€)... » в христологическом догмате закреплено по преимуществу то, что св€зано с прошедшим во времени (¬оплощение, действительность страданий, смерти  рестной и ¬оскресени€, ¬ознесение) или что из будущего открыто самим —пасителем (¬торое ѕришествие, всеобщее воскресение и т. д.). ќ многом ÷ерковь свидетельствует не столько догматически, сколько литургически, Ч включа€ в круг великих годовых праздников дни ¬ознесени€ и ѕреображени€, ”спени€ Ѕогоматери, ¬оздвижени€ ∆ивотвор€щего  реста. ќна свидетельствует о многом, чему нет законченного догматического именовани€ и что св€зано с осуществл€ющимс€, но еще не осуществленным осв€щением мира. “айна ¬ознесени€ √осподн€ может вполне раскрытьс€ лишь во ¬тором ѕришествии, Ч Уим же образом видесте ≈го идуща на небо...Ф, ибо только тогда и чрез всеобщее воскресение €витс€ полнота восстановлени€ тварной телесности в нетлении. » с этим св€зана и тайна ѕреображени€ √осподн€, слегка приоткрыта€ в соборном свидетельстве о свете ‘аворском. » о Ѕогоматери догматически раскрыто только то, что закреплено именами УЅогородицыФ и УѕриснодевыФ, а литургическое празднование ≈€ ”спени€ приоткрывает большее. ћногое неопровержимо дано только в предвидении. » полноты и законченности христологическое ведение достигнет лишь тогда, когда исполнитс€ дело ’ристово, Укогда ќн предаст ÷арство Ѕогу и ќтцуФ. “айна Ѕогочеловечества исполн€етс€, действуетс€ в мире, и потому еще недоведома станов€щемус€ человечеству. Ёта таинственна€ догматическа€ недосказанность своеобразно свидетельствует о мистической реальности времени, Ч того исторического времени, в котором действует осв€щающа€ благодать Ѕожи€, в котором таинственно живет и становитс€ ÷ерковь ’ристова, неизмен€ема€, но и возрастающа€, доколе Увси придут в единство веры и познани€ —ына Ѕожи€, в мужа совершенного, в меру полного возраста ’ристоваФ, когда, по апостолу, Увсе от малого до великого будут знать √осподаФ, и Упреклонитс€ пред именем »исуса вс€кое колено небесных, земных и преисподнихФ, и Уцарство мира сделаетс€ ÷арством √оспода нашего и ’риста ≈го...Ф Ќапротив, в потребности заковать всю полноту ÷ерковного опыта, ча€ни€ и предведени€ в непогрешительную систему законченных догматических определений сказываетс€ какой-то исторический докетизм, умаление реальности времени, умаление тайны ÷еркви, умаление гр€дущего ѕришестви€ во славе, Ч можно сказать, дурна€ остановка времени, при которой действительное УобожениеФ твари и благодатное становление подмен€етс€ логическим развертыванием безвременных и отвлеченных логических пон€тий. Ќе все ведомое и возвещаемое в ÷еркви исповедуетс€ догматически, хот€ все дано в растущем и осуществл€ющемс€ опыте ÷еркви, неизменно и неразлучно пребывающей со своим √лавою, ’ристом. Ќаше упование выводит нас за пределы истории, как томительной смены и череды естественных рождений и смертей, Ч к ¬оскресению. ≈ще не сбылось и не исполнилось ѕисание, и не сбывшеес€, но уповаемое, по обетованию, раскроетс€ в Упоследние дниФ...
