Флоренский Павел Александрович (1882-1937)

 

Исследования - комментарии - ссылки

Игумен Андроник (Трубачев)

АНТРОПОДИЦЕЯ СВЯЩЕННИКА ПАВЛА ФЛОРЕНСКОГО
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЦИКЛА "У ВОДОРАЗДЕЛОВ МЫСЛИ"


"Мой "Столп" до такой степени опротивел мне, что я часто думаю про себя: да не есть ли выпускание его в свет акт нахальства, ибо что же, на самом-то деле, понимаю я в духовной жизни? И, быть может, с духовной точки зрения он весь окажется гнилым" (из письма священника Павла Флоренского В.А.Кожевникову от 2 марта 1919 года)536 . Трудно поверить, что эти строки написаны отцом Павлом еще за два года до выхода его книги "Столп и утверждение Истины" (М., 1914). Столь резкий отзыв, при всей самокритичности отца Павла, объясняется тем, что к этому времени ему внутренне стал чужд дух теодицеи: "Столп…" был пройденным этапом жизни. Не случайно П.А.Флоренский первоначально в 1908 г. взял в качестве магистерской диссертации перевод и комментирование неоплатоника Ямвлиха. Таинства брака (1910) и священства (1911) явились теми семенами, из которых творчество отца Павла смогло расти в новом направлении - направлении антроподицеи.
Сам термин "антроподицея" (от греч. ҐnJrwpoV - человек и d…kh - справедливость), "оправдание человека", впервые встречается у Флоренского в статье "Догматизм и догматика"537 , затем упоминается в книге "Столп…" и подробно раскрывается во "Вступительном слове пред защитою на степень магистра… 19 мая 1914 г.": "На возможный вопрос о содержании антроподицеи, может быть, следует ответить: "Разные виды и степени Бого-нисхождения должны составить основную тему ее". Другими словами, речь должна идти там о категориях духовного сознания и об откровении Божием в Священном Писании; о священных обрядах и святых таинствах; о Церкви и ее природе; о церковном искусстве и церковной науке, и т.д. и т.д. А это все должно быть обрамлением центрального вопроса антроподицеи - христологического"538 .
Как цельное произведение антроподицея не была написана отцом Павлом. К ее тематике относятся два больших цикла, выросших из лекций в Московской Духовной Академии - "Философия культа" и "У водоразделов мысли", а также работы по философии искусства, которые вошли в упомянутые циклы ("Иконостас", "Обратная перспектива") или являются вполне самостоятельными ("Пространство и время в художественных произведениях"). Совокупное рассмотрение всех этих работ позволяет выявить следующую структуру антроподицеи: 1) строение человека, 2) освящение человека, 3) деятельность человека (сакральная, мировоззренческая, хозяйственная, художественная)539 .
В теодицее человек разумом испытывает Бога и находит, что Он - Сущая Правда, Спаситель. В антроподицее человек испытывает себя, обретает себя "ложью" и нечистотою, усматривает свое несоответствие образу Божию и правде Божией и необходимость очищения. Тогда возникает целый ряд вопросов, на которые и должна ответить антроподицея: как данная религия делается спасительной для человека; в какой реальной среде должен человек быть и в какую связь с нею должен вступить, чтобы усвоить спасение; какими путями человек принимает Божие спасение в себя и спасается своим Спасителем? Путь оправдания человека, так же как и путь оправдания Бога, возможен лишь благодатною силою Божиею. "И верим в Бога, и живем в Боге мы Богом же, - не сами. И потому, первый путь есть как бы выхождение благодати в нас к Богу, а второй - нисхождение благодати в наши недра"540 . Антроподицея выясняет онтологию осуществленного контраста между всем (Богом) и ничем (тварью), контраста, который необходимо должен быть осуществлен, дабы было возможно оправдание твари. "Разумеется, ни путь теодицеи, ни путь антроподицеи не может быть строго изолирован один от другого. Всякое движение в области религии антиномически сочетает путь восхождения с путем нисхождения. Убеждаясь в правде Божией, мы тем самым открываем сердце свое для схождения в него благодати. И наоборот, отвер<з>ая сердце навстречу благодати, мы осветляем свое сознание и яснее видим правду Божию. Как нельзя разделить полюсов магнита, так нельзя обособить и путей религии"541 .
Путь горе и путь долу совмещаются в религиозной жизни, и лишь методологически они могут рассматриваться порознь. Однако такому разъединению способствует то, что определенным полосам в личном развитии и в развитии общественного сознания по преимуществу свойствен либо тот, либо другой путь. Теодицея, путь горе, - это по преимуществу путь вступающего на духовный подвиг. Антроподицея, путь долу, - это преимущественно путь продвинувшегося по нему. Это определяет различия теодицеи и антроподицеи Флоренского не только по содержанию, но и в самом подходе к теме. Теодицея была написана в виде писем, антроподицея - в виде лекционных бесед на ряд тем, объединенных общим замыслом, но имеющих и самостоятельное значение. Теодицея была снабжена многочисленными экскурсами и примечаниями - в антроподицее лишь изредка встречаются сноски на цитируемый источник. В теодицее автор вместе с читателем ищет Истину в Горнем мире - в антроподицее Истина показывается читателю как пребывающая в мире дольнем. Теодицея выросла из юношеской уединенной дружбы с С.С.Троицким и духовного окормления аввы Исидора - антроподицея сложилась из зрелой московской "церковной дружбы" (новоселовский круг, ученики в Академии) и руководства епископа Антония (Флоренсова)542 .
Но есть и общее в теодицее и антроподицее Флоренского. Путь теодицеи отца Павла, как познание истины о Боге, начинается в Троицком соборе. Путь антроподицеи отца Павла, как познание истины о человеке, начинается прогулкой в окрестностях Троице-Сергиевой Лавры ("На Маковце" - первое предисловие к работе "У водоразделов мысли"). Это, конечно, не случайность. Антроподицея, как и теодицея, есть философия единосущия, опирающаяся на догмат о Троице. Цель антроподицеи - дедуцировать человека, т.е. показать смысл и внутреннюю необходимость его строения, освящения и деятельности, показать Божии уставы бытия человека во всех его проявлениях. Стремление человека к богоподобию не вносит в него инородного, но лишь очищает от внешнего; "сам человек, сама тварь корнями своими уходит в горнее, ибо человек создан "по Христову образу""543 . Потому, антропологическая по методу, антроподицея онтологична и теологична.
Характерная черта антроподицеи - символизм, который, как и в теодицее, является не только методом и творческой формой но и объектом исследования.
Как в теодицее, отец Павел выявляет антиномичную природу символа, суть которой в том, что символ, с одной стороны, сверхчеловечен, а с другой - человечен. Антиномизм выявляется: в строении человека (усийное и ипостасное начала), в пульсации жизни человека (тетические, антитетические и синтетические типы таинств), в характеристиках духовного типа личности (имя, лик, род психологический тип, тип возрастания и возрастание типа), в соотношении человека и мира (макрокосм и микрокосм), в строении культа (горнее и дольнее), в лествицах освящений (положительные и отрицательные), в условиях освящения (соединение Божественной и человеческой энергий в молитве, иконе, кресте), в богослужебном действе (Божественная и человеческая природа богослужения), в освященном человеке (принадлежит, как святыня, двум мирам), в строении культуры (смысл и реальность), в мировоззренческой деятельности человека (наука и философия), в языке (вещь и деятельность), в строении слова (фонема и семема), в свойствах слова (магичность и мистичность), в хозяйственной деятельности человека (культура и природа), в художественной деятельности человека (конструкция и композиция), в историческом процессе как ритмическом чередовании типов культур (средневековая и возрожденческая), в судьбе Израиля (избранный Богом народ - отвергнутый Богом народ).
Онтологизм, символизм и антиномизм антроподицеи предполагают интуитивное, созерцательное познание. В основе познания строения человека лежит интуиция образа Божия; в основе познания освящения человека - интуиция страха Божия, света, ритма Иисусовой молитвы; в основе познания деятельности человека - интуиции изумления, удивления и воплощения.
Антроподицея священника Павла Флоренского как нечто целое почти неизвестна. Оценки отдельных ее частей различными исследователями мало учитывают общий замысел и полемическую направленность цикла, создававшегося в эпоху активной борьбы с церковным укладом и мировоззрением. Поэтому нам представляется важным сформулировать обобщенные выводы ко всему циклу. Оправдание человека совершается: 1) в строении человека как образа Божия и в его изволении проходить жизненный путь в соответствии с Божией волей, с Богом данным уставом, архетипом; 2) в освящении человека, когда он из грешного становится освященным, святым; 3) в деятельности человека, когда сакральная (культовая, литургическая) деятельность является первичной и освящает мировоззрение (науку и философию), хозяйство и художество.
В настоящем издании впервые полностью публикуется первая часть труда священника Павла Флоренского "У водоразделов мысли". История написания отдельных глав первого выпуска представлена в текстологических заметках перед примечаниями. Здесь мы попытаемся проследить, как эти разделы постепенно соединились в единый выпуск и в каком соотношении он находился с остальными частями труда.
Первый известный набросок плана, в котором объединены будущие главы "У водоразделов мысли", Флоренский составил как обычную для себя памятку: "Издать <нрзбр.>. 1917.X.23. Серг<иев> Пос<ад>.
Из лекций и чтений по философской проблематике.
Введение.
В предисловии выяснить, что нет полного согласования и не должно быть: выступаю я не как систематик, а как историк, подготовляющий внутреннее постижение изучаемых систем - вводят в филос<офскую> мысль, возбуждают мысль, но не решают филос<офских> проблем. Здесь не решаются вопросы, а только ставятся.
I. 1) Введение в ист<орию> ант<ичной> философии
2) Об историческом познании
3) Об ориентировке в филос<офии> по Каббале
4) Из истории филос<офской> терминологии
5) Из лекций об именах
6) Смысл идеализма
II. Первые шаги античной философии. 2-й вып<уск>.
III. Из истории возникновения платонизма.
1) Софисты
2) Сократ
3) Платон
а) миф о пещере
б) биогр<афия> Платона - Дионис и Аполлон, родословие
в) организация школы
г) учение об њrwV'e <нрзбр.>
д) платонизм и христианство
IV. Из истории критицизма.
1) Кант
2) Антиномия
V. Критические заметки и отзывы от студ<енческих> соч<инениях>, магистерских и др. Диспуты.
VI. Воспоминания и характеристики - с приложением писем и <нрзбр.>".
Вскоре после составления этой памятки Флоренский более подробно расписывает содержание первой части:
"(Из приступов к конкретной метафизике) или (Первые наброски из конкретной метафизики) или (Из лекций)
1) Вступление: о конкретной метафизике, о философской антропологии, о символике.
О задачах вступительных курсов в историю философии - дать конкретное постижение систем, изнутри. Около <нрзбр.>. О характере лекционного преподавания. Углубления, но не очень большая точность. Постижение духа систем, но не их деталей и не их формальностных очертаний. 2 листов.
2) Введение в историю античной философии (?). 8 - 10 листов.
3) Об историческом познании. 6 листов.
4) Об ориентировке в философии. 10 - 12 листов.
а) Каббала
б) понятие субстанции у народов
в) опыт святых
5) Из лекций об именах. 5 (?) листов.
6) Смысл идеализма. 6 листов.
7) Общечеловеческие корни идеализма. <Ок.> 2 листов.
8) Введение в историю философ<ской> терминологии. 6 листов.
Итого будет не менее 45 листов. М<ожет> б<ыть>, это я преувеличиваю, но думаю, что во всяком случае число листов не будет менее 40".
На обороте этого плана Флоренский записал:
"Каково должно быть издание 1917.XI.5
Серг<иев> Пос<ад>.
1) Непременно должно быть указано подробное содержание каждой главы или лекции и т.п.
2) Непременно должны быть составлены предметные указатели, указатели имен, текстов и т.п.
3) Должно быть довольно много схем, чертежей и т.п.
4) Желательно довольно много рисунков, особенно в отделе о золотом сечении, по проэкции органов и т.п."
Следующий развернутый план книги опять объединял как ядро будущего труда "У водоразделов мысли", так и раздел по истории философии. Это объединение, конечно, не механическое, но все же связанное более общим происхождением - лекционным курсом, - чем последовательностью изложения:
"Черты конкретной метафизики 1917.XI.20
Ночь.
(о лекциях - Диалектика. Вопросы и ответы <нрзбр.>.
I. О конкретной метафизике. Системы мысли - как раскрытия интуиций антропологических. Постижение духа систем. Их несводимость в формально объединенное целое (Ницше о дурной точке единства). 2 л.
II. О философском термине. Орудие и человек. Священность орудия. Строение термина. История философии как история терминов. Примеры (из истории "Субстанций": мана и т.д.). Экстаз и пьянство. 6 л. + 2.
III. Об историческом познании. Философия и генеалогия. 6 л.
IV. Смысл идеализма. Род и вид. 6 л.
V. Общечеловеческие корни идеализма. 2 - 3 л.
VI. Об именах. Имена - сущности. 5 листов (?) (менее?)
VII. Об ориентировке в философии. Каббала. Опыт святых. 8. Указатель терминов и имен - 1/2
32 maximinimum
VIII. Введение в историю античной ф<илософ>ии. 8 - 10.
IX. Эллинство и эллины.
X. Софисты.
XI. Сократ.
XII. Платон (Жизнь и личность. Диалектика. Миф о пещере <нрзбр.>. Таблица <нрзбр.> ).
XIII. Аристотель (Жизнь и личность. Метод в <нрзбр.>. Аристотель и Платон. Аристотель и Гёте).
XIV. Проблема времени. Мистерии и посвящения.
XV. Возникновение философской терминологии.
XVI. Первые шаги греческой философии. Вып. 2."
Вероятно, при составлении данного плана Флоренский пришел к мысли вычленить из нее ядро отдельного труда: он обводит первые семь пунктов карандашом и делает прикидочный расчет листов. Подробный план этих семи пунктов как самостоятельного труда Флоренский сделал через несколько дней:
"У истоков мировоззрений (У водораздела544 мысли) 1917.XI.23(?)
Истоки...? Семена мировоззрений (мысли)
(Черты конкретной метафизики)
I. Задачи конкретной метафизики. (Философия и антропология). Значение лекций. Диалектика. Антропологические интуиции как зерна систем мысли. Необходимость подхождения к истории мысли чрез исследование интуиций. Конкретная метафизика и философская антропология.
II. О терминах в философии. (Философия и техника. Человек и орудие). "Термин". Homo faber. Продолжение наших чувств. Органопроэкция. Символика сновидений. Хозяйство. Макрокосм и микрокосм. "Целое". Идея целого в истории мысли. Divina sive aurea sectio. De divina proportione. Золотое сечение в расчленениях времени. Смысл закона Цейзинга. Разбор некоторых суждений о законе Цейзинга. Эмпирические данные о расчленении в пространстве. Эмпирические данные о расчленении во времени - "SIN" (святыни, машины, понятия). Схемы взаимоотношения человеческих деятельностей. Литургическое происхождение культуры. Литургические основы философской терминологии. Строения термина. Примеры. История философии - как история терминологии. 6 - 8 листов, 10.
III. Об историческом познании. (философия и генеалогия). Науки естественные и науки исторические. Закон и индивидуальное. "Ergon и ™nљgeia. Вещь и личность. Анализ Римл. I, 18 - 27. Природа и культура. Категории естествознания и категории культуроведения. Причинность и родословие. Средоточное значение генеалогии в культурной жизни. Разные моменты в понятии о родословии. Генеалогические схемы и знаки. Способы генеалогических записей. Родословная связь идей. Родословная связь духовной жизни. Принципиальное обсуждение родословных схем. Связь родословия с теорией и психологией знания. Познание и рождение. Строение истории как системы родовых тканей. Род святых. Богоматерь и история Израиля. Род <нрзбр.> ученых и др. Жизнь рода и целесообразность ее строения. 6 л.
IV. Смысл идеализма. (Метафизика рода и лика). Платонизм. Универсалии. Противоречивость "единого" и "многого" в акте познания. Типы учений об универсалиях. Логическое подхождение. Проблема портрета. Подхождение мета-психологическое. Попытки новой живописи. Духовное созерцание. Род логический и род биологический. Вид и лик. Имманентное и трансцендентное. Семя и астрология. Символика религий. 6 л.
V. Общечеловеческие корни идеализма. (Философия и народные верования (в слово?). Платонизм и целостное мирочувствие народа. Ведуны. Магия слов. Метафизика имени. 3 л.
К V. 1. Общечеловеческие корни идеализма.
Элементы сказки.
Из заметок о мистической фауне <нрзбр.>.
Из записных книжек наблюдателя.
а) корсики
б) рассказ Вл.А.Кожевникова о браках первых богов и шаги <?> людей
в) цвет папоротника
(г) транс Солнца. Астрология?)
д) язык природы (а м<ожет> б<ыть,> просто вставить из лекций)
е) о камлании - по Серашевскому и Хорузину
2. <...>
VI. Метафизика имен в историческом освещении. Вместо вступления: афонский спор и философские позиции противников. - Лингвистическое исследование и словоупотребление слова "имя" в языках арийских и языках семитских. Религиозно-историческое обследование понятия об имени. Имя и его носитель. Мистическое значение имени. "Власть имени". Божественные имена Библейские воззрения на имя. "Во имя Божие". Мистика имен в Новом Завете и в церковном предании. Сакраментальное переименование в браке, в побратимстве, в рабстве и клиентстве, при вхождении в семью, в род и т.д., при натурализации, при интронизации, при посвящении в мистерии, в монашеском постриге, в сектантстве и при крещении; посмертное. Мистическое переименование при обращениях. Имена и характеристики. Свидетельства народной поэзии и поэзии искусственной. История и народные убеждения о связи имен с характеристиками. Опыты объяснения позитивистического характера. Имена как категории.
VII. Об ориентировке в философии. (Философия и вера545 ). Понятие об ориентировке. Связь ее с системой категорий. Ориентирование на механизме. Ориентировка на поле. Каббализм. Экстаз пола. Свет. Имя Божие. Буквы и числа. Сефироты. Метод Каббалы. Ориентировка на крови. Христианство. Мученичество. Евхаристия. Крест. Свет.
<VII.> Земля и Небо. (Философия и астрология). Очерк истории астрологии. Св<ятые> о<тцы> и астрология. Астрология в недавнее прошлое. Астрология и духовная школа. Современность об астрологии. Астрология и фольклор. Астрология и литература.
VIII. Указатель имен и предметов.
Приблизительно на 30 - 32 печатных листа".
Сопоставление этого развернутого плана книги с лекционными курсами и программами показывает их теснейшую органическую связь. Раздел книги "II. О терминах в философии" соответствует спецкурсу 1917 г. "Из истории философской терминологии" и более поздним лекциям "Чтения по философии культа" (май - июнь 1918 г.); раздел книги "III. Об историческом познании" соответствует лекционному курсу 1916/1917 уч. года "О принципах исторического познания"; раздел книги "IV. Смысл идеализма" соответствует разделам лекционных курсов 1914/1915 уч. года "III. Возникновение и развитие идеализма", 1915/1916 уч. года "II. Смысл идеализма" (более обобщенное изложение см. также в работе "Смысл идеализма", Сергиев Посад, 1915); раздел книги "V. Общечеловеческие корни идеализма" соответствует одноименной пробной лекции, прочитанной 17 сентября 1908 г. (Сергиев Посад, 1909); раздел книги "VI. Метафизика имен в историческом освящении" соответствует студенческой работе 1906 - 1907 гг. "Священные переименования" и более поздней работе 1923 - 1926 гг. "Имена" (см.: "Социологические исследования", 1988 - 1989); раздел книги "VII. Об ориентировке в философии" соответствует лекционному курсу 1915/1916 уч. года "I. Типы философского мышления" (учения о категориях); темы раздела "<VII.> Земля и Небо" были затронуты в более позднем курсе 1921 г. "Культурно-историческое место и предпосылки христианского миропонимания"546 . Таким образом, прямого соответствия не видно лишь для вступительного раздела книги "I. Задача конкретной метафизики", и, самое главное, не выделился еще как самостоятельный будущий первый выпуск книги "У водоразделов мысли" (соответственно проспекту 1922 г.). Эта же структура сохранялась и в подробных планах "Собрания сочинений" Флоренского, над которыми он работал в 1918 г.
"После отъезда С.Н.Булгакова. День моего рождения. 1918.I.9".
Собрание сочинений священника Павла Флоренского.
Т. I. (2 части?). У водоразделов мысли (Черты конкретной метафизики). Задачи конкретной метафизики. (Философия и антропология). О терминах в философии. (Философия и техника). Об историческом познании. (Философия и генеалогия). Смысл идеализма. (Метафизика рода и лика). Общечеловеческие корни идеализма. (Философия и народные верования (в слово?)). Метафизика имен в историческом освещении. Об ориентировке в философии. (Философия и жизнечувствие). Земля и Небо. (Философия и астрология). Указатель <нрзбр.>".
"Собрание сочинений священника П.А.Флоренского547
Том I. У водоразделов мысли. (Черты конкретной метафизики). Содержание: Философская антропология как основание философии. Интуиции направлений человеческого бытия. Орудийное значение терминов в философии".
С начала 1918 г. Флоренский усиленно работает над разделом книги "II. О терминологии в философии", о чем свидетельствует следующая записка:
"1918.IV.14.
Есть уже окончат<ельно> написанное.
8 + сюда прибавится 6 (предисл<овие>).
19 Наука описания.
38 Диалектика
45 Антином<ия> языка + 10 (Линцбах)
18 Продолж<ение> наших чувств
128 + 25 (Термин)
20 (Homo faber) (организм <нрзбр.> )
25 Органопроэкция
15 Символика сновидений
10 Хозяйство
20 Макрокосм и микрокосм
25 Целое
Целое по<нрзбр.>
20 20 aurea sectio
25 Зол<отое> сеч<ение> во времени
20 Строение термина
30 Примеры разных <нрзбр.>
10 Смысл закона зол<отого> сеч<ения>
15 Разбор суждений о нем
20 sin
30 Примеры sin
345
Итого стр<аниц> рукописных 473, что дает 15 - 20 печатн<ых> листов. Лучше всего, ради устранения лишних разговоров, разделить его на два: а) о терминах, б) о орудиях и хозяйстве, о технике. а) присоединить "о строении термина" и примеры. б) начать Homo faber, потом "Расширение наших чувств".
Вероятно, в это время Флоренский нарисовал обложку обдумываемого издания: "Собрание сочинений. Том I
Священник Павел Флоренский У водоразделов мысли Часть первая
Selbst erfinden ist sch?n; doch gl?cklich von Anderem Gefundnes, Fr?lich erkannt und desch?tzt, nennust du das weniger dein?
(G?the, - Vier Jahres - Zeiten. Herbst)
Путь Сергиев Посад 1918".
Впервые публикуемый первый выпуск как самостоятельно выделенный раздел в книге "У водоразделов мысли" появился в 1919 г.
"Собрание сочинений священника Павла Флоренского (Приблизительный проспект) 1919.IX.18
<нрзбр.>
тт. V - VII (+ +)548 . У водоразделов мысли. (Черты конкретной метафизики). Задачи конкретной метафизики (философия и антропология). Мысль и язык (философия языкознания) (+ + +). Действие и орудие (философия и техника) (+ +). Об историческом познании (философия и генеалогия) (+ +). Смысл идеализма (метафизика рода и лика) (+ + +). Общечеловеческие корни идеализма (философия и народные Верования в слово) (+ + +). Метафизика имен в историческом освещении (+ + -)549 . Об ориентировке в философии (философия и жизнечувствие: механическое мировоззрение, Каббала, оккультизм, христианство ( + -).
Земля и Небо (философия и астрология) (+ -) …"
В октябре 1919 г. Флоренский написал статью "Обратная перспектива" и как наиболее подготовленный материал предполагал издать ее первым выпуском книги "У водоразделов мысли". Как и четыре года назад Флоренский рисует обложку:
"Павел Флоренский
У водоразделов мысли (Черты конкретной метафизики)
Selbst erfinden ist sch?n; doch gl?cklich von Anderem Gefundnes, Fr?lich erkannt und gesch?tzt, nennst du das weniger dein?
(G?the, - Vier Jahres - Zeiten. Herbst)
Выпуск I. Обратная перспектива Москва 1922"
Одновременно Флоренский составляет обновленный план "У водоразделов мысли", в который впервые были включены два завершенных предисловия (вместо незавершенного раздела "Философская антропология") и работа "Обратная перспектива":
"У водоразделов мысли Содержание:
1. На Маковце (вместо предисловия).
2. От автора (о способе изложения). Пути и средоточия.
3. Мысль и язык.
I. Наука как символическое описание.
II. Диалектика.
III. Антиномия языка.
IV. Термин
V. Строение слова.
VI. Магичность слова.
VII. Имеславие как философская предпосылка.
5. Воплощение формы (действие и орудие).
I. Homo feber.
II. Продолжение наших чувств.
III. Органопроэкция.
IV. Символика видений.
V. Мистическая анатомия (?)550
V. Хозяйство.
VI. Макрокосм и микрокосм
6. Форма.
I. Понятие формы.
II. Целое.
III. Divina sectio.
IV. Золотое сечение в биологии и в искусстве.
V. Целое во Времени.
VI. Золотое сечение во временном развитии (биография, искусство, биология)551 . Организация времени.
VII. Циклы развития.
VIII. Signatura rerum.
IX. Аналитическое выражение формы (формула формулы).
(X.?). Геометрические формы как пред-изображения.
7. Об историческом познании. История и родословие (проблема генеалогии).
8. Смысл идеализма (метафизика рода и лика).
9. Общечеловеческие корни идеализма (философия и народн<ая> вера в слово).
10. Метафизика имени в историческом освещении.
11. Имена.
12. Об ориентировке в философии (философия и жизнечувствие). Механическ<ое> мировоззрение, каббала, оккультизм, христианство.
13. Земля и Небо (философия и астрология)"552 .
Дата составления последней редакции плана книги "У водоразделов мысли" определяется по авторской записи на машинописном экземпляре "Печатные труды П.А.Флоренского": 1922.VII.4. Для "Мнимости в геометрии". Одновременно со списком "Печатные труды П.А.Флоренского" в конце книги "Мнимости в геометрии. (Опыт нового истолкования мнимостей)" (М., "Поморье", 1922) было напечатано следующее объявление:
Издательство "ПОМОРЬЕ" приступило к печатанию труда П.А.Флоренского У ВОДОРАЗДЕЛОВ МЫСЛИ (Черты конкретной метафизики)
Под таким заглавием предполагается издать ряд выпусков, объединенных общим замыслом, но так, что каждый выпуск имеет и самостоятельное значение.
Содержание выпусков ближайших таково:
I
1. На Маковце. 2. Пути и средоточия. 3. Обратная перспектива. 4. Мысль и язык. (Наука как символическое описание. Диалектика. Антиномия языка. Термин. Строение слова. Магичность слова. Имеславие как философская предпосылка)
II
5. Воплощение формы. (Действие и орудие). (Homo faber. Продолжение наших чувств. Органопроэкция. Символика сновидений. Пространство тела и мистическая анатомия. Хозяйство. Макрокосм и микрокосм)
III
6. Форма и организация. (Понятие формы. Целое. Divina sectio. Золотое сечение. Целое во времени. Организация времени. Циклы развития. Signatura rerum. Формула формы)
Дальнейшие выпуски будут примерно содержать:
7. Имя рода. (История, родословие и наследственность)
8. Смысл идеализма. (Метафизика рода и лика)
9. Общечеловеческие корни идеализма. (Философия народов)
10. Метафизика имени в историческом освещении.
11. Имя и личность.
12. Об ориентировке в философии. (Философия и жизнечувствие). (Механистическое миропонимание. Каббала. Оккультизм. Христианство)
13. Земля и Небо. (Философия, астрология, естествознание)
14. Символотворчество и закон постоянства.
В этом проспекте, как и в предыдущем варианте 1922 г., первый выпуск приобретает четкое строение: два предисловия, раздел о зрительном символе ("Обратная перспектива), раздел о словесном символе ("Мысль и язык"). Заключение "Итоги" было написано в ноябре - декабре 1922 г. и потому в проспект не попало, но ясно, что оно относится именно к первому выпуску. Техническое оформление последующих выпусков, к сожалению, потеряло прежнюю четкость и правильнее было бы их оформить соответственно плану от 23 ноября 1917 г. так: выпуск IV. Имя рода (соответствует "Об историческом познании"); выпуск V. Смысл идеализма; выпуск VI. Общечеловеческие корни идеализма (т.к. изданная лекция невелика, то ее можно объединять с выпуском V); выпуск VII. Метафизика имени в историческом освещении (соответствует работе "Священные переименования"); выпуск VIII. Имя и личность (соответствует работе "Имена"); выпуск IX. Об ориентировке в философии (соответствует черновикам курса "Учение о категориях" и лекциям "Культурно-историческое место н предпосылки христианского миропонимания"). Материалы разделов "Земля и Небо", "Символотворчество и закон постоянства" не известны, и отдельные черновые записки следовало бы присоединить как приложение к выпуску IX.
Публикаторы пришли к выводу о необходимости издания основного корпуса текстов вместе с Приложениями. В Приложениях помещаются некоторые первоначальные варианты, не вошедшие в окончательный текст, отдельные материалы и записки, которые возникли в ходе работы Флоренского, небольшие самостоятельные тексты, тесно связанные с содержанием публикуемой работы.
Сложность подготовки данного труда к изданию в том, что он не только остался неопубликованным при жизни Флоренского, но и не имеет такого текста, который можно было бы считать за единственный авторизированный окончательный вариант.
В случае если текст известен в нескольких редакциях, публикаторы брали за основу последнюю по хронологии редакцию, в каком бы виде она ни была, машинописном или рукописном. Почти все машинописные экземпляры одного и того же текста последней редакции имеют свою авторскую несовпадающую правку, которую издатели по возможности сводили воедино. Иногда в машинописи, правленой Флоренским, находится явная ошибка машинистки, не замеченная им; в таком случае публикаторы возвращались к рукописному варианту. Иногда Флоренский замечал ошибку машинистки, но исправлял ее на память, не заглядывая в рукопись - возникал новый вариант, который публикаторы принимали за окончательный.
Примечания, за исключением работы "Обратная перспектива", не были завершены автором. Они сохранились в виде неполных указаний в первоначальных вариантах, в форме черновых записок без обозначении того конкретного места, к которому должны быть отнесены, выписок из литературы, цифровых указаний в текстах, но без соответствующих ссылочных данных. Учитывая незавершенность данной части работы, а также для того, чтобы избежать дублирования неполных авторских примечаний, публикаторы поместили весь справочный аппарат в конце книги, кроме завершенных авторских примечаний к работе "Обратная перспектива". В этих сводных примечаниях публикаторы стремились максимально использовать черновые и подготовительные материалы Флоренского и по возможности выделить их. Особый вопрос - об авторской пунктуации. П.А.Флоренский всегда писал со своеобразной свободной пунктуацией, не сводящейся ни к фиксированным правилам, ни к авторскому единообразию. Некоторое представление о его пунктуационных и орфографических принципах могут дать выдержки из бесед с Н.Я.Симонович-Ефимовой.
"18 октября 1926 г.
О знаках препинания. В древности не было знаков препинания. Древние оды, песни - слово за словом - иногда несколько слов в одно. Но из смысла и духа вещи понятен и размер, и пунктуация. Знаки препинания недавно. В Возрождении. Отчасти зависит от легкости воспроизведения. Раньше изложение основывалось на устном <нрзбр.>, а писали кое-что, для памяти, потому отчасти и непонятно, не объясняется. Объясняли устно. Нам не совсем уже ясно значение слов, которое им приписывали.
Начали с правописания Васи, Адриана, Наташи553 . "Вася дошел до последнего класса и теперь стали учить грамоту - правописание и чистописание. Теперь кругом афиши, объявления с ошибками". Я рассказала о корректорше, с которой ревела; в каждой типографии своя орфография. Он: "Мне нравится некоторая свобода знакоположения. Это дает ритм тот или иной. Бег фразы. Иногда надо комком слова". Я сказала о скобках, что люблю их. Он: "Не люблю скобок". А я хотела бы и маленькие, и большие, и трех родов. Он: "И<ван> С<еменович>554 говорит со скобками даже больше, чем трех родов. И у него надо ждать конца, и даже когда уйдет, а то, м<ожет> б<ыть>, все перевернет". Я: мне не хватает другого многоточия, обрывающего, а у нас многоточие - туманность, задумчивость. Леля: а мне нужны запятые большие и маленькие. Он: "Прежде не было <запятых>, они обозначали вопрос. Самый молодой из знаков - восклицательный. А раньше совсем не было даже точки и запятой. Тире - почти исключительно русский знак, взамен "есть" и "celle", "cela". То что было раньше - "оный", "каковой". Это хуже".
"Заговорили о корректоршах. Я жаловалась, что Ив<ан> С<еменович> с ними любезничает. А он на меня - что я, будто бы грубо преследую какую-то правду. Он сказал, что следовало бы выяснить права их и автора. А то автор имеет вид провинившегося, настаивая на верном. Он: "Я же лингвист, и вдруг какая-то барышня меня поправляет. И я несу ответственность, и отвечаю за свое правописание".
П.А.Флоренский при жизни отстаивал право на авторскую пунктуацию, и с этим вынуждены были считаться. Так, 24 августа 1928 года редактор научно-технического управления ВСНХ СССР Л.Балашев писал П.А.Флоренскому относительно печатания его трудов: "Корректуру Вашей работы, вернувшись из отпуска, просмотрел и сдал для исправления <...> Все Ваши указания приняты во внимание в том числе по пунктуации. Я забыл предупредить корректора, и он правил согласно обычаям".
В связи с вышесказанным: всюду, где существует хоть какое-то основание для сохранения пунктуации П.А.Флоренского - интонация, аналогия и т.п., - публикаторы стремились следовать букве его текстов. В силу этого не удалось соблюсти принципа единообразия синтаксиса. Сохранено характерное для П.А.Флоренского дефисное написание слов, к которому впрочем он прибегал не всегда.
Различные редакции и варианты одной части, а также различные части всего цикла не имеют единой системы выделений. Возможно, это связано с тем, что отдельные части готовились автором к публикации в разных изданиях. Публикаторы приняли единую систему выделений: 1) авторские выделения, смысловые или зрительные (полужирный, разрядка, курсив), сведены к полужирному; 2) курсивом выделяются авторские заметки о времени и месте написания, эпиграфы, некоторые выделенные автором термины, которые иначе надо было бы писать в кавычках; 3) петитом набраны большие цитаты и стихотворения, согласно авторским пометкам на рукописях.
В угловых скобках < > раскрываются сокращения, а также замечания публикаторов, если они включаются в авторский текст, например, в примечаниях. Квадратные [ ] и круглые () скобки, встречающиеся в тексте, принадлежат самому о. Павлу.
Принципы текстологии, осуществленные в данном издании (необходимость приложений, сведение воедино авторской правки на различных вариантах, сводные примечания с обозначением авторских материалов, соблюдение авторского правописания и пунктуации, единообразность выделений), являются первым шагом к подготовке научно-критического полного собрания сочинений П.А.Флоренского.
Все текстологические заметки перед примечаниями и вводные примечания к текстам "Магичность слова", "Имеславие как философская предпосылка" написаны игуменом Андроником.
Тексты и примечания данного издания были подготовлены: "На Маковце" - текст: игумен Андроник, С.З.Трубачев; примечания: игумен Андроник (№ № 1 - 3, 9 - 11, 13, 14), Н.К.Бонецкая (№ № 1, 4 - 8, 12, 15, 16), С.З.Трубачев (№ 8). "Пути и средоточия" - текст: игумен Андроник, С.З.Трубачев; Приложения 1, 2 - текст: те же и С.М.Половинкин; примечания: игумен Андроник (№ № 1, 3, 14, 16 - 18; Прил.: 3, 6 - 7, 9, 11 - 12), Н.К.Бонецкая (№ № 2, 4 - 13, 15; Прил.: 1, 8), С.М.Половинкин (№ 3; Прил.: 2, 10). "Обратная перспектива" - тексты: игумен Андроник, О.П.Генисаретский; примечания: А.Г.Дунаев (№ № 1 - 5, 7), С.М.Половинкин (№ № 6, 8 - 14), "Наука как символическое описание" - текст: игумен Андроник, С.М.Половинкин; примечания: А.Г.Дунаев (№ № 29, 35 - 37), С.М.Половинкин (№ № 1 - 28, 30 - 34, 36 - 41). "Диалектика" - текст: игумен Андроник, С.М.Половинкин; Приложение 1: те же; примечания: игумен Андроник (№ № 2, 4, 8, 19, 39, 43, 52, 65, 67), А.Г.Дунаев (№ № 9, 15 - 16, 18, 20 - 22, 25, 38, 40 - 43, 54, 64, 65), С.М.Половинкин (№ № 1, 3, 5 - 7, 10 - 14, 23, 24, 26 - 37, 44 - 51, 53 - 63, 66). "Антиномия языка" - текст: игумен Андроник, Н.К.Бонецкая, Трубачева М.С.; примечания: игумен Андроник (№ № 99, 106а), Н.К.Бонецкая (№ № 1 - 123), Трубачев С.3. (№ № 64, 69). "Термин" - текст: игумен Андроник, С.М.Половинкин, С.З.Трубачев; Приложения 1 - 5: те же; примечания: игумен Андроник (№ № 1, 15, 21 - 23, 75 - 76), В.В.Бибихин (№ № 44 - 49, 51 - 56), А.Г.Дунаев (№ № 2, 20, 44 - 47, 52 - 54, 58 - 59), С.М.Половинкин (№ № 3 - 43, 50, 57, 60 - 74). "Строение слова" - текст: Н.К.Бонецкая, А.А.Санчес, П.В.Флоренский; примечания: С.С.Аверинцев (№ № 1, 3 - 5, 8 - 10, 12 - 13, 15 - 17, 19 - 21, 23, 26, 31 - 33), Н.К.Бонецкая (№ № 1 - 2, 6 - 7, 11, 14, 17 - 18, 24, 27 - 29), А.Г.Дунаев (№ № 3, 8, 11, 12, 20 - 22, 25, 30, 33). "Магичность слова" - текст: игумен Андроник, Н.К.Бонецкая; Приложение 1: игумен Андроник, Приложение 2: П.В.Флоренский; примечания: Н.К.Бонецкая (№ № 1 - 6, 11 - 29), А.Г.Дунаев (№ № 20, 22), С.М.Половинкин (№ № 7 - 10), "Имеславие как философская предпосылка" - текст: игумен Андроник, Н.К.Бонецкая; Приложение 1: игумен Андроник, Н.К.Бонецкая; Приложения 2, 3: игумен Андроник; примечания: С.С.Аверинцев (№ № 14, 15), Н.К.Бонецкая (№ № 1 - 5, 7 - 13, 16 - 17, 19 - 22, 24 - 28, 30 - 41, 43, 47 - 48, 54 - 58, 60, 62 - 66, 68 - 69), А.Г.Дунаев (№ № 6, 18, 23, 29, 42, 44 - 46, 49 - 53, 59, 61). "Итоги" - текст: игумен Андроник, С.З.Трубачев; примечания: игумен Андроник (№ 2), Н.К.Бонецкая (№ № 1, 3 - 10). Перевод эпиграфа из Гёте сделан Э.Ю.Соловьевым. Сверка греческого текста произведена А.Г.Дунаевым.
Игумен Андроник (Трубачев)
Примечания
536См.: Андроник иеродиакон (Трубачев). Основные черты личности, жизнь и творчество священника Павла Флоренского. - "Журнал Московской Патриархии", 1982, № 4, с. 16.
537См.: "Христианска мысъль" (София), 1907, ч. I, кн. 3, ноемврий, с. 160 - 168; кн. 4, декемврий, с. 252 - 257.
538Флоренский Павел, священник. Вступительное слово пред защитою на степень магистра книги "О Духовной Истине". Москва, 1912 г., сказанное 19 мая 1914 г. Сергиев Посад, 1914, с. 7. (См. наст. изд. т. 1(II), с. 820).
539Подробнее см.: Андроник игумен (Трубачев). Священник Павел Флоренский - профессор Московской Духовной Академии - В кн.: Московская Духовная Академия. 300 лет (1685 - 1985). Богословские труды. Юбилейный сборник. М., 1986, с. 234.
540Вступительное слово… с. 5 - 6 (Наст. изд., т. 1(II), с. 818 - 819).
541Вступительное слово… с. 6 (Наст. изд., т. 1(II), с. 819).
542См.: Андроник иеродиакон (Трубачев). Основные черты личности… с. 12 - 19: Андроник иеродиакон (Трубачев). Епископ Антоний (Флоренсов) - духовник священника Павла Флоренского - "Журнал Московской Патриархии", 1981, № 9 - 10; Андроник игумен (Трубачев). Священник Павел Флоренский - профессор Московской Духовной Академии…, с. 290 - 314.
543Флоренский Павел, священник. Словесное служение. - Богословские труды. Сб. 17. М., 1977, с. 186.
544Исправлено карандашом: "водоразделов".
545Исправлено: "Философия и жизнечувствие".
546См.: Андроник игумен (Трубачев). Священник Павел Флоренский - профессор Московской Духовной Академии…, с. 226 - 246.
547Записка не датирована и оборвана.
548"(+ + + готово; + + наполовину готово; + в набросках или в голове частью, но с подготовленным материалом". - прим. П.Ф.
549Знак не пояснен. По видимому, он указывает на некоторую неполноту подготовительного материала.
550Зачеркнуто и карандашом написано: "Внутреннее пространство и пространство тела". Этим, вероятно, объясняется и повтор в нумерации: V, V.
551Зачеркнуто.
552Ниже карандашом: "14. Символотворчество и закон постоянства".
553Вася - В.П.Флоренский; Адриан - А.И.Ефимов, сын И.С.Ефимова и Н.Я.Симонович-Ефимовой; Наташа - Н.Н.Симонович, племянница Надежды Яковлевны и двоюродная сестра Адриана Ивановича.
554И.С.Ефимов.
555Отзыв о кандидатском сочинении студента LXVI курса МДА Вл. Ильинского на тему "Природа человека по народным воззрениям". - "Богословский вестник", 1912, с. 215.
556Общечеловеческие корни идеализма. Сергиев Посад, 1909, с. 29.
557А.Ф.Лосев. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930, с. 680.
558Смысл идеализма. В кн.: В память столетия (1814 - 1914) имп. Московской Духовной Академии. Сб. статей… Ч. 2. Сергиев Посад, 1915, с. 41 - 43.
559Органопроекция. - "Декоративное искусство СССР", 1969, № 145/12, с. 40.
560Отзыв о кандидатском сочинении студента LXVI курса МДА М.Семенова "Типы современных оккультических движений в России". - "Богословский вестник", 1912, № 3, с. 326.
561Отзыв о кандидатском сочинении студента LXVI курса МДА М.Семенова… с. 327.
562Философия культа. - Богословские труды. Сб. 17. М., 1977, с. 236.
563Философия культа. - Богословские труды. Сб. 17. М., 1977, с. 236.
564"Столп…", с. 277.
565"Столп…", с. 291 - 292.
566"Столп…", с. 312.
567"Столп…", с. 407.
568"Столп…", с. 435.
569"Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях". Рукопись.
570Из письма к дочери О.П.Флоренской. Соловецкий лагерь 23.III.1937. См.: Трубачев С.З. Музыкальный мир П.А.Флоренского. "Советская музыка", 1988, № 9 с. 99 - 100.
571С 1908 г. по 1912 г. вышло три издания.
572Священник Павел Флоренский. Предисловие "От Редакции" к книге: Иеросхимонах Антоний (Булатович). Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус, М., 1913, с. IX.
573Схимонах Иларион. На горах Кавказа (третье издание). Киев, 1912, с. 16.
574Инок Хрисанф. Рецензия на сочинение схимонаха о. Илариона "На горах Кавказа". В кн.: Святое православие и именобожническая ересь. Харьков, 1916, с. 5.
575См. об этом, напр.: Архимандрит Киприан. Антропология св. Григория Паламы. Часть II, гл. 5. Париж, 1950.
576Иеросхимонах Антоний (Булатович). Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус. М., 1913, с. 5.
577По свидетельству митрополита Вениамина (Федченкова), архиепископ Антоний выступил против почитателей Имени Божия, не читая их сочинений, но, впрочем, в соответствии со своими богословскими взглядами: "Наконец, упомяну об одном печальном факте. Известный митрополит Антоний (Храповицкий), бывший самым ярым противником афонских "имебожников", - оказалось, сам не читал нашумевшей книги, в коей высказывалось это выражение об имени Бог, "На Горах Кавказа", - и с коей собственно и началось противное течение. Однажды, когда митрополит Антоний был уже митрополитом Киевским, с ним ни обеде начала разговор Елизавета Феодоровна: почему он так сильно восстал против этой книги; а она была издана на ее средства и после одобрения сведущими лицами. Митрополит Антоний, к великому удивлению и тяжкому смущению Елизаветы Феодоровны, ответил ей, что он сам то не читал этой книги, а ему докладывал миссионер! <…> Митрополит Антоний (Храповицкий) как главный противник этого учения известен был не только резкостью и легкомыслием (его доклад в Синоде был недопустимым, невозможным, бранчливым), но и - склонностью допускать в своих воззрениях и объяснениях человеческую мысль, так называемую "нравственно-психологическуюе концепцию. И нередко он переходил религиозные границы, увлекаемый оригинальностью своих домыслов. Таков он был в отношении вообще догматов; в особенности же - в ложном, человеческом истолковании искупления" (Имеславие. В кн.: Митрополит Вениамин Федченков. Протоиерей Иоанн Сергиев. 1954. Ркп.).
578До того, как разгорелись споры на Афоне, архиепископ Никон в своих статьях и изданиях проводил вполне "имеславскую" линию. См.: <Священник Павел Флоренский.> Архиепископ Никон - распространитель "ереси". В кн.: Материалы к спору о почитании Имени Божия. Изд. 2 е. М., 1913. С. 101 - 104. Можно лишь предположить, что перемена позиции была связана с особой миссией архиепископа Никона по усмирению афонской смуты и высылке монахов с Афона.
579Сборник документов, относящихся к афонской имябожнической смуте. Птг., 1916, с. 26 - 27.
580Цит. по кн. Эрн В. Разбор Послания Святейшего Синода об Имени Божием. М., 1917, с. 38.
581Троицкий С.В. Учение афонских имябожников и его разбор. СПб., 1914, с. 18.
582Вот как описывает свое впечатление от Синодального послания митрополит Вениамин (Федченков): "Имя батюшки о. Иоанна <Кронштадтского> тесно связано с имеславием. Вспомню о собственном ощущении, когда было осуждено учение так называемых "имебожников". Это было летом (вероятно 1913 г.). Я проживал на родине. Мне пришлось прочитать в "Церковных ведомостях" об этом осуждении. И не разбираясь в данном вопросе с богословской точки зрения, я однако ощутил такой острый духовный удар, будто от меня потребовали отречения от православия. И с той поры доныне (1954), вот уже сорок лет, я не могу успокоиться окончательно. Четыре года тому назад, когда я был близок к смерти, я даже сделал "завещание" по этому поводу, желая снять (с себя по крайней мере) возможное обвинение, будто и я как то повинен в этом осуждении, хотя бы одним самим молчаливым согласием с ним" (Имеславие. В кн.: Митрополит Вениамин Федченков. Протоиерей Иоанн Сергиев. 1954. Ркп).
583См.: Эрн В.Ф. Разбор Послания Святейшего Синода об Имени Божием. М., 1917, с. 24; его же: Спор об Имени Божием. - Христианская мысль, 1916. № 9.
584Указ. соч., с. X.
585Прибавление к церковным ведомостям, 20 мая 1913. № 20, с. 853 - 869.
586"Не от звуков имени, не от отвлеченной идеи, не от умопредставляемого имени, а от Самого Бога льется на него луч благодати" (указ. соч., с. 855).
587"" знак включения (импликации при предложениях и инклюзии при классах) ("Столп…", с. 600). Знак включения в логистике различается от знака эквивалентности, равенства (=) и знака нумерического тождества (?), хотя в речи они определяются иногда и одним словом: "есть", "равно".
588В предыдущем письме Флоренский, как редактор "Богословского вестника", предложил архиспископу Антонию написать какую-либо статью к 25 летнему юбилею журнала (1892 - 1917). И ответном письме архиепископ Антоний среди ряда тем предложил статью "Об имябожниках".
589Зандер Л.А. Бог и Мир. Т. 1. Париж, 1948, с. 53.
590Истории имеславия в России и на Афоне посвящена книга Papoul…dhj K.K.Oѓ Rоsoi СnomatolЈtrai toа `Ag…ou "Orouj. Qessalon…kh, 1977. Содержание: исторический очерк - с. 13 - 76; публикация неизданных документов - с. 79 - 114; переиздание книги Булатовича `H dТxa toа Qeoа e‡uai Р 'Ihsoаj. Qess., 1913 - с. 117 - 196; особенно ценной является библиография (на новогреческом - с. 197 - 200, на русском - с. 200 - 207, на прочих языках - с. 208 - 210). Библиографию западной богословской литературы об Имени Божием см.: Historisches W?rterbuch der Philosophie.Herausgegeben von I.Ritter und K.Gr?nder. Bd. 6, Basel; Stuttgart, 1984, S. 390 - 398 (Name Gottes). См. также: Столп и утверждение истины. Примеч. 20 (с. 616) и 744 (с. 782 - 783) (литература указана А.Г.Дунаевым).

Возврат:    [начальная страница]   [список авторов]


Все содержание (C) Copyright РХГА