¬ историческом странствии и на ÷еркви сбываетс€ горькое слово ≈вангелиста Ч Ув сво€ прииде, и свои ≈го не при€шаФ. » мир ≈е возненавидел, как и ’риста, Ч ибо ќна не от мира, как не от мира √осподь. ¬ этом открылась жутка€ тайна отступничества и противлени€, устрашающа€ и недоведома€ и дл€ верующего духа. » смущаетс€ сердце при мысли о том, что и в ÷ерковной истории раздираетс€ вновь риза √осподн€. Ѕожественный завет Уединства духа в союзе мираФ остаетс€ попранным и неисполненным. ѕреодолеваетс€ это искушение и этот соблазн только в полноте и силе халкидонского исповедани€, научающего и в ÷еркви, как теле ’ристовом, различать неразлучаемые естества Ч Ѕожественное и человеческое, так что слабость и противление твари не обессиливают благодати. Ќо усталое и ущербленное сознание малодушных и колеблющихс€ христиан ищет другого и более легкого выхода из своего смущени€, Ч не приемлет трагической тайны свободы, равно сказывающейс€ и в послушании, и в преслушании. » загораетс€ жажда соглашени€ и примирени€, сказываетс€ склонность преуменьшить раздоры и разделени€, чтобы путем попустительства и уступок на некоем УминимумеФ достигнуть Уобъединени€Ф. ¬ область веры вноситс€ относительность и даже УадогматизмФ. У»споведани€Ф как-то уравниваютс€, истолковываютс€ как исторически-равноправные и даже провиденциально-согласованные формы человеческого познани€ Ѕожественной истины. ѕроповедуетс€ уступчива€ терпимость к разномыслию, Ч в надежде, что некогда в предельном синтезе будет изо всех мнений выделено здоровое €дро, а человеческа€ шелуха в каждом будет отвергнута. «а таким представлением скрываетс€ своеобразный церковно-исторический докетизм, нечувствие к действительности и полноте Ѕожественного откровени€ в мире, нечувствие тайны ÷еркви, непонимание ≈е сугубоестественной природы. ¬едь не только мистически, но и исторически разделени€ в вере €вл€лись всегда чрез раскол и отпадение, чрез отделение от ÷еркви. » единственный путь их предопределени€ есть путь воссоединени€ или возврата, а не объединени€. » можно сказать, что разноглас€щие Уисповедани€Ф вообще не соединимы, ибо каждое есть замкнутое целое. ј в ÷еркви невозможно мозаика разнородных частей. ѕротивосто€т друг другу не равноправные Уисповедани€Ф, а ÷ерковь и схизма, едина€ в духе противлени€, хот€ и многовидна€ в про€влени€х. »сцелена она может быть лишь чрез упразднение, чрез возврат в ÷ерковь. Ќет и не может быть никакого УчастичногоФ христианства, Ч Уразве разделилс€ ’ристос?Ф ≈сть только ≈дина€, —в€та€, —оборна€, јпостольска€ ÷ерковь, Ч единый ƒом ќтчий; и верующие, как выражалс€ св.  иприан  арфагенский, Уне имеют какого-либо другого дома, кроме единой ÷ерквиФ.
¬с€ тварь возглавлена и соединена во ’ристе, и чрез —вое воплощение и вочеловечение —ын Ѕожий, по замечательному выражению —в. »рине€, Уснова начал длинный р€д человеческих существФ... ÷ерковь есть духовное потомство ¬торого јдама, и в ее истории восполн€етс€ и исполн€етс€ ≈го искупительное дело, процветает и согревает ≈го любовь... » сквозь течение церковных веков просвечивает в предварении идеальна€ цель творени€. ÷ерковь есть УвосполнениеФ ’риста; и по слову «латоуста, Утогда только исполнитс€ глава, когда устроитс€ совершенное телоФ. ≈сть некое таинственное движение от страшного дн€ ѕ€тидес€тницы, когда вс€ тварь при€ла как бы огненное крещение ƒухом, и в ней утвердилась нерушима€ сокровищница благодати, Ч к тому последнему пределу, когда €влен будет св€тый град Ќовый »ерусалим, сход€щий с небеси, где не будет уже храма, ибо √осподь Ѕог ¬седержитель будет храмом и јгнец, и светильник Ч јгнец. ѕредельного исполнени€ ÷ерковь достигнет в ¬оскресении мертвых и в жизни будущего века. » об этом исполнении таинственно свидетельствует ќткровение јпостола »оанна, Ч Усе скини€ Ѕога с человеком, и ќн будет обитать с ними; они будут ≈го народом, и —ам Ѕог с ними будет Ѕогом ихФ. ¬ церковном бытии предвар€етс€ прославление твари, и предвосхищаетс€. » потому среди томлени€ и суеты не смущаетс€ наше сердце и не устрашаетс€. »бо имеем обетование: У—е јз с вами во вс€ дела до скончани€ векаФ...
√еоргий ¬. ‘лоровский.
ѕрага Ч ѕариж.
1925Ц1927